Родительское собрание для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к обучению в школе?"

Родительское собрание для родителей, будущих первоклассников.

Тема выступления:

Готовы ли Вы и Ваш ребенок к обучению в школе?

Педагог-психолог

МБОУ «ЧСОШ №1 с УИОП» п. Чернянка

Лекарева О.А.



Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. Каждый из вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни.

Я сегодня с вами хочу раскрыть два вопроса- это психологическая готовность к обучению в школе : родителя и ребёнка.

В чём стоит психологическая готовность родителей?

Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося  школьного обучения ребёнка: прослушайте мои вопросы и ответьте.

1. Если вы испытываете сильное беспокойство,- поднимите две руки;

2.Если вы слегка волнуетесь,- поднимите одну руку;

  1. Если вы испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка,- сложите руки перед собой, как ученики.

Мы видим, что большинство из вас испытывают чувство тревоги. Умеренное волнение когда ваш ребёнок идёт в 1 класс испытывает каждый родитель, и это полезно, оно стимулирует ответственность. А вот чрезмерное – просто противопоказано родителям. Мало того, что оно сказывается на вашем самочувствии, так еще и передается детям, которые очень реагируют на эмоциональное состояние взрослых.

Большинство будущих первоклассников спокойно относятся к перспективе стать учениками.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно ваша тревога. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами.

-Вы опасаетесь, что вашему ребёнку будет сложно освоить программу?

-Боитесь, что его будут обижать?

-Не готовы к тому, что у него появятся новые друзья?

-Тревожитесь, что его станут слишком наказывать, и чаще всего несправедливо? --- -Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам?
Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу- фазу самостоятельной жизни. П
сихологическая готовность ребёнка к школе - это следствие воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Прежде всего следует обратить внимание на:

-мотивационную,

-волевую,

-интеллектуальную,

- социальную готовность,

- уровень развития зрительно-моторной координации.


Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят пойти в школу и, следовательно, в этом плане они подготовлены. Однако это не совсем так: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок стремится в школу (из ответов детей), так как у него будет новый ПОРТФЕЛЬ, не надо будет спать днем, как в садике и т.п. В этом возрасте очень сильно привлекает детей все новое. А в школе для ребенка все будет впервые: и классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает важность учебы и готов прилежно трудиться.

Как же развивать мотивационную готовность у будущих первоклассников?

Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником, что им необходимо будет при этом делать. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил. При этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы. Кроме того, родители непременно должны выражать уверенность в том, что учеба пойдет успешно и первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития мотивационной готовности.

Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев заинтересованность ребенка внешней стороной( новым портфелем, новыми друзьями, новой одеждой) снижается и постепенно сменяется интересом к содержанию занятий, стремлению получению новых знаний, то есть возникает познавательная мотивация, ребёнок проходит адаптацию. Обращаю ваше внимание, что это очень важный этап, который должен пройти каждый ученик. В большинстве случаев дезадаптации ребёнка в школе (нарушение в поведении, проблемы в обучении, нежелание ребёнка идти в школу) является следствием отсутствия познавательной мотивации (интереса учится). Без интереса к учёбе, ребёнок не способен усвоить общеобразовательную программу.

Уважаемые родители!! не отстраняйтесь от школы. Интересуйтесь учёбой ВАШЕГО ребёнка. Ребёнку в начале обучения трудно себя оценить, он этому только учатся. Учитель сможет ответить на все вопросы интересующие вас.


Интеллектуальная готовность. Это не значит, что ребёнок должен хорошо уметь читать и считать. У будущих первоклассников должны быть сформированы элементарные математические навыки, они должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество», счет до 10 и обратно. Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности.

Тренировку можно проводить на различном материале. Например, потренироваться в определении местоположения можно, расставляя на столе столовые приборы: тарелка в центре, вилка слева, нож справа, правильно называя и употребляя понятия. Или устроить с ребенком такую игру: попросить его достать до левого уха правой рукой, и т.п.


Волевая готовность. Речь идет об умении не столько слушаться, а вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно научиться понимать задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Каким образом развивать такое умение у детей? Очень просто, давая им различные несложные задания. При этом обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что ребенок все услышал и правильно понял.

Для тренировки волевой готовности часто используют рисование геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании, а так же усидчивость и работоспособность. Если качество выполняемой ребенком работы стабильно, можно говорить о его волевой готовности. Если же ребенок испытывает трудности в концентрации внимания, значит, волевая регуляция поведения развита недостаточно, следовательно, упражнения надо продолжать.

И самое главное - занимаясь с ребенком, старайтесь не критиковать его и обязательно хвалите за хорошо выполненную работу.


Социальная готовность. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – это умение сотрудничать, считаться с интересами и мнениями других людей.

Рекомендации родителям в данном направлении: понаблюдайте за тем, как ваш ребенок общается со сверстниками, выясните, умеет ли он подчиняться требованиям старших, внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, научите его правильно оценивать свое поведение и поступки других людей.


Координация. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев и кисти руки, а так же зрительно-моторной координации (умение правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой их траекторией при прорисовывании той или иной фигуры). Обратите внимание на точность копирования (величину, взаимное расположение, ровность линий).

Что же способствует развитию двигательной координации? Рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусин, лепка.

В быту эти навыки развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков на обуви и любых других узлов.


Если вы вдруг обнаружили, что упустили некоторые моменты, не паникуйте, вы можете всё исправить, если будете подробно (естественно, с учетом возраста) отвечать на вопросы ребёнка и не будете жалеть времени на общение. Важно научить ребенка последовательно и спокойно рассказывать о своих делах и заботах, различать главное и второстепенное и самому при помощи логических умозаключений находить ответы на многие свои вопросы, то есть ориентироваться в ситуации, думать и уметь высказываться.

Самая главная задача родителей – быть уверенными в себе и своем ребенке и поддержать его на этом важном этапе!




4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ