РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Охрана природы» (Духовно-нравственное направление)
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СОЧИ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
Утверждено
решение педсовета протокол № 1
от «_31_» __августа__2012 года
Председатель педсовета
________________Г.А.Мухина.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Охрана природы»
(Духовно-нравственное направление)
Срок реализации программы – 4 года
Возраст обучающихся – 7-11 лет
Программу составила: Селиванова Валентина Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы А.В.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиан, С.В.Тырина «Окружающий мир». – М .: Баласс, 2011 г.;
Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка
Забота о природе – одна из наиболее злободневных проблем современности.
Для заботы о природе в настоящем и будущем потребуются глубокие серьезные знания и поэтому, в первую очередь, необходимо повышать общий уровень экологических знаний, однако фундаментальных теоретических основ недостаточно.
В настоящее время в окружающую среду попадает все больше антропогенных веществ, являющимися не просто загрязнителями, но и токсичными, канцерогенными, аллергенными, мутагенными для человека и других живых организмов. Поэтому для выживания человека требуется срочный пересмотр приоритетов.
Человек должен любить природу, быть защитником природы в душе. И уже на школьной скамье можно внести весомый вклад в важнейшее дело заботы о природе. Поэтому программа очень актуальна в современных условиях и педагогически целесообразна.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность. Ее особенность заключается в том, что красной нитью через все курсы обучения проходит воспитание необходимость охраны и защиты окружающей природы (растительного, животного мира, здоровья человека).
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
Программа кружка «Охрана природы» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, развивает познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. Актуальность программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования младших школьников. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В.Тырина образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования; Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011г.
Таблица распределения тематического планирования по программе «Охрана природы» для 1-4 классов:
Номер
Направление разделов, модулей, тем
Рабочая программа по классам
Всего часов
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
аудит
неаудит
аудит
неаудит
аудит
неаудит
аудит
неаудит
1
Введение
4
1
1
1
1
2
Живые обитатели планеты
79
2.1. Звери
23
1
4
1
5
1
5
1
5
2.2. Птицы
15
1
2
1
3
1
3
1
3
2.3. Растения
22
1
4
1
5
1
4
1
5
2.4. Насекомые
14
1
3
1
4
1
4
-
-
2.5.Грибы
5
-
-
-
-
-
-
1
4
3
Земля – наш общий дом (экосистема)
50
3.1. Лес
21
1
5
1
3
1
5
1
4
3.2.Водоём
29
2
7
2
6
1
5
1
5
3.2.1.Море
8
1
3
1
3
-
-
-
-
3.2.2.Река
9
1
4
1
3
-
-
-
-
3.2.3.Минеральные источники
12
-
-
-
-
1
5
1
5
4
Рукотворная природа
33
4.1.Домашние животные
18
1
3
1
3
1
4
1
4
4.2.Комнатные растения
15
1
2
1
3
1
3
1
3
5
Времена года
64
4
12
4
12
4
12
4
12
5.1.Осень
16
1
3
1
3
1
3
1
3
5.2.Зима
16
1
3
1
3
1
3
1
3
5.3.Весна
16
1
3
1
3
1
3
1
3
5.4.Лето
16
1
3
1
3
1
3
1
3
6
Наша маленькая планета Земля (экологические акции)
40
10
10
10
10
6.1.Операция «Чистый берег»
16
4
4
4
4
6.2.Операция «Чистый двор»
16
4
4
4
4
6.3.Экологические акции
8
2
2
2
2
14
52
14
54
13
55
13
55
Итого:
270
66
68
68
68
Нормативно – правовое обеспечение программы «Охрана природы»
1. Приказ Министерства образования и науки РФ «26» ноября 2010 г. №1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
П. 16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
2. Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2012 г. № 03-296; 27.09 2012 г.№47 14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
3. Письмо ДОН от 14.09.2011 № 47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Цели программы:
расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;
формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе;
формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование
экологической культуры);
формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
ЗАДАЧИ:
воспитание любви к родной природе, экологического мышления, понимания
значимости охраны природы;
воспитание бережного отношения к окружающей среде, необходимости рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе
углубленное знакомство с природными компонентами, взаимосвязями, процессами, изучение их роли в жизни человеческого общества;
привитие трудовых навыков в практической работе по охране природы;
формирование опыта участия в природоохранной деятельности;
усвоение знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
развитие потребности общения с природой;
формирование ответственности за свои поступки;
изучение природы родного края.
Принципы программы:
Программа базируется на принципах:
единства (все мы являемся частью природы);
смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие);
сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании);
уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем);
уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет);
права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой же, если не лучше, чем она была для нас);
непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы);
люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней; ступайте по Земле с осторожностью).
Основные направления реализации программы:
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
В ходе работы используются следующие формы: беседы, путешествия, экскурсии, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Описание места программы в структуре основной образовательной программы
Программа кружка «Охрана природы» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Общий объём занятий составляет 270 часов за 4 года обучения из расчета 2 часа в неделю. Занятия проводятся в выходные дни и в каникулярное время. Наполняемость группы – от 15 человек.
1 год обучения – 66 часов
2 год обучения – 68 часов
3 год обучения – 68 часов
4 год обучения – 68 часов
Особое место в программе занимают экскурсии и практические работы.
Возраст воспитанников в группах – 7 – 11 лет, так как возрастные и психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы соответствуют данному виду творчества.
Содержание кружка «Охрана природы»
Программа курса «Охрана природы» в начальной школе содержит шесть основных разделов
1 раздел «Введение» (4 часа)
Знакомство с задачами кружка, правилами поведения при проведении экскурсий и практических работ. Что такое экология? Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Простейшая классификация экологических связей.
2 раздел «Живые обитатели планеты» (79 часов)
Растения, грибы, животные – живые организмы. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Приспособленность живых организмов к своему месту жизни. Правила поведения в природе. Что можно, а чего нельзя делать в природе.
3 раздел «Земля – наш общий дом» (экосистема) (50 часов)
Место обитания живых организмов. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Экосистема леса. Экосистема водоемов. Сообщество. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Правила безопасного путешествия.
4 раздел «Рукотворная природа» (33 часа)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта.
5 раздел «Времена года» (64 часа)
Осень. Признаки осени. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Животные и растения зимой.
Весна. Признаки весны. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнезда.
Лето. Признаки лета. Растения и животные летом.
6 раздел «Наша маленькая планета Земля» (экологические акции) (40 часов)
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, засорение водоемов, исчезновение редких растений и животных. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Экоакции.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, эколистовок, опытническая и общественно-полезная (социальная) работа. Основным содержанием экскурсий, походов являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы.
При проведении экскурсии следует:
- обратить внимание на памятники природы своей местности;
- показать примеры рационального и нерационального природопользования;
- обучать навыкам поведения в природе.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям и миру природы.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты освоения программ по внеурочной деятельности
В результате освоения программы учащиеся будут:
- проявлять интерес к познанию мира природы;
- испытывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознавать место и роль человека в биосфере;
- иметь представление о начальных формах исследовательской деятельности;
- иметь опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- иметь опыт социальной и межкультурной коммуникации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
Номер урока
Наименование разделов, модулей, тем
Разделы
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Всего
Теория
Практика
Введение
1
1
1
Введение. Мы – часть живой природы. Будем ее беречь!
1.1
1
1
-
Работать в группах и самостоятельно
Доказывать зависимость жизни людей от состояния природы
Живые обитатели планеты
2
17
Звери
2-6
Тисо-самшитовая роща. Посещение краеведческого музея
2.1
5
1
4
Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей
Птицы
7-9
Как помочь птицам зимой? Подкормка птиц
2.2
3
1
2
Называть птиц своей местности
Заготовить корм
Участвовать в акции «Подкормка птиц»
Растения
10-14
В гости к зеленой аптеке. Сбор лекарственных трав (пос. Кудепста)
2.3
5
1
4
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о лекарственных растениях
Изготовить гербарий «Лекарственные травы»
Насекомые
15-18
Самое сильное насекомое. Экскурсия к муравейнику (сан. Известия)
2.4
4
1
3
Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о насекомых
Земля – наш общий дом
3
15
Лес
19-24
Знакомство с природой своей зоны. Экскурсия на Красную поляну
3.1
6
1
5
Сравнивать хвойные и лиственные растения, выделять их отличия
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений
Водоем. Море
25-28
Обитатели морей и океанов. Посещение океанариума
3.2.1
4
1
3
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников об обитателях морей и океанов
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии
Водоем. Река
29-33
Обитатели рек. Экскурсия на берег реки Мзымта с посещением форелевого хозяйства
3.2.2
5
1
4
Наблюдать за состоянием воды в природе
Характеризовать условия для жизни и размножения рыб в неволе
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии
Рукотворная природа
4
7
Домашние животные
34-37
Собаки – самые верные друзья человека. Посещение выставки собак
4.1
4
1
3
Наблюдать за домашними питомцами
Сравнивать и различать диких и домашних животных
Характеризовать роль домашних животных в жизни человека
Комнатные растения
38-40
Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)
4.2
3
1
2
Выращивать и ухаживать за зелеными культурами
Собрать информацию о пользе лука и чеснока
Времена года
5
12
Осень
41-44
Краски осенней природы. Экскурсия в Курортный городок
5.1
4
1
3
Различать времена года по признакам
Характеризовать времена года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»
Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года
Сравнивать погоду в разные времена года
Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке
Зима
45-48
«Поет зима, аукает». Экскурсия в Курортный городок
5.2
4
1
3
Весна
49-52
Природа пробуждается. Экскурсия в Курортный городок
5.3
4
1
3
Лето
53-56
«Вот и лето пришло!» Экскурсия в Курортный городок
5.4
4
1
3
Наша маленькая планета Земля (экологические акции)
6
57-60
Операция «Чистый берег»
6.1
4
-
4
Анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
Участвовать в экологической акции
61-64
Операция «Чистый двор»
6.2
4
-
4
Участвовать в уборке школьного двора
65-66
Экологическая акция «Сохраним первоцвет!» (составление и распространение листовок)
6.3
2
-
2
Анализировать жизненные ситуации по исчезновению первоцветов
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе
Составить и развесить эколистовки
Итого
66 ч
2 класс (68 часов)
Номер урока
Наименование разделов, модулей, тем
Разделы
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Всего
Теория
Практика
Введение
1
1
1
Введение. Беседа «Здоровье Планеты – наше здоровье»
1.1
1
1
Участвовать в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения человека, способствующих сохранению природы
Живые обитатели планеты
2
21
Звери
2-7
Животные нашей местности. Посещение вольерного комплекса
2.1
6
1
5
Сравнивать внешний вид и характерные особенности животных своей местности
Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных
Характеризовать условия для жизни животных в вольерном комплексе
Птицы
8-11
Как помочь птицам зимой? Операция «Кормушка»
2.2
4
1
3
Изготовить кормушку для птиц
Проводить групповые наблюдения за жизнью птиц зимой
Растения
12-17
Самый северный в мире. Экскурсия на чайные плантации
2.3
6
1
5
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о чайных плантациях
Проводить наблюдение за выращиванием чая
Насекомые
18-22
Пчела – домашнее насекомое. Экскурсия на пасеку
2.4
5
1
4
Характеризовать роль продуктов жизнедеятельности пчелы для здоровья человека
Земля – наш общий дом
12
Лес
23-26
В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (короткая тропа)
3.1
4
1
3
Сравнивать и различать дикорастущие деревья, кустарники и травы
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений
Водоем. Море
27-30
Обитатели морей и океанов. Посещение дельфинария
3.2.1
4
1
3
Характеризовать роль морских животных в природе
Сравнивать и различать морских обитателей
Водоем. Река
31-34
Жизнь осеннего водоема. Посещение рекреационных зон на берегу реки Мзымта
3.2.2
4
1
3
Устанавливать закономерность и взаимосвязи в природе
Оценивать влияние современного человека на состояние растений по берегам реки
Рукотворная природа
4
8
Домашние животные
35-38
Кошки, которые не гуляют сами по себе. Посещение выставки кошек
4.1
4
1
3
Наблюдать за домашними питомцами
Сравнивать и различать диких и домашних животных
Характеризовать роль домашних животных в жизни человека
Комнатные растения
39-42
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа
4.2
4
1
3
Выращивать и ухаживать за зелеными культурами из семян
Собрать информацию о пользе петрушки и укропа
Времена года
5
12
Осень
43-46
Красота осенней природы. Экскурсия в Курортный городок
5.1
4
1
3
Различать времена года по признакам
Характеризовать времена года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»
Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года
Сравнивать погоду в разные времена года
Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке
Зима
47-50
Зимний лес. Экскурсия в Курортный городок
5.2
4
1
3
Весна
51-54
«Весна в окно стучится». Экскурсия в Курортный городок
5.3
4
1
3
Лето
55-58
«Лето, ах, лето!» Экскурсия в Курортный городок
5.4
4
1
3
Наша маленькая планета Земля (экологические акции)
6
10
59-62
Операция «Чистый берег»
6.1
4
-
4
Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе
Участвовать в экологической акции
63-66
Операция «Чистый двор»
6.2
4
-
4
Участвовать в уборке школьного двора
67-68
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» (составление и распространение листовок)
6.3
2
-
2
Анализировать жизненные ситуации по вырубке деревьев
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе
Составить и развесить эколистовки
Итого
68
3 класс (68 часов)
Номер урока
Наименование разделов, модулей, тем
Разделы
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Всего
Теория
Практика
Введение
1
1
1
Введение. Беседа с просмотром презентации «Планета Земля в опасности. Сохраним наш дом»
1.1
1
1
Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения человека, которые не вредят природе
Характеризовать работу людей по сохранению природы
Живые обитатели планеты
2
20
Звери
2-7
Животный мир нашей местности. Посещение зоопарка санатория «Октябрьский»
2.1
6
1
5
Характеризовать условия для жизни животных в неволе
Различать виды животных
Птицы
8-11
Где живут птицы? Акция «Скворечник»
2.2
4
1
3
Характеризовать условия для жизни птиц
Характеризовать роль птиц в природе и жизни людей
Растения
12-16
Удивительный мир растений. Экскурсия в парк Южных культур
2.3
5
1
4
Характеризовать роль растений в природе и жизни людей
Сравнивать и различать дикорастущие растения, характеризовать их роль в жизни человека
Насекомые
17-21
Цветы, которые летают. Посещение выставки бабочек
2.4
5
1
4
Характеризовать роль бабочек в природе
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о бабочках
Земля – наш общий дом
3
12
Лес
22-27
В гости к природе. Ахштырский каньон
3.1
6
1
5
Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии
Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы
Водоем. Минеральные источники
28-33
Медвежий угол. Экскурсия на источники Чвижепсе
3.2.3
6
1
5
Оценивать свойства воды из минеральных источников
Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии
Рукотворная природа
4
7
Домашние животные
34-38
Рыбы – самые тихие соседи. Посещение мацестинского аквариума
4.1
5
1
4
Характеризовать условия для жизни рыб
Характеризовать роль рыб в природе и жизни людей
Сравнивать и различать некоторые виды рыб
Комнатные растения
39-42
Беседа «Комнатные растения. Зачем они?» Посадка цветов для озеленения класса
4.2
4
1
3
Выращивать, ухаживать и наблюдать за комнатными растениями
Различать комнатные растения
Извлекать необходимую информацию о влиянии света на рост и развитие комнатных растений
Времена года
5
12
Осень
43-46
«Осень – рыжая подружка». Экскурсия в Курортный городок
5.1
4
1
3
Различать времена года по признакам
Характеризовать времена года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»
Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года
Сравнивать погоду в разные времена года
Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке
Зима
47-50
Лес готовится ко сну. Экскурсия в Курортный городок
5.2
4
1
3
Весна
51-54
Весна в природе. Экскурсия в Курортный городок
5.3
4
1
3
Лето
55-58
«Вот и лето подоспело». Экскурсия в Курортный городок
5.4
4
1
3
Наша маленькая планета Земля (экологические акции)
6
59-62
Операция «Чистый берег»
6.1
4
-
4
Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе
Участвовать в экологической акции
63-66
Операция «Чистый двор»
6.2
4
-
4
Участвовать в уборке школьного двора
67-68
Экологическая акция «Берегите воду!» (составление и распространение листовок)
6.3
2
-
2
Анализировать жизненные ситуации по загрязнению и неэкономному использованию воды
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе
Составить и развесить эколистовки
Итого
68
4 класс (68 часов)
Номер урока
Наименование разделов, модулей, тем
Разделы
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Всего
Теория
Практика
Введение
1
1
1
Введение. Беседа с просмотром презентации «Экологические катастрофы»
1.1
1
Оценивать влияние современного человека на природу
Участвовать в диспуте, посвященному глобальным проблемам экологии
Живые обитатели планеты
2
21
Звери
2-7
Братья наши меньшие. Посещение обезьяньего питомника
2.1
6
1
5
Характеризовать условия для жизни обезьян
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний о жизни обезьян
Птицы
8-11
Праздник «День птиц». Конкурс на лучший кадр
2.2
4
1
3
Характеризовать роль птиц в природе и жизни человека
Готовить фотовыставку
Растения
12-17
Такие удивительные растения! Экскурсия в парк Дендрарий
2.3
6
1
5
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения
Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия
Грибы
18-22
Царство грибов. Экскурсия в лес пос. Бестужевка
2.5
5
1
4
Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов
Различать съедобные и несъедобные грибы
Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей
Земля – наш общий дом
3
12
Лес
23 -26
В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (длинная тропа)
3.1
4
1
3
Характеризовать роль растений в природе и жизни людей
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений
Доказывать зависимость удовлетворения потребности людей от природы
Водоем. Минеральные источники
27-30
Живительная сила воды. Экскурсия на Мацесту
3.2.3
4
1
3
Оценивать свойства воды из минеральных источников
Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии
Рукотворная природа
4
8
Домашние животные
35-38
Пернатая радуга. Посещение выставочного павильона парка Дендрарий
4.1
4
1
3
Характеризовать условия для жизни птиц
Характеризовать роль птиц в жизни людей
Комнатные растения
39-42
Выращивание декоративных растений из семян для школьных клумб
4.2
4
1
3
Выращивать и ухаживать за растениями для школьных клумб
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний о выращивании декоративных растений
Участвовать в озеленении школьного двора
Времена года
5
12
Осень
43-46
«Скоро осень проснется и заплачет спросонья». Экскурсия в Курортный городок
5.1
4
1
3
Различать времена года по признакам
Характеризовать времена года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»
Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года
Сравнивать погоду в разные времена года
Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке
Зима
47-50
«Чародейкою Зимою околдован, лес стоит». Экскурсия в Курортный городок
5.2
4
1
3
Весна
51-54
«Тепло природу разбудило…». Экскурсия в Курортный городок
5.3
4
1
3
Лето
55-58
«Опять смеется лето!» Экскурсия в Курортный городок
5.4
4
1
3
Наша маленькая планета Земля (экологические акции)
6
10
59-62
Операция «Чистый берег»
6.1
4
-
4
Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе
Участвовать в экологической акции
63-66
Операция «Чистый двор»
6.2
4
-
4
Участвовать в уборке школьного двора
67-68
Экологическая акция «Сохраним чистоту улиц!» (составление и распространение листовок)
6.3
2
-
2
Анализировать жизненные ситуации по загрязнению улиц
Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе
Составить и развесить эколистовки
Итого
68
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
«Охрана природы»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 27.
Содержание программы внеурочной деятельности «Охрана природы», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- установление причинно-следственных связей.
Прогнозируемые результаты реализации программы
«Охрана природы»
Первый уровень результатов освоения программы «Охрана природы»
духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экскурсиях, экологических праздниках, экологических акциях.
Третий уровень результатов
проведение самостоятельного поиска информации;
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы;
учёт фенологических наблюдений в природе своей местности;
получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения;
формирование представления об общечеловеческих ценностях, какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Прогнозируемые результаты реализации программы
курса «Охрана природы»
На первом уровне:
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года;
перечислять особенности растений; животных (насекомых, рыб, птиц, зверей), грибов;
эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе;
экологически мыслить и понимать значимость охраны природы.
На втором уровне:
оценивать правильность поведения людей в природе;
реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
На третьем уровне:
наблюдать и оценивать явления природы;
выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
моделировать правильное поведение на природе в различных ситуациях;
бережно относиться к родной природе;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить;
пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.
Описание материально-технического обеспечения курса
«Охрана природы»
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
Печатные пособия
1. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырина. Программа «Окружающий мир» (для 1-4 классов) – М.: Баллас, 2011г.
2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения - М.: «Просвещение», 2011 г.
1
1
2.
Технические средства обучения
Компьютер
1
3.
Экранно-звуковые пособия
Диски с фильмами о природе
4
4.
Оборудование кабинета
Ученические столы
Ученические стулья
Шкафы
Стол для учителя
Интерактивная доска
17
34
3
1
1
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического объединения учителей ___________ __К.М.Багдасарян
От ______№______________________ «___»_______________2012год
Календарно – тематическое планирование курса
«Охрана природы»
1 класс
Номер урока
Содержание (разделы, темы)
Разделы
Количество часов
Дата проведения
Оборудование урока
Основные виды учебной деятельности
(УУД)
план
факт
Введение. Мы – часть живой природы. Будем ее беречь!
1.1
1
Презентация
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности во время экскурсии.
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение (версию)
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и экскурсий и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Знакомство с природой своей зоны. Экскурсия на Красную поляну
3.1
6
Самое сильное насекомое. Экскурсия к муравейнику (сан. Известия)
2.4
4
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Обитатели морей и океанов. Посещение океанариума
3.2.1
4
Операция «Чистый берег»
6.1
2
Мусорные пакеты
Краски осенней природы. Экскурсия в Курортный городок
5.1
4
Тисо-самшитовая роща. Посещение краеведческого музея
2.1
5
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
«Поет зима, аукает». Экскурсия в Курортный городок
5.2
4
Как помочь птицам зимой? Подкормка птиц
2.2
3
Корм для птиц
Собаки – самые верные друзья человека. Посещение выставки собак
4.1
4
Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)
4.2
1
Ящики с землей, луковицы, чеснок
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)
4.2
1
Лейка, палочка для рыхления
Обитатели рек. Экскурсия на берег реки Мзымта с посещением форелевого хозяйства
3.2.2
5
Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)
4.2
1
Лейка, палочка для рыхления
Природа пробуждается. Экскурсия в Курортный городок
5.3
4
Экологическая акция «Сохраним первоцвет!» (составление и распространение листовок)
6.3
2
Листы бумаги, фломастеры
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
В гости к зеленой аптеке. Сбор лекарственных трав (пос. Кудепста)
2.3
5
«Вот и лето пришло!» Экскурсия в Курортный городок
5.4
4
Операция «Чистый берег»
6.1
2
Мусорные пакеты
Итого
66
2 класс
Номер урока
Содержание (разделы, темы)
Разделы
Количество часов
Дата проведения
Оборудование урока
Основные виды учебной деятельности
(УУД)
план
факт
Введение. Беседа «Здоровье Планеты – наше здоровье»
1.1
1
Презентация
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
Определять цель занятия и экскурсии с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
Учиться планировать познавательную деятельность во время занятий или на экскурсии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе личного опыта ).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и экскурсий и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (короткая тропа)
3.1
4
Самый северный в мире. Экскурсия на чайные плантации
2.3
6
Жизнь осеннего водоема. Посещение рекреационных зон на берегу реки Мзымта
3.2.2
4
Красота осенней природы. Экскурсия в Курортный городок
5.1
4
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Мусорные пакеты
Обитатели морей и океанов. Посещение дельфинария
3.2.1
4
Операция «Чистый берег»
6.1
2
Веники, мусорные пакеты
Кошки, которые не гуляют сами по себе. Посещение выставки кошек
4.1
4
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Зимний лес. Экскурсия в Курортный городок
5.2
4
Как помочь птицам зимой? Операция «Кормушка»
2.2
4
Кормушки, корм для птиц
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» (составление и распространение листовок)
6.3
2
Листы бумаги, фломастеры
Животные нашей местности. Посещение вольерного комплекса
2.1
6
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа
4.2
1
Ящики с землей, семена петрушки и укропа
«Весна в окно стучится». Экскурсия в Курортный городок
5.3
4
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа
4.2
1
Лейка, палочка для рыхления
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа
4.2
1
Лейка, палочка для рыхления
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа
4.2
1
Лейка, палочка для рыхления
Пчела – домашнее насекомое. Экскурсия на пасеку
2.4
5
«Лето, ах, лето!» Экскурсия в Курортный городок
5.4
4
Операция «Чистый берег»
6.1
2
Мусорные пакеты
Итого
68
3 класс
Номер урока
Содержание (разделы, темы)
Разделы
Количество часов
Дата проведения
Оборудование урока
Универсальные учебные действия
(УУД)
план
факт
Введение. Беседа с просмотром презентации «Планета Земля в опасности. Сохраним наш дом»
1.1
1
Презентация
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
Определять цель занятия и экскурсии с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
Учиться планировать познавательную деятельность во время занятий или на экскурсии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе личного опыта ).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и экскурсий и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В гости к природе. Ахштырский каньон
3.1
6
Животный мир нашей местности. Посещение зоопарка санатория «Октябрьский»
2.1
6
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Рыбы – самые тихие соседи. Посещение мацестинского аквариума
4.1
5
Операция «Чистый берег»
6.1
2
Мусорные пакеты
«Осень – рыжая подружка». Экскурсия в Курортный городок
5.1
4
Цветы, которые летают. Посещение выставки бабочек
2.4
5
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Экологическая акция «Берегите воду!» (составление и распространение листовок)
6.3
2
Листы бумаги, фломастеры
Лес готовится ко сну. Экскурсия в Курортный городок
5.2
4
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Где живут птицы? Акция «Скворечник»
2.2
4
Беседа «Комнатные растения. Зачем они?»
4.2
1
Презентация
Посадка цветов для озеленения класса
4.2
1
Ящики с землей, рассада
Весна в природе. Экскурсия в Курортный городок
5.3
4
Операция «Чистый двор»
6.2
1
Веники, мусорные пакеты
Посадка цветов для озеленения класса
4.2
1
Лейка, палочка для рыхления
Удивительный мир растений. Экскурсия в парк Южных культур
2.3
5
Посадка цветов для озеленения класса
4.2
1
Лейка, палочка для рыхления
Медвежий угол. Экскурсия на источники Чвижепсе
3.2.3
6
«Вот и лето подоспело». Экскурсия в Курортный городок
5.4
4
Операция «Чистый берег»
6.1
2
Мусорные пакеты
Итого
68
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ