Вечер русского романса 19 – 20 веков «Как упоительны в России вечера»



Вечер русского романса 19 – 20 веков «Как упоительны в России вечера»

Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся и самореализации личности.

Задачи:

  1. Формировать умения исследовательской деятельности в процессе к подготовке к вечеру: поиск материала и форм его представления; навыки эстетической и сценической культуры.

  2. Развивать у учащихся толерантность, стремление помочь другим, сделать приятное окружающим через создание праздничной атмосферы; партнёрские отношения через совместную подготовку и проведения мероприятия с родителями, работниками культуры и школы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации на темы «Природа России», «Русский сад», «Цыганское», «Русские поэты»; столики для гостей: скатерть , чайный сервиз, угощение, подсвечники со свечами. На сцене: столик, покрытый вязаной скатертью, чашка с чаем, канделябр со свечами, скамья с накинутым на неё пледом, на заднем плане занавеска, открытое «окно», в котором виднеется ветка цветущей яблони. Магнитофон, диски с записью романсов, гитара, фортепиано, аккордеон.



Ход мероприятия

Звучит композиция группы «Белый орёл» «Как упоительны в России вечера». Показ слайдов «Природа России». Входят гости, рассаживаются

Ведущая: Как бы ни изменилась жизнь на протяжении последнего времени, всегда остаются вечные ценности. Песни, романсы, баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются незаменимой частью русской и художественной культуры. Здравствуйте, уважаемые гости. Добро пожаловать на наш сегодняшний вечер, посвящённый русскому романсу.

(Звучит «Романс о романсе)



Ведущий: Удивительное это явление – русский романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью.

Ведущая: Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности Испании 13-14 веков. Песни любовного плана исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – «романс».

( Звучит Неаполитанский романс.)

Ведущий: (Показ слайдов «Русские поэты»). Романсы писали такие мировые музыкальные классики, как Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист. Жанр романса нашёл благодатную почву в творчестве русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова. В романсах, вероятно, наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. Основателями жанра русского романса принято считать Н.С.Титова, А. А лябьева, М.Яковлева, А.Варламова, А.Гумилёва, чьё творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, М.Ю.Лермонтова, А.Кольцова.

Ведущая: Звучит романс на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил…» в исполнении Ивана Козловского.

Ведущий: Казалось бы разновидностей бытового романса множество: «мещанский», «сентиментальный», «цыганский», «старинный». Однако «мещанский романс» - не что иное, как высокомерное отношение к обычному, бытовому романсу. Самым старым из старинных романсов не более 150 лет. А большинство из них сочинены в начале 20 века.

Ведущая: Лишь немногие русские поэты писали стихи, предназначенные для пения, были поэтами-песенниками – М.Попов, Ю.Нелединский – Мелецкий, А.Мерзляков, А. Дельвиг, Н.Цыганов, А.Кольцов… Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными романсами, хотя сами авторы не прочили им песенную судьбу.

( А сейчас прозвучат романсы на стихи Марины Цветаевой)

Ведущий: То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

Белой акации гроздья душистые

Вновь аромата полны,

Вновь разливается песнь соловьиная

В тихом сиянье луны!

Помнишь ли лето: под белой акацией

Слушали песнь соловья?..

Тихо шептала мне чудная, светлая:

«Милый, поверь мне!.. навеки твоя».

Годы давно прошли, страсти остыли,

Молодость жизни прошла,

Белой акации запаха нежного,

Верь, не забыть мне уже никогда…

Ведущая: Предположительно эти строки были написаны А.Пугачёвым в 1902 или 1916 году, предлагаем вам послушать романс из кинофильма «Дни Турбиных» .

Ведущая: Во второй половине 19 века возникает новый жанр – цыганский романс. Цыгане не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы.

Ведущий: Известна была целая большая цыганская семья Шишкиных. Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви.

(Включается показ слайдов «Цыганское»).

Мой костёр в тумане светит,

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит,

Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт – и спозаранок

В степь далёко, милый мой,

Я уйду с толпой цыганок

За кибиткой кочевой.

(Звучит романс «Ехали на тройке с бубенцами»).

Ведущая: Нам сегодня трудно даже представить песенно-романсовый бум, разразившийся во второй половине 19 – начале 20 века. Бытовой романс лучше всего узнаётся по его содержанию. У романса только одна тема – «любовь». Природа, город, дружба не нужны романсу сами по себе. Природа лишь помогает или мешает любви, город только фон любви. А романсовый друг – это всегда милый друг.

Ведущий: Вот здесь и выявляется различие между романсом и песней. Песня может быть исторической или патриотической, сатирической или лирической. Романс же не замечает социальных процессов вообще. Романсовый мир сосредотачивается на состоянии любви, а точнее на состоянии влюблённости.

(Просмотр слайдов «Русский сад»).

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь. Что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

( Звучит романс «Ночь светла», «Клён ты мой опавший».)

Ведущая: Самое главное в романсе – доверительная, но не фамильярная атмосфера по отношению к слушателю; она – достоинство русского романса.

Ведущий: Всплеск романсовой лирики наступает в моменты необычайно пристального внимания к личным, интимным сторонам жизни. В России таких эпох было две – конец 19 века и годы Великой Отечественной войны в 20 веке.

Ведущая: В годы войны жизнь человека всецело зависела от случая, от судьбы. Даже лирика превратилась в письмо, в переписку.

Ведущий: Именно в это время советская песня претерпевает быстрое превращение в романс. «Тёмная ночь», «Жди меня», «В лесу прифронтовом», «Землянка» - всё это типичные бытовые романсы советского времени.

(Звучит романс «Тёмная ночь» ).

Ведущая: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. Слова о том, что трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!



Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить…

(Звучит романс на стихи Б.Окуджавы.)

Ведущая: Любовь к романсу не преходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» .

Ведущий: Русский романс… Сколько тайн, разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает!

(Звучит романс «Я тебя никогда не забуду…» из оперы «Юнона» и «Авось».)

Ведущая: В течение жизни люди время от времени обращаются к лирическим произведениям как к способу выражения своих чувств и мыслей.



























ГООУСТ «Клюквинская школа-интернат»

















«Как упоительны в России вечера…»

(Вечер русского романса)









Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Балакина Л.В.

















2011-2012 уч.год























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ