Учебно- тематический план

Учебно- тематический план

п./п

Темы разделов

Количество часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности

1.





































































































































































































































































2.











































































































































































































































































































3.























































































































4.




































































Осень.Как прекрасен этот мир, посмотри…

































































































































































































































































Зима.Как прекрасен этот мир, посмотри











































































































































































































































































































































Весна.Как прекрасен этот мир, посмотри….



































































































































Лето. Как прекрасен этот мир, посмотри….




















































































































































































































































11

1. Земля одна, а цветы на ней разные.

Натюрморт: свет, цвет, форма (1 ч)

Восприятие натюрмортов выдающихся ху-

дожников XX в. (живописцев А. Герасимо-

ва, М. Сарьяна, А. Дейнеки, А. Осьмёрки-

на, В. Юкина, И. Машкова и графика

Е. Кругликовой)











3. О чём может рассказать русский рас-

писной поднос. Русские лаки: традиции

мастерства (1 ч)

Восприятие произведений русского живописца Б. Кустодиева и народного мастера

из мастерской О. Вишнякова из Осташко-

ва, русских народных пословиц о чаепи-

тии



4. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём (1 ч)

Восприятие натюрмортов выдающихся

оте чественных живописцев XX в. В. Серова, И. Машкова, З. Серебряковой, В. Сто-

жарова, Р. Рохлина и современных графи-

ков Г. Бочарова, А. Бородин



5. Лети, лети, бумажный змей. Орна-

мент народов мира: традиции мастер-

ства (1 ч)

Восприятие воздушных змеев как произ-

ведений декоративно-прикладного искус-

ства народных мастеров Китая и Японии,

русских народных пословиц.

6. Чуден свет — мудры люди, дивны

дела их. Лоскутная мозаика: традиции

мастерства (1 ч)

Восприятие произведений декоративно-

прикладного искусства из текстиля — пан-

но «Весна» В. Шибаевой в лоскутной тех-

нике, плетёных ковриков народных масте-

ров; русских народных пословиц о труде и

добре.

7. Живописные просторы Родины. Пей-

заж: пространство и цвет (1 ч)

Восприятие произведений художников-пейзажистов XIX—XX вв. И. Левитана,

А. Куинджи, И. Шишкина, Б. Щербакова,

В. Крылова, В. Шелкова.













8. Родные края в росписи гжельско

майолики. Русская майолика: традици

мастерства (1 ч) Восприятие произведений декоративно-

рикладного и народного искусства — со-

удов гжельской майолики.

9. «Двор, что город, изба, что терем».

В мире народного зодчества: традиции

народного мастерства (1 ч)

Восприятие произведений народного зод-

чества — деревянных построек из музеев

под открытым небом в Кижах, в Витосла-

вицах (Великий Новгород), фрагментов де-

ревянной архитектуры Среднего Поволжья;

произведений художника-графика А. Боро-

дина, народных пословиц.

10. «То ли терем, то ли царёв дворец».

В мире народного зодчества: традиции

народного мастерства (1 ч)

Восприятие произведений народного ис-

кусства: шкатулки мастера из Федоскина,

произведений деревянного зодчества — ма-

кета деревянного царского дворца в селе

Коломенское.

11. Каждая птица своим пером красует-

ся. Живая природа: форма и цвет, про-

порции (1 ч)

Восприятие произведений художника

В. Каневского, стихотворения К. Бальмон-

та, посвящённых птицам, зимующим в род-

ных местах России.













12. Каждая изба удивительных вещей

полна. Натюрморт: свет и тень, объём и

пропорции (1 ч)

Восприятие произведений художников

живописцев Т. Шуваловой, Б. Копылова

творческих работ учащихся.













13. Русская зима. Пейзаж в графике:

чёрный и белый цвета (1 ч)

Восприятие произведений русских худож-

ников-графиков XIX—XX вв. И. Шишки-

на, Д. Шмаринова, В. Прибыткова, Л. Ки-

селёвой.













14. Зима не лето, в шубу одета. Орна-

мент народов мира: традиции мастер-

ства (1 ч)

Восприятие произведений декоративно-

прикладного и народного искусства —

одежды коренных народов Ханты-Мансий-

ского округа с меховой мозаикой, меховой

одежды саамского народа (Кольский полу-

остров, Скандинавия, Сибирь), нагрудных

украшений, фрагментов мозаичных (мехо-

вых) орнаментов.



15. Зима за морозы, а мы за праздники.

Карнавальные новогодние фантазии:

импровизация (1 ч)

Восприятие произведений народного ма-

стера Г. Скрипунова из Федоскина, совре-

менного художника П. Парухнова















16. Всякая красота фантазии да умения

требует. Маски — фантастические и

сказочные образы, маски ряженых (1 ч)

Восприятие произведений на тему зим-

них праздников «Месяцеслова» народного

мастера А. Журавлёвой и масок, выполнен-

ных сверстниками.





17. В каждом посаде в своём наряде.

Русский народный костюм: узоры-обе-

реги (1 ч)

Восприятие фотоизображений празднич

ных северорусских народных костюмов

Олонецкой, Новгородской, Тверской, Архангельской губерний; праздничных южно-русских народных костюмов.

18. Жизнь костюма в театре. Сцениче-

ский костюм героя: традиции народного

костюма (1 ч)

Восприятие произведений известных рус-

ских художников XX в. Н. Рериха, А. Го-

ловина, И. Билибина.

Основные содержательные линии. Осо-

бенности художественного творчества: ху-

дожник и зритель.

19. Россия державная. В мире народного

зодчества: памятники архитектуры (1 ч)

Восприятие произведений народных ма-

стеров В. Грудинина, Н. Малозёмова из Ро-

стова Великого, художников-живописцев

К. Юона, В. Астальцева, И. Архипова; фо-

тографий Псковского кремля, Новгородско-

го кремля.





















20. «Город чудный...» Памятники архи-

тектуры: импровизация (1 ч)

Восприятие произведения театрально-деко-

рационного искусства русского худож-

ника XX в. И. Билибина, легенды о граде.

21. Защитники земли Русской. Сюжетная

композиция: композиционный центр (1 ч)

Восприятие произведений народного ма-

стера Л. Беспаловой из Городца, современ-

ных художников — живописца Н. Присе-

кина, графиков П. Соколова-Скаля, О. Са-

востюка и Б. Успенского.























22. Дорогие, любимые, родные. Жен-

ский портрет: выражение и пропорции

лица (1 ч)

Восприятие произведений художников-

портретистов XIX—XX вв. В. Тропинина,

В. Сурикова, М. Врубеля, Л. Малеева,

Н. Кузнецова, Б. Нурали.



23. Широкая Масленица. Сюжетно-деко-

ративная композиция: композиционный

центр и цвет (1 ч)

Восприятие произведений народного де-

коративно-прикладного искусства В. Ли-

пицкого из Федоскина, декоративной ком-

позиции, выполненной учащимися.

24. Красота и мудрость народной игруш-

ки. Русская деревянная игрушка: разви-

тие традиции мастерства (1 ч)

Восприятие русских народных игрушек

из дерева, созданных мастерами разных ре-

гионов России (Богородское, Семёнов, Фе-

досеево, Полховский Майдан, Сергиев По-

сад), стихотворения В. Василенко о бого-

родских игрушках.

25. Чудо палехской сказки. Сюжетная

композиция: импровизация на тему литературной сказки (1 ч)

Восприятие лаковой миниатюры мастеров И. Зубкова, Д. Буторина, А. Котухина из Палеха по мотивам сказок А. Пуш-

кина.



















26. Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа (1 ч)

Восприятие шедевров русского живописного пейзажа И. Левитана «После дождя»

А. Саврасова «Грачи прилетели»; произведений лаковой живописи народных мастеров В. Бочкова из Палеха, У. Лапшина из

Жостово.



27. Космические фантазии. Пейзаж:

пространство и цвет, реальное и симво-

лическое изображение (1 ч)

Восприятие произведений живописцев

К. Юона, Н. Ромадина и народного мастера Е. Николаевой на тему космоса.









28. Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия (1 ч)

Восприятие красоты и разнообразия весенней природы в эмоциональном звучании

и выразительности её образа в произведениях выдающихся живописцев XX в.

В. Бакшеева, Т. Мавриной, К. Юона, Н. Ромадина и при непосредственном наблюдении за переменами в природе в весеннюю пору.





29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации (1 ч)

Восприятие народной деревянной точёной

игрушки из села Полховский Майдан.

30. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок (1 ч)

Восприятие искусства мастеров-резчиков

пряничных досок — одного из видов худо-

жественной традиционной обработки дерева в России.





31. Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая

скульптура (1 ч)

Восприятие каменного рельефа Михайловского златоверхого храма в Киеве, деревянного рельефа «Георгий Победоносец» (XV в.) неизвестного мастера, памятников, посвящённых Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., выполненных современными скульпторами Д. Митлян-

ским, М. Аникушиным

32. Братья наши меньшие. Графика, на-

бросок, линии разные по виду и ритму

(1 ч)

Восприятие произведений графиков

В. Ватагина, Г. Захарова, народной дере-вянной скульптуры, каменной статуи

Ю. Александрова, произведений живопис-

ца К. Петрова-Водкина, художника декоративно-прикладного искусства М. Примаченко, в которых воссозданы выразитель-

ные образы животных.

33. Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор (1 ч)

Восприятие искусства орнамента народов

мира на примере декоративного фарфора

из Китая и вазы из Индокитая.

34. Наши достижения. Я умею. Я могу.

Наш проект: доброе дело само себя хвалит (1 ч)

Демонстрация достигнутых результатов

и обсуждение, чему научились в течение

года по видам изобразительного искусства.

35. Страница для любознательных. Сокро-

вища России: Музеи Москвы и Санкт-

Петербурга.

Наблюдать осенние цветы в природе. Рассказывать

своих наблюдениях осенних цветов в родных местах

подбирать образные названия цветовых оттенков.

Рассматривать живописные и графические натюрморты, в которых нашло отражение многообразие цветочного мира, видеть красоту и разнообразие их форм

Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре ,в произведениях художников и графиков. Выс

казывать своё суждение о них.

Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов.

Рассматривать и анализировать произведения жо-

товских мастеров — расписные лаковые подносы.

Сравнивать изображение цветов в росписи подносов

живописными композициями цветочного натюрморта, находить в них сходство и различия цветовой палитры, фона, композиции, приёмов письма. Называть традиционные композиции жостовских подносов («вет-

а с угла», «букет» и «венок»).

Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров

сенних плодов в натуре, находить соответствие им

изображённых натюрмортах художников, разделять

чувства художников, переданные ими в картинах-на-

юрмортах. Высказывать свои впечатления и эмоцио-

нальную оценку, которые вызвали произведения живо-

писцев, изображающие дары природы.

Рассматривать произведения декоративно-прикладно

о искусства народных мастеров стран Востока (Кита

Японии). Рассказывать о старинном обычае изготов

ения и запуска воздушных змеев в России и страна

остока.







Рассматривать произведения декоративно-прикладно-

о и народного искусства. Высказывать мнение об этих

роизведениях и отношении к искусству народных ма-

теров лоскутных изделий и их красоте, практическом

азначении и украшении быта.















Рассматривать произведения пейзажной живописи,

в которых нашло отражение многообразие российской

природы, видеть её красоту и своеобразие. Высказы-

вать своё суждение о понравившемся пейзаже и аргу-

ментировать его.

Находить признаки осенней природы родных мест

в произведениях художников. Сравнивать произведе-

ния разных пейзажистов и различать в них общее и

различное в показе пространства.

Рассматривать произведения народной русской май-

олики. Рассказывать о впечатлениях от восприятия

майоликовых сосудов, о многообразии и необычности

керамических форм и высказывать предположение

о способах выполнения росписи с плавными цветовыми переходами.

Рассматривать представленные в учебнике произве

ения народного деревянного зодчества, в которых наш

и отражение народные представления о вселенной

ассказывать о деревянных избах своего родного края

ли о впечатлениях от произведений деревянного рус

кого зодчества в музеях под открытым небом, об осо

енностях украшения фасада русской избы.









Рассматривать произведения народного деревянного

одчества, произведения декоративно-прикладного ис

усства, в которых нашли отражение художественные

бразы теремной архитектуры.













Наблюдать птиц в зимней природе. Рассказывать

своих наблюдениях птиц в натуре и впечатлениях от

осприятия произведений искусства с изображением зи-

мующих в России птиц.

Сравнивать образы птиц, созданные художником и

оэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чув-

твах, вызванных их красотой, о бережном отношении

ним.

Объяснять смысл понятия техника живописи «по-

ырому» (алла-прима).







Рассматривать живописные натюрморты из предме-

ов быта, связанных с обычаем чаепития. Высказывать

воё суждение о них. Рассказывать о своих наблюде-

иях семейного чаепития и впечатлениях от восприя-

ия произведений искусства, хранящих память об этом

бычае.

Сравнивать произведения живописи, находить общее

различное в изображении предметов натюрморта, в пе-

едаче формы, цвета, света объёмных предметов.



Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и

в разных состояниях (солнечная или пасмурная по года).

Рассматривать произведения на темы зимней приро-

ды художников-графиков. Находить в них наблюдаемыев натуре характерные признаки зимы. Рассказывать

о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия про-

изведений искусства, от наблюдения красоты зимней

природы в родных местах.



Рассматривать произведения декоративно-прикладно-

о и народного искусства — одежду коренных народов

Севера. Высказывать своё мнение о традиционной на-

одной одежде северных народов, любоваться её орна-

ментальным декором. Называть элементы геометриче-

кого орнамента из меха.

















Воспринимать произведения живописи, декоративно-

прикладного и народного искусства на тему новогодне-

го праздника. Высказывать своё мнение о них.

Рассказать о праздновании Нового года в своей семье

и об участии в праздниках новогодней ёлки, о тради-

ционных атрибутах, героях и персонажах этого празд-

ника, о совместном со взрослыми радостном и творче-

ском труде по подготовке к празднику.





Рассматривать произведения народного мастера и

творческие работы сверстников. Высказывать своё мне-

ние о художественных образах зимних месяцев, создан-

ных народным мастером, соотносить их с поэтически-

ми образами в пословицах.

Объяснять смысл понятия ряженье.

Сравнивать карнавальные маски. Выявлять общее



Рассматривать произведение народного декоративно-

рикладного искусства — народные праздничные ко-

тюмы разных регионов России (северных и южных),

редставленные в учебнике. Высказывать своё мнение

функциональности и красоте русского народного ко-стюма, использовать образные слова о нём из поэтических произведений.







Рассматривать произведения известных русских ху-

дожников, в которых созданы театральные образы ге-

роев, исторических персонажей в сценических костю-

мах, вобравших в себя красоту русского национально-

го костюма. Высказывать своё мнение о них.







Рассматривать произведения народных мастеров, ху-

ожников-живописцев, фотографии, на которых за-

ечатлены образы замечательных памятников русской

рхитектуры — крепостных сооружений старинных

усских городов Ростова Великого, Великого Новгоро-

а, Пскова и Переславля-Залесского и Белозерского мо-

астыря. Высказывать своё мнение о произведениях,

оспевших памятники крепостного зодчества России,

чувствах, вызванных видом старинных русских го-

одов, о значении крепостных сооружений в истории

течества и современной жизни общества.

Объяснять значения понятий кремль, архитектура,

Зодчество

. Рассматривать произведения театрально-декораци-

нного искусства, воссоздавшего образ легендарного

орода Китежа. Высказывать своё мнение о нём.







Рассматривать произведения народного мастера, ху-

дожника-живописца, художников-плакатистов, создав-

ших героические образы защитников Родины в разные

времена. Высказывать своё мнение о произведениях,

посвящённых великим историческим событиям в жиз-

ни страны, о чувстве гордости за свой народ, за геро-

ев-защитников земли Русской. Раскрывать смысл па-

триотического девиза А. Невского «Кто с мечом к нам

придёт — от меча и погибнет!».









Рассматривать женские портреты в живописи. Вы-

казывать своё мнение о произведениях портретного

жанра, давать эмоциональную оценку женским портре-

ам, представленным в учебнике.

Рассказывать, какие героини изображены на портре-

ах, описывать их внешность и костюм, положение фи-

уры, фон картины.





Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Фе-

оскино), декоративную композицию из текстиля, пе-

едающих праздничную атмосферу народного гулянья

на Масленицу. Высказывать своё мнение о них. Рас-

казывать о том, как отмечается праздник Масленицы

родных местах.































Рассматривать миниатюры палехских народных маcтеров. Высказывать суждение о них. Сопоставлять сюжеты в композициях палехских народных мастеров

событиями из сказок А. Пушкина и называть сказку поэта. Находить соответствия в действиях героев.

Анализировать особенности декоративной композиции

миниатюре А. Котухина (многосюжетность, объеди-

ение действий, происходящих в разное время, декоративность, красочность и орнаментальность, созвуч-

ые красоте и гармонии сказочного мира в произведениях А. Пушкина).

Рассматривать произведения А. Саврасова, И. Левитана; произведения лаковой живописи, изображающие

весеннюю природу. Рассказывать, какое впечатление

и настроение возникает при восприятии картин и ми-

ниатюр, их колорита, как пейзажисты используют в своих произведениях свойства цвета для передачи настрония.

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённые космосу. Высказывать своё мнение о них.

Рассказывать о первом полёте в космос и космонав-

те Юрии Гагарине, о Дне космонавтики — 12 апреля

1961 г. и радости людей на всей нашей планете Земля

и особенно нашей страны, о том, что изображено на

картинах живописца и в работе народного мастера.



Наблюдать изменения в весенней природе. Любоваться её красотой.

Воспринимать произведения живописи и графики,

посвящённые весне. Высказывать своё мнение о них.

Объяснять смысл понятий колорит, монотипия.

Сопоставлять свои наблюдения цвета в натуре с весенним колоритом произведений живописи на тему весны. Называть цвета в колорите различных картин.



Рассматривать народные игрушки из Полховсково -Майдана. Вспоминать и называть народные игруш-

ки, которые создают мастера в разных регионах России (Архангельской, Кировской, Тульской областях).

Рассматривать произведения народных мастеров-резщиков пряничных досок для печатных пряников. Выс-

казывать своё суждение о них.

Рассказывать о приёмах техники резьбы пряничных

досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, тере-

ма и др.), характерных для резных пряничных досок.

Рассматривать произведения скульптуры (круглой и

ельефной). Высказывать своё суждение о них.

Рассказывать, какие памятники в память о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. установлены в твоем городе (посёлке, селе).













Высказывать своё суждение о них.

Различать изображения животных в разных видах

изобразительного искусства (графика, скульптура, жи-

вопись), в декоративно-прикладном и народном искусстве.

Рассказывать о своём отношении к защитникам животных.









Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном трое орнаментов народов мира. Высказывать своё сужение об этих произведениях.





Давать оценку лучшим работам сверстников и систематизировать отобранные работы с учётом возможного уровня освоения азбуки искусства во 2 классе.









Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально

ценивать шедевры национального российского искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ