Проект "Программы внеурочной деятельности" в начальной школе
ПРОЕКТ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Программа внеурочной деятельности
(начальная школа)
Составитель: Н. А. Морошкина,
учитель I кв.категории
2012
Содержание:
1. Нормативно-правовая и документальная основа.
2. Пояснительная записка.
3. Цели и задачи.
4. Принципы программы.
5. Направления реализации программы.
5.1.Формы внеурочной деятельности по направлениям.
6. Условия реализации программы.
6.1. Кадровое обеспечение.
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
6.3. Материально-техническое обеспечение.
7. Предполагаемые результаты.
8. Организация внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год.
8.1.Содержание воспитательной деятельности.
8.2.Методы и средства внеурочной деятельности.
8.3. Прогнозируемые результаты.
8.4. Планируемые личностные результаты.
8.5. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
8.6. Ожидаемые результаты реализации программы.
8.7. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.
8.8. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
8.9. Тематическое планирование по отдельным курсам.
1. Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определѐнном аспекте, что в своей совокупности даѐт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определѐнную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счѐте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма гимназии требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребѐнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
3. Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учѐбы время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
4. Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учѐт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
Традиции гимназии.
Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
5. Направления реализации программы
Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учѐбы время организационно-управленческих мероприятий.
Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учѐбы время.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности реализуется по 5 направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное.
2. Духовно-нравственное.
3. Общекультурное.
4. Общеинтеллектуальное.
5. Социальное.
5.1 Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивной секции по бадминтону.
• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весѐлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
• Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
2. Общекультурное:
• Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне гимназии, района, города, области.
3. Общеинтеллектуальное:
• Предметные недели.
• Библиотечные уроки.
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
4. Духовно-нравственное:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».
• Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, жителей родного города.
• Тематические классные часы.
• Участию в военно-спортивной игре «Зарничка»
• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
• Конкурсы рисунков.
• Фестивали патриотической песни.
5. Социальное:
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
• Участие в различных акциях.
6. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности,
кадровое обеспечение программы,
методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материально-техническое обеспечение.
6.1. Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
педагоги школы, реализующие программу;
библиотекарь;
учитель музыки;
психолог.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения: Задачи
Мероприятия
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса
Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов
Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий
Организация и проведение общешкольных мероприятий.
Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
методические пособия;
интернет-ресурсы;
мультимедийный блок.
Задачи
Мероприятия
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий
Систематизация авторских разработок педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.
6.3. Материально-техническое обеспечение:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;
материалы для оформления и творчества детей;
наличие канцелярских принадлежностей;
аудиоматериалы и видеотехника;
компьютеры;
ТСО;
мультимедийная установка;
спортивный инвентарь;
экран и др.
7. Предполагаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребѐнка;
укрепление связи между семьѐй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
8. Организация внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год
8.1. Содержание воспитательной деятельности.
Направление деятельности
Кол-во часов в неделю
Вид деятельности
Руководитель
Спортивно-оздоровительное
1
1
Секция акробатики
Подвижные игры
Тренер ДСШ
Воспитатель ГПД
Духовно-нравственное
1
1
Кружок «Мои первые проекты»
Кружок «Разноцветный мир»
Педагог-психолог
Учитель нач.кл.
Общекультурное
1
1
Театральный кружок
Кружок «Умелые ручки»
Специалист ДДТ
Специалист ДДТ
Общеинтеллектуальное
1
1
1
Факультатив «Детская риторика»
Факультатив «Информатика в играх и задачах»
Кружок «Мир деятельности»
Учитель нач.кл.
Учитель нач.кл.
Учитель нач.кл.
Социальное
1
Факультатив «Мой мир»
Педагог-психолог
Итого
10
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
1) гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
2) социальной активности;
3) представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
4) приобщение к системе культурных ценностей;
5) трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
6) экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
7) эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
8) организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
9) навыков здорового образа жизни.
8.2. Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
2) упражнение,
3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
4) методы игры в различных вариантах,
5) составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.
Формы оценки.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
8.3. Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);
-готовности к дальнейшему образованию;
-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения;
-сформированности общей культуры;
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности;
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
8.4. Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
8.5. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
Оснащение актового зала и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.
Организация и оснащение методического кабинета.
Оснащение читального зала библиотеки.
Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
Оснащение спортивного зала инвентарем.
Оборудование рабочего места педагога.
8.6. Ожидаемые результаты:
создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
творческая самореализация детей;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
сохранение имиджа гимназии как общественно-активной, развитие традиций гимназии;
формирование единого воспитывающего пространства;
развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
вовлечѐнность учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;
активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
использование потенциала открытого образовательного пространства.
8.7. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:
Задачи
Мероприятия
Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.
Оформление информационного стенда
Родительские собрания
Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.
Размещение материалов на информационных стендах.
Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения.
Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций.
Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.
Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах
Оформление стенда «Наши достижения».
Размещение на сайте школы.
Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.
Работа над созданием сайта учащимися.
Курсы компьютерной грамотности для педагогов.
Работа над созданием сайта педагогами.
Размещение мобильной информации на сайте школы.
8.8. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по еѐ модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идѐт по следующим направлениям:
- организация работы с кадрами;
- организация работы с ученическим коллективом;
-организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнѐрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворѐнности воспитательными мероприятиями;
анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
вовлечѐнность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ