МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ по теме: «В поисках времени»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ
по теме: «В поисках времени»
-
Разработали:
Ахтямова Х.М., педагог-психолог
Проворова И.В., учитель-логопед.
Нефтеюганск, 2014 г.
План-конспект урока
Тема: В поисках времени.(45 мин)
Тип: интегрированное, комбинированное занятие
Вид: смешанный
Цель: Создать психолого-развивающее пространство, как благоприятное условие для усвоения детьми пространственных и временных представлений.
Задачи:
Обучающая: расширить представления о временных понятиях, последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток.
Развивающая: развивать психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности: память, внимание, воображение. Развивать мыслительные операции: обобщение, классификацию, анализ, синтез на основании упражнений Айзенка Ю. Способствовать расширению словарного запаса.
Воспитывающая
Воспитывать положительное отношение к учебно-познавательной деятельности.
Методы: словесный ( беседа), наглядный (метод иллюстраций, демонстраций), аудиовизуальный, практический (метод упражнений); репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, работа по инструкции, работа в группах, диалогический, методы технологии развития критического мышления: «кластер», «корзина идей».
Основные термины и понятия: времена года, месяцы, дни недели, части суток, календарь.
Методическое обеспечение: (авторы УМК) Локалова Н. «90 уроков психологического развития»…..
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная установка, презентация, психопрофилактическая программа-тренажер «Волна», и тренажер для развития речи «Дэльфа - 142».
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Вводный (мотивационно-организационный этап)
Задача:
Организовать обучающихся через привлечение внимания к актуальной для них проблеме. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.
1 Организация деятельности обучающихся.
- Приветствие обучающихся.
Раздается звонок. (под подушкой спрятан будильник)
- Что это такое?
- Когда это происходит?
Зафиксировать внимание ребят на слове - УТРО
- А почему эта ситуация произошла сейчас у нас на занятии?
- Как вы думаете, с чем это связано?
Эмоционально настраиваются на работу.
- Звенит будильник.
- Утром, когда мы встаем в школу.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Цель: актуализировать пространтсвенно - временные представления учащихся.
2.1.Формулировка темы занятия.
2.1.1.На слайде - незаконченное предложение «В поисках …..»
Вопросы:
- Ребята, догадались ли вы о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
2.1.2. Проверить правы вы или нет, нам поможет игра «Муха».
На слайде - таблица с буквами, учитель диктует ходы:
Наша муха полетела на 2 клетки вверх, запишите букву
На 2 клетки вниз, запишите букву,
на 1 клетку вверх, на 2 клетки влево, на 1 клетку вниз, запишите букву
на 1 клетку вниз, на 2 клетки вправо, на 1 клетку вверх, запишите букву,
на 1 клетку вниз.
- Какое слово у вас получилось?
Итак, давайте озвучим тему нашего занятия.
- Какова цель нашего занятия? Что бы вам хотелось узнать, повторить, сделать на занятии?
2.1.3.Прием «Портфель идей».
Учитель записывает ответы детей и складывает их в портфель.
– В конце урок мы проверим, удалось ли нам всё это выполнить,
Результат: Проблема обозначена. Визуально проведена подготовка класса к работе
Дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока.
Дети мысленно передвигают «муху» в нужном направлении и записывают полученные буквы: В Р Е М Я
- «В поисках времени»
Дети высказывают свои предположения, формулируют цели занятия.
Основной (информационно-аналитический) этап.
1. Установить правильность и осознанность усвоения детьми изучаемого материала, выявление и коррекция пробелов, неверных представлений.
2. Стимулировать обучающихся к овладению приемами снятия эмоционального напряжения, способами запоминания.
3.1.
3.1.1. Беседа
- Итак, ребята, прозвенел будильник, вы встали, выполнили зарядку, позавтракали и отправились в школу. А чтобы ваш путь был безопасным, чем вы обычно пользуетесь? (слайд с картинкой безопасного маршрута)
- Отправляясь в дорогу в поисках времени, я вам тоже предлагаю получить маршрутные листы.
- Изучите свой маршрутный лист. – Сколько этапов вам предстоит пройти?
- За каждое выполненное задание вы будете получать пазлы, из которых в конце урока соберете картинку – сюрприз. А также будете оценивать свою работу на занятии на лесенке успеха (демонстрация на доске) и у себя в маршрутном листе в колонке «Самооценка».
3.1.2. Упражнение «Рассыпушка»
- Прочитайте 1 – ое задание. Выйдите к доске. Сейчас вы будете работать в группе.
Инструкция к заданию:
Прочитайте рассыпанные на доске слова. Распределите их на группы. Обратите внимание на картинки-подсказки.
Проверка на озвученных слайдах. (сообщается информация о временах года, месяцах).
Самооценка работы в группе.
За выполненную работу ребята получают пазлы с названием времен года и месяцев, которые учитель размещает на доске.
3.1.3. Беседа.
Итак, когда заканчивается утро, наступает……(ДЕНЬ)
- Где чаще всего вы бываете днем?
- Чем вы занимаетесь в школе?
- На уроках вы выполняете разные задания, вот одно из них.
3.1.4. Упражнение «Спрятанные слова»
Учащимся раздаются индивидуальные карточки, в которых необходимо просматривая буквы, подчеркнуть встретившиеся слова.
ПЯТНИЦАМИМСРЕДАСОСТЕНА
РЫЛКБИЧЕТВЕРГНКГССУББОТАПЫЛМНПОНЕДЕЛЬНИКСПИОБУЧНКЮТИВЛЙЬВВОСКРЕДЕНЬСЕНЬЕТРМИАРУЩЦЛФЫВВАЧППИИТТ
Проверка:
- Прочитайте какие слова вы нашли.
- Что вы о них можете сказать?
- Перечислите последовательно все дни недели, какого дня здесь не хватает?
- Где можно проверить правильность ваших ответов? (слйд с изображением дневника)
- откройте ваши дневники, проверьте и оцените свою работу на данном этапе.
За выполненную работу ребята получают пазл с надписью ДНИ НЕДЕЛИ
3.1.5. Беседа.
- Что бывает в школе после урока? (перемена).
- Вот сейчас мы Вам тоже предлагаем отдохнуть.
3.1.7. Упражнение «Перемена».
- Посмотрите каждый в свой маршрутный лист. Для того, чтобы узнать где у каждого из вас пройдет перемена, вам необходимо выполнить определенную инструкцию. (на слайде и в маршрутных листах)
Работа на тренажерах - Волна» (для выполнения дыхательных упражнений) и «Дэльфа - 142» (задания по развитию речи, обогащению словаря)
- Самооценка.
3.1.8. Беседа
- Давайте вспомним, что мы еще делаем днем в школе на перемене?
- Действительно, чтобы быть умным, необходимо правильное питание, а как вы все хорошо знаете, самой здоровой пищей, конечно, же является каша.
- А из чего варят каши?
3.1.9. Упражнение «Юные поворята»
Перед детьми на тарелочках лежат различные крупы: гречневая, пшенная, рисовая, горох, манная.
А на партах мешочки, в которых спрятана та или иная крупа.
Детям предлагается посмотреть внимательно на крупы, обратить внимание на их форму, размер, запомнить названия, а затем наощупь определить какая же из круп спрятана в их мешочках.
У одного из ребят попадает мешочек с макаронами.
Работа группах по 3 человека.
1гр – те, у кого красные мячики на столе.
2 гр – те, у кого желтые мячи на столе.
Пере ребятами рассыпанные макароны различной формы, размера, цвета. Необходимо распределить их на группы.
Проверка:
- Сколько групп у вас получилось?
- По какому признаку распределяли?
Самооценка работы.
3.1.10. Беседа
- Итак, ребята, у нас заканчивается ДЕНЬ. А какая часть суток следует за днем? (ВЕЧЕР)
- А куда вы отправляетесь в это время суток из школы? (домой)
- У себя на столах найдите группу макарон «ТРАНСПОРТ», определите какого вида транспорта здесь не хватет, чтобы отправиться домой?
- А чем вы любите заниматься ВЕЧЕРОМ дома?
- Есть очень занимательная и интересная игра для всей семьи – пазлы, часть их перед вами, а вот, чтобы получить последний пазл, давайте вспомним о какой части суток мы ещё не говорили сегодня на занятии? (НОЧЬ)
Проверка: правильно ли вы ответили проверим с помощью игры «Угадай мелодию»
Звучит фрагмент мелодии «Спят усталые игрушки»
Дети получают последний пазл с надписью и картинками «Части суток».
Самооценка работы.
.
Дети отвечают на вопросы учителя.
- Маршрутным, безопасным листом «Дом – школа - дом»
Дети получают инструкционную карту к уроку «Маршрутный лист»
- четыре.
Учащиеся, совещаясь, выполняют задания на интерактивной доске. Распределяют слова по группам: времена года, месяцы, их последовательностью
Учащиеся слушают. Анализируют свою работу в группе.
В листе самооценки фиксируют результат своей работы.
- День
- в школе
- учимся на уроках
Дети работают на карточнках, подчеркивают встретившиеся слова.
Дети определяют, что эти слова обозначают дни недели, 1 слово – лишнее – день.
В дневнике.
Проверяют работу по дневнику, оценивают свою работу на лесенке и в листе самооценки.
- Перемена.
Дети выполняют инструкцию, проходят по кабинету в разные части – влево группа ребят для занятия на тренажере «Волна» (для выполнения дыхательных упражнений),, вправо – группа ребят для работы на компьютерном тренажере «Дэльфа - 142» (задания по развитию речи, обогащению словарного запаса).
- Обедаем
- Из гречки, риса, гороха и других круп.
Определяют крупы.
Один из ребят определяет, что в его мешочке находится что-то другое, не похожее на крупы. (макароны)
Ребята работают в группах , распределяю макароны в группы по цвету, форме, размеру.
- Вечер.
- Домой
- Автобуса.
- Читать, рисовать, играть и т д.
- ночь
Оценочно-рефлексивный этап.
Задачи:
1. Провести рефлексию текущего занятия, провести обратную связь.
2. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей развивающей работы.
4.1. Рефлексия
4.1.1. «Пазлы»
- Давайте соберем все пазлы и вспомним, что мы делали сегодня на занятии.
4.1.2.Приём «Портфель идей».
- Давайте проверим, совпали ли ваши предположения с тем, чем мы занимались на занятии. (учитель вытаскивает и зачитывает карточки, помещенные в портфель в начале урока).
Самооценка работы на уроке по сигнальным карточкам.
4.1.3. Упражнение «Сюрприз».
- А теперь , ребята, я вам открою один секрет, если мы перевернём эти пазлы, то увидим картинку, на которой изображен всего лишь один предмет, который объединяет в себя все вот эти понятия: и времена года, и месяцы, и дни недели, и части суток. – Может быть кто-то из вас уже догадался о чем идет речь? (календарь)
Учитель переворачивает пазлы, на обратной стороне изображен календарь.
Резерв: - Календарь – это система отсчета больших промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео» провозглашать и «календариум» долговая книга.
- откуда появилось выражение круглый год?
По форме в древние времена календарь напоминал круг. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются.
В память об этом занятии детям дарят календарики.
Прощание. Благодарность за работу.
Пазлы:
Времена года
Месяцы
Дни недели
Части суток
Учитель и дети обсуждают, комментируют.
Оценивают свою работу на всем занятии, анализируя работу на каждом этапе.
Дети высказывают свои предположения.
Структура урока
-
№
Этапы занятия
Время
1
Вводный (мотивационно-организационный этап)
2 мин.
2
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
5 мин.
3
Основной (информационно-аналитический) этап
32 мин
4
Оценочно-рефлексивный этап.
5 мин
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ