Доклад на тему: «Психологический аспект самообразования педагога»


Доклад на тему:

«Психологический аспект самообразования педагога»

Подготовила: педагог-психолог

КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16

Т.Л. Лежнева

1 ноября 2013 года

(СЛАЙД 2)

Самообразование педагога - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях модернизации российского образования.

Сама жизнь поставила на повестку дня задачу непрерывного педагогического образования. Немецкий педагог XIX века А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать, только в том случае, если продолжает работать над своим собственным воспитанием и образованием.

Повышение квалификации, уровня профессионального мастерства – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Способность к самообразованию развивается в процессе работы с источниками информации (СЛАЙД 4), анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, воспитателя, занять достойное место в обществе через профессию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары, конференции, конкурсы и т.д.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.

Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

Непрерывное самообразование и самовоспитание – основа успешности педагога в профессии, основа роста учителя как специалиста.

В современных педагогических исследованиях обосновывается комплекс личностных и профессиональных качеств (СЛАЙД 5), нормативно характеризующих педагога: высокий профессионализм, любовь к детям, интеллигентность, духовная культура; инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владение индивидуальным стилем педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность (В. А. Сластенин и др.). Педагог-профессионал представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания детей.

Целью профессионально-педагогического самообразования является профессиональное и личностное самосовершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, повышения результативности педагогической деятельности, достижения педагогического мастерства и творческого отношения к делу.

Педагогический коллектив - достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами.

Психологический аспект рассматривает внутренний мир человека: его уверенность и неуверенность в себе в своих силах, понимание им своих способностей, интересов, своего отношения к людям, окружающему миру, к жизни как таковой.

Под психологической готовностью педагога к самообразованию понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов.

Основной характеристикой психологической готовности к самосовершенствованию в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

Основными критериями самообразования (СЛАЙД 6) педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

В качестве основной цели мы должны сделать акцент именно на достижении внутреннего успеха, т.е. на достижении удовлетворённости собой и своей профессиональной деятельностью.

Педагог, испытывающий убеждение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность. Успешный педагог – источник успеха своих воспитанников. Успех — пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, учитель должен почувствовать себя успешным. Успех, связанный с профессиональной деятельностью, придает надежность и устойчивость в работе.

(СЛАЙД 6)

Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются:

высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального

знания,

психологическая компетентность,

педагогическая самостоятельность,

методическая оснащенность реализуемых программ.


Все формы (СЛАЙД 7) самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Так как в реальной жизни человеческая деятельность почти всегда полимотивирована, т. е. регулируется одновременно двумя или более мотивами, то и самообразовательная деятельность учителя определяется комплексом мотивов (СЛАЙД 8) Мотивация учителя должна быть направлена на достижение успеха в личностно-профессиональном росте.


(СЛАЙД 13-14)

Анализ самотеста «Готовность к саморазвитию» позволяет сделать выводы, что большая часть педагогов хотят и готовы совершенствоваться – 88%!

В большинстве педагоги готовы, к самосовершенствованию, повышению своей психологической компетентности.

Самотест «Готовность к саморазвитию»

Выберите, пожалуйста вариант ответа, который соответствует вашему мнению в большей степени:

1. Думаю, что уровень моего мастерства:

А – низкий 1чел 4%

Б –средний 7 чел 28%

В – выше среднего 11чел 44%

Г – высокий 6 чел 24%

Д – очень высокий - -

2.. В профессиональной деятельности я…

А – могу совершенствоваться, но не хочу знать себя 1чел 4%

Б – хочу знать себя и могу совершенствоваться 22чел 88%

В – не хочу знать и не могу изменяться - -

Г – хочу знать себя, но не могу себя изменить 2чел 8%

3. Для меня наиболее приемлемые формы повышения профессионального мастерства:

А – индивидуальные 9 чел 36%

Б – групповые 6 чел 24%

В – комплексные 14чел 56%

4. Основные мотивы моего стремления самосовершенствоваться в профессии:

А – Повышение профессионального статуса в глазах окружающих (коллег, родителей, учащихся) 8 чел 32%

Б – Повышение заработной платы 8 чел 32%

В – Признание со стороны администрации 4 чел 16%

Г – Конкуренция, соперничество в коллективе 2 чел 8%

Д – Внутренняя потребность, самоудовлетворение 18 чел 72%

Е - «Что я хуже других?!» 2 чел 8%

5. Факторы тормозящие мой профессиональный рост:

А – нехватка времени 8 чел 32%

Б – лень 4 чел 16%

В – недостаток финансовых средств 6 чел 24%

Г - отсутствие условий в учреждении 10 чел 40%

Д – недостаточное стимулирование 6 чел 24%

Е – неуверенность в своих силах - -

Ж –свой вариант …. Всегда готова!


Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Основные причины, которые тормозят профессиональный рост педагоги считают — отсутствие времени, условий в учреждении, отсутствие стимулов, недостаток финансовых средств.

Полученные результаты опроса могут быть использованы в работе школьным психологом, методическими объединениями школы, при планировании работы с коллективом методсовета по методической теме учреждения.


Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Вспомним книгу Д.Карнеги: “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Через все статьи идёт одна основная мысль: “Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это”.

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно, создав такие условия, которые помогут «включиться в процесс самосовершенствования», и для кого то это м.б. станет образом жизни.


Пожелание всем присутствующим:

1.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

2. Постоянно приобретать творческий опыт работы

3. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.


Направления работы педагога-психолога:

психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);

психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги личностного роста и др., психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация, профилактики профессионального выгорания);

психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений, помощь в решение проблемных педагогических ситуаций и др.).

Лежнева Татьяна Леонидовна


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ