Родительское собрание «Пойми меня правильно!»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сармановская cредняя общеобразовательная школа»
Родительское собрание.
Тема: «Пойми меня правильно!»
(собрание - практикум)
Автор:Закирова Наталья Ивановна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория.
с. Сарманово -2013г.
Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения родительского собрания в нетрадиционной форме, а именно, собрание-практикум, которое способствует освоению родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания.
Объяснительная записка.
Ежегодно во всем мире 15 мая отмечается Международный день семьи .Идея этого праздника возникла давно, в 1989г., желая обратить внимание общественности разных стран на проблемы семьи .В нашей стране 2008г Указом Президента РФ был объявлен Годом Семьи. В рамках этого года обсуждались ценности семейного воспитания, психолого-педагогические проблемы современной российской семьи, вопросы совершенствования взаимодействия школы и семьи. Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья-это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом. Основной проблемой ребенка в современном обществе является неумение общаться, он старается завоевать свое место под солнцем иногда при помощи крика, драки, грубости. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой любви нужно учиться всем, причем обучение родителей должно носить опережающий характер.
Цель: способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.
Задачи:
Повышение педагогической культуры родителей.
Освоение конкретных приемов и методов семейного воспитания.
Выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей.
Содействие сплочению родительского коллектива.
Данное собрание может быть проведено в классах среднего звена, т.к. материал подобран в соответствии со средним школьным возрастом.
Оборудование: ИКТ
Слово учителя:
-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня у нас необычное собрание - собрание-практикум. О чем мечтает каждый родитель? О счастье своих детей. В сердцах матерей не только тревога о здоровье, но и о том как воспитать детей, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Наша встреча называется «Пойми меня правильно» (Слайд1)
Давайте вместе обсудим вопросы, которые касаются, и взрослых, и детей. Ваши анкеты показывают, что у каждого из вас свои трудности, тревоги и проблемы.
Учитель: каким должен быть идеальный ребенок? Каким должен быть идеальный родитель? ( в ходе обсуждения родители приходят к выводу, что воспитания ребенка нужно начинать с себя).
Учитель: а как это трудно начинать с себя, и сегодня мы вместе проанализируем причины возникновения барьеров в общении детей и родителей.
Практикум.
Задание № 1. (Слайд 2)
Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «Родитель» встает на стул, а «ребенок», подняв лицо, вытягивает руки, пытаясь дотянутся.
Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.
(Слайд 2)
1 причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Задание № 2.
У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой.
Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Учитель: (Слайд 3)
Итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3.
Представьте, что ваш ребенок, придя из школы заявляет: « Не хочу учиться, лучше буду работать».
Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения)
Учитель: (Слайд 4)
3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
Работа в группах.
Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках .Сначала обсуждение идет в группе ,а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.
Ситуация № 1(Слайд 5)
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому .Однажды вы обнаруживаете , что посуда не вымыта ,мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал : «Почему всегда я?» (родители обсуждают и затем говорят о своих решениях).
Слово учителя (Слайд 6)
Четыре шага к прекращению споров о выполнении домашних обязанностей (советы психологов).
1 ШАГ Чётко определите обязанности.
2 ШАГ Покажите, как справляться с заданием, и лишь затем ожидайте его выполнения.
3 ШАГ Установите крайний срок выполнения задания и настаивайте на нём.
4 ШАГ Введите штрафные санкции за невыполненное задание.
Ситуация №2(Слайд 7 )
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают ,и со мной никто не дружит!» (родители обсуждают и затем говорят о своих решениях).
Слово учителя (Слайд 8)
Шесть шагов к прекращению конфликтной ситуации (советы психологов).
1 ШАГ Защитить себя.
2 ШАГ Не обращать внимания.
3 ШАГ Задавать обидчику вопросы.
4 ШАГ Пользоваться формулой: «Я хочу!».
5 ШАГ Соглашаться с задирой.
6 ШАГ Смейтесь, когда вас дразнят.
Ситуация 3(Слайд 9)
Учитель Я в тупике. Похоже, мои дети только тем и занимаются, что дерутся, а я большую часть своего времени выступаю в роли арбитра. Мой муж считает, что постоянно вмешиваясь, я делаю только хуже. Кроме того, мой старший сын часто говорит мне, что я позволяю его младшему брату выходить сухим из воды. Но ведь если я не буду вмешиваться, эти двое проведут весь день, сцепившись в смертельной схватке. Есть ли какие-нибудь предложения?
Слово учителя(Слайд10)
Пять шагов к прекращению конфликтной ситуации (советы психологов).
1 ШАГ Успокойте всех.
2 ШАГ Проясните чувства.
ШАГ Дайте каждому ребенку высказаться.
4 ШАГ Сделайте детей участниками разрешения проблемы.
5 ШАГ Посмотрите на проблему с другой стороны.
Учитель: уважаемые родители, постарайтесь найти такие слова, которые помогут ребенку увидеть себя со стороны.
При обобщении всех ответов учитель делает вывод:
«Слово не воробей ,вылетит- не поймаешь» «Словом можно убить ,словом можно спасти ,словом можно полки за собой повести» - в этих строчках народная мудрость. Нужно бережно относиться к тем словам, которые мы говорим нашим детям.
Слово учителя (Слайд 11)
Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Пойми меня правильно». В этой фразе - напоминание всем: и детям, и взрослым. Именно непонимание приводить нас к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Я надеюсь, что наша встреча была для вас полезной.
(Слайд 12) Слово учителя
Я желаю Вам всяческих успехов в борьбе с плохим поведением. Вам гарантирован тернистый путь, порой очень трудный, но это и есть воспитание. Это может стать самой сложной задачей для Вас и, безусловно, самой важной.
До свидание. Спасибо за внимание!
Методические советы на период проведения и подведения итогов.
1) в ходе собрания:
- учителю необходимо создать атмосферу доверия, чтобы родители принимали активное участие в обсуждении, не стеснялись высказать свою точку зрения, спросить о чем-то.
- творческие задания способствуют снятию напряжения, дают возможность родителям проявить себя.
- учителю необходимо иметь в запасе несколько ситуаций на случай, если обсуждение какой-то не получается.
- на собрание-практикум можно пригласить психолога школы в качестве эксперта.
2) при подведении итогов:
- родители высказывают свое мнение в устной форме
- оформляется протокол собрания
- учитель предлагает список педагогической литературы в помощь родителям по различным вопросам воспитания.
Литература.
1.Борба М. Нет плохому поведению:38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться .М.,2006.
2.ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.,1991.
3.Некрасова З ,Некрасов Н.Перестаньте детей воспитывать -помогите им расти .М., София,2007.
4. Широкова Г.А, Жадько Е.Г.Практикум детского психолога. Ростов н/Д , 2005.
Полезные советы для родителей.
Присмотритесь к детям, прислушайтесь ,и вы поймете ,что ребенок- это личность ,которая требует уважения .любви ,принятия.
Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь- во власти языка»
Вместе проводить время- это значит отдавать кому-то свое внимание.
Следуя древней притче ,чтобы помочь голодному ,мало накормить его, надо научить его самому добывать пищу. В общении с ребенком не решайте его проблемы ,учите его ,как самому решить их.
Мудрые родители знают ,как нужна детям ласка .Прикоснуться к ребенку- это значит прикоснуться к его душе.
Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка.
Анкета для родителей.
1.Считете ли Вы ,что у вас есть взаимопонимание с ребенком?
2.Какие чувства Вы вызываете у ребенка : любовь, тревогу ,страх ,жалость?
3.Слушается ли Вас ребенок? Почему?
4. Какова основная роль матери в воспитании?
5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения? Какие?
6.Каким Вы хотите видеть своего ребенка?
7. Каким должен быть родитель ,воспитывающий идеального ребенка?
8. Какими средствами можно этого добиться?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ