Познавательный интерес - один из самых значимых факторов учения

Познавательный интерес - один из самых значимых факторов учения.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить.» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Ян Амос Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж.Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д.Ушииский в интересе видел основной внутренний механизм успешного обучения. Даже И.Ф.Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

В обучении фигурирует особый вид интереса - познавательный интерес. Его область -познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

В познавательном интересе находит свое выражение ряд значительных для обучения и развитей моментов:

  1. В нем выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности. Любой учебный предмет и даже познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключенные в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет имеет свое своеобразие, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно. Однако все объективно интересные явления окружающего мира, заключенные и обобщенные в знаниях, находят свое выражение в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость. Этот процесс превращения объективно интересного в личностно-значимое и составляет главное в становлении интереса школьника к учению. Это особенно важно для изучения иностранного языка, т.к. познавательный интерес к нему возникает только тогда, когда ученик осмыслит личностно-практическую пользу языка.

2. В интересе наиболее ощутимо проявляется закономерность учебного процесса - переход внешних форм деятельности во внутренние процессы. Именно познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, с каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная работа, по эмоциональному и интеллектуальном}' настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса. В работе над языком, конечно, важно исходить из внешних форм деятельности для формирования познавательного интереса, поэтому важно использовать наглядность в учебном процессе.

3. В познавательном интересе находит свое выражение «мысль - воля, мысль-участие, мысль-переживание» (С .Л. Рубинштейн).

Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания, не оставляют место холодной рассудочности. Вместе с тем, в познавательном интересе мысль ищет выхода из затруднения, она не имеет созерцательного характера, она активна, она устремлена на решение познавательных задач, она слита с волевыми процессами.

Рассматривая весь учебный процесс как единство внешнего и внутреннего, учитель должен быть озабочен тем, чтобы возбуждать у учащихся столь значительные для познания процессы, как мысли - эмоции - волю, и все они в органическом единстве и составляют основу познавательного интереса, В изучении иностранного языка особенно важна активность, которая позволяет использовать максимум словарного запаса в общении с другими детьми.

4. Под влиянием познавательного интереса активизируются не только указанные процессы, он
активизирует всю познавательную деятельность, в целом и психические процессы, лежащие в
основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под его влиянием активней
протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и
логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском,
догадкой.

Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительному и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.

Факторы, влияющие на развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка.

  1. Мотивация и личностное принятие целей изучения иностранного языка.

  2. Осознание ценности овладения иностранным языком.

  3. Новизна материала, интерес к необычному, который связан с потребностью в новой социальной роли.

  4. Освоение языка становится символом вхождения в новую социальную роль.

  5. Эмоциональное отношение, положительный настрой на изучение языка, связанный с осмыслением практической значимости иностранного языка.

  6. Методика обучения, учитывающая особенности возраста: потребность в наглядности, в предметно-манипулятивной деятельности, в игровой направленности материала и т.д.

  7. Возможность для проявления инициативы, самостоятельности.

Из всех этих факторов главным является мотивация, т.к. познавательный интерес -«следствие, одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы».*

*МарковаВ.К. /Ред.Формирование интереса к учению у школьников. – М. Педагогика,1986г.

Приемы организации учебной деятельности с целью развития мотивации к изучению

иностранного языка.

Чтобы поддерживать у учащихся познавательный интерес к изучению иностранного языка, рекомендуется поддерживать у них положительную мотивацию к предмету и предупреждать отрицательную.

При овладении иноязычной культурой, как средством формирования личности вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Важно также снизить значимость неценных мотивов, или, иначе, «антимотивов». Какие мотивы и «антимотивы» движут учеником, который овладевает иностранным языком? По результатам опроса и на основе изучения методической литературы можно составить следующую таблицу:

Виды

мотивации

Общепринятые

мотивы

составляющие тот

или иной вид

мотивации

Мотивы

(по результатам

анкетирования)

«Антимотивы»

(по

результатам

анкетирования)

1

2

3

4

ВНУТРЕННЯЯ



1. Широкая

социальная

мотивация

1. Каждый культурный человек должен знать хотя

бы один иностранный язык

(варианты: изучаю

для общего развития; этот

иностранный язык - один из самых распространенных в мире и его надо знать);

2. Иностранный язык знают в семье, и это побуждает меня изучать его.

3. Изучаю, потому, что этот предмет есть в школьной программе.

4.Учу из уважения к учителю

5.Хочу знать иностранный язык не хуже своих
товарищей.

1. Мне нравится английский язык, потому что в нём больше интересного чем в русском

языке. Русский это наш язык, и мне не так интересно про

него узнавать, как про английский.

2. Без знания иностранного языка нельзя прочитать ни

одной иностранной вывески.

3. Мне нравится иностранный язык, потому что учительница хорошая и всегда всё объясняет.

1. Я не люблю английский язык, т.к. он мне не нужен. Я хотел(а) учить

(немецкий) язык: он пригодился бы

в работе и в дальнейшей учёбе.

ВНУТРЕННЯЯ


|

2.Мотивация,

связанная с

перспектив

ным

развитием

личности

6. Изучаю, потому

что иностранный

язык может пригодится в

дальнейшей жизни

4. Иностранный язык может

пригодится в институте

(варианты: в будущей работе, в

дальнейшем, в жизни)

2.Иностранный

язык мне не

пригодится в

жизни.


ВНУТРЕННЯЯ

3.

Коммуника

тивная мотивация.

7. Интересно

общаться с ребятами на уроке, обмениваться

впечатлениями.

высказывать своё мнение обсуждать какое-либо событие.

8. На занятиях иностранным

языком интересно и я не задумываюсь о других мотивах.

9. Иностранный язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов.

5. Хочу научиться писать письма на иностранном языке.

6. Нравиться, когда читаем письма из Англии, вместе

переводим эти письма.

3. Не хочу заниматься

Иностранным языком, он мне

не даётся (мне и русский язык

плохо даётся).

ВНУТРЕННЯЯ

4.Мотивация,

порождаемая самой учебной

деятельнос

тью (операцион

но-инструмен

тальная мотивация)

10.Интерисуюсь

иностранным

языком как

таковым: нравится

отгадывать значение новых

слов, выводить

грамматические

правила, выполнять

упражнения, ощущать успех в учении.

4. Нравится когда мы играем.

5. Английские слова легко

запоминаются.

б. (Нравится учить стихи.

7. Люблю переводить

короткие интересные тексты

(что бы все незнакомые слова можно было найти в словаре).

8.Люблю готовить карточки к уроку, рисовать что-то интересное.

4. Не нравится, потому что

мало смотрим диафильмов на

английском языке (вариант:

мало слушаем пластинки)

5. Много задают на дом.

6. Много (мало) пишем.

7. Побольше бы играть загадывать загадки на английском языке..



Как видно из таблицы, существует внешняя мотивация и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация бывает, как правило, дистанционной, нацеливающей учащихся на достижение конечного результатаучения. Такая мотивация к изучению иностранного языка, по результатам моих исследований, имеется у одного человека в первом классе (Захарова Катя на вопрос: «Зачем изучать иностранный язык?», ответила: «чтобы быть умной».) и у двух человек в третьем классе (Киселёва Зоя и Акопян Карина на тот же вопрос ответили: «для образования».

  • Стимулирующее воздействие внешней мотивации на процесс учения может быть достаточно сильным, поэтому важно добиваться появления этой мотивации у школьников. Для этого нужно строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для усиления влияния широкой социальной мотивации следует использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (такими средствами могут быть кинофильмы, специальная литература и т.д.). С этой же целью Г.Д. Юрченкова (школа №14 г. Серов, Свердловская область) предлагает давать ребятам задания собрать информацию по вопросам:

  • Какие иностранные слова мы употребляем, слышим, встречаем в книгах (из какого они языка)?

  • Какие иностранные передачи, фильмы, мультфильмы показывают по телевизору?

  • Какие товары (продуты) из страны изучаемого языка можно купить в магазинах нашего города?

  • Какие книга английских писателей (на английском языке и в переводе) есть в школьной и домашней библиотеках?

  • Где в нашем городе можно применить знание английского языка? и т.д., а также она советует учить детей пользоваться словарями, использовать обёртки от шоколада, этикетки, суперобложки от кассет, аннотации и другой подробный материал для индивидуальных заданий или в ролевых играх.

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Ученики не зависимо от возраста единодушно формулируют свои потребности как чисто коммуникативные, а именно: говорить на иностранном языке с другом, взрослым человеком, читать для расширения кругозора, с профессиональной целью, для удовольствия, писать (письма...). По результатам моих исследований коммуникативная мотивация является стимулом к изучению английского языка у семи третьеклассников (25,5% класса) и у девяти первоклассников (37,5% класса). Однако, несмотря на столь явно выраженное стремление учащихся к общению, именно этот вид мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный язык предстаёт как искусственное средство общения. Это означает, что так называемые естественные ситуации, используемые при обучении, носят в сущности, искусственный характер, а коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер. Это сближает её со сценической коммуникацией. Отсюда обращение к воображению ребят, к фантазии, к игре. Постановка учебной задачи перед учащимися - отправной момент для возникновения мотивации и, следовательно, успешного решения задачи общения на иностранном языке, Формулировка задания должна носить коммуникативный характер и «приглашать» учеников к общению. Содержание учебных материалов должно быть интересно школьникам. Интересный и личностно значимый текст сам по себе способствует запоминанию содержащегося в нём языкового материала, так как он вызывает большую встречную активность обучаемых. Основное содержание урока в обобщённой и схематической форме задаётся в У VI К. Задача учителя - продать уроку своеобразие, ввести живую конкретику, привлекательную для учащихся. Это достигается благодаря обсуждению на уроке актуальных событий привлечению дополнительного познавательного материала. Урок «оживает», когда его содержанием становятся факты и события, касающиеся самих учащихся.

Результаты проведённых мною исследований показали, что мотивацией, связанной с перспективным развитием личности обладают 14 третьеклассников (55,9% класса) и 12 первоклассников (50% класса). Формированию личностного отношения к знаниям способствует выполнение упражнений, которые составляют содержание каждого этапа рассматриваемого процесса. На первом этапе выполняются упражнения, направленные на выявление степени понимания содержания прочитанного текста.

Второй этап формирования личностного отношения учащихся к полученной информации предполагает выполнение следующих упражнений: выбор фактов для аргументации определённого тезиса, выявление причинно-следственных связей в тексте, формулирование проблем, заноженных в тексте и т.д.

И наконец, третий этап процесса нацеливает учеников на использование в речевых поступках полученной и осмысленной ранее информации. На этом этапе выполняются следующие упражнения: построение связного, аргументированного высказывания в поддержку того или иного тезиса, привлечение дополнительных фактов для развития суждения, выражения своей точки зрения.

Важным видом внутренней мотивации является и операционно-инструментальная мотивация. Чтобы вызвать интерес учащихся к языковому «строительному» материалу, надо организовать работу над этим материалом так, чтобы, обучаемые видели речевую перспективу его применения («Сейчас мы познакомимся со словами, которые понадобятся нам для беседы по теме..., разыгрывании сценки..., при чтении текста... и т.д.).

Большую роль играет развитие языковой догадки. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова доставляет учащимся большое удовлетворение и мотивирует дальнейший лингвистический поиск. Упражнения, связанные с языковой догадкой, могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке при чтении текстов, направлять их внимание на «подсказки» и опоры в самом тексте, организовывать упражнения, позволяющие им актуализировать заученную ранее лексику («Какой рад вспомнит больше слов на тему... ?, «Какой ряд быстрее напишет..?» и т.д.)

Желаемый педагогический эффект достигается в большей мере в результате собственной активности учащихся. Это означает, что необходимо вооружить обучаемых определёнными приёмами овладеют иностранным языком, рациональный смысл которых был бы очевиден и нравился ученикам.

Названные выше виды и подвиды мотивации имеют «потенциальный заряд». Будут ли «разбужены» эти мотивы, «смолкнут» ли «антимотивы», зависит от учителя.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ