Проект "Программы внеурочной деятельности" в начальной школе

ПРОЕКТ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»















Программа внеурочной деятельности

(начальная школа)











Составитель: Н. А. Морошкина,

учитель I кв.категории














2012





Содержание:

1. Нормативно-правовая и документальная основа.

2. Пояснительная записка.

3. Цели и задачи.

4. Принципы программы.

5. Направления реализации программы.


5.1.Формы внеурочной деятельности по направлениям.

6. Условия реализации программы.

6.1. Кадровое обеспечение.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

6.3. Материально-техническое обеспечение.

7. Предполагаемые результаты.


8. Организация внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год.

8.1.Содержание воспитательной деятельности.

8.2.Методы и средства внеурочной деятельности.

8.3. Прогнозируемые результаты.

8.4. Планируемые личностные результаты.

8.5. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.

8.6. Ожидаемые результаты реализации программы.

8.7. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.

8.8. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

8.9. Тематическое планирование по отдельным курсам.



1. Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.


2. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определѐнном аспекте, что в своей совокупности даѐт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определѐнную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счѐте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма гимназии требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребѐнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.


3. Цель внеурочной деятельности:


Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учѐбы время.

10. Организация информационной поддержки учащихся.

11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.


4. Принципы программы:

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учѐт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

Традиции гимназии.

Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.


5. Направления реализации программы

Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учѐбы время организационно-управленческих мероприятий.

Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учѐбы время.

Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.


Программа организации внеурочной деятельности реализуется по 5 направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное.

2. Духовно-нравственное.

3. Общекультурное.

4. Общеинтеллектуальное.

5. Социальное.

5.1 Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:


1. Спортивно-оздоровительное:

Работа спортивной секции по бадминтону.

Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весѐлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.


2. Общекультурное:

Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.

Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.

Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне гимназии, района, города, области.

3. Общеинтеллектуальное:

Предметные недели.

Библиотечные уроки.

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.


4. Духовно-нравственное:

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».

Выставки рисунков.

Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, жителей родного города.

Тематические классные часы.

Участию в военно-спортивной игре «Зарничка»

Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

Конкурсы рисунков.

Фестивали патриотической песни.


5. Социальное:

Работа на пришкольном участке.

Разведение комнатных цветов.

Участие в различных акциях.


6. Условия реализации программы


Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

конкретное планирование деятельности,

кадровое обеспечение программы,

методическое обеспечение программы,

педагогические условия,

материально-техническое обеспечение.


6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

педагоги школы, реализующие программу;

библиотекарь;

учитель музыки;

психолог.


Совершенствование уровня кадрового обеспечения: Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.



6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

методические пособия;

интернет-ресурсы;

мультимедийный блок.

Задачи

Мероприятия

Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.

6.3. Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;

материалы для оформления и творчества детей;

наличие канцелярских принадлежностей;

аудиоматериалы и видеотехника;

компьютеры;

ТСО;

мультимедийная установка;

спортивный инвентарь;

экран и др.


7. Предполагаемые результаты:


внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

укрепление здоровья воспитанников;

развитие творческой активности каждого ребѐнка;

укрепление связи между семьѐй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

8. Организация внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год

8.1. Содержание воспитательной деятельности.

Направление деятельности

Кол-во часов в неделю

Вид деятельности

Руководитель

Спортивно-оздоровительное

1


1

Секция акробатики

Подвижные игры

Тренер ДСШ


Воспитатель ГПД

Духовно-нравственное

1


1

Кружок «Мои первые проекты»

Кружок «Разноцветный мир»

Педагог-психолог

Учитель нач.кл.


Общекультурное

1


1

Театральный кружок

Кружок «Умелые ручки»

Специалист ДДТ

Специалист ДДТ

Общеинтеллектуальное

1



1


1

Факультатив «Детская риторика»

Факультатив «Информатика в играх и задачах»

Кружок «Мир деятельности»

Учитель нач.кл.



Учитель нач.кл.


Учитель нач.кл.

Социальное

1

Факультатив «Мой мир»

Педагог-психолог

Итого

10




Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

1) гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

2) социальной активности;

3) представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

4) приобщение к системе культурных ценностей;

5) трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

6) экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

7) эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

8) организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

9) навыков здорового образа жизни.

8.2. Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,

2) упражнение,

3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

4) методы игры в различных вариантах,

5) составление плана и т.д.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.


Формы оценки.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:


комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.


8.3. Прогнозируемые результаты.

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);

-готовности к дальнейшему образованию;

-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения;

-сформированности общей культуры;

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности;

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

8.4. Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

8.5. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:


Оснащение актового зала и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.

Организация и оснащение методического кабинета.

Оснащение читального зала библиотеки.

Оснащение видеопроекционной аппаратурой.

Оснащение спортивного зала инвентарем.

Оборудование рабочего места педагога.


8.6. Ожидаемые результаты:

создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.

творческая самореализация детей;

формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

сохранение имиджа гимназии как общественно-активной, развитие традиций гимназии;

формирование единого воспитывающего пространства;

развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

вовлечѐнность учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;

активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

использование потенциала открытого образовательного пространства.


8.7. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.

Оформление информационного стенда

Родительские собрания

Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.

Размещение материалов на информационных стендах.

Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения.

Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций.

Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.

Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах

Оформление стенда «Наши достижения».

Размещение на сайте школы.

Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.

Работа над созданием сайта учащимися.

Курсы компьютерной грамотности для педагогов.

Работа над созданием сайта педагогами.

Размещение мобильной информации на сайте школы.



8.8. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по еѐ модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идѐт по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

-организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнѐрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения

мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

рост социальной активности обучающихся;

рост мотивации к активной познавательной деятельности;

уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.


Объекты мониторинга:

оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворѐнности воспитательными мероприятиями;

анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

вовлечѐнность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ