Родительское собрание «Права ребёнка – обязанности родителей»
Родительское собрание
Тема: «Права ребёнка – обязанности родителей»
Цель: воспитание правовой культуры семейных отношений.
Задачи:
Актуализировать проблему соблюдения прав личности подростка в семье, обществе.
Познакомить родителей с правами, обязанностями и ответственностью по российскому законодательству.
Способствовать формированию правовой культуры родителей (лиц, их заменяющих), профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Форма проведения: круглый стол по теме: «Права ребёнка – обязанности родителей»
Вопросы для обсуждения: (СЛАЙД 2)
1. Значительная часть детей подвергается жестокости, насилию, нарушению прав в семье. Какие документы защищают, регламентируют права детей?
2. Достаточно ли эффективна практика реализации основных положений Конвенции в семье?
Нарушение каких прав Конвенции вызывает наибольшую тревогу, озабоченность?
3. Как вы оцениваете реальное состояние включенности родителей, самих обучающихся в защиту прав, обозначенных в Конвенции, чести и достоинства?
4. Какие проблемы детей в семье вызывают у Вас наибольшую тревогу? Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
5. Ваш опыт включения детей в активную созидательную деятельность, в стимулировании и поддержке их активности, самостоятельности в организации собственной жизни в классе, школе, социуме.
6. Как вы считаете, от чего и как необходимо защищать ребенка? Законодательные акты о защите прав и интересов ребенка.
7. Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона. Он называл детей «малорослым народом», людьми без прав, лишенными какой бы то ни было собственности, людьми с тяжелой судьбой, даже если они из здоровых, благополучных семей».
Согласны ли Вы с этим утверждением?
8. Пропаганда здорового образа жизни, формирование здоровой семьи.
Дата проведения: 30 октября 2010 г.
Участники: родители 8 В класса, председатель комиссии по делам несовершеннолетних, инспектор по охране прав детства, психолог школы, юрисконсульт, библиотекарь школы.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Оформление:
- на партах, расставленных по кругу, конверты с оценками детей и краткие характеристики - наблюдения, рекомендации учителей – предметников, памятки, бланки теста «КЗ № 52: меры по защите прав и законных интересов ребенка», задания для практической работы;
- в классе: художественная выставка работ обучающихся, подборка литературы по правовому воспитанию, Конверт откровений.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
I. Изготовление приглашений каждой семье с учетом темы собрания.
В изготовлении приглашений принимают участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
Уважаемые
_____________________________________________!
(имя и отчество обоих родителей)
Приглашаю Вас на родительское собрание по теме:
«Права ребенка – обязанности родителей»
Буду рада Вас видеть
30 октября в 17 –00 часов.
Заранее благодарна, Валентина Николаевна.
II. Изготовление памяток с советами по теме собрания.
Содержание памяток носит актуальный характер, текст напечатан крупным шрифтом.
III. Подготовка выставок по теме собрания.
Знакомство родителей с образцами работ (рисунки, сценарии, поделки с уроков технологии), проектами, исследовательскими творческими работами « Я – Гражданин России», « Каждый ребенок имеет право».
Вместе с библиотекарем подготовлена выставка художественной и методической литературы.
IV. Заседание родительского комитета за две недели до собрания.
Распределение обязанностей по подготовке собрания:
Ответственный за подготовку презентации.
Ответственный за музыкальное оформление.
Ответственный за музыкальное оформление, аудитории класса.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Председатель классного родительского комитета отмечает явку родителей, информирует о выполнении решения предыдущего родительского собрания, знакомит с повесткой и предоставляет слово классному руководителю.
Текстовое сопровождение
Содержание слайдов
1)ВСТУПЛЕНИЕ
Классный руководитель: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада встрече с вами на родительском собрании «Права ребенка – обязанности родителей». Собрание пройдет в форме круглого стола с участием специалистов. В повестку собрания внесены заинтересовавшие нас вопросы (СЛАЙД 2)
За последние 10 лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая грамотность.
Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации, имеет меньший шанс нарушить закон, понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких.
За долгие годы мы привыкли, что все в нашей стране делается на благо детей. «Всё лучшее - детям!» Но решают в чём это «лучшее», всегда взрослые.
Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы, родители? С самого рождения начинаем давать установки: ты должен, ты неумеха, «вот я в твои годы», «посмотри на старшую сестру». Ребенок фактически беззащитен перед взрослыми: дома, в школе, на улице. Он всегда виноват, потому что мы, взрослые, лучше знаем, как надо поступить в тех или иных случаях. «Мы пожили – мы знаем…» Но возникает вопрос: А так ли много мы знаем? И что мы знаем? Мы знаем, как можно защитить себя от хамства, грубости, несправедливости? – Нет! Чаще всего – нет!
Отсюда и хамство, грубость, несправедливость взрослых по отношению к ребенку, к подростку, к окружающим. Мы требуем с ребенка дать слово хорошо себя вести, хорошо учиться, выполнять правила, извиняться…
А всегда ли он виноват? Давайте представим, что чувствует наш ребенок.
2) ИГРА «СВЯЗАННЫЙ РЕБЕНОК»
(Классный руководитель вызывает двух родителей для демонстрации – 1- ребенок, 2 – помощник).
Классный руководитель: Вы - ребенок. Мы говорим: «Не бегай, не прыгай, не упади…» и связываем ему ноги (вызванному родителю ленточкой связывают ноги).
Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки.
Не слушай, это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.
Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот.
Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.
Давайте спросим нашего «ребенка», как он себя сейчас чувствует? (ответ родителя)
Классный руководитель: Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. Родители, воспитывающие своего ребенка, не должны забывать о его правах.
«Права ребенка –обязанности родителей».
( СЛАЙД 1)
СЛАЙД 3.
Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.
Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей.
60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты.
348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
1). ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Классный руководитель: Существует международный термин «воспитание родителей», означающий помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. По данным социологических исследований на воспитание ребенка влияют:
Семья - 50%, СМИ, телевидение - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Семья - важнейший фактор, влияющий на формирование личности. Именно в семье дети приобщаются к жизни, усваиваются моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции, складываются жизненные планы и идеалы человека.
Актуальность проблемы прав ребенка сегодня не вызывает сомнений, поэтому необходимо правовое воспитание родителей. Без знания своих прав и обязанностей, законодательных актов невозможно ориентироваться в современной жизни.
СЛАЙД 4. Семья - 50%, СМИ, телевидение - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Классный руководитель: Права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.
СЛАЙД 5. Родители обязаны:
Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
Обеспечить получение детьми основного общего образования.
Защищать права и интересы детей, они являются законными представителями своих детей, т.е. выступают в защиту прав и интересов ребенка без специальных на то полномочий в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами. Всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту, предусматривая ответственность родителей.
Быть семейным психологом, педагогом и врачом. Главное в семье – это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность.
Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание – это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.
Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.
Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие. Воспитывать в детях самостоятельность.
Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений. Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка.
2).НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА
Классный руководитель: В настоящее время права каждого человека на Земле защищает международная организация — Организация Объединенных Наций. Важнейшие задачи ООН - предотвращение военных конфликтов и защита прав человека. ООН приняла множество международных документов, важнейшими из которых для людей всего мира стали «Всеобщая Декларация прав человека» (1948) и «Конвенция о правах ребенка» (1989).
«Конвенция о правах ребенка» тесно связана с «Всеобщей декларацией прав человека». Это наиболее полный документ, в котором права ребенка защищены нормами международного права.
Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности».
СЛАЙД 6.
3 уровня нормативно-правовых документов, регламентирующих права ребенка:
1й - международный:
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
Декларация прав Ребенка (1959 г.)
Конвенция о Правах Ребенка (20 ноября 1989 г.)
2й: - федеральный:
Конституция РФ (ст. 38, 42)
Гражданский кодекс РФ(некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей)
Семейный кодекс РФ (ст. 61, 63-65)
Федеральная президентская программа «Дети России» (от 18.08.94 г.), в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Одаренные дети»
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28.06.95 г.)
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят 24.07.98 г., действует в редакции 20.07.2000 г.)
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120- 03 от 24.06.99г.
3й: - региональный:
Краевой закон « О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних» №52 – КЗ от 29.07.2009 г.
Классный руководитель: Особенность международного документа «Конвенции по правам ребенка» в том, что она действует посредством внутреннего права в каждой стране через свои конституции, кодексы, различные законодательные акты. Например, в Конституции Российской Федерации есть 2-я глава «Права и свободы человека и гражданина».
Таким образом, все права личности в России (гражданские, политические, экономические и культурные) защищаются Российским законодательством. Я подготовила для вас Памятку, содержащую извлечения из основных нормативно-правовых документов, которая пополнит вашу «Родительскую копилку» ( Памятка 1)
( классный руководитель раздает памятки)
СЛАЙД 7. Права ребенка на:
жизнь;
гражданство;
образование;
отдых;
заботу родителей;
защиту от физического и психического насилия;
развитие личности, талантов, умственных и физических способностей;
выживание и развитие;
сохранение индивидуальности;
свободное выражение своих взглядов;
неучастие в военных действиях;
физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.
3). ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА
Инспектор по охране прав детства. Социальный педагог: Не смотря на это, любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?
Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.
Поэтому, вы, родители, не должны ждать, когда ребенок обратится к вам за помощью или советом, а создавать в своем доме тепло, понимание, уважение, физическую безопасность, соблюдение прав всех членов семьи, независимо от возраста, и воспитывать ответственность за слово и дело.
(раздает Памятку 2 «Право ребенка на защиту»)
СЛАЙД 8. Схема защиты прав ребенка
Поэтапное обращение за помощью:
Родители или лица их заменяющие
Классный руководитель
Социальный педагог, психолог
Администрация образовательного учреждения
Управление по опеке и попечительству
Инспектор по делам несовершеннолетних, отделение милиции
Суд
Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе СК Светлана Викторовна Адаменко, уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Павел Алексеевич Астахов
Общественные организации села (города), района, края, России
Комиссия по правам человека при Президенте
ООН
Классный руководитель: Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году): отражает четыре принципа осуществления прав детей и формулирует цели их международно-правовой зашиты.
В Декларации провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.
СЛАЙД 9. 4 принципа осуществления прав детей Декларации прав Ребенка
•1принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.
•2 принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.
•3 принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.
•4 принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
Классный руководитель: Вашим детям сейчас 14 лет. Давайте познакомимся с их правами:
Председатель комиссии по делам несовершеннолетних: «Без детей у России нет будущего» (СЛАЙД 11) - эти слова принадлежат президенту России Д.А.Медведеву. А чтобы наше будущее было в надежных руках, надо вооружать детей правовой грамотностью.
Права детей – один из самых актуальных вопросов в последние годы. Мы часто говорим о важности соблюдения и защиты прав ребенка, но еще чаще сталкиваемся с продолжающейся волной их нарушения. От чего защищать наших детей? Этот вопрос становится особенно важным в контексте многочисленных инноваций.
Несомненный вред детям наносит негативная информация, получаемая ими от окружающей среды, исходящая из различных источников. Применительно к информации для несовершеннолетних требуется ее разграничение на «позитивную» и «негативную». К «негативной», наносящей вред здоровью и развитию несовершеннолетних, относится пропаганда насилия и жестокости.
Такая информация пропагандирует жестокое обращение с человеком или животными, формирует насильственное поведение. Особую опасность имеет информация устрашающего характера, которая способна вызвать устойчивый страх, панику, внушить ужас.
Социальный вред несет информация, способная побудить детей к совершению противоправных деяний, либо толкает их к бродяжничеству, попрошайничеству, азартным играм. Информация криминогенного характера также несет негативное влияние на правосознание и поведение школьной молодежи.
Ограничений в обороте требует информация:
способствующая дискредитации социального института семьи, родителей, формированию неуважения к ним со стороны детей, а равно ставящая под сомнение авторитет родителей;
способная побудить детей к деяниям, связанным с особым риском для жизни или здоровья, в том числе и суицидальные попытки;
об алкогольной продукции, табачных изделиях, наркотических средствах, психотропных, одурманивающих веществах.
Уважаемые родители, мы просто обязаны защитить ребенка особенно в четырнадцатилетнем возрасте от негативной информации.
СЛАЙД 10. Права 14-летнего ребенка:
получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);
самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);
требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);
давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»;
работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);
заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);
участвовать в молодежном общественном объединении.
СЛАЙД 12.
«Продавец, не торгуй совестью»
«Не травите детей»
Защита прав и законных интересов детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, осуществляется в административном, судебном порядке, законодательными актами, в том числе статьей 4 ЗАКОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 29 июля 2009 г. N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних".
Уважаемые родители! Администрация муниципального поселения Константиновского сельсовета и администрация школы благодарят вас за активную пропаганду здорового образа жизни, здоровой, крепкой семьи, профилактику социального сиротства. Ведь вы – одними из первых во время проведения месячника по здоровому образу жизни поддержали инициативу своих детей- волонтеров. Совместный рейд, пикетирование у торговых точек, продающих спиртные напитки и табачные изделия, вызвали общественный резонанс у жителей нашего села.
Общешкольный родительский комитет предлагает обобщить опыт работы по внедрению в классные коллективы школы традиций и инновационных форм семейного воспитания вашего классного сообщества.
Мы желаем вам успехов, плодотворных продуктивных мер по защите прав и законных интересов ваших детей.
СЛАЙД 13. В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ ВВЕДЕН КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС
ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 29 июля 2009 г. N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних", принятый Государственной Думой Ставропольского края 16.07.2009 г. и N 49-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края" от 24 июня 2010 г.
Подростки до 16 лет не могут «находиться в ночное время в общественных местах». «Ночное время» - промежуток между 22.00 и 6.00
«Общественные места» – улицы, клубы, интернет - салоны, парки и т.д.
СЛАЙД 14. Реализация прав обучающихся 8 В класса
МОУ СОШ № 11с. Константиновское
Классный руководитель: Свобода – это право располагать, владеть собой. Неотъемлемый контроль родителей за действиями подростка, его симпатиями исключает возможность свободы для ребенка. Недоверие со стороны взрослых порождает ответное недоверие.
Ваш подросток стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении, ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя, пытаетесь применять «родительскую силу». Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. «Мы и взрослые» – таково разграничение подростка. Одна из важных потребностей переходного возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми. Но данная потребность не освобождает родителей от ответственности за своего ребенка. Это подтверждает ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних" и N 49-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края" от 24 июня 2010 г., с которыми вы, уважаемые родители, ознакомлены на предыдущих собраниях. В качестве закрепления предлагаю выполнить тест.
(Тестирование родителей: «КЗ № 52: меры по защите прав и законных интересов ребенка»)
СЛАЙД 15. Конвенция подчеркивает, что родители первыми несут ответственность за своих детей.
4).ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Классный руководитель: Наши дети имеют много прав. Их соблюдение зависит не только от взрослых, необходимо напоминать детям, что рядом с ними живут ровесники, обладающие такими же правами. Права одного человека не должны ущемлять права другого человека.
Эту тему продолжит юрисконсульт ООО «Хлебороб».
Юрист: Всем родителям известно, что профилактика лучше лечения. Несмотря на это МВД России сообщает: 4,9% правонарушений, т.е. каждое 20-е, совершено несовершеннолетними, которые при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.
Вопрос-ответ (родители задают вопросы юристу)
- С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?
Юрист: С 14 лет, но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или путей сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 УК). За все остальные преступления ответственность наступает с 16 лет.
СЛАЙД 16. Ответственность несовершеннолетнего
исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
возмещение причиненного вреда;
ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст. 20 УК РФ).
- Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?
Юрист: Административным правонарушением
(статья 2.1 КАП РФ) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, которая наступает по достижении 16 лет (ст. 2.3 КАП РФ).
- Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?
Юрист: Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, административный арест на срок до 15 суток.
Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.24 -32 КАП).
Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище (ст. 18 КАП).
- Что относят к мелкому хулиганству?
Памятка «Ваш ребенок попал в милицию» подскажет вам, как вести себя родителям и ребенку в подобной ситуации. Памятка 3)
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1)АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ (работа в группах)
Классный руководитель: Спасибо, Елена Сергеевна. Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам рассмотреть и обсудить несколько конкретных ситуаций.
№1. Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.
№2. Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.
№3. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
№5. Учащиеся 8 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№6. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
СЛАЙД 17.
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
СЛАЙД 18. Мелкое хулиганство:
нецензурная брань в общественных местах;
оскорбительное приставание к гражданам или другие подобные действия;
нарушение общественного порядка.
Наказание:
штраф от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда
арест до 15 суток
2)«КОНВЕРТ ОТКРОВЕНИЙ»
Классный руководитель: Перед вами конверт с откровениями наших детей. Заглянем в него.
(Конверт большого размера, в котором лежат ответы детей, которые зачитываются и обсуждаются):
Когда я подхожу к родителям с просьбой помочь по какому-нибудь предмету, то…
Помогают разобраться – 4 уч-ся;
Считают, что должен все делать сам, таким образом воспитывать волю – 10 уч-ся;
Отсылают к товарищам – 7уч-ся.
Однажды мне захотелось поделиться с мамой по поводу возникшей проблемы с друзьями, я…
Встретил непонимание и обвинение - 9 уч-ся;
Почувствовал, что мне сопереживают - 5 уч-ся
Увидел ее полное равнодушие -7 уч-ся
Конфликт утрясен, локализован, но родители установили строжайший контроль, сами подбирают друзей, организуют любую «свободу». Что я чувствую? Как я поступаю?
Наступает апатия, вялость, безынициативность - 7 уч-ся ;
Ущемлены мои интересы, грубо протестую - 6 уч-ся;
Демонстрирую полное безразличие –
7 уч-ся.
Видеоролик «Каждый ребенок имеет право»
Ребенок имеет право
На жизнь, на заботу и ласку,
Ребенок имеет право
На нежную добрую сказку.
Ребенок имеет право -
На солнечный луч и надежду.
Ребенок имеет право -
На хлеб и простую одежду.
На торты, конфеты, печение -
Ребенок имеет право,
На качественное лечение,
Бесплатное обучение
Ребенок имеет право.
И папы и мамы в ответе,
Все взрослые тоже в ответе.
За то, чтобы на планете
Не плакали больше дети.
Давайте всем миром,
Все дружно,
Права детей защищая,
Поймем, что это нам нужно,
Все вместе: Чужих детей не бывает!
- Для меня счастье - когда дома все хорошо.
- У нас в семье все здоровы, мы все молодые - значит, все хорошо.
- Вся семья вместе и меня любят.
- Когда меня понимают.
Классный руководитель: Эти откровения призывают нас, взрослых, соблюдать право на защиту и помощь, право на личную жизнь, свободу выбора наших детей. Слово В.Н.Концуровой – психологу школы.
3)КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ
Психолог: Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона. Он называл детей «малорослым народом», людьми без прав, лишенными какой бы то ни было собственности, людьми с тяжелой судьбой, даже если они из здоровых, благополучных семей».
Согласны ли Вы с этим утверждением?
Родителям нужно знать свои права и добросовестно выполнять обязанности, чтобы обеспечить здоровую, безопасную и счастливую жизнь своим детям. Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ за каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка, прежде всего, зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.
Вопрос о правах особенно важен в отношениях между родителями и подростками, поскольку вокруг него возникает много конфликтов, чтобы избежать их, помните:
Ребенок имеет право быть самим собой.
Право на уважительное отношение к себе.
Право выражать свои мысли, чувства.
Право принимать решения, изменить свое мнение.
Право на ошибку.
Право быть независимым от одобрения других.
СЛАЙД 19.
Ребенок имеет право быть самим собой.
Право на уважительное отношение к себе.
Право выражать свои мысли, чувства.
Право принимать решения, изменить свое мнение.
Право на ошибку.
Право быть независимым от одобрения других.
Важные правила: (которые можно использовать в разговоре с подростком)
Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.
Правило 2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок:
Не скрывал от Вас своих неприятностей;
Говорил правду, какой бы она не была;
Советовался с Вами, уважая Ваше мнение, то в первую очередь доверяйте ему, создавайте благоприятные условия, пропагандируйте здоровый образ жизни, формируйте здоровую семью.
Используйте в жизни своей семьи следующие секреты общения с ребенком, которые пополнят ваш опыт воспитания детей. (раздает памятку) Памятка 4
СЛАЙД 20. Важные правила: (можно использовать в разговоре с подростком)
Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.
Правило 2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
Психолог: Для установления контакта с ребенком применяйте активное слушание.
СЛАЙД 21. 3 выгоды активного слушания:
Ослабнет отрицательное переживание ребенка.
Ребенок начнет рассказывать о себе все больше.
Он сам продвигается в решении своей проблемы.
СЛАЙД 22. 4 правила активного слушания:
1. Разговаривать лицом друг к другу.
2. Дать ребенку обратную связь:
Задать уточняющие вопросы (ты решил …?)
Назвать чувства ребенка (…и ты обиделся...)
3. Держать паузу! (молчать после каждой реплики).
4. Полезно повторить ребенку то, что Вы услышали от него. Обозначить его чувства.
IV. ОКНО - очень короткие новости. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
Школьный библиотекарь проводит тематический обзор литературы по правам детей в нашей стране
V.РЕФЛЕКСИЯ
Классный руководитель: Уважаемые родители, я благодарю вас за искренность и предлагаю продолжить несколько фраз:
СЛАЙД 23
- Я сегодня задумался о…
- Мне сегодня понравилось (не понравилось) …
- Я остался при своем мнении (каком именно)…
- Я изменил мнение о …
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Председатель родительского комитета: Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:
1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
2. Обеспечить выполнение прав ребенка в семье, выполнение родителями и детьми ЗАКОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних".
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?
Классный руководитель: Уважаемые родители! Наше родительское собрание заканчивается. Мы обсудили с вами правовые аспекты взаимоотношений с подростками, получили консультацию юриста, социального педагога, послушали рекомендации психолога. Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не имеют отношения к вам. Но предупрежден – значит вооружен. Если вам случится когда-нибудь столкнуться с проблемами, о которых мы сегодня рассуждали, вы, по крайней мере, будете знать ее истоки и пути разрешения. Надеемся, что наше общение было конструктивным, полезным, а насколько эффективным – покажет время. Нам бы очень хотелось, чтобы в ваших семьях царили взаимопонимание, уважение, никогда не нарушались ничьи права, преобладал здоровый образ жизни, чтобы вы никогда не теряли контакта со своим ребенком, понимали его, а он отвечал вам взаимностью. Многое могут сделать родители для обеспечения счастливой жизни своих детей. Для этого необходимо знать права ребенка, уважать их и не нарушать. В этом залог взаимопонимания родителей и детей, а значит, успешного воспитания и обучения.
Если наши рекомендации оказались востребованы вами, то наша встреча не напрасна. Спасибо всем за работу и общение. Счастья вам в семье!
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПАМЯТКА 1
О ПРАВАХ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
(извлечения из основных нормативно-правовых документов)
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г.).
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении; в атмосфере счастья, любви и понимания.
Статья 5. Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей, ... несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
Статья 18. Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
Статья 27. Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 9.06.01 г.).
Статья 38. п.1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; п.2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; п.З. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20.07.00 г.).
Статья 7. п.2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка.
Статья 9. п.1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье ... не могут ущемляться права ребенка.
Статья 15. В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.
Статья 23. п.1. Родители (лица, их заменяющие) ... вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 02.01.00 г.).
Статья 54. п.2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Статья 55. п.1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка; п.2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Статья 56. п.1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Статья 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы... Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Статья 60. п.1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены Законом; п.2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Статья 63. п.1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Статья 64. п.1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статья 65. п. 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27.12.00 г.).
Статья 18. п. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Статья 52. п.2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения; п.4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних" от 29 июля 2009 г.
Статья 2. Обязанности по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, интеллектуальном, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
ПАМЯТКА 2
ПРАВО РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ:
1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Защита интересов ребенка государством.
Государства участники Конвенции по правам ребенка уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
4.Должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Схема защиты прав ребенка
Поэтапное обращение за помощью:
Родители или лица их заменяющие
Классный руководитель
Социальный педагог, психолог
Администрация образовательного учреждения
Управление по опеке и попечительству
Инспектор по делам несовершеннолетних, отделение милиции
Суд
Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе СК Светлана Викторовна Адаменко, уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Павел Алексеевич Астахов
Общественные организации села (города), района, края, России
Комиссия по правам человека при Президенте
ООН
ПАМЯТКА 3
ВАШ РЕБЕНОК ПОПАЛ В МИЛИЦИЮ
Огромное количество милиционеров на улицах наших городов дано стало символом современной России, которую теперь можно смело назвать «полицейским государством».
Но нельзя сказать, что все сотрудники правоохранительных органов только формально дефилируют по улицам. Они задерживают подозрительных личностей, проверяют документы, раскрывают преступления, допрашивают, проводят следственные действия… Но вот чтобы стать «подозрительной личностью» достаточно малейшего сходства с каким-нибудь злоумышленником. Получается, от задержания и проверки документов не застрахован никто, даже ребенок.
Кроме того, практически любой подросток способен совершить мелкое хулиганство – подраться, разбить стекло, да мало ли что – и всё это может быть сделано практически ненароком.
В общем, от милиции зарекаться не стоит никому, и ребенку в том числе. Но одно дело, когда в отделение попадает взрослый – он сам отвечает за себя и за свои поступки, имея какой-то жизненный опыт. Но если задержан ребёнок, да не какой-то, а ваш, дело усложняется как минимум теми эмоциями, которые вы испытываете к нему. Поэтому стоит знать, что ожидает ребенка при задержании сотрудниками МВД, и как необходимо вести себя в этой ситуации отцам, а решать подобные вопросы - скорее прерогатива именно отцов.
Я буду исходить из позиции, что ребенок хороший, а не плохой, и не буду касаться протестного девиантного поведения подростков, которое может привести к уголовной ответственности. Ограничусь вариантами задержания за административное нарушение и случайными (по подозрению).
Ликбез по правам ребенка
Прежде, чем погружаться в труднопроходимые дебри юридических тонкостей и в косные механизмы работы правоохранительных органов, следует объяснить некоторые термины.
Несовершеннолетний и малолетний: в чем отличия? Дети в возрасте до 14 лет являются малолетними, в возрасте от 14 до 18 лет - несовершеннолетними. Возраст административной ответственности наступает в 16 лет, с этого возраста за причиненный вред человек несёт материальную ответственность. До этого возраста это делают родители или лица их заменяющие.
Какие права и обязанности у несовершеннолетнего/малолетнего?
Поскольку малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то согласно Уголовному Кодексу он не подлежит Уголовной ответственности. За все его действия отвечают родители. Также малолетние признаются абсолютно не дееспособными, то есть лишены права работать и совершать юридические сделки, операции. С 14-ти лет уже можно получить с разрешения родителей или рано женившись, дееспособность, а заодно и уголовную ответственность. Но даже при совершении уголовного правонарушения подросток сначала проходит медико-психологическую экспертизу.
Что касается прав несовершеннолетнего. Во-первых, он имеет право всегда общаться со своими родителями и родственниками – это очень важно в контексте разговора о задержании ребенка милицией. Во-вторых, ребёнок имеет право высказывать свое мнение относительно семейных вопросов, имеющих к нему прямое отношение. Причем, с 10 лет учет мнения ребенка обязателен. Жилищные, имущественные права несколько выходят из контекста материала, потому касаться их не будем.
Административное нарушение: что это?
Это действия, запрещенные Административным Кодексом. Для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет к таким правонарушениям относят также ряд действий, запрещённых Уголовным кодексом:
- приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ;
- жестокое обращение с животными;
- повреждение транспортных средств общего пользования;
- групповые передвижения с помехами для дорожного движения;
- повреждение телефонов – автоматов;
- распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;
- мелкое хулиганство;
- нарушение правил дорожного движения;
- нарушение порядка обращения с оружием;
- нарушение правил пограничного режима и др.
Правомерность задержания подростка
Первый вопрос, который возникает, говоря об отношениях сотрудников МВД и несовершеннолетних детей – имеют ли вообще право милиционеры задерживать и допрашивать детей, не имея на то веских причин? В пресс-центре МВД России безучастно сообщили, что несовершеннолетних они вообще не задерживают. Мария Каннибах, директор Фонда помощи заключенным, член общественной палаты также считает, что детей задерживают только в самых крайних случаях, «а в случае, если такое происходит, первым делом милиция должна связаться с родителями или опекунами. Как правило, в случае какого-то нарушения со стороны ребенка, подозревается неблагополучная ситуация в семье» - говорит она.
Но, на самом деле, детей и останавливают на улице, и требуют документы, и отвозят в отделение милиции. Для примера процитирую только одну новость про милицейский беспредел, произошедшую в Чувашии, в прошлом году. «Еще по пути им сообщили, что мальчика подозревают в краже мобильного телефона… Милиционеры, не щадя психику ребенка, который в первый раз столкнулся с людьми в погонах, угрожали рассказать все директору и учителям… Еще некоторое время мальчик провел под дулом автомата. Его вместе с матерью, заявителем и другим задержанным мужчиной закрыли в комнате. В общей сложности они провели в милиции около пяти часов… Во время их отсутствия, милиционеры побывали в квартире мальчика».
Комментирует юрист, специалист фонда «Общественный вердикт» Яков Ионцев: «Ребенок такой же человек, как и взрослый и имеет те же права. И его также могут задержать, например, по подозрению в нарушении закона. Например, сотруднику милиции известно, что в определенном месте произошло ограбление, под описание грабителя подходит ваш ребенок. В таком случае задержания не избежать».
Кстати, тут стоит внести ясность в такие понятия как «несовершеннолетний» и «малолетний». Дети в возрасте до 14 лет являются малолетними, в возрасте от 14 до 18 лет - несовершеннолетними.
О том, необходимо ли отстаивать свои права и вставать заведомо в оппозицию сотрудникам милиции, рассказывает воспитатель отделения социальной реабилитации социального приюта для детей и подростков "Ховрино" Северного округа г.Москвы, бывший инспектор по делам несовершеннолетних Якушева Елена Игоревна: «да нужно, но только в том случае, если хорошо знаете свои права. Если же события показывают, что вам или вашему ребенку может что-то угрожать, лучше выполнить требования, а потом, доказывать неправомерность действий милиции».
Выучивать все своды законов, даже для того чтобы в любой ситуации чувствовать себя комфортно, мало кто станет. Другое дело, обозначить общую схему поведения сотрудников милиции в отношении несовершеннолетнего ребенка. И уже зная это, представлять, что «может сделать», «чего не должен» или чего «не должен был делать» милиционер.
Действия милиции
Если ребенка остановили по подозрению в правонарушении, или задержали одного ночью на улице, то первым делом его доставляют в отделение милиции. Далее, «будут предприняты меры к установлению личности ребенка и места его проживания. При этом неважно, что говорит ребенок, сотрудник милиции в любом случае проверяет данные. В дальнейшем возможны два варианта развития событий: доставление по месту жительства, если ребенок задержан ночью и ему нет 16-ти лет, или вызов родителей и передача его им под расписку» - рассказывает Елена Якушева.
Но между задержанием и выдачей ребенка под расписку есть еще один этап – объяснительная, которую, скорее всего, ребенку придется написать.
«Объяснительная должна быть написана с участковым педагогом, либо с сотрудником ПДН. В ней должны быть изложены сведения о ребенке, о родителях, о том, как и где они живут, благополучная ли у него семья» - рассказывает Яков Ионцев.
Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) выросли из детской комнаты милиции. Последние появились в России ровно 80 лет назад. Главной целью всех МВД-шных отделов по работе с несовершеннолетними было и остается профилактика правонарушений. «Сотрудники ПДН стараются выяснить мотивы, по которым ребенок совершил то или иное правонарушение. С одной стороны, это могла быть случайность, с другой, у него возможно начинает сформироваться пренебрежительное отношение к обществу. Тогда инспектор ПДН проводит разъяснительную беседу с ребенком» - говорит Ионцев Яков.
Бывают случаи, когда одной профилактики недостаточно, в случае уголовного правонарушения, тогда ребенка направляют в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). Решение о направлении в ЦВИНП может принять только суд. И направляются туда лица, достигшие 14-летнего возраста.
Если имело место быть административное нарушение – проходящее обычно как «мелкое хулиганство», скажем, разбитое мячом стекло, то после доставления в отделение и звонка родителям, сотрудник МВД начинает оформлять на вас (если ребенку меньше 16-ти лет) протокол административного нарушения.
В протоколе административного нарушения, по статье 28.2. КоАП РФ, будет указано следующее: информация о составителе протокола, сведения о подозреваемом, дата, подписи. Также сотрудники МВД расскажут о правах и обязанностях, предусмотренных Кодексом РФ. Физическому лицу в отношении которого возбуждено дело будет предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Милиция принимает объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки на дальнейшее разбирательство, протокол об административном правонарушении составят в ваше отсутствие. В таком случае, в течение трех дней со дня составления указанного протокола, вам направят копию документа об административном правонарушении. Также по закону, физическому лицу, в отношении которого возбуждено административное дело, равно и потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
При административном нарушении задерживать несовершеннолетнего могут только на три часа.
Действия родителей в милиции
Для начала интересует, как узнать о том, что ребенок в милиции, если по каким-то причинам, сотрудники МВД об этом не сообщили? «Лучше всего в таком случае иметь телефоны ближайших дежурных частей города. А ребенок должен обязательно знать телефон родителей» - отвечает Яков Ионцев.
Далее, еще раз остановлюсь на вопросе: кому же ехать за ребенком? «Мужчины склонны к логическому рассуждению и конструктивному диалогу более, чем женщины, поэтому общаться с милицией лучше отцу. Женщины ведут себя в таких ситуациях слишком эмоционально, а здесь необходимо проявлять сдержанность, спокойствие» - считает Яков Ионцев. Похожего мнения придерживается и Елена Якушева: «ехать в отделение милиции должен тот, кто может держать себя в руках и мыслить, а не падать в обморок от одного слова «протокол».
Повторюсь: для сотрудников ПДН очень важно убедиться, что ребенок растет в здоровой атмосфере, что у него хорошие родители. Поэтому вопрос ехать или вызвать ему такси, когда все закончится, даже не поднимается. Ехать необходимо как можно раньше, чтобы присутствовать на допросе – там может понадобиться ваша реальная помощь ребенку и следствию. В остальное время лучше не мешать процессу, потому как увеличить скорость работы милицейского бюрократического аппарата вряд ли удастся, а вот притормозить - легко.
Конечно, в отделение лучше всего ехать с адвокатом, но, если известно, что ребенок задержан по административному нарушению, то все, как правило, решается и без адвоката. Лучше в этом случае раньше приехать и раньше самому помочь ребенку, чем искать, ждать адвоката.
Когда приедете в отделение спокойно выясните статус вашего ребенка (подозреваемый, задержанный в административном порядке, свидетель преступления).
Елена Якушева, знакомая со всей подноготной работы инспекторов ПДН, даёт следующие советы: «Если есть возможность, незаметно включить диктофон - лишним не будет. Мало ли как пройдет общение…Не спешите подписывать все, что вам «подсунут», даже если будут говорить, что это формальность и никакой ответственности не будет. Обратите внимание, что Вы можете написать «Не согласен». Также выясните имя, фамилию, должность, звание сотрудника, который задержал и допрашивал ребенка.
Выше я написал, что срок задержания ребенка не должен превышать трёх часов в случае административного нарушения, на деле же он кончится только тогда, когда будут выполнены все необходимые процедуры. Яков Ионцев рассказал, что в какой-то критической ситуации, если ребенок себя плохо чувствует, например, можно поговорить с милиционерами о том, чтобы они отпустили вас под расписку. Но в другой день вам все равно придется придти, чтобы сотрудники МВД смогли закончить свое дело.
Не удержавшись от волнующего вопроса о взятках сотрудников правоохранительных органов, я получил такой ответ от Якова Ионцева: «Вряд ли с вас будут требовать взятки, если речь идет об административном правонарушении. А предложение взятки ничего не изменит, а иногда даже разозлит сотрудников правоохранительных органов. Если стали заполняться бумаги, завели протокол, то милиция доведет это до конца. У них же отчетность есть ещё».
Поведение ребенка в милиции
Не помешает родителям провести со своим чадом небольшую беседу на тему: «как вести себя с сотрудниками правоохранительных органов». Дети разные: кто-то боится милиции, кто-то чувствует свою невиновность и готов конфликтовать с милицией. Ни та, ни другая позиция не являются оптимальными вариантами манерами поведения. В случае задержания ребенка милицией, лучше всего ему спокойно сдержано рассказать, о чем просят, или попросить дождаться родителей.
Приучите ребенка гулять с паспортом, особенно если речь идет не о посиделках во дворе. Дело в том, что при наличии паспорта решается ряд вопросов на месте: если его хотят задержать как подозреваемого, если милиционеры не верят, что ребенок не несовершеннолетний и живет поблизости… Ну и, как уже написано выше, телефоны родителей ребенок просто обязан знать.
О правильной политике поведения ребенка в разговоре с милиционерами рассказывает Яков Ионцев: «Ему лучше не нагнетать обстановку, не вступать в конфликт. Ведь могут попасться неуравновешенные сотрудники милиции, а исходя из практики, могу сказать, что от подростка обычно не требуют ничего противозаконного. Также отмечу, что при задержании варианты типа, «да вы позвоните бабушке, она вам все подтвердит» для милиционеров не работают. Повторюсь: если милиции нужно выполнить какую-то работу после задержания, они ее будут выполнять».
Самыми частыми причинами задержания подростков являются: мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка и употребление алкогольных напитков. Об этом стоит подумать, когда будете рассказывать о нормах общественного поведения.
Чем и кому грозит постановка на учет
За определенные проступки ребенка могут поставить на учет в милицию. За что и чем это грозит?
В соответствии с Приказом №-569 МВД РФ от 26 мая 2000 года, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
- Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.
- Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.
- Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
- Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
- Не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
- Не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
- Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
- Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.
- Получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.
- Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.
- Осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
- Осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Нужно обратить внимание, что возраст, с которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности, определяет статья 20 УК РФ. По некоторым деяниям - это 14 лет.
Рассказывает Елена Якушева: «решение о постановке на учет в ПДН несовершеннолетнего принимается в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), поэтому, если сообщили, что ребенка ставят на учет, подготовьте все возможные документы (грамоты, благодарности, характеристику из школы, спортивных учреждений), которые могут положительно характеризовать Ваше чадо. Не пропускайте день заседания КДН. Во время рассмотрения деяния ребенка КДН постарайтесь убедить присутствующих, что Вы проведете соответствующую профилактическую работу самостоятельно и впредь будете особо внимательны к тому, чем занимается ребенок. И не забывайте это делать в действительности».
Если ребенка поставили на учет в ПДН, то через 6 месяцев можно ходатайствовать о снятии. И тут родителям необходимо проявить инициативу, потому как от инспектора ПДН тоже требуют план - количество несовершеннолетних, поставленных на учет, и порой ребенка не снимают с учета только из-за этого плана.
Опасность постановки на учёт в милиции грозит выпускникам школы: с наступлением вступительных экзаменов в учебные учреждения, в отделения внутренних дел поступают запросы о несовершеннолетних лицах, состоящих на учете. Также сотрудниками внутренних дел ежемесячно направляется информация в военные комиссариаты.
Два слова о воспитании
Я понимаю, что всем родителям давно известно, что профилактика лучше лечения. Но, несмотря на это, МВД России даёт такие данные на количество правонарушений на апрель 2010 года: 4,9% преступлений, то есть каждое двадцатое, совершенно несовершеннолетними. Не так уж и мало. Поэтому разговоры о воспитание и формированию нравственных ценностей по-прежнему не теряют своей актуальности. Если ваш ребенок слишком много так или иначе хулиганит, ведёт себя деструктивно – это серьезный повод задуматься, поговорить с ним, выяснить причину, изменить что-то в своем поведение и даже возможно обратится к психологу.
И еще очень важно правильно вести себя, после того как ребенок вышел из отделения милиция. Часто после такого ребенок находится в шоковом состоянии, и ему достаточно того наказания, которое он понес, находясь в отделении. Если он был задержан случайно, объясните ему, что он ни в чем не виноват и ничего страшного не произошло. Не стоит демонстрировать ему при этом свое недовольство, даже если вам пришлось оставить свои дела и срочно ехать за ребенком. Если ребенок был задержан за хулиганское поведение, проведите собственное расследование, и выясните причину его поведения. В большинстве случаев, у детей есть, говоря юридическим языком, пособники. Можно попробовать ограничить его общение с ними. Но гораздо лучше привести его к мысли, что ему самому стоит выбрать другой путь поведения.
В подростковый период у ребенка происходят изменения, как на физиологическом, так и на психическом уровне. И в этот момент ему нужно ваше понимание и поддержка. Уделяйте ему больше внимания.
ПАМЯТКА 4
РОДИТЕЛИ – ДЕТИ: СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий.
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.
3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
5.Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:
• такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);
• не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);
• рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.
6. Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.
7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
8. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы, Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.
9. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.
10. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.
11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?
Тест «КЗ № 52: меры по защите прав и законных интересов ребенка»
Восстановите в местах пропуска информацию закона.
Статья 2. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о…
Статья 3.1. Не допускается нахождение лиц, не достигших возраста … лет, на объектах (на территориях, в помещениях), которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Не допускается нахождение лиц, не достигших возраста … лет, с … часов до …часов, а в период с 1 июня по 31 августа - с … часов до …часов в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Статья 4.1. Органы государственной власти СК в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством СК, принимают меры по защите лиц, не достигших возраста … лет, от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Статья 4.2. Продукцию, не рекомендуемую для пользования лицам до достижения ими возраста … лет, запрещается распространять на территории, прилегающей в радиусе … метров к границам образовательных учреждений, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Статья 6.3. Несовершеннолетние в течение … часов с момента доставления в орган внутренних дел передаются родителям (лицам, их заменяющим) либо лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей.
Статья 6.4. В случае отсутствия родителей (лиц, их заменяющих) либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, или невозможности установления их местонахождения, или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств органы внутренних дел доставляют несовершеннолетнего в …..…………………………………………………………..
по месту обнаружения несовершеннолетнего.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ