МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ по теме: «В поисках времени»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ

по теме: «В поисках времени»
















Разработали:

Ахтямова Х.М., педагог-психолог

Проворова И.В., учитель-логопед.










Нефтеюганск, 2014 г.





План-конспект урока


Тема: В поисках времени.(45 мин)

Тип: интегрированное, комбинированное занятие

Вид: смешанный


Цель: Создать психолого-развивающее пространство, как благоприятное условие для усвоения детьми пространственных и временных представлений.

Задачи:

Обучающая: расширить представления о временных понятиях, последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

Развивающая: развивать психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности: память, внимание, воображение. Развивать мыслительные операции: обобщение, классификацию, анализ, синтез на основании упражнений Айзенка Ю. Способствовать расширению словарного запаса.


Воспитывающая

Воспитывать положительное отношение к учебно-познавательной деятельности.



Методы: словесный ( беседа), наглядный (метод иллюстраций, демонстраций), аудиовизуальный, практический (метод упражнений); репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, работа по инструкции, работа в группах, диалогический, методы технологии развития критического мышления: «кластер», «корзина идей».


Основные термины и понятия: времена года, месяцы, дни недели, части суток, календарь.

Методическое обеспечение: (авторы УМК) Локалова Н. «90 уроков психологического развития»…..

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная установка, презентация, психопрофилактическая программа-тренажер «Волна», и тренажер для развития речи «Дэльфа - 142».









Ход занятия


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Вводный (мотивационно-организационный этап)

Задача:

Организовать обучающихся через привлечение внимания к актуальной для них проблеме. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.


1 Организация деятельности обучающихся.


- Приветствие обучающихся.

Раздается звонок. (под подушкой спрятан будильник)

- Что это такое?

- Когда это происходит?

Зафиксировать внимание ребят на слове - УТРО

- А почему эта ситуация произошла сейчас у нас на занятии?

- Как вы думаете, с чем это связано?



Эмоционально настраиваются на работу.



- Звенит будильник.



- Утром, когда мы встаем в школу.





  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи


Цель: актуализировать пространтсвенно - временные представления учащихся.


2.1.Формулировка темы занятия.


2.1.1.На слайде - незаконченное предложение «В поисках …..»


Вопросы:

- Ребята, догадались ли вы о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

2.1.2. Проверить правы вы или нет, нам поможет игра «Муха».


На слайде - таблица с буквами, учитель диктует ходы:

  1. Наша муха полетела на 2 клетки вверх, запишите букву

  2. На 2 клетки вниз, запишите букву,

  3. на 1 клетку вверх, на 2 клетки влево, на 1 клетку вниз, запишите букву

  4. на 1 клетку вниз, на 2 клетки вправо, на 1 клетку вверх, запишите букву,

  5. на 1 клетку вниз.

- Какое слово у вас получилось?



Итак, давайте озвучим тему нашего занятия.


- Какова цель нашего занятия? Что бы вам хотелось узнать, повторить, сделать на занятии?


2.1.3.Прием «Портфель идей».

Учитель записывает ответы детей и складывает их в портфель.


В конце урок мы проверим, удалось ли нам всё это выполнить,



Результат: Проблема обозначена. Визуально проведена подготовка класса к работе


Дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока.






















Дети мысленно передвигают «муху» в нужном направлении и записывают полученные буквы: В Р Е М Я


- «В поисках времени»







Дети высказывают свои предположения, формулируют цели занятия.


  1. Основной (информационно-аналитический) этап.

1. Установить правильность и осознанность усвоения детьми изучаемого материала, выявление и коррекция пробелов, неверных представлений.

2. Стимулировать обучающихся к овладению приемами снятия эмоционального напряжения, способами запоминания.


3.1.

3.1.1. Беседа

- Итак, ребята, прозвенел будильник, вы встали, выполнили зарядку, позавтракали и отправились в школу. А чтобы ваш путь был безопасным, чем вы обычно пользуетесь? (слайд с картинкой безопасного маршрута)


- Отправляясь в дорогу в поисках времени, я вам тоже предлагаю получить маршрутные листы.


- Изучите свой маршрутный лист. – Сколько этапов вам предстоит пройти?

- За каждое выполненное задание вы будете получать пазлы, из которых в конце урока соберете картинку – сюрприз. А также будете оценивать свою работу на занятии на лесенке успеха (демонстрация на доске) и у себя в маршрутном листе в колонке «Самооценка».


3.1.2. Упражнение «Рассыпушка»

- Прочитайте 1 – ое задание. Выйдите к доске. Сейчас вы будете работать в группе.

Инструкция к заданию:

Прочитайте рассыпанные на доске слова. Распределите их на группы. Обратите внимание на картинки-подсказки.



Проверка на озвученных слайдах. (сообщается информация о временах года, месяцах).


Самооценка работы в группе.


За выполненную работу ребята получают пазлы с названием времен года и месяцев, которые учитель размещает на доске.


3.1.3. Беседа.

Итак, когда заканчивается утро, наступает……(ДЕНЬ)


- Где чаще всего вы бываете днем?

- Чем вы занимаетесь в школе?

- На уроках вы выполняете разные задания, вот одно из них.


3.1.4. Упражнение «Спрятанные слова»

Учащимся раздаются индивидуальные карточки, в которых необходимо просматривая буквы, подчеркнуть встретившиеся слова.


ПЯТНИЦАМИМСРЕДАСОСТЕНА

РЫЛКБИЧЕТВЕРГНКГССУББОТАПЫЛМНПОНЕДЕЛЬНИКСПИОБУЧНКЮТИВЛЙЬВВОСКРЕДЕНЬСЕНЬЕТРМИАРУЩЦЛФЫВВАЧППИИТТ


Проверка:

- Прочитайте какие слова вы нашли.

- Что вы о них можете сказать?

- Перечислите последовательно все дни недели, какого дня здесь не хватает?

- Где можно проверить правильность ваших ответов? (слйд с изображением дневника)

- откройте ваши дневники, проверьте и оцените свою работу на данном этапе.


За выполненную работу ребята получают пазл с надписью ДНИ НЕДЕЛИ

3.1.5. Беседа.

- Что бывает в школе после урока? (перемена).

- Вот сейчас мы Вам тоже предлагаем отдохнуть.


3.1.7. Упражнение «Перемена».

- Посмотрите каждый в свой маршрутный лист. Для того, чтобы узнать где у каждого из вас пройдет перемена, вам необходимо выполнить определенную инструкцию. (на слайде и в маршрутных листах)


Работа на тренажерах - Волна» (для выполнения дыхательных упражнений) и «Дэльфа - 142» (задания по развитию речи, обогащению словаря)


- Самооценка.


3.1.8. Беседа

- Давайте вспомним, что мы еще делаем днем в школе на перемене?

- Действительно, чтобы быть умным, необходимо правильное питание, а как вы все хорошо знаете, самой здоровой пищей, конечно, же является каша.

- А из чего варят каши?


3.1.9. Упражнение «Юные поворята»

Перед детьми на тарелочках лежат различные крупы: гречневая, пшенная, рисовая, горох, манная.

А на партах мешочки, в которых спрятана та или иная крупа.

Детям предлагается посмотреть внимательно на крупы, обратить внимание на их форму, размер, запомнить названия, а затем наощупь определить какая же из круп спрятана в их мешочках.


У одного из ребят попадает мешочек с макаронами.


Работа группах по 3 человека.

1гр – те, у кого красные мячики на столе.

2 гр – те, у кого желтые мячи на столе.


Пере ребятами рассыпанные макароны различной формы, размера, цвета. Необходимо распределить их на группы.

Проверка:

- Сколько групп у вас получилось?

- По какому признаку распределяли?


Самооценка работы.


3.1.10. Беседа

- Итак, ребята, у нас заканчивается ДЕНЬ. А какая часть суток следует за днем? (ВЕЧЕР)

- А куда вы отправляетесь в это время суток из школы? (домой)

- У себя на столах найдите группу макарон «ТРАНСПОРТ», определите какого вида транспорта здесь не хватет, чтобы отправиться домой?

- А чем вы любите заниматься ВЕЧЕРОМ дома?

- Есть очень занимательная и интересная игра для всей семьи – пазлы, часть их перед вами, а вот, чтобы получить последний пазл, давайте вспомним о какой части суток мы ещё не говорили сегодня на занятии? (НОЧЬ)

Проверка: правильно ли вы ответили проверим с помощью игры «Угадай мелодию»

Звучит фрагмент мелодии «Спят усталые игрушки»

Дети получают последний пазл с надписью и картинками «Части суток».


Самооценка работы.


.


Дети отвечают на вопросы учителя.





- Маршрутным, безопасным листом «Дом – школа - дом»


Дети получают инструкционную карту к уроку «Маршрутный лист»





- четыре.















Учащиеся, совещаясь, выполняют задания на интерактивной доске. Распределяют слова по группам: времена года, месяцы, их последовательностью


Учащиеся слушают. Анализируют свою работу в группе.



В листе самооценки фиксируют результат своей работы.







- День



- в школе

- учимся на уроках





Дети работают на карточнках, подчеркивают встретившиеся слова.












Дети определяют, что эти слова обозначают дни недели, 1 слово – лишнее – день.




В дневнике.



Проверяют работу по дневнику, оценивают свою работу на лесенке и в листе самооценки.






- Перемена.





Дети выполняют инструкцию, проходят по кабинету в разные части – влево группа ребят для занятия на тренажере «Волна» (для выполнения дыхательных упражнений),, вправо – группа ребят для работы на компьютерном тренажере «Дэльфа - 142» (задания по развитию речи, обогащению словарного запаса).










- Обедаем






- Из гречки, риса, гороха и других круп.



Определяют крупы.











Один из ребят определяет, что в его мешочке находится что-то другое, не похожее на крупы. (макароны)







Ребята работают в группах , распределяю макароны в группы по цвету, форме, размеру.








- Вечер.




- Домой





- Автобуса.

- Читать, рисовать, играть и т д.








- ночь

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Задачи:

1. Провести рефлексию текущего занятия, провести обратную связь.

2. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей развивающей работы.


4.1. Рефлексия

4.1.1. «Пазлы»

- Давайте соберем все пазлы и вспомним, что мы делали сегодня на занятии.


4.1.2.Приём «Портфель идей».

- Давайте проверим, совпали ли ваши предположения с тем, чем мы занимались на занятии. (учитель вытаскивает и зачитывает карточки, помещенные в портфель в начале урока).



Самооценка работы на уроке по сигнальным карточкам.


4.1.3. Упражнение «Сюрприз».

- А теперь , ребята, я вам открою один секрет, если мы перевернём эти пазлы, то увидим картинку, на которой изображен всего лишь один предмет, который объединяет в себя все вот эти понятия: и времена года, и месяцы, и дни недели, и части суток. – Может быть кто-то из вас уже догадался о чем идет речь? (календарь)

Учитель переворачивает пазлы, на обратной стороне изображен календарь.


Резерв: - Календарь – это система отсчета больших промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео» провозглашать и «календариум» долговая книга.

- откуда появилось выражение круглый год?

По форме в древние времена календарь напоминал круг. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются.


В память об этом занятии детям дарят календарики.


Прощание. Благодарность за работу.


Пазлы:

  1. Времена года

  2. Месяцы

  3. Дни недели

  4. Части суток



Учитель и дети обсуждают, комментируют.







Оценивают свою работу на всем занятии, анализируя работу на каждом этапе.






Дети высказывают свои предположения.



Структура урока


Этапы занятия

Время

1

Вводный (мотивационно-организационный этап)

2 мин.

2

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

5 мин.

3

Основной (информационно-аналитический) этап

32 мин

4

Оценочно-рефлексивный этап.

5 мин






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ