Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников к школе"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Г.Сафонова Смоленской области
Родительское собрание
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
Коровина Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ» № 9
г.Сафонова Смоленской области
Г.Сафоново
2012г.
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
(первое собрание в 1 классе)
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,
Как если бы от этого зависела ваша жизнь.
Л.Кьюби
Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
Подготовительная работа: подготовка фотовыставки «Ура! Мы – школьники», рисунков учащихся «Мои первые дни в школе»; оформление класса; подготовка памятки для учащихся.
ХОД СОБРАНИЯ.
I Вступительное слово учителя.
Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими физиологическими и психологическими трудностями столкнулись дети в период адаптации к школьной жизни? Как можно преодолеть возникшие трудности?
- Расскажите, как наши дети восприняли первые дни в школе? Что понравилось? Что не понравилось?
Как вы в семье отпраздновали первый школьный день? Какие подарки получили ребята в кругу семьи, в честь того, что они стали школьниками?
Какие чувства вы испытали за тот период, что ваш ребёнок находится в школе?
II Преодоление трудностей (лекция)
- Итак, поговорим о преодолении трудностей, возникающих у ребёнка впервые поступившего в школу.
Именно родители призваны помочь своему ребёнку, впервые переступившему порог школы преодолеть психологический барьер. Это:
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи (никаких окриков, запугиваний, а, наоборот, спокойная атмосфера; рассказы родителей о своих успехах в школе, обязателен позитивный настрой «у тебя всё получится», «ты ведь будешь стараться», «я тебе обязательно помогу» и т.д.)
Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе) (не стоит говорить, что он ничего сам не умеет, бестолковый и т.д.)
Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей (любовь родителей, их гордость за сына(дочь), не стоит считать нескромным, если вы знакомым с гордость при малыше говорите, что он стал школьником и вы знаете, что он будет стараться, потому что ответственный и взрослый)
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им дню;
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, крики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников)
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.
Не менее важным является преодоление физиологических трудностей, на которые родители часто не обращают внимания.
- По мнению С.В.Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
(Проводится опрос родителей)
Экспресс – опрос.
1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребёнка ответственное отношение к своему здоровью?
2. Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня?
3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребёнка привычки заботиться о своём здоровье?
- Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит прежде всего от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. «Учи показом, а не рассказом», - говорили в древности. Это должны понимать родители. Если мы хотим, чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие,
мы должны создать условия для того, чтобы день нашего школьника был правильно организован. Выделим три важнейшие потребности детей в возрасте 6 – 10 лет:
∙ Движение;
∙ Сон;
∙ Питание.
Обеспечить все эти потребности поможет нам режим дня.
Конечно, каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и всё же в редких семьях он соблюдается. Мы всё время делаем себе поблажки: вот пройдёт праздник…., сегодня суббота…, ребёнок недавно болел…., у нас сегодня гости… и т.д.
Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.
Из чего складывается режим дня? Итак, его основные компоненты: сон, питание, чередование разных видов деятельности. Психологи установили, что нарушение хотя бы одного из них отрицательно влияет на ребёнка, его самочувствие и отношение к учёбе.
Сон – расслабление организма. Прежде всего отдыха требует наш мозг. Сон помогает восстановить его активность. Недосыпание отрицательно отражается на работоспособности, сосредоточенности внимания.
В медицинской лит-ре высказывается мнение, что недосыпание не снимается даже тогда, когда человек переспал в следующие дни. Именно поэтому надо стараться, чтобы сон был равномерным, без «перегибов» в ту или иную сторону.
Физиологи считают сон полноценным, если он периодичен, продолжителен и глубок. Периодичность – это привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время. Продолжительность - время, которое необходимо для того, чтобы организм отдохнул. Сокращение продолжительности сна младшего школьника особенно опасно, ведь начало школьной жизни требует от организма дополнительных сил. И наконец, глубина сна определяется тем, что ребёнок спит достаточно долгое время спокойно, не ворочаясь часто, не просыпается, не вскрикивает и не говорит во сне.
Советы родителям младших школьников.
1 МШ должен спать в сутки не менее 11 – 12 часов, это и дневной и ночной сон.
2 Приучите Р после прихода из школы и обеда немного поспать (1 или 1,5). Если Р не привык днём спать убедите его просто отдохнуть.
3 Найдите в комнате самое идеальное место, где сон Р будет наиболее приятным и полезным.
4 Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит Р. (Пижама из хлопка)
5 Ужин за 1 – 1,5ч до сна. (Или кефир, или тёплое молоко с печеньем, банан или яблоко).
6 Перед сном обязательны душ, чистка зубов. Лучшее времяпрепровождение перед сном – семейное чтение.
7 Наиболее комфортная температура для сна – 16 – 17 ̊С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.
8 Питание – это пища, которую мы употребляем. Она идёт на строительство и восстановление организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т.д.
9 Приём пищи и выполнение уроков всегда в одни и те же часы способствует и хорошему аппетиту, и благоприятно для умственного развития.
10 Пребывание в ГПД не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
11 Не забывайте чаще хвалить Р за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в собственных силах.
III Подведение итогов
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.
/Родителям раздаётся памятка/
- Правильным будет поместить эту памятку над столом ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получилось выполнить, а какие – нет и почему.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ.
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Не дерись без причины.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой – у тебя будут друзья.
ПОМНИ! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Использованы материалы:
Родительские собрания. 1 класс. Москва «ВАКО» 2008г./Авт.-сост. О.П.Варенька/;
Обобщение личного опыта
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ