Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4






Реализация компетентностного подхода в курсе

истории и обществознания

через интерактивные формы работы













Учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4

Ажбекберовой Любови Васильевны






2013 год



Содержание опыта



  1. Информация об опыте…………………………………………3-7


1.1Актуальность опыта……………………………………………….3

1.2Ведущая педагогическая идея…………………………………….5

1.3 Длительность работы над опытом……………………………….5

1.4 Диапазон опыта……………………………………………………6

1.5 Теоретическая база………………………………………………..7


  1. Технология описания опыта………………………………….7-14


  1. Результативность опыта…………………………………….14-15


  1. Библиографический список……………………………………16














  1. Информация об опыте.


«Добрая школа – это хорошо.

Умная школа – это великолепно.

Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни»

Д. Дьюи

1.1. Актуальность опыта

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Помню, когда я начинала работать в школе, как и другие молодые учителя, считала, что чем больше расскажу детям на уроке, тем лучше будут дети знать предмет. Позже я поняла, что ученик не сосуд, который до краёв нужно наполнить знаниями, что главная проблема обучения – научить ребят способности мыслить и развивать у них потребность учиться. Проблема интереса- одна из важнейших при обучении в школе. Существует три основных фактора, влияющих на интерес:

- содержание исторического материала;

- методы, приёмы и средства его подачи;

- межличностные отношения учителя и учащихся.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. Над этой проблемой работаю я на протяжении нескольких последних лет.

Современные дети живут в мультимедийном мире, и образовательная деятельность не должна вступать в противоречие с тем, что окружает ребенка в обычной жизни. Примером такой организации урока может служить исторический практикум с использованием разнообразных цифровых документально методических комплексов.

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления школы нового поколения.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации.

Таким образом, можно предположить, что информационно-коммуникационные технологии способны:

- стимулировать познавательный интерес к истории,

- придать учебной работе проблемный,

- творческий, исследовательский характер,

- во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история,

- индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.


1.2 Ведущая педагогическая идея

Сущность опыта заключается в поиске деятельностных технологий, способствующих развитию учебных социальных компетентностей учащихся через интерактивные формы работы на уроках истории и обществознания это:

- введение в урок элементов проблемности, новизны известных фактов, разнообразных игровых ситуаций;

- в осуществлении связей преподавания истории и обществознания с другими предметами;

- в усиление мотивации к изучению предмета на основе использования системно – деятельностного подхода основанного на теоретических положениях Л.С. Выготского, Л.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

В своей практике я реализую мотивационные и технологические алгоритмы разработанные на идеях системно – деятельностного подхода.


1.3 Длительность работы над опытом

Принятие новых образовательных стандартов и их внедрение в основную школу заставляет пересмотреть сложившуюся систему педагогической деятельности и выстраивать по-новому школьное образовательное пространство.

Стараясь идти в ногу со временем, работаю по данному направлению три года.





I этап – начальный 2011/2012 уч. год.

- Знакомство с технологиями интерактивных форм работы на уроках истории и обществознания через проведение тематических педсоветов и заседаний школьных МО, теоретических семинаров;

-Изучение актуального передового опыта педагогов других школ;

-Участие в семинарах, конференциях по данной теме;

-Изучение методической литературы по данной теме;

-Консультации педагогов- наставников и взаимопосещение уроков;

- Разработка программы.

II этап – основной 2012- 2013 уч. год.

-Теоретическое обоснование содержательных организационных и технологических условий формирования компетентностного подхода с применением интерактивных форм работы;

- Проведение мониторинга ( анкетирование, тестирование);

- Разработка система работы с одаренными детьми;

- Поиск путей повышения качества образования на основе результатов мониторинга конечных результатов процесса обучения.

Ш этап - заключительный 2013/2014 уч. год.

-Корректировка технологии реализаций компетентностного подхода обучения через интерактивные формы работы .

- Подготовка результатов обобщения используемого опыта.


1.4 Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – единая система «урок-внеклассная работа». В то же время опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом.


1.5 Теоретическая база опыта

В своем опыте я реализую идеи И.Я. Якиманской, Г.К.Селевко, Е.Н.

Степнова, М.И. Махмутова, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Николиной.

1.Идеи компетентностного подхода И.С. Якиманской.

Настоящий опыт построен на основе теоретических данных: И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школу». И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». И далее: «Следует понимать, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной», она выделяет несколько групп личностно-ориентированной педагогики.

Опираясь на тезисы И.С.Якиманской, на уроках истории и обществознания я предоставлению ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий, использую различные формы групповой и индивидуальной работы в целях активизации творчества учащихся, создаю условий для творчества, побуждаю ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.


2. Сущность, структура и компоненты

компетентностного подхода Е.Н.Степанова

В своей практике профессиональной деятельности я стремлюсь удовлетворить интересы моих учеников: прилагаю основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.


3. Реализация идей проблемного обучения М.И.Махмутова

Я стараюсь излагать материал по истории и обществознанию , включая в него систему информационных и проблемных вопросов. На уроках мои ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске. Система познавательных задач охватывает все или почти все этапы проблемного движения к знанию и сочетается с комментированием, дискуссией, эвристической беседой. В своей работе я часто использую систему программируемых заданий.


4. Реализация принципа системной дифференциации в процессе конструировании содержания предметного образования

по методу В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

Исследования В.В. Давыдова, Л.В. Занкова значительно расширили горизонты представлений о познавательных возможностях учащихся.

В своей работе считаю очень важным применять идеи системной дифференциации. Реализация этого принципа в процессе конструирования содержания образования выдвигает особое требование, которые я учитываю при составлении своей программы деятельности:

1.первоочередное усвоение учащимися знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер.

2. ориентация обучения на выявление и первоочередное раскрытие

базовых отношений определяющих содержание и структуру современного содержания.

3. ориентация обучения не только на усвоение школьниками основных теоретических положений, но и на умение конкретизировать исходный материал.

Единицей обучения при таком построении программы становится не урок, а тема, так как при изучении темы вводно-ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный компоненты учебного процесса проявляются достаточно полно и очевидно.


2. Технология описания опыта

Основная цель педагогической деятельности – это развитие способностей учащихся к интегрированному мышлению, которое поможет им увидеть новые стороны явления, формирует целостное видение мира, а значит, облегчит поиск своего места в нем.

В этом мне помогает реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы. Что же такое компетентность?

Одним из наиболее удачных, на мой взгляд, является определение О.Е. Лебедева: «компетентность — способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению».


Исходя из этого, к ключевым компетенциям возможно отнести:


1. Ценностно-смысловая компетенция, включающие мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.

2. Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

4. Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.             

Компетентностный подход в обучении ставит новые задачи в построении образовательного процесса: не “чему учить”, а “как учить”.


В своей педагогической деятельности я руководствуюсь следующими принципами:

  1. целостность образования (установление межпредметных связей между историей, обществознанием, литературой, искусством);

  2. модульность (представление учебного материала законченными блоками, интегрирование в соответствие с учебным материалом различных видов и форм обучения);

  3. научность и системность;

  4. развивающий характер обучения (переход от репродуктивного уровня к творческому, развитие критического мышления);

  5. связь образования с реальной жизнью, акцент на социальную практику, с помощью которой учащиеся не только приобретают определенный набор знаний, но и осваивают необходимые способы деятельности для достижения поставленных целей;

  6. дифференцированный подход (разработка уровневых заданий для учащихся в зависимости от выбранного профиля);

  7. проблемность (рассмотрение конкретных проблемных ситуаций в процессе обучения, в том числе в рамках преподавания элективных курсов по истории и праву).

Для решения обозначенных принципов ставлю перед собой следующие задачи:

- отбор содержания исторического и обществоведческого образования, выбор качественных учебных материалов в соответствии с профилем;

- выбор технологий и методик преподавания, расстановка приоритетов своей педагогической деятельности;

- внедрение современных технологий гражданско– патриотического воспитания;

- совершенствование профильной системы обучения и подготовки учащихся к ЕГЭ.

Свою педагогическую деятельность осуществляю по направлениям:

  • преподавание истории и обществознания с применением современных образовательных технологий;

  • подготовка учащихся к ЕГЭ;

  • расширение информационного поля в процессе преподавания элективных курсов по истории, обществознанию, праву;

  • работа по гражданско - патриотическому воспитанию;

  • работа с одаренными детьми: подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конференциям, конкурсам.




В этом учебном году в нашей школе апробируется учебно методический комплекс «Алгоритм успеха». Учебно методический комплекс:

  1. «История. Введение в историю» 5 класс Автор: А.Н. Майков;

  2. «История Древнего мира» 5 класс Авторы: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина; под ред. В.С. Мясникова;

  3. «Обществознание», 5 класс Авторы: О.Б. Соболева, О.В. Иванов;

Поэтому все уроки истории и обществознания в 5а классе строятся на системно деятельностном подходе, что позволят формировать у детей ключевые компетенции.

Уроки истории и обществознания начинаются с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Например, «составлять описание, характеристику (событий, явлений), сравнивать…».

При изучении темы «Ассирийская держава» учащимся предлагается задание : Сопоставьте карту «Ассирийская держава» и карту Районы древних государств» . Опишите путь из Египта в Ассирию.

На интерактивной доске выведены две карты и учащиеся используя памятку№5 « Как описать расположение государства по карте» выполняют индивидуально или в группах задание.

В ходе этой работы формируется:

- учебно-познавательная компетенция

- информационная компетенция

В своей практике я использую проблемно-диалогическую технологию , что позволяет формировать:

- ценностно-смысловую компетенцию

- учебно-познавательную компетенцию

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.


Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

Алгоритм действия учащихся

проблема = вопрос, решение = открытие знаний

  1. С удивлением (пример диалога)

  2. Познакомьтесь с таким фактом/мнением/ предположением

  3. А вот другой факт/мнение/предположение

  4. Работая в парах, сравните эти два факта/мнения/предположения. Что вас удивляет? (Подводящий диалог на осознание несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление)

  5. Удивились? Обсудите в парах, какой у вас возникает вопрос. Сформулируйте его.

Чтобы придать интерес у изучению истории и обществознания и для разнообразия уроков я использую сочетание разных видов самостоя -тельной работы школьников.

Например, при изучении темы «Индийские касты», предлагаю ребятам самостоятельно сравнить права и условия жизни жителей разных каст, используя материал учебника, исторических документов (Законы Ману), и сделать выводы о жизни людей в древней Индии.

Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. А потому дети в ходе выступления, заполняют на интерактивной доске таблицу и сравнивают с таблицей в своей тетради, дополняя высказывания отвечающего ученика. Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями.

Переходя от изученного материала к новой теме, использую сравнительно-обобщающие таблицы. Например, что общего и каковы различия в природных условиях Двуречья и Египта. Ребята заполняют таблицу, опираясь на знания предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, является итогом анализа, сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности учащихся на уроке истории. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают.

Чтобы учащиеся небыли пассивными слушателями ,предлагаю классу оценить ответ данного ученика, дать на него рецензию. Это способствует формированию умений объективно высказывать свою точку зрения, соответствуя определённым критериям учебной деятельности и быть активными на уроке.

Реализацию компетентностного подхода в курсе истории и обществознания я осуществляю при использовании на уроках интерактивных методов:

  • Ролевые игры

  • Дебаты

  • Различные виды групповых работ

  • Деловые игры

  • Турниры знатоков

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.

Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи:

  • развивать навыки: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии;

  • формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде

Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Кроме того, игровая, соревновательная форма проведения “Дебатов” позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в неформальной обстановке.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой. В ней ученик получает роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста).

В процессе игры-обсуждения воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.

Игра-исследование строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Чаще всего я использую ретроспективную игру, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» - «так могло быть».

Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Например, экскурсия в пещеру древнего человека (при изучении темы «Древнейшие люди»5 кл.). Мысленно переносимся в пещеру древних людей, представляем как в ней холодно и что надо предпринять, чтобы добыть огонь, а затем его поддержать. Зачитываю по ходу отрывок из книги Д, Эрвильи «Приключение доисторического мальчика», создавая атмосферу того времени. На других уроках мы мысленно переносимся на Олимп, в страну пирамид, в древнегреческий театр, в хижину средневекового крестьянина, на пир феодала; путешествуем на ярмарку в Шампань, где торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях (проверяю знание карты).

В ходе ролевой игры использую приёмы персонификации.

Например, изучая тему «Древневавилонское царство», ученик в роли Хаммурапи – оценивает разные ситуации с позиций своих законов. Таким образом, непроизвольно учащиеся запоминают материал.
На уроке повторения «Древний Египет», жюри–жрецы со своей позиции оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.


Прием «Фишбоун»


Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.


Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается на уроке, в определении ее аспектов и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.


Обучающиеся записывают в верхних секторах фишбоуна черты монголо-татарского войска, а в нижних секторах следствия этих особенностей, их значение.


Составление фишбоуна по теме «Монголо-татарское войско»



Инсерт –

маркировка текста на полях значками по мере его чтения.

Делает зримым процесс накопления информации

  • «V» – уже знал

  • «+» – новое

  • «-» – думал иначе

  • «?» – не понял, есть вопросы.



Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») –

выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.


Синквейн

1-я строка.

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка.

Какой?

2 прилагательных.

3-я строка.

Что делает?

3 глагола.

4-я строка.

Что автор думает о теме?

Фраза.

5-я строка.

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное


Работа с текстом «Толстый и тонкий вопрос»


Придумайте вопросы по тексту «Русь и Золотая Орда»



Тонкий вопрос ?


Толстый вопрос ?


Кто?

Где?

Когда?

Сколько?

Какой, какая, какие, какое?


Почему?



Каким образом?



Зачем?



Обучающиеся в течение 5 минут работают с параграфом, заполняя таблицу, затем задают их друг другу по парам по очереди.


3.Результативность опыта




4. Библиографический список


  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. – №5. С. 34–42.

  2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III . Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

  4. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. №2. – С.58–64.

  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135–156

  6. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.



















13


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ