Речевые умения связного устного высказывания

Речевые умения связного устного высказывания

Одним из сложных этапов является формирование данного умения. Дети, не овладевшие им, сталкиваются в обучении с большими проблемами, так как основа наше­го обучения - пересказ.

Существует много видов обучения рассказу. С раз­ными детьми необходимо использовать разные методики. Но работа всегда начинается с обучения пересказу. В дальнейшем все предлагаемые методики используются для обучения самостоятельному составлению рассказа:

  • Обучение рассказу по демонстрируемому действию. Он описан Худенко Е. Д., Шаховской С. Н., Ткаченко Т. А. в планах-конспектах логопедических занятий. Этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памя­ти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.

  • Для слабых детей используется настольный театр. Ре­бенку пересказывают знакомые, доступные сказки. Теат­ральное действие подсказывает ему нужные слова. Театр дает возможность работать с безречевыми детьми, углуб­ляя понимание речи через активное участие ребенка в манипуляции куклами.

  • Рассказ по опорным словам. Ребенок вместе с мамой, воспитателем, логопедом готовит рассказ. Принцип рас­сказа: предложение занимает одну строчку, 2-3 слова в нем нарисованы. Ребенок, не умеющий читать, видит их и должен пересказать рассказ, опираясь на эти картинки. Часто эти рассказы составляются с опорой на истинные события. Индивидуально подготовленные рассказы зна­чительно лучше, чем в журнальных вариантах, так как они учитывают индивидуальные особенности ребенка. Для некоторых детей (с большими трудностями) можно создавать целые книжки из расска­зов, которые они воспроизводят на индивидуальных, групповых занятиях, дома в кругу родных. Имея возможность в любой момент уточнить свой рас­сказ по картинкам, ребенок чувствует себя более уверен­ным.

  • Очень интересной оказалась методика, предложен­ная Ефименковой Л.Д.. Детям предлагается серия картинок. Сначала изображение на них контурное. По мере услож­нения задания каждая из картинок заменяется прорисо­ванной. Рассказ становится более распространенным и четким. Эта методика позволяет ребенку осознать план рассказа, что при других формах работы сделать слож­нее. Первые контурные картинки и являются простей­шим планом. Данная методика дает возможность отследить и уровень самооценки ребенка. Логопед, пред­лагая сначала прослушать все три рассказа, спрашивает, какой из вариантов дети хотят пересказать. Дети с завы­шенным уровнем самооценки выбирают более сложный, хотя, может быть, не справляются с ним. Дети с зани­женной самооценкой выбирают более легкий вариант, хотя могли бы справиться с более сложным. Это дает ло­гопеду возможность наряду с работой над пересказом выявить уровень самооценки, чтобы в последующем ис­пользовать это в работе с детьми.

  • Еще одной интересной методикой является следующая: ребенку предлагается несколько картинок, на которых изображена изменяющаяся ситуация. Он должен размес­тить картинки по порядку и составить рассказ. Парал­лельно с обучением составлению рассказа тренируются зрительное внимание, логическое мышление.

  • Часто в пересказе ребенку мешает нечеткое понимание содержания. Для того, чтобы это выяснить, логопед, про­читав рассказ, предлагает детям объяснить значения слов, которые он предполагает для них сложными. Дети по очереди пытаются объяснить их значение. При необ­ходимости логопед направляет рассуждения детей в пра­вильное русло. После этого рассказ читается повторно и предлагается для пересказа. Затем логопед интересуется – какие новые слова дети запомнили.

  • Используется также вариант, когда рассказ составляет­ся всей группой и графически изображается на доске. Ло­гопед начинает рассказ и вмешивается только в случаях, когда следующему ребенку трудно продолжить его. За­тем, опираясь на схему, дети повторяют рассказ полно­стью.


В.П. Адаменко учитель-логопед ТПМПК

МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие»




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ