Комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникативных способностей подростков
Комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникативных способностей подростков
Автор: Гурьева Евгения Валентиновна
социальный педагог МАОУ «СОШ №30» города Перми
Будем знакомы
Цель: создание условий для знакомства и дальнейшего сотрудничества
Задачи:
способствовать формированию интереса к дальнейшему сотрудничеству в рамках занятия;
совместно определить правила и тематику дальнейших встреч;
способствовать созданию благоприятных условий для развития коммуникативных способностей.
Ход занятия:
Организационная часть. (10 минуты)
Приветствие, оглашение темы занятия.
Знакомство.
Основная часть (30 минут)
Игра «Три факта» (10 минут)
Участники разбиваются на пары. В течение 2 минут они в парах рассказывают друг другу о себе. Затем, объединившись в общий круг, участники рассказывают о своем собеседнике 3 факта, причем 2 верных, а 1 выдуманный. Остальные должны догадаться, какой факт выдуман.
Обсуждение и принятие правил. (10 минут)
Игра «Соглашение и ожидание»
Сначала с подростками обсуждаются следующие правила (соглашение) :
Конфиденциальность: все обговаривается здесь и сейчас и остается в рабочей комнате.
Добровольность участия в группе.
Доброжелательность и открытость каждого участника: недопустимы агрессивные действия и высказывания по отношению друг к другу. В работе следует говорить о чувствах, но ни в коем случае нельзя давать оценки поведению и высказываниям друг друга.
(это примерные правила, если участники встречи выведут какие-то свои, то это только приветствуется)
Затем участники обсуждают и прописывают ожидания от встреч.
Игра «Комплименты» (10 мин.).
Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать комплимент, пока каждый из участников не будет задействован.
Заключительная часть. (15 минут)
Рефлексия
Как себя чувствуешь?
Что понравилось, что нет?
Что было трудно? Почему?
Что нового узнал? О ком что-то новое узнал?
Что хочешь в следующий раз?
Веревочный курс
Цель: развитие навыков позитивного общения
Задачи:
Содействовать формированию навыков коллективной деятельности;
Способствовать воспитанию культуры общения, коммуникативных качеств;
Создать условия для развития творческих навыков.
Методы: игра, дискуссия.
Ход занятия:
1. Организационная часть. (10 минут)
Приветствие, оглашение темы занятия, напоминание правил.
2. Основная часть. (1 час 30 минут)
Разминка
«Круг» (Одновременно сесть и встать из круга.)
«Гусеница» (Участники встают в круг друг за другом, затем садятся на колени к человеку, который стоит позади. Задание: пройти в таком положении несколько кругов и пропеть песню.)
«Путаница» (Участники встают в круг, закрывают глаза, вытягивают руки вперед и запутываются. Затем, не расцепляя рук, необходимо распутаться, при это работая командой, договариваясь о каждом движении.)
Упражнения
«Платформа»
Задача - уместиться всей группой платформе, не заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд.
«Бревно»
Бревно или любой другой бортик, шириной 20 см и длиной так, чтобы участники, встав "паровозиком", уместились впритык.
Задача - встать так, чтоб первый с конца стал первым сначала, второй с конца - стал вторым сначала и т.д. При этом участники не должны касаться земли. В противном случае, вся команда начинает упражнение заново.
"Монстр"
Группе необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего лишь 7 конечностей или точек опоры.
«Восковая палочка»
Группа встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и, стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник.
«Магический квадрат»
Перед группой начерчена на полу сетка из квадратов 10x10. У ведущего в руках лист бумаги с подобными квадратами, по которым проложен маршрут. Всем необходимо построиться друг за другом и по очереди попробовать перейти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут. Если вы делаете неверный шаг, то звучит сигнал "бип", и участники должны вернуться, после этого следующий участник группы может попробовать пройти упражнение.
«Геометрические фигуры»
В комнате лежит веревка. Задача - с закрытыми глазами найти веревку и сделать из нее равнобедренный треугольник, держась за веревку.
Заключительная часть. (20 минут)
Рефлексия
Комфортно ли было играть?
Что было сложно?
Что нового узнали о себе? О товарищах?
Умеете ли вы слушать друг друга».
Цель: Формирование навыков позитивного общения.
Задачи:
создать положительную установку на предстоящую деятельность;
содействовать развитию стремления к самопознанию и понимания мира других людей;
способствовать воспитанию культуры общения, коммуникативных качеств.
Методы: дискуссия, беседа, игра.
Ход занятия:
Организационная часть (5 минут)
Приветствие, оглашение темы занятия.
Основная часть (45 минут)
Дискуссия «Что значит слушать и слышать?»
Игра «Беседа через стену» (Работа в парах. Ребятам необходимо донести друг до друга информацию, учитывая условие того, сто между ними стена)
Игра «Волшебная лавка» Участников просят представить, что существует такая лавка, в которой есть необычные «вещи»: терпение, чуткость, чувство юмора и т.д. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Например, покупатель просит «терпения». Продавец выясняет, сколько ему его нужно, зачем и в каких случаях. В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Заключительная часть (10 минут)
Рефлексия
Как Вы себя чувствуете?
Интересна ли была предложенная тема?
Считаете ли Вы эту тему актуальной и почему?
Тайна 3 планеты
Цель: развитие коммуникативных способностей
Задачи:
Способствовать повышению уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе;
Способствовать развитию позитивной самооценки;
Содействовать развитию эмпатии.
Методы: игра, дискуссия.
Ход занятия:
Организационная часть (10 мин)
Приветствие, оглашение темы занятия, чтение легенды.
Основная часть (40 мин)
Участника необходимо спасти жителей Третьей, которые оказались в ситуации экологического кризиса.
Составление письма, в котором земляне дают согласие на помощь жителям далекой планеты.
Игра «Будь внимателен» (Ребятам необходимо запомнить, во что одеты все участники экспедиции; затем один из участников с закрытыми глазами рассказывает, какая деталь одежды объединяет всех членов группы; другой – какая различает.)
«Я никогда не…» (Участникам нужно рассказывать о том, что они никогда не делали, но очень хотели сделать, по очереди. Затем ребята обсуждают, каким образом моно это сделать)
«Мост спасения» (Участникам необходимо договориться и построить мост из самих себя, чтобы жители Третьей планеты смогли спастись)
«Праздник радости» (По одному каждый из участников выходит в центр круга. Остальные, по нарастающей, начинают говорить имя человека, стоящего в центре, подходя к нему)
Эта игра символизирует победу жителей Третьей планеты и землян.
3. Заключительная часть (10 минут)
Рефлексия. (Ребятам предлагается с помощью цветных карандашей изобразить свое настроение на листе бумаги)
Дискуссионка
Цель: развитее ораторских способностей.
Задачи:
Содействовать развитию умения слушать и слышать;
Научить ребят отстаивать свою точку зрения и подкреплять ее примерами и фактами;
Содействовать в приобретении опыта самоанализа.
Методы: игра, дискуссия.
Ход занятия:
Организационная часть (5 мин)
Приветствие, оглашение темы занятия
Основная часть (1 час)
Ребятам предлагается в ходе дискуссии найти ответы на волнующие их вопросы. Отвечать необходимо «да» или «нет», а затем аргументировать свою точку зрения.
Как вы считаете, можно ли школьную дружбу пронести через годы?
Хороший ли вы друг?
Как вы считаете, чтобы стать успешным в жизни, необходимо высшее образование?
Модно ли курить в наше время?
3. Заключительная часть (15 минут)
Рефлексия.
Игра «Ты мне, я тебе» (ребята говорят друг другу по очереди слова благодарности и объясняют за что конкретно)
Взгляни по-другому
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Создать условия для осознания значимости позитивных межличностных отношений;
Содействовать в приобретении опыта самоанализа;
Способствовать развитию и совершенствованию навыков анализировать ситуацию.
Методы: дискуссия, беседа.
Ход мероприятия:
Организационная часть (5 мин)
Приветствие, оглашение темы занятия.
Основная часть (1час)
Просмотр фрагмента из фильма «Вавилон»
Обсуждение
Вопросы для обсуждения:
Всегда ли мы замечаем то, что происходит с нашими близкими?
Всегда ли мы понимаем, что говорят нам эмоции людей?
Примеры из жизни, схожие с фрагментом из фильма.
Просмотр эпизода из фильма «Бумер»
Дискуссия по фрагменту из фильма
Вопросы для обсуждения:
Что, кроме красивой дорогой машины вы увидели?
Предательство, что это?
Предавали ли вас когда-нибудь?
Предавали ли вы когда-нибудь?
Вы смогли ли простить предательство?
Заключительная часть (25 мин)
Рефлексия.
Миконы и Антары
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
способствовать повышению уровня сплоченности и эмпатии;
содействовать развитию навыков ведения конструктивного диалога;
способствовать формированию навыков и установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми.
Методы: игра, дискуссия.
Ход занятия:
Организационная часть (5 минут)
Приветствие, оглашение темы занятия, чтение легенды.
Основная часть (40 минут)
Игра «Химические реакции»
Ребятам необходимо разделиться на группы по различным признакам (цвет глаз, наличие определенного цвета в одежде и др.)
Игра «Воссоединение»
Ребятам необходимо договориться об объединении двух рас, которые распались несколько веков назад. Каждая раса имеет свои привычки, обычаи, установки, которые противоположная раса не принимает.
Заключительная часть (15 минут)
Рефлексия (Закончи предложение)
Я удивился, когда… .
Мне показалось странным… .
Я обрадовался… .
Форд Баярд
Цель: развитие общих норм групповой работы и психологического языка взаимодействия.
Задачи:
создать благоприятные условия для работы группы;
содействовать в приобретении опыта самодиагностики и саморазвития;
способствовать овладению навыков ведения конструктивного диалога.
Методы: игра, дискуссия.
Ход мероприятия:
Организационная часть. (3 минуты)
Приветствие, оглашение темы занятия, напоминание правил, принятых в группе
Основная часть. (1 час)
Ребятам нужно пройти испытания. После прохождения каждого испытания участники получают часть загадки, собрав которую они должны отгадать в конце игры. Перед каждым испытанием ребята определяют оптимальный вариант прохождения испытания. Каждое упражнение ограничено по времени.
Паутина (15 минут)
Задача - пролезть всей командой с одной стороны паутины на другую, причем, не касаясь ни одной ее части. В противном случае, вся команда возвращается, и упражнение начинается сначала. Каждую ячейку можно использовать лишь единожды, уже прошедший упражнение участник не может вернуться и помочь команде.
Костер (10 минут)
Задача – команде необходимо в полной тишине разжечь костер при помощи спичек, таким образом, чтоб высота пламени смогла прожечь нитку, натянутую над костром.
Приз (10 минут)
На высоте 3 м подвешивается какой-либо предмет.
Задача - группе необходимо достать его, ни на что не опираясь и используя лишь палку.
Слово (5 минут)
На ограниченной территории на деревьях прикреплены буквы одного слова.
Задача – составить слово, используя все буквы [Коммуникабельность]
Веревка (10 минут)
На расстоянии 1 метра от земли натянута веревка.
Задача – команде необходимо в полной тишине пройти через препятствие, не задевая его, с закрытыми глазами, держась за руки. Первый участник цепи может открыть газа и направлять команду прикосновениями.
Палочки (5 минут)
Задача – команде необходимо составить слово из определенного количества палочек, затем показать это слово жестами ведущему.
Переход от испытания к испытанию 5 минут.
Загадка: Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
Заключительная часть (20 минут)
Рефлексия
Как себя чувствуешь?
Что понравилось, что нет?
Что было трудно? Почему?
Что нового узнал? О ком что-то новое узнал?
Что хочешь в следующий раз?
Навыки эффективного общения.
Разрешение конфликтных ситуаций.
Цель: формирование навыков эффективного общения.
Задачи:
Способствовать осознанию личностных границ в отношениях между людьми
Содействовать регулированию дружеских отношений;
Создать условия для выработки навыков разрешения конфликта и совладения со своими отрицательными эмоциями.
Методы: игра, дискуссия, упражнение.
Ход занятия:
Организационная часть (10 минут)
Упражнение «Релаксация».
Упражнение «Глядя в зеркало». Работа в парах. Каждый человек в паре – ваше говорящее отражение в зеркале. Зеркало поможет ответить на вопросы:
Что во мне самое лучшее?
Какой я? Описать свою внешность.
Каким я обладаю достоинством и каким недостатком?
Основная часть (45 минут)
Упражнение «Мое личное место». Начните ходить по комнате и найдите такое место, которое вам понравится. Твое пространство там, где ты сейчас стоишь, никто другой не может его занять. Сядь на пол – когда ты сидишь, тебе нужно больше пространства, чтобы удобно разместиться. Нарисуй вокруг себя воображаемый круг – эта территория принадлежит тебе. Теперь прикоснись к полу – это твой пол, можешь покрасить его в любой цвет. Мысленно ты можешь построить высокую стену. Будет ли там окошко? Вам нравится ваше место? Помолчим. А сейчас поменяйтесь местами, займите чужое место. Как вы чувствуете себя здесь? А теперь аккуратно «сложите и упакуйте» свое личное пространство и положите его поближе к сердцу.
Упражнение «Определение границ». Работа в круге, в центре водящий. Участник подходит к водящему, берет за руку и т.д. Когда водящему становится неприятно, он говорит «стоп». Водящий определяет, на каком расстоянии ему комфортно общаться с этим человеком.
Упражнение «Идеальный друг». Работа в парах. Вместе составить портрет идеального друга. Написать 5 позитивных качеств друга и 5 отрицательных качеств, которые вы могли бы ему простить.
Упражнение «Слепой и поводырь». Группа разбивается на пары. Один закрывает глаза, другой сопровождает его по комнате, говорит, что делать, но не прикасается. Маршрут задается изначально или выбирается произвольно.
Игра «Эмоции». Обсуждение: что такое эмоции, когда возникают, зачем нужны. При помощи мимики и жестов изобразить эмоции. Радость, печаль, испуг, задумчивость, злость, восторг, гнев.
Игра «Термометр раздражения». Раздражение подобно температуре: 0 – состояние покоя и полного контроля над Собой; 100 – точка кипения, когда мы закипаем, когда эмоции выливаются наружу, и мы теряем над собой контроль. В парах представить ситуации, когда мы чувствуем себя несправедливо обиженными, когда злимся, когда нарастает раздражение и, наконец, закипают гневные эмоции.
Заключительная часть (20 минут)
Рефлексия
Планета людей
Цель: создание условий для раскрытия индивидуальности каждого подростка.
Задачи:
1. способствовать развитию коммуникативных способностей;
2. способствовать созданию благоприятной атмосферы в коллективе;
3. способствовать развитию навыков работы в коллективе.
Ход занятия:
Организационная часть (5 минут)
Приветствие, оглашение темы занятия, разработка и принятие правил занятия.
Основная часть (45 минут)
Игра «Что в имени тебе моем…» (Ребята выбирают себе имя человека, который внес немалый вклад в историю человечества. Объясняют свой выбор.)
Настройка на уникальность «Я это я» (Релаксация)
Игра «Друг для друга» (Задача участников, в ходе дискуссии, найти в каждом из команды то положительное, что поможет им дойти до поставленной цели.)
Игра «Полигон»
Игра «Спасение»
Заключительная часть (10 минут)
Рефлексия.
Как себя чувствуешь?
Что понравилось, что нет?
Что было трудно? Почему?
Что нового узнал? О ком что-то новое узнал?
Что хочешь в следующий раз?
Мы – молодцы!
Цель: обсуждение результатов в группе.
Задачи:
способствовать получению обратной связи от группы;
содействовать развитию навыков конструктивного анализа;
способствовать созданию непринужденной атмосферы.
Методы: игра, беседа.
Ход занятия:
Организационная часть (5 минут)
Приветствие, оглашение темы занятия.
Основная часть (40 минут)
Игра «Вспомнить все» (Ребятам предлагается вспомнить как можно больше интересных моментов из прошедших занятий. Проводится аукцион, кто последний называет момент, тому и начинать следующую игру.)
Игра «Поэма об общении» (Ребятам предлагается придумать рассказ, в котором бы отражалось все, что им показалось важным и нужным на занятиях.)
Заключительная часть (20 минут)
Рефлексия
Нужна ли подобная работа для подростов, с вашей точки зрения?
Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ