Продуктивный приём групповой работы

Продуктивный приём групповой работы

Во время моей практики в классе в конце уроков ко мне подошла моя родительница (обычно родители первоклассников обязательно забирают детей домой) и с сияющим лицом поведала о том, как сын вчера радовался пятёрке по математике, которую он получил за уравнения. И задания дома в тот день он выполнял с желанием, а не как обычно «из – под палки». В разговоре с ней я поделилась, что он действительно проявил свои знания и тоже меня порадовал.

Владик по темпераменту флегматик и соответственно на уроке он не очень активный, медлительный, невнимательный. Он проявляет способности в художественно – творческом отношении, где он демонстрирует оригинальные идеи. А вот уроки математики, русского языка ему не очень нравятся. И меня это очень волновало, так как мальчик способный и может успешно заниматься по всем предметам.

Вот смотрите: одна оценка, а сколько неравнодушных, сколько радости и со стороны всего класса, родителей, учителя.

Для успешного достижения целей необходима поддержка и признание его успехов, чтобы ученик поверил в свои возможности.

Что же повлияло на то, что он успешно справился с заданием? Как же мне удалось раскрыть возможности ученика? Что мне в этом помогло?

Это, конечно же, трёхмесячные курсы переподготовки педагогов по Кембриджской методике, где я познакомилась с конструктивистской теорией обучения. Эти курсы дали возможность пересмотреть мои взгляды на усовершенствование процесса преподавания и обучения.

Используя инновации по внедрению идей семи модулей в преподавании и обучении в своей практике, проводя коучинги, менторинги и исследования в действии, выделила такие продуктивные формы работы- это работа в группах, парах.

Групповая форма позволяет наиболее эффективно осуществлять учебный процесс. Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения.

В своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы, в основном, только на уроках рисования и трудового обучения. В настоящее время, я увидела, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению.

В процессе групповой работы легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности учащихся. Групповая работа нагружает и слабых учащихся, тех, которые при фронтальной работе остаются не у дел.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

В своём выступлении расскажу вам о необычном приёме групповой работы, с которым я познакомилась из ресурсов интернета и называется он «Ручеёк». Это вид групповой работы проводится в динамических парах, когда дети сидят за партами и в дальнейшем по ходу выполнения задания меняются. Я его усовершенствовала, как бы отойдя от традиционного обучения за партами, в виде ролевой игры в школу. Ученики делятся на две команды. Одна команда – это «учителя», разумеется, из числа хорошо успевающих учеников, другая команда – «ученики». Можно в команду «учителей» выбирать учеников со средней успеваемостью, это уж как вы задумаете. Образуются два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг- «учителя» , можно назвать их «консультанты». Внешний круг – «ученики». Ребята встают напротив друг друга в пары: «учитель и ученик». У каждого «учителя» карточка с выражением, например по теме «Сложение и вычитание в пределах десяти» или таблица умножения , также можно взять любые однотипные упражнения из учебника с одинаковыми заданиями. На обратной стороне карточки обязательно ответ. По команде учителя начинается своеобразный устный опрос. «Учителя» по карточкам проверяют «учеников» и отмечают правильность ответов в «бейджиках» в виде плюсов или других символов. Это как бы своеобразный «Лист ответов», по которому в конце будут подсчитываться набранные баллы по карточкам и оцениваться суммативно. Начинается обсуждение, если ответ уже готов и отмечено в бейджиках, «учитель» поднимает карточку вверх. Когда вверх поднято половина или больше половины карточек с заданиями, учитель даёт команду «Поменяйтесь местами!». Ребята - «ученики» передвигаются на следующее место по часовой стрелке. Следует команда учителя: «Обсуждаем». Дети опять приступают к выполнению задания по карточкам. Движение внешнего круга напоминает карусель. Можно и такой вариант: передвигаются не «ученики», а «учителя», дать карточки с заданиями не только «учителям» но и «ученикам». Дети меняются местами до тех пор, пока не встретятся пары, которые были в исходной позиции то есть вначале игры. Обязательно в конце этой работы обсудить с учащимися результат. Можно вначале дать слово ребятам-«учителям», чтобы они коротко сказали об «учениках» хорошо справившихся с заданиями. После этого сделать подсчёт баллов, отметить лучших учеников, дать рекомендации. По «бейджикам» анализируем полученные баллы по карточкам. Они дают возможность иметь представление о пробелах в знаниях, качествах и умениях а также о том, что необходимо сделать для улучшения результатов обучения .

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. Это своеобразный устный опрос, который обычно занимает в учебном процессе много рабочего времени урока. Так же ученики в роли учителей формативно оценивают своих одноклассников.

Этот приём групповой работы дал мне интенсивно использовать учебное время на уроке.

Преимущества технологии взаимообучения .

  • В результате регулярно повторяющегося упражнения совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

  • Включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

  • Каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

  • Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей

  • Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами обеспечивает более прочное усвоение материала.

В заключении, хочу сказать, что применение таких форм работы на уроках будет способствовать формированию познавательных интересов к предмету, способствовать активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Совместно-продуктивная деятельность учащихся на уроках не подменяет традиционно сложившиеся формы организации учебной деятельности, а удачно дополняет их. Опыт работы убеждает меня в том, что групповая форма занятий является необходимостью. Ребята осмысливают ответственность и важность роли "учителя" и "ученика", понимают важность самого обучения. Главное и самое ценное - раскрепощение ученика. Он становится уверенным, знающим. Народная мудрость гласит: "В одиночку ничего не сделаешь, объединившись, что угодно можно сделать".









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ