Работа с учащимися "группы риск"

Работа с учащимися "группы риск"

Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.

Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Выполнение некоторых рекомендаций поможет преодолеть названные проблемы.

К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.

  1. Составление банка данных по учащимся, находящимся на внутришкольном учёте (с учетом:  фамилии,  имени,  года рождения, класса,  здоровья,  учебы, поведения, общественной активности, состава семьи,  педагогической обстановки,  эмоциональных отношений в ней, семейных проблем). 
    2. Установление характера педагогической запущенности,  отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.  
    3. Индивидуальная работа с детьми и родителями из "группы риска". 
    4. Классные часы по профилактике  наркомании, табакокурения и здорового образа жизни. 
    8. Запись в кружки, секции. 

Совместная работа с участковым инспектором и ИДН

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь. Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.

Организация личности "трудного"ребенка.

1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях,  умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

     2. Забота об укреплении положения детей  в классном  коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

      3. Формирование положительной Я - концепции.  Создание  личности обстановки успеха,  одобрения,  поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.  От авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы.

      4. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка,  опираться на его положительные  качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Реализация личностного подхода.

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.  Любить и уважать трудных сложнее,  чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

 - говорить с трудным как со взрослым,  не ломать резко его нравственные взгляды,  даже если они ошибочны,  а влиять на них постепенно.

 Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу,  верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

      2. Создавать такую обстановку ученья, общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему. Предоставлять  трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте.

      3. Исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребенка;  Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

      Предъявляя требования к  трудному,  нельзя угрожать,  вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним,  не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

      4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

      Вызывать, искать все положительное в трудном,  опираться,  делать ставку на его проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

      5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать  и включать трудного в жизнь коллектива,  противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

      6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью  для своих воспитанников.

      - Влиять на трудного прежде всего примером собственного  поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям; - беречь ребячьи тайны, не предавать их;

     - требовать от себя больше, чем от окружающих.

занятия педагога-психолога с учащимися группы риска, ЗПР, детьми инвалидами


Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.

Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними.

игра"Сосулька"

Цель: расслабить мышцы рук.

"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"


Часто подростки, с которыми мы работаем, напоминают слепых котят, живущих на ощупь. Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения, - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.



содействие переориентации поведения. Содействие формированию адаптивного поведения



Тренинг

это форма групповой работы, которая строится на активности самих участников и имеет ряд отличительных черт и преимуществ.

Цель тренинга

помощь в исследовании и решении психологических проблем;

улучшение психического здоровья;

изучение психологических основ общения;

развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения;

содействие личностному росту и саморазвитию.


Семья-это главное место для ребенка, где все поймут, где защитят. Если ребенку хорошо в семье, ему бывает, как правило, хорошо и в школе.

Посейте в детях доброту.

Кроме того, каждый проступок не остается без внимания учителей. С учащимися и их родителями проводятся беседы и консультации. Иногда родителям рекомендуется обратиться за помощью к психологу . Вывод. Использование разнообразных приемов эмоциональной регуляции в режиме учебного дня позволяет снять психическое и физическое напряжение у школьников, что дает возможность повысить их умственную и физическую работоспособность, изменить отношение ребенка к учебной деятельности, установить доброжелательные взаимоотношения между учителем – учеником, учеником – учеником, снять стрессовые состояния перед различными видами контроля, повысить значимость собственного Я, что вселяет уверенность в реальные возможности решения конкретных задач обучения и воспитания.

Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками.

Л. В. Занков

«Трудный подросток».

Что же делать родителям?

  • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

  • Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

  • Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

  • Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

  • Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

  • Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

  • Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

  • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

  • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

  • Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

  • Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

  • Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

  • Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

  • Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

  • Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

  • Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!


  • Акмолинская область

  • Есильский район

  • ГУ «Свободненская СШ»

Педагог-психолог: Сизоненко О.А.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ