Роль и место дисциплины
Пояснительная записка
Роль и место дисциплины
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива»
Адресат
Адресована обучающимся 2 классов
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Данная программа разработана на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
Цели изучения технологии в начальной школе
· приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
· приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Специфика программы
Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.
Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи
проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.
Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.
Основные содержательные линии курса
Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они
возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.
Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:
1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;
2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать;
3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом;
4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:
- человек и земля;
- человек и воздух;
- человек и вода;
-человек и информация;
5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника».
Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно,
а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.
В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:
— как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;
— использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;
— знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;
— ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
— первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;
— преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;
— предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);
— в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
— в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:
- разметка (на глаз и по шаблону);
- раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));
-сборка (на клею, на пластилине);
- украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);
лепка (шара и других форм).
Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.
Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:
- «Земля» — земное пространство;
- «Вода» — водное пространство;
- «Воздух» — воздушное пространство;
- «Информация» — информационное пространство.
В каждой части материал разделен на темы. Тема разбита на рубрики:
— название темы и постановка задачи;
— краткое введение «Путешествуем во времени»;
— основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);
— практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;
— информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
— выводы и обобщения «Подведем итоги»;
— итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта.
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки
учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.
В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось.
Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы.
В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.
После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы.
Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
— подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);
— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);
— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);
— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность
каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).
В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать
свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме.
Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др.
Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.
Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении
некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки
действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).
Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.
В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.
Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы:
материалы:
— тонкая цветная бумага;
— тонкий и толстый (гофрированный) картон;
— пластилин, глина;
— масса для моделирования;
— цветные нитки (мулине);
— тальк или крахмал;
— бисер;
— фольга;
— краски акварельные;
— клей ПВА;
— клейкая лента;
инструменты:
— ножницы с закругленными концами лезвий;
— линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);
— выдвижной резачок (острый перочинный нож);
— карандаш (М или ТМ);
— кисточки;
— стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);
— прочная нитка для разрезания пластилина;
— клеенка (или плотная бумага);
— циркуль;
— шило.
Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении
всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.
Структура программы
Давайте познакомимся 1ч.
Как работать с учебником.
Человек и земля 23ч.
Земледелие. Посуда. Работа с пластичным материалом (пластилин). Работа с пластичными материалами (тесто-пластика). Работа с пластичными материалами (глина или пластилин). Народные промыслы Хохлома. Работа с папье-маше. Народные промыслы Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин). Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование). Работа с пластичными материалами
(пластилин). Рельефные работы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Работа с бумагой. Животные. Конструирование.
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Внутреннее убранство избы. Работа с картоном.
Конструирование. Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц. Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Работа с ткаными материалами. Шитье.
Человек и вода 3ч.
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Человек и воздух 4ч.
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Использование ветра. Работа с фольгой. Использование ветра. Работа с фольгой.
Лепка из фольги.
Человек и информация 3ч.
Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Подведение итогов.
Требования к результатам
К концу второго класса учащиеся должны знать:
виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
Свойства новых материалов ( тесто).
Новые свойства уже встречавшихся материалов.
Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Лепить способом вытягивания из целого куска.
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
Плести разными способами из различных материалов.
Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.
Владеть простейшими видами народных ремесел;
Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Формы организации учебного процесса, технология обучения
Основной особенностью методов и форм является то, что
предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком
подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую
методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с
задачей формирования толерантности.
Виды и формы контроля
определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая)
Критерии оценивания:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении
всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.
Объем и сроки обучения
Программа и материал УМК рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю.( 35 учебных недель).
Информация об используемом учебнике
1. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2011.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Темы разделов
Количество часов
Тема и содержание урока
1
Давайте познакомимся
1
Как работать с учебником.
2
Человек и земля
23
Земледелие. Посуда. Работа с пластичным материалом (пластилин). Работа с пластичными материалами (тесто-пластика). Работа с пластичными материалами (глина или пластилин). Народные промыслы Хохлома. Работа с папье-маше. Народные промыслы Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин). Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование). Работа с пластичными материалами
(пластилин). Рельефные работы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Работа с бумагой. Животные. Конструирование.
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Внутреннее убранство избы. Работа с картоном.
Конструирование. Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц. Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Работа с ткаными материалами. Шитье.
3
Человек и вода
3
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
4
Человек и воздух
4
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Использование ветра. Работа с фольгой. Использование ветра. Работа с фольгой.
Лепка из фольги.
5
Человек и информация
3
Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Подведение итогов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2011.
2. Роговцева, Н. И. Технология. 1–4 классы. Рабочие программы [Текст] / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Роговцева, Н. И. Уроки технологии: человек, природа, техника : 2 кл. [Текст] : пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2008.
4. Технология. 2 класс [Электронный ресурс] : электронное приложение к учебнику / С. А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсуридзе, В. А. Мотылева. – М. : Просвещение, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
УУД
Дата
план
1
Здравствуй, дорогой друг .Как работать с учебником
1
Вводный
Знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью; вспоминают приемы работы
с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила
разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); знакомятся на практическом уровне с понятиями
«цветовая гамма», «сочетание цветов»
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.
Индивидуальный
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Познавательные:
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
Самооценка
Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации.
2
Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука»
1
Комбинированный
Знакомятся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вы-
растить овощи; формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях,
связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда
Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять результаты.
Индивидуальный
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Познавательные:
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
Самооценка
Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации.
3
Посуда. «Корзина с цветами»
1
Комбинированный
Повторяют материал о видах ниток, навыки
работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность
в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.
Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления. Использовать примы плетения корзины при изготовлении изделия.
Организовать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами.
Индивидуальный
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Познавательные:
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
Самооценка
Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации.
4
Посуда. Работа с пластичными материалами (пластилин). Композиция «Семейка грибов на поляне»
1
Комбинированный
Повторяют материал видах ниток, навыки
работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность
в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений).
Индивидуальный
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Познавательные:
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
Самооценка
Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации.
5
Работа с пластичными материалами (тестопластика).
1
Практический
Знакомятся с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним;
совершенствовать умение работать по плану; развивают
фантазию с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия.
Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином.
Индивидуальный
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Познавательные:
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
Самооценка
Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации.
6
Работа с пластичными
материалами Композиция из пластилина (глины)
1
Комбинированный
Уточняют свои представления о профессиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивают навыки лепки; учится сравнивать материалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента
украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать цвета.
Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы.
Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике.
Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность
Индивидуальный
Познавательные умения: выполнять сервировку праздничного стола.
Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью и планом;
распределять обязанности при выполнении проекта.
Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; представлять результат деятельности группы
7
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.
1
Комбинированный
Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с
технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивают умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; выявляют особенности народного творчества и
народного промыслам.
Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская роспись, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Индивидуальный
Познавательные умения: анализировать орнамент; выделять особенности хохломской росписи и обосновывать своё суждение.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие по алгоритму.
Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
8
Народные промыслы.
Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы
1
Практический
Знакомятся с особенностями
городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; анализируют готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами.
Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы).
Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.
Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.
Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Индивидуальный
Познавательные умения: определять особенности городецкой росписи и обосновывать своё суждение.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.
9
Народные промыслы.
Дымка. Раблта с пластичными материалами
1
Практический
Знакомятся с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью
практической работы по созданию дымковской игрушки.
Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация».
Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы).
Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.
Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.
Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Индивидуальный
Познавательные умения: выделять особенности дымковской росписи и обосновывать своё суждение.
Регулятивные умения: различать приёмы изготовления изделий из пластилина.
Коммуникативные умения: строить монологическое высказывание; использовать речь для регуляции своего действия при работе по плану.
10
Народные промыслы. Работа с текстильными материалами (апплицирование). Матрешка
1
Комбинированный
Вспоминают сведения об изученных
народных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме..
Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.
Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога».
Индивидуальный
Познавательные умения: определять различия профессий «резчик по дереву» и «игрушечник» и объяснять своё суждение.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя алгоритм; выполнять правило экономного расходования ткани.
Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение.
11
Народные промыслы. Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Пейзаж «Деревня»
1
Комбинированный
Знакомятся с видами рельефа; вспоминают свойства, состав и использование пластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учится соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие.
Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина.
Индивидуальный
Познавательные умения: определять различия профессий «резчик по дереву» и «игрушечник» и объяснять своё суждение.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя алгоритм; выполнять правило экономного расходования ткани.
Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение.
12
Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование «Лошадка»
1
Комбинированный
Знакомятся со способами использования лошадей; учатся составлять технологическую
карту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами;учатся самостоятельному анализу предмета; навыкам конструирования.
Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений). Понимать значимость этих профессий. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделия по собственному замыслу. Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога».
Индивидуальный
Познавательные умения: выбирать вариант выполнения задания.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата.
13
Домашние животные и птицы. Работа с природными материалами. Мозаика «Курочка из крупы»
1
Комбинированный
Знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами
Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Экономно расходовать материалы при выполнении.
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значение новых
Индивидуальный
Познавательные умения: объяснять различие между способами выполнения аппликации и материалами, используемыми в них;
Регулятивные умения: составлять план выполнения изделий; контролировать и корректировать свою работу по плану.
Коммуникативные умения: строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.
14
Работа с бумагой и природным
материалом.
1
Комбинированный
Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки создания аппликации из бумаги; учатся способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции.
Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики «Советы юного технолога» все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие. Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала. Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами.
Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам. Оформлять изделия по собственному замыслу. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации.
Индивидуальный
Познавательные умения: соотносить объёмную фигуру с подобной ей развёрткой; формулировать правила общения с домашними животными
Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя план; распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности; оценивать результат выполненного задания; проводить презентацию проекта.
Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления проекта
15
Новый год. Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц
1
Практический
Повторяют правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия; учится взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивают
творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда.
Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма. Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски. Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок. Создавать разные изделия на основе одной технологии. Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования Нового года (на основе материала учебника, собственных наблюдений и знаний традиций региона проживания).
Индивидуальный
Познавательные умения:
выполнять анализ готового изделия
Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя план.
Коммуникативные умения: строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.
16
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба» или «Крепость»
1
Комбинированный
Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки создания аппликации из бумаги; учатся способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции.
Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы. Осваивать технику кракле. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом — яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По собственному замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров.
Индивидуальный
Познавательные умения: составлять рассказ об устройстве избы; проводить сравнение между способами выполнения аппликации и материалами, используемыми в них; использовать в активном словаре новые понятия.
Регулятивные умения: планировать учебные действия по алгоритму; выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
17
В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон «Домовой»
1
Практический
Знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся работать циркулем; совершенствовать
умение работать по плану.
Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия.
Соблюдать правила безопасной работы циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать).
Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций). Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия.
Индивидуальный
Познавательные умения: соотносить обустройство дома с традициями русского народа и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: выполнять учебное задание с взаимопроверкой; выполнять самооценку учебных действий при изготовлении изделия.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
18
Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка «Русская печь»
1
Комбинированный
Знакомятся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторяют приемы лепки.
Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы, сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной
утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям). Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы.
Составлять самостоятельно план выполнения работы. Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу. (Возможно изготовление модели печи, традиционной для данного региона).
Индивидуальный
Познавательные умения: соотносить обустройство дома с традициями русского народа и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения: выполнять учебное задание с взаимопроверкой; выполнять самооценку учебных действий при изготовлении изделия.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
19
Проект «Убранство избы». Работа с бумагой. Плетение
1
Теоретический
Знакомятся со структурой
ткани, с новым видом работы — переплетением полосок
бумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: трудолюбие, терпение, усидчивость.
Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы — переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.
Индивидуальный
Познавательные умения: соотносить обустройство дома с традициями русского народа и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения: выполнять учебное задание с взаимопроверкой; выполнять самооценку учебных действий при изготовлении изделия.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
20
Работа с картоном. Конструирование «Стол и скамья»
1
Комбинированный
Вспоминают приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность
с помощью практической работы.
Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления.
Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий.
Индивидуальный
Познавательные умения: различать виды мебели и объяснять её необходимость в жизни человека.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание с взаимопроверкой; выполнять самооценку учебных действий при изготовлении изделия.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
21
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица»
1
Комбинированный
Знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения
в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдении я других источников). Сравнивать и находить общее и различие в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.), соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор).
Индивидуальный
Познавательные умения: определять отличия национальных костюмов разных народов и обосновывать своё мнение; раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре.
Регулятивные умения: выполнять разметку ткани, используя правило; составлять план работы на основе анализа готового изделия; выполнять учебное задание в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
22
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы .
1
Комбинированный
Знакомятся с правилами разметки ткани; изучают приём разметки ткани с помощью
шаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству.
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдении я других источников). Сравнивать и находить общее и различие в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.), соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и причёски. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления. Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты.
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.
Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать
последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям.
Индивидуальный
Познавательные умения: анализировать готовое изделие, определять его назначение и обосновывать своё суждение.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять оценку изделия по предложенным критериям.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.
23
Работа с ткаными материалами. Шитье «Кошелек»
1
Практический
Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку
Индивидуальный
Познавательные умения: различать виды декоративных швов и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять оценку изделия по предложенным критериям.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.
24
Работа с ткаными материалами. Шитье. «Салфетка»
1
Комбинированный
Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.
Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать
последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям.
Индивидуальный
Познавательные умения: различать виды декоративных швов и обосновывать своё мнение; раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять оценку изделия по предложенным критериям.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.
25
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка»
1
Комбинированный
Учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособления
для рыболовства.
Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по
материалам учебника, из собственного опыта и других источников.
Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли (по материалам учебника и собственным наблюдениям). Объяснять значение волы для жизни на земле. Осваивать технику «изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, применять правила работы иглой, ножницами. Составлять план изготовления изделий по слайдам, контролировать и корректировать свою работу. Самостоятельно заполнять графы «Инструменты» и «Материалы» в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека (с помощью учителя).
Индивидуальный
Познавательные умения: применять знания о воде в жизни; объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли; определять значения новых понятий; объяснять особенности техники «изонить».
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнёра высказывания.
26
Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум»
1
Комбинированный
Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации.
Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках.
Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок
по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку. Контролировать и корректировать свою деятельность. Предъявлять и оценивать изделие. Проводить презентацию готового изделия.
Индивидуальный
Познавательные умения: объяснять различие между способами выполнения аппликации.
Регулятивные умения: проверять задание и вносить коррективы.
Коммуникативные умения: формулировать адекватное высказывание при работе в паре; строить диалогическое высказывание; согласовывать позиции и находить общее решение.
27
Рыболовство. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Композиция «Русалки»
1
Комбинированный
Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации.
Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников
Индивидуальный
Познавательные умения: объяснять различие между способами выполнения аппликации.
Регулятивные умения: проверять задание и вносить коррективы.
Коммуникативные умения: формулировать адекватное высказывание при работе в паре; строить диалогическое высказывание; согласовывать позиции и находить общее решение
28
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья»
1
Комбинированный
Знакомство со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; изучают
приёмы складывания изделий оригами; воспитывают терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности
по созданию оригами.
Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям.
Индивидуальный
Познавательные умения: раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре; читать и понимать инструкционную карту.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание по алгоритму с взаимопроверкой.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение; приходить к общему мнению в совместной деятельности.
29
Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование «Ветряная мельница»
1
Комбинированный
Знакомятся с использованием
ветра человеком; отрабатывают умение выполнять изделия
на основе развертки; совершенствуют умение работать по плану.
Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве.
Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника и собственных наблюдений. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану в учебнике
Индивидуальный
Познавательные умения: использовать знания о ветре в практической деятельности;
новых понятий; определять и обосновывать возможности использования ветра человеком; осуществлять поиск необходимой информации.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание аккуратно, в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнёра высказывания.
30
Использование ветра. Работа с фольгой. «Флюгер»
1
Комбинированный
Знакомятся с возможностями использования ветра; знакомятся с новым
видом бумаги (металлизированная); учатся формировать
изделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.
Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания. Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со свойствами других видов бумаги.
Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя).
Индивидуальный
Познавательные умения: применять знания о флюгере в жизни; раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре.
Регулятивные умения: использовать план при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения: формулировать понятные диалогические высказывания.
31
Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. «Книжка-ширма»
1
Комбинированный
Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение
выполнять разметку по линейке.
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений.
Отбирать для её наполнения собственные работы по заданным
критериям (качеству, оригинальности и др.)
Индивидуальный
Познавательные умения: определять источники информации и обосновывать свои суждения; устанавливать процесс изготовления разметки изделия и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: выполнять самопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
32
Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете»
1
Комбинированный
Знакомятся с одним из носителей информации — картой; учатся составлять карту;
повторяют определения понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закрепляют навыки
работы с глиной; развивают глазомер.
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе).
Индивидуальный
Познавательные умения: определять источники информации и обосновывать свои суждения.
Регулятивные умения: формулировать правила работы с ножом; выполнять учебное задание, используя правило.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога
33
Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете»
1
Комбинированный
Знакомятся с одним из носителей информации — картой; учатся составлять карту;
повторяют определения понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закрепляют навыки
работы с глиной; развивают глазомер.
Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете Материалов для презентации своих Изделий.
Индивидуальный
Познавательные умения: определять источники информации и обосновывать свои суждения.
Регулятивные умения: формулировать правила работы с ножом; выполнять учебное задание, используя правило.
Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога
34
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»
1
Комбинированный
Подводят итоги года; проверяют усвоение
знаний,овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий.
Организовывать и оформлять выставку изделий.
Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям
Индивидуальный
Оценивать выступления по заданным критериям
35
Подведение итогов
1
Комбинированный
Подводят итоги года; проверяют усвоение
знаний,овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий.
Индивидуальный
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ