Родительское собрание "Кто он – трудный ребёнок ?"


Государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №588,

г.Санкт-Петербург











Кто он – трудный ребёнок ?

Родительское собрание.





Автор разработки: Прошкина Татьяна Евгеньевна,

учитель начальных классов.














2013-2014 уч.год



Пояснительная записка.


Это собрание я провела в конце первой четверти этого учебного года. Почему именно эту проблему я подняла перед родителями своих учеников?

Родители молодые, стали открыто признаваться мне, что им стало трудно со своими любимыми детьми. Я поняла, что им надо помочь разобраться с понятиями «трудный ребёнок», в чём причины, как нам вместе помочь подрастающим детям.

Родители были признательны за рекомендации, советы. Я стала замечать, что мамы и папы стали откровеннее, и что, самое главное, они стали терпеливее к своему ребёнку, с пониманием стали к нему относиться. Считаю, что в этом есть и мой вклад.

Презентация по проблеме собрания, «оживит» его, « расположит» родителей к обсуждению данной проблемы, т.к.

в презентации – фотографии их детей, эпизоды школьной жизни их детей. Это всегда приятно для родителей.

Презентация – показ слайдов (14) – по щелчку.







































Цель проведения собрания:

  • выяснить вместе с родителями причины появления «трудных» детей

  • чтобы родители задумались над своим поведением и отношением к «трудным» помочь родителям понимать своих детей

  • способствовать формированию у родителей принятия трудностей и

  • развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с «трудными» детьми

Условия проведения собрания:

  • Приглашаются родители за неделю ( запись в дневниках с указанием даты)

  • Каждый родитель получает заранее лист с темой собрания и вопросами:

  • Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете?

  • Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?

Форма проведения: дискуссия.

Подготовительная работа к собранию:

Подготовка анкеты для родителей: “Моё представление о трудном ребёнке” Тестирование учащихся Подготовка рекомендаций по воспитанию трудного ребёнка Презентация с использованием фотографий из жизни 4 класса



Ход собрания

Вступительное слово Слайды 1-2

Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли!

С. Давидович.





-Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки моих учеников!

-Я рада снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания

«Кто он – трудный ребёнок?» Слайды 3-4

-Поводом послужили наблюдения за учащимися класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Мы с Вами стали чаще замечать, что с нашим ребенком происходит что-то «не то»: он стал неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: «Я не знаю , что делать с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами, не слушается.»

-Выражение «трудные дети » часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.
«Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества.

-Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях?

-Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей в нашем классе.

Определение признаков трудного ребёнка. Слайд 5

-Предлагаю Вам вместе попробовать определить, кто он – трудный ребёнок ?

По результатам Ваших анкет я составила перечень признаков трудного ребёнка. (Родители обобщают признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения.)

Причины появления трудных детей. Слайды 6 - 9

-Существует четыре основных причины нарушения поведения, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.


▪ Причина первая – борьба за внимание родителей. Непослушание –это тоже способ привлечь к себе внимание. Внимание ребёнку необходимо для его эмоционального благополучия.

▪ Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

▪ Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить: за неверие в его способности и возможности, за сравнение с другими, за унижение, за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок, за развод родителей , на невыполненные обещания, за несправедливость мамы или папы ,за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

▪ Причина четвёртая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

Особо остановлюсь на конфликтах в семье.

-Понятно, они неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу. Как же конструктивно решать конфликты?

-Причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка. И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.

▪ выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: «Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого». Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания.

▪ выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой «ради ребенка». Опасность такого поведения для ребенка -трудности общения в коллективе.

▪ выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я – сообщение». Активное слушание – «возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д)

Немного о запретах. Слайд 10

-Да, не всё ребёнку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много.


Что следует запрещать?

То, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающих

То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей

То, что противоречит нравственным нормам.

Как себя вести с трудным ребёнком Слайд 11

• спокойно выслушивать;

  • разговаривать, опираясь на доверительные отношения;

  • найти контакт;

  • заинтересовать его;

  • уделять больше внимания, любви;

Способы решения проблем в общении с трудным ребёнком Слайды 12-13

  • спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;

  • привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)

  • нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);

  • обращение к специалистам

  • чтение специальной литературы

  • к каждому нужен свой подход;

  • любить и уважать детей, какими бы они ни были;

  • побольше общаться с ребёнком;

  • принуждение и наказание;

  • посещение школьных мероприятий;

  • не оставлять с проблемами наедине;

  • контроль, загруженность домашними делами, требовательность;

  • обратиться к психологу,

  • с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;

  • не оставлять воспитание на более позднее время;

  • не унижайте и не оскорбляйте ребенка;

  • не навешивайте ярлыки типа: растяпа, лодырь и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку;

  • избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;

  • отделяйте поступок ребенка от его личности: «Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю»

  • объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;

  • отмечайте все позитивные изменения в поведении ребенка.



Подведение итогов родительского собрания.

Уважаемые родители!

Семья — это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами. Ваша задача – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда неудачи в игре, в учёбе, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность. Очень важно на данном этапе выявить детей с трудным характером и педагогически запущенных, слабо подготовленных. Обратить внимание на них и их деятельность, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо".

Уважаемые родители !

-Предлагаю Вам несколько несложных советы, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка. (выдаю родителям распечатку )

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем занятии, может быть вопросы.

-Что нового узнали? Что понравилось? Что не понравилось? То заставило вас задуматься?

- На этом наша встреча заканчивается .Спасибо за работу, надеюсь , вы получили ответы на вопросу воспитания трудных детей.

- До свидания! Слайд 14



Список используемой литературы



Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003

А. Павлов .Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.

Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5

Ж. «Начальная школа», 1999, № 3

Воликова Т.В. Учитель и семья. М., 1980.



Интернет-ресурсы



http://nsportal.ru/sites/default/files/roditelskoe_sobranie_15.doc

6ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ