Речевые умения связного устного высказывания
Речевые умения связного устного высказывания
Одним из сложных этапов является формирование данного умения. Дети, не овладевшие им, сталкиваются в обучении с большими проблемами, так как основа нашего обучения - пересказ.
Существует много видов обучения рассказу. С разными детьми необходимо использовать разные методики. Но работа всегда начинается с обучения пересказу. В дальнейшем все предлагаемые методики используются для обучения самостоятельному составлению рассказа:
Обучение рассказу по демонстрируемому действию. Он описан Худенко Е. Д., Шаховской С. Н., Ткаченко Т. А. в планах-конспектах логопедических занятий. Этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
Для слабых детей используется настольный театр. Ребенку пересказывают знакомые, доступные сказки. Театральное действие подсказывает ему нужные слова. Театр дает возможность работать с безречевыми детьми, углубляя понимание речи через активное участие ребенка в манипуляции куклами.
Рассказ по опорным словам. Ребенок вместе с мамой, воспитателем, логопедом готовит рассказ. Принцип рассказа: предложение занимает одну строчку, 2-3 слова в нем нарисованы. Ребенок, не умеющий читать, видит их и должен пересказать рассказ, опираясь на эти картинки. Часто эти рассказы составляются с опорой на истинные события. Индивидуально подготовленные рассказы значительно лучше, чем в журнальных вариантах, так как они учитывают индивидуальные особенности ребенка. Для некоторых детей (с большими трудностями) можно создавать целые книжки из рассказов, которые они воспроизводят на индивидуальных, групповых занятиях, дома в кругу родных. Имея возможность в любой момент уточнить свой рассказ по картинкам, ребенок чувствует себя более уверенным.
Очень интересной оказалась методика, предложенная Ефименковой Л.Д.. Детям предлагается серия картинок. Сначала изображение на них контурное. По мере усложнения задания каждая из картинок заменяется прорисованной. Рассказ становится более распространенным и четким. Эта методика позволяет ребенку осознать план рассказа, что при других формах работы сделать сложнее. Первые контурные картинки и являются простейшим планом. Данная методика дает возможность отследить и уровень самооценки ребенка. Логопед, предлагая сначала прослушать все три рассказа, спрашивает, какой из вариантов дети хотят пересказать. Дети с завышенным уровнем самооценки выбирают более сложный, хотя, может быть, не справляются с ним. Дети с заниженной самооценкой выбирают более легкий вариант, хотя могли бы справиться с более сложным. Это дает логопеду возможность наряду с работой над пересказом выявить уровень самооценки, чтобы в последующем использовать это в работе с детьми.
Еще одной интересной методикой является следующая: ребенку предлагается несколько картинок, на которых изображена изменяющаяся ситуация. Он должен разместить картинки по порядку и составить рассказ. Параллельно с обучением составлению рассказа тренируются зрительное внимание, логическое мышление.
Часто в пересказе ребенку мешает нечеткое понимание содержания. Для того, чтобы это выяснить, логопед, прочитав рассказ, предлагает детям объяснить значения слов, которые он предполагает для них сложными. Дети по очереди пытаются объяснить их значение. При необходимости логопед направляет рассуждения детей в правильное русло. После этого рассказ читается повторно и предлагается для пересказа. Затем логопед интересуется – какие новые слова дети запомнили.
Используется также вариант, когда рассказ составляется всей группой и графически изображается на доске. Логопед начинает рассказ и вмешивается только в случаях, когда следующему ребенку трудно продолжить его. Затем, опираясь на схему, дети повторяют рассказ полностью.
В.П. Адаменко учитель-логопед ТПМПК
МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ