Практика социальных изменений: обоснование выбора ненасильственной стратегии в семейном конфликте
Практика социальных изменений: обоснование выбора ненасильственной стратегии в семейном конфликте
© 2014 г.
Е.В. Брылова
Педагог-психолог МАОУ Гимназия №16 «Интерес»
Люберецкий муниципальный район, Московская область, Россия
В настоящей статье раскрывается тема мотивированного поведения супругов в конфликте. Осуществлен всесторонний анализ формирования и коррекции конфликтного поведения членов семьи, направленного не на эскалацию, а на конструктивное решение проблемы.
Автор представляет описание и результаты апробации разработанной им комплексной программы профилактики и коррекции внутрисемейного насилия «Семья – позитивная реальность». Цель программы - мотивация и формирование социально-психологических навыков супругов к положительному прогрессу в решении семейных конфликтов.
В настоящее время российская семья находится в сложном социально-экономическом и социально-психологическом состоянии. Особенно трудно приходится молодой семье.
Семья в социуме – сложный феномен. Она, с одной стороны, зависима от общества и, следовательно, подвержена тем изменениям, которые происходят в нём.
С другой стороны, семья выполняет множество социально важных функций, необходимых для существования и функционирования последнего: репродуктивная (рождение детей); воспитательная; хозяйственно-экономическая; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха); коммуникативная и регулятивная.
Поэтому, учитывая важность семьи и её благоприятного развития для общества, комплексная программа профилактики и коррекции внутрисемейного насилия должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи.
Все социальные изменения, происходящие в обществе, взаимосвязаны, взаимообусловлены и приводят к направленным сдвигам в состоянии общества, называемым социальными процессами.
Согласно мнению П. Сорокина, «Социальный процесс — это любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря — любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик»1.
Поскольку социальные процессы разворачиваются во всех сферах общественной жизни и затрагивают все существующие социальные образования, в своей работе мы ограничимся рамками института семьи, конкретно – молодой семьи, и акцентируем внимание на изменении состояния этого социального объекта.
Социальные процессы происходят на трех уровнях социальной реальности: макро-, мезо- и микро-. Соответственно и рассматриваются они как макро-, мезо- и микропроцессы2.
Микропроцессы протекают в повседневной жизни человеческих индивидов: в малых группах, семьях, школах, объединениях по роду занятий. В рамках нашего исследования насилия в семье мы будем рассматривать их на уровне межличностных отношений.
Цель разработанной нами программы «Семья: позитивная реальность» – создать условия для позитивного прогресса внутрисемейных отношений и в ходе практической работы сформировать у молодых супругов – участников нашей работы – социальную установку на ненасильственное взаимодействие друг с другом.
Современные взгляды на механизм прогресса разнообразны. Согласно работам П. Штомпки3, во-первых, речь идет о движущих силах, т.е. о том, что подталкивает социальное развитие в прогрессивном направлении; что является причинным, активизирующим фактором; во-вторых, о форме или виде, который принимает прогресс, т.е. о том, какова траектория прогресса, по которой он движется; и, в-третьих, об образе действий социальной системы (в нашем случае – семьи), которая прогрессирует.
На современном этапе развития социальной мысли решающая роль отводится человеку (отдельному индивиду или коллективу) как производителю, субъекту, «конструктору» прогресса. Соответственно и прогресс квалифицируется как то, что должно быть достигнуто, сконструировано, введено и, следовательно, что требует творческих усилий, борьбы, поиска, иначе говоря, активного человеческого действия.
Таким образом, если проанализировать представления о прогрессе по его движущим силам, то можно установить их главное различие: оно заключается в том, что прогресс трактуется либо как автоматический, саморазвертывающийся процесс, либо как понятие человеческой деятельности, активности4. В первом случае движущие силы выносятся за рамки человеческих возможностей, во втором они напрямую связываются с деятельностью людей. Первая версия провозглашает необходимость прогресса, вторая обосновывает его ограниченность, поскольку он может происходить (но может и не происходить) в зависимости от действий, предпринимаемых людьми. По первой версии прогресс случается, по второй - достигается. Первая версия поощряет пассивное, адаптивное отношение («поживем, увидим»), вторая требует активного, творческого, конструктивного участия каждого человека, в нашем случае – члена семьи.
Разработанная нами программа профилактики и коррекции внутрисемейного насилия «Семья: позитивная реальность» основана на идее Т. Парсонса о том, что «социальная система — это система действия, т.е. мотивированного человеческого поведения».
Семья взаимодействует с физическими и биологическими условиями своего существования, а также с культурными стандартами.
Единичный акт, в котором один член семьи (индивидуальный актор5) взаимодействует с ситуацией, не является самодостаточной единицей для социальной системы, поскольку существуют осложняющие обстоятельства — взаимодействие между собою многих акторов. «Структура — это совокупность относительно устойчивых стандартизованных отношений элементов. А поскольку элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собой стандартизованную систему социальных отношений акторов друг с другом » .
Приступая к действию, актор имеет в виду какую-то цель. Эту цель он может достигнуть различными путями, среди которых есть прямые и быстро приводящие к цели, а есть и «обходные». Обходные пути часто приходится применять из-за того, что актор никогда не действует в пустом пространстве, всегда рядом с ним есть один или несколько других акторов – членов его семьи, осуществляющих свои цели. Всем им важно так «расположить» свои пути достижения целей, чтобы не мешать друг другу, а также, возможно, и будущим своим же действиям.
Задачи программы «Семья: позитивная реальность» мы определили как:
1. Выяснение существующих насильственных моделей социального взаимодействия акторов в конфликтных семейных ситуациях.
2. Информирование участников программы «Семья: позитивная реальность» о других способах межличностного взаимодействия, предупреждающих и снижающих агрессию.
3. Проработка акторами новых методов ненасильственного взаимодействия в ролевых играх.
Программа «Семья: позитивная реальность» апробирована нами в 2013 году, с января по май, на базе учебно-консультационного центра Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета. В апробации программы приняли участие 240 человек, 140 женщин и 100 мужчин из числа студентов ВУЗа. Выборка была целевой: возраст респондентов 19-25 лет, находящиеся в зарегистрированном браке, стаж брака не превышает 5 лет.
Вначале участникам было предложено ответить на вопросы анкеты, содержащей 12 вопросов о привычных способах реагирования в конфликтных ситуациях с супругом/супругой. Мы включили в анкету вопросы о чувствах, которые могут испытывать акторы, действуя тем или иным способом в семейном конфликте.
80% участников анкетирования отмечали «тоску», «настороженность», «злость», «тревогу», «раздражение», когда реагировали на семейный конфликт агрессивно: «Хочется ударить», «Могу побить посуду», «Хлопнуть дверью и уйти».
Лишь 20% акторов отметили попытки сдержать собственную агрессию в ситуациях конфликта с мужем/женой: «Считаю до 10», «Делаю несколько глубоких вдохов».
Затем мы провели с участниками программы последовательно 12 лекционно-семинарских занятий для обеспечения молодых супругов информацией о новых для них способах реагирования в семейном конфликте.
Теоретическая часть программы «Семья: позитивная реальность» содержала информацию об алгоритмах работы с возражениями, о технике применения позитивного парафраза, была разъяснена технология применения «языка пользы».
Практическая часть программы «Семья: позитивная реальность» состояла из серии тренинговых занятий с применением ролевых игр, сюжетно приближенных к реальным семейным конфликтным ситуациям участников. В ходе тренингов каждый участник пробовал на практике применять теоретические положения, о которых узнал на лекциях. Нами проводилась видеосъемка и последующий анализ поведения участников во время ролевых игр. Предметом анализа явились новые способы поведения в семейном конфликте, усвоенные участниками. Обратная связь от тренера и от группы служила для закрепления навыков ненасильственного поведения в конфликте.
После окончания тренинговых занятий мы провели повторное анкетирование по той же схеме, что и в начале программы.
Мы констатировали значимое изменение социальной позиции большинства акторов по сравнению с изначальной.
Выводы.
1. Абсолютное большинство участников программы, 91% выборки, отметили снижение у себя интенсивности таких чувств, как «раздражение», «злость», «тоска» в ситуациях семейного конфликта. Их заменили более положительные эмоции, которые акторы описывали так: «хочу помочь», «переживаю», «хочу обнять», «понимаю», «беспокоюсь за него/нее». Положительный прогресс в решении семейных конфликтов отмечен самими участниками в ходе тренинговых занятий.
Происходит смена насильственной социальной установки поведения в конфликте на ненасильственную, позитивную; люди начинают пробовать усвоенные ими конструктивные способы решения внутрисемейных конфликтов, соотнося свои цели с целями других членов семьи и корректируя собственное поведение.
2. Все участники программы «Семья: позитивная реальность» по её окончании провели письменный самоанализ своих переживаний. Многие (45% мужчин и 75% женщин) отмечали изменение самоотношения и самооценки: «Я чувствую себя мудрее», «Я стал более спокойным», «Мне кажется, я в силах решить почти любую проблему», «Не хочется ругаться». Женщины, как показало наше исследование, более восприимчивы к новой информации и склонны к позитивным методам решения семейных проблем, чем мужчины выборки. Мы связываем такое положение с усвоенной гендерной ролью мужа и жены. Стиль поведения мужчины или женщины не является врожденным, он формируется обществом. Сочетание индивидуальных качеств личности и требований социума влияет на степень подчинения гендерным стереотипам. Одни из наиболее распространенных стереотипов - это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. Установившиеся стереотипы выступают как нормы для женщин и мужчин и являются моделями для гендерно-ролевой социализации.
Отсюда, по нашему мнению, более скептическое и недоверчивое отношение акторов-мужчин к новой для них информации о методах ненасильственного взаимодействия в семье. Наконец, мужчины могут просто стесняться признать, что испытывают некие чувства, свойственные, по их мнению, только женщинам: сопереживание, сочувствие.
3. Насильственные способы реагирования в ситуациях семейного конфликта продолжают считать приемлемыми 15% мужчин и 10% женщин (для сравнения, до участия в программе «Семья: позитивная реальность» это были 35% мужчин и 25% женщин). Привычные способы реагирования в семейных конфликтах нелегко нивелировать, они оттачивались годами и подтверждались со стороны значимого окружения: прежде всего, родителей и друзей участников нашей программы. По этой причине часть выборки и остались привержены к насильственным способам реагирования в семейном конфликте.
Прогресс в поведении участников программы «Семья: позитивная реальность» заметен, но, поскольку он требует активного и творческого участия каждого члена семьи, имеет место несколько неуверенная позиция определенной части выборки по вопросу успешности и устойчивости изменений: люди (особенно мужская часть выборки) опасаются непонимания и осуждения своих родных, если изменят свое поведение. Эти опасения обоснованны, и мы видим свою задачу в том, чтобы охватить для участия в программе не только молодых супругов, но и других членов их семей с тем, чтобы создать доброжелательную среду для прогрессивных перемен в восприятии людьми проблемы внутрисемейного насилия.
1 Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 2002, с. 27
2 Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000.,с.134
3 Штомпка П. Социология социальных изменений; пер. с англ. М., 2006, с. 119-121.
4 Там же, с. 212.
5 Термин «actor» переводился в нашей литературе вначале как «актер», иногда как «действующее лицо», иногда другими способами. В понятийной схеме Т. Парсонса он означает того, кто совершает действие,
его субъект. Нам кажется, что слово «актор» (с ударением на первом слоге) наиболее удобно. Актор — тот, кто действует, кто совершает данное (анализируемое, оцениваемое) действие (или акт).
Парсопс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии// Академический проект,2009 с. 319.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ