Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»




Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»

Цель:
1) познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
2) изучить в ходе собрания упражнения и игры по раз¬витию внимания.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 1-го класса,
Подготовка.
I. Приглашение родителей на собрание.
II. Проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей «Выбор пути»
I. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
– Да;
– трудно сказать (и да, и нет);
– нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
– Да;
– трудно сказать (и да, и нет);
– нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.
III. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
IV. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.
V. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка литературы: о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трех родительских групп (стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
в) листы с описанием игр;
г) реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;
д) в центре классной доски – название темы родительского собрания.

Ход проведения.
I. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным или зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
II. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание.
III. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это ...» (Время для выполнения задания – 3 минуты).
IV. Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
V. Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.
VI. Выступает школьный психолог.
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно, но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той ж проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
VII. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 15 – 20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых представлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», «От игры к самовоспитанию», «От игры к знаниям».
Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно прослушать сказку «Лисенок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
– Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: – Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось...
– Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Игра «Сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и но звать как можно больше имеющихся в ней предметов, начи¬нающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, си¬ние, зеленые и т.п.
Игра «Повтори быстро».
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произноси слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»
– Ну, начали! Повторите – «стол». Играющие говорят: «Стол».
– Повторите – «окно». Играющие говорят: «Окно».
– Скажите – «улица». Быстро – «кошка» и т.д.
Игра «Построй в темноте».
(можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10 – 20 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты У кого получился столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
Игра «Кто быстрее соберет».
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.
Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить
Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – экзаменационных билетах
Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.
На дворе трава – на траве дрова.
Архип осип, Осип охрип.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Наш Полкан попал в капкан.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.
Мокрая погода размокропогодилось.
Ткач ткет ткани на шапку Тане.
Бобр добр до бобрят.
Ушел косой козел с козой.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.
Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.
Игра «Полслова за вами».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг Другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро
Игра «Выполни уговор строго».
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ч тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.
Заключительный этап.
1. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

  •  помогите вашим детям стать внимательными;

  •   приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

  •  играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

  •  научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

  •  не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу ловкость, но и внимание, воображение, быстро мышления;

  •  учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

2. Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...»
3. Минута благодарности. Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.

Список использованной литературы

1. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.
2. Занимательное азбуковедсние / Сост. В.В. Волина. М., 199'7.
3. Минскии Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. М., 1982..
4. Пекелис В.Д. Как найти себя, М, 1989.
5. Познавательные процессы личности и методика их развития / Под ред. Е.Н. Степанова.
Псков, 1994.
6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник, игр-коррекций. М.,
1993.
7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1997.

















Ваша задача – научить ребенка воспринимать окружающую среду. При этом дать ему возможность думать, наблюдать, делать осознанно свои выводы. Сделайте все возможное, чтобы привлечь ребенка к элементарным понятиям, так как тяга к знаниям – чисто человеческая потребность. Этого Вы можете достичь во время прогулок.
Приучайте своего ребенка замечать изменения на улице, быть внимательным, запоминать, сравнивать, что было вчера, а что сегодня.
Так же совместно с ним возьмите лист бумаги и карандаши – нарисуйте все, что вы заметили вокруг себя. По желанию ребенка можете заняться лепкой, конструированием, во время занятий у ребенка идет развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки.
Не забудьте, что важным для развития внимания является игра. Игра – это воспроизведение действительности. Играйте в домино, лото, шашки, выкладывайте из мозаики по образцу.
Выкладывайте из палочек, спичек фигурки, предметы, узоры по образцу.
Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу», «Слушай хлопки».
Развивают зрительное внимание игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Мелкую моторику пальцев развивает пальчиковая гимнастика, а двигательную активность – физкультурные минутки с речевым сопровождением.
Игра не только развивает ребенка, но и приобщает его к миру взрослых.
Следовательно, все зависит от Вас. Ваши знания и совместная деятельность помогут ребенку понимать происходящее и находить ответы на свои вопросы. Поддержите его своим общением, и он будет видеть мир другими глазами.
Тем самым Ваш ребенок постепенно будет развиваться и на конечном этапе сформируется Личность в целом. Желаем удачи!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ