Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и мой мир»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я и мой мир»
Пояснительная записка.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большом объёме и более разнопланово донести до ребёнка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Социальный заказ на выпускника 1 образовательной ступени диктует формирование ребёнка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий). Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Общая характеристика программы.
Цели курса:
Образовательные
* Формирование устойчивого познавательного интереса.
* Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
* Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщенности познавательных процессов в учебной деятельности.
* Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
*Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
* Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы:
Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы. Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно - научного цикла. Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения – 33 часа, 2 год обучения – 34 часа, 3 год обучения – 34 часа, 4 год обучения – 34 часа.
Формы и режим занятий:
Групповая работа;
Экскурсии;
Классные часы;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры, конкурсы, выставки;
Экскурсии, походы;
Трудовые дела;
Тренинги;
Наблюдение учащихся за событиям и в селе, стране; Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Ролевые игры;
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Тематическое планирование.
1 год обучения. (33ч.)
№
Тема
Кол-во часов на тему
1.
Тайны за горизонтом
8 ч.
2.
Жили-были динозавры…и не только они.
10 ч.
3.
Тайны камней
8 ч.
4.
Загадки растений
5 ч.
5.
Резерв
2 ч.
2 год обучения. (34 ч.)
№
Тема
Кол-во часов на тему
1.
Загадки растений
5 ч.
2.
Эти удивительные животные
6 ч.
3.
Планета насекомых
8 ч.
4.
Загадки под водой и под землёй
10 ч.
5.
Растения - рекордсмены. Животные – рекордсмены.
2 ч.
6.
Резерв
3 ч.
3 год обучения.
№
Тема
Кол-во часов на тему
1.
Тайны за горизонтом
9 ч.
2.
Жили-были динозавры…и не только они.
12 ч.
3.
Тайны камней
10 ч.
4.
Резерв
3 ч.
4 год обучения.
№
Тема
Кол-во часов на тему
1.
Загадки растений
8 ч.
2.
Утконос и компания.
6ч.
3.
Планета насекомых
5 ч.
4.
Загадки под водой и под землёй
6 ч.
5.
Что такое НЛО
1 ч.
6
Составление Альбома «Этот удивительный мир!»
5 ч.
7
Резерв
3 ч.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения.
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Основные элементы содержания
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Контроль и примечание
Тайны за горизонтом
1
Какой остров самый большой в мире?
Практические работы с картой.
Формирование собственного мнения и позиции, умения строить свои высказывания. Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий
2
Существует ли остров похожий на блюдце?
3
Какая страна самая маленькая в мире?
4
Как древние находили путь?
5
Кто открыл Австралию?
6
Существует ли жизнь в Антарктиде?
7
Как образовались Гавайские острова?
8
Где родина фигового дерева?
Жили – были динозавры… и не только они
9
Существовали ли драконы на самом деле?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Формирование позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.
10
Персонажи сказок?
11
Почему люди не летают?
12
Крокодилы.
13
Какое животное первым появилось на суше?
14
Как черепахи дышат под водой?
15
Голубые лягушки.
16
Когда появились первые рептилии?
17
Какими были первые рыбы?
18
Где живут «карманные динозавры?»
Тайны камней
19
Когда были открыты драгоценные
камни?
Практические работы: Рассматривание образцов (кремень, каменная соль, янтарь и т.д) Виртуальная экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов
Формирование умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, воспитание чувства прекрасного, стремиться к сотрудничеству.
20
Что такое песок?
21
Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
22
Как образуется золото?
23
Разнообразие камней.
24
Айсберг. Что такое коралловый остров?
25
Где находится самая большая и самая глубокая пещера?
26
Сады камней, минералов.
Загадки растений
27
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений
Практическая
работа. Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой Практическая работа через сравнение
Формирование собственного мнения и позиции, умения договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
28
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора?
29
Железное дерево.
30
Где растут орехи?
31
Почему крапива жжѐтся?
32-33
Резерв
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения.
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Основные элементы содержания
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Контроль и примечание
Загадки растений
1
Как растёт банановое дерево? Кактусы
Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой Практическая работа через сравнение Дети узнают о лекарственных растениях (например: валериана, плаун, пижма, подорожник,тысячялистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора
Формирование собственного мнения и позиции, умения договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
2
Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
3
Растения-путешественники. (Что такое эвкалипт?)
4
Лекарственные растения, правила сбора Охрана лекарственных растений.
5
Почему оливу называют деревом мира
Эти удивительные животные
6
Потомки волка.
Виртуальные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.
7
Чутьѐ обычное...и чутьѐ особое. «Нюх» на землетрясения.
8
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают
9
Речные лошади» (бегемоты, среда их
обитания.)
10
Выхухоль. «Красная книга».
11
Разумные дельфины
Планета насекомых
12
Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.
Дети узнают о разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Практическая работа.
Практические работы:
рассматривание насекомых в коллекции.
Творческая работа.
Формирование умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок
13
Как пауки плетут свою паутину?
14
Что происходит с пчёлами зимой?
15
Правда ли что у многоножки сто ног?
16
Охрана насекомых. Обладают ли кузнечики слухом?
17
Почему комар считается злейшим врагом человека?
18
Муравьи и их квартиранты?
19
Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки
Загадки под водой и под землёй
20
Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?
Дети узнают, как изучают подводный мир и что находится под водой и землёй. Виртуальная экскурсия в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Формирование умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок
21
Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?
22
Каково происхождение золотой рыбки?
23
Почему майские жуки забираются в землю?
24
Что такое ракушка-прилипала?
25
Как передвигается осьминог?
26
Что такое насекомоядные растения?
27
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
28
Может ли вода течь в гору?
29
Почему некоторые животные выглядят как растения?
Растения - рекордсмены. Животные – рекордсмены.
30
Интересные сведения о растениях и их особенностях.
Дети узнают о самых больших и маленьких растениях и животных
Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.
31
Интересные сведения о животных и их особенностях.
32-34
Резерв
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения.
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Основные элементы содержания
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Контроль и примечание
Тайны за горизонтом
1
Атлантида-сказка или реальность.(2ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Развитие учебно-познавательного интереса. Виртуальные экскурсии. Практические работы с картой. Практические работы с картой.
Развитие чувства прекрасного и эстетического, как значимой сферы человеческой жизни, воспитание гражданина России, гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.
2
Что такое водопад?
3
Как образовались Чѐрное и Каспийское моря?
4
Что такое семь чудес света?
5
Географические открытия в древности.
6
Путешествие Марко Поло.
7
Открытие Америки. Экспедиции Д.Кука.
8
Покорение Северного и Южного полюса.
9
Открытия русских путешественников ( А.Никитин, Н.М.Пржевальский).
Жили-были динозавры…и не только они.
10
Что такое ледниковый период?
Виртуальная экскурсия в палеонтологиче-ский или геологический музей.
Формирование позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.
11
Как нашли ископаемого мамонта?
12
Что такое меловые отложения?
13
Голубые киты -миф или реальность?
14
Что такое сухопутный крокодил?
15
Движение материков.
16
Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана
17
Как изучают прошлое Земли?
18
Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу
19
Леса каменноугольного периода.
20
Эпоха динозавров.
21
Птицы и звери прошлого.
Тайны камней
22
Дальмены –что это?
Виртуальная экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
Формирование умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, воспитание чувства прекрасного, стремиться к сотрудничеству.
23
Откуда взялись статуи на острове Пасха?
24
Почему нефрит называют национальным камнем Китая?
25
Откуда взялись алмазы?
26
Разнообразие камней
27
Кремень и его роль в жизни первобытного человека.
28
Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике
29
Знаменитые бриллианты.
30
Загадки янтаря и жемчуга.
31
Обыкновенное чудо-соль.
32-34
Резерв
Календарно-тематическое планирование
4 год обучения.
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Основные элементы содержания
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Контроль и примечание
Загадки растений
1
История открытия удивительных
растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.
Экскурсии в природу знакомства с местной флорой. Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.
- умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод.
- умение учиться работать в группе, умение договариваться, сотрудничать.
- умение отличать верное от неверного.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
2
Родина комнатных растений.
3
Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
4
5
История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов
6
7
Интересные особенности и необычное применение распространённых дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая.и т.д.
8
Утконос и компания.
9
История открытия удивительных
Дети узнают о загадках истории и о тайнах нашего мира.
- умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод, умение сравнивать и группировать.
- учить умению слышать и слушать, учиться работать в группе.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
10
11
Виртуальные компания животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.
12
Тайна озера Лох-Несс.
13
Существует ли снежный человек.
14
Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т.д.)
Планета насекомых
15
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.
Практические работы:
рассматривание насекомых в коллекции.
- формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме.
- участвовать в диалоге; умение слушать и понимать других.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности.
- формирование первоначальных представлений о значении здорового образа жизни.
16
Жуки. Дровосек-титан-самый крупный жук.
17
Скарабей-священный жук древних египтян. Бабочки.
18
Совка-агриппа-самая крупная бабочка.
19
Охрана насекомых.
Загадки под водой и под землёй
20
Как изучают подводныймир.
Виртуальные экскурсии в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской
- формирование умений отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в дополнительной литературе.
- умение учиться работать в группе, умение договариваться, сотрудничать.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- формирование первоначальных представлений о значении здорового образа жизни, о его позитивном влиянии на развитие человека.
21
Киты, дельфины, акулы.
22
История открытия гигантского кальмара.
23
Морские цветы (актинии), звѐзды, ежи и другие живые «чудеса».
24
Жизнь в тѐмных глубинах океана.
25
Загадочный мир пещер.
Что такое НЛО
26
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Дети узнают что такое НЛО.
- умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод.
- умение учиться работать в группе, умение договариваться, сотрудничать.
- умение отличать верное от неверного.
Составление Альбома «Этот удивительный мир!»
27
Составление Альбома «Этот удивительный мир!»
Коллективная работа.
- умение сравнивать и группировать, добывать новые знания.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
- умение планировать собственную деятельность.
- формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
28
29
30
31
32-34
Резерв
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю —отгадай! Новосибирск, 1972.
Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках.
Ярославль, 1998. 256 с.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо —всюду». Мир животных ирастений.
Ярославль, 1998.
Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984
Плешаков А.А. Зеленые страницы. -М: Просвещение, 2007.
Они должны жить. Птицы. М., 1984.
Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ