Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир»
МБОУ Куропатинская СОШ
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я познаю мир».
Составила: Титенко Светлана Васильевна
2014г.
Пояснительная записка.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Я познаю мир» предназначена для работы с детьми 4 класса, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке, в окрестностях села Куропатино. Данная деятельность предполагает сбор информации, источником информации могут быть взрослые люди (учитель, родители), СМИ, интернет, экскурсии.
Цель программы:
Создание условий для формирования у младших школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.
Формирование знаний о Родном крае, любви к своей малой Родине.
Задачи программы:
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
формирование позитивной самооценки
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свой город, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Тематический план.
№ раздела
Название раздела
Кол-во часов
1
Растения Амурской области
10
2
Звери Амурской области
8
3
Птицы Амурской области
8
4
Рыбы Амурской области
8
Итого
34
Содержание курса
Работа над этим курсом предполагает получение детьми различной информации о растениях и животных Амурской области, ее обработка, систематизация, обобщение. Источниками информации могут быть: книги, сказки, рассказы взрослых людей (опрос людей старшего поколения, фиксация их воспоминаний, отзывов), экскурсии, походы.
Планируемые результаты
Обучающие должны научиться:
Видеть проблемы, решать вопросы, наблюдать и делать выводы, структурировать материал, чувствовать и сопереживать окружающему миру.
Сформированные действия: рефлексировать (понимать, почему не получилось, почему получилось, видеть допущенные ошибки.), проявлять инициативу при поиске информации, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении экологических задач, принимать или аргументировано отклонять позицию других, отстаивать свою точку зрения )
Методическое обеспечение курса:
А.А.Плешаков. Атлас- определитель « От земли до неба», М. «Просвещение», 2012.
А.А.Плешаков. «Зелёные страницы». М. «Просвещение», 2010.
Календарно-тематическое планирование курса.
1 класс (1 час в неделю, 32 часа в год.)
Номер
Тема занятий
Количество часов
В школе (классе)
Вне школы (класса)
теория
практика
1
Введение в курс внеурочной деятельности «Юный эколог».
+
1ч.
2
Осенняя экскурсия «Фенологические наблюдения.
+
1ч
3
Осень в лесу. Городской экологический слёт школьников «Экологическая тропа».
+
1ч
4
Листопад.
+
1ч
5
Подготовка и организация к проведению экскурсий по ООПТ ( по графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска).
+
1ч
6
Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Лагерный сад.
7
Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Университетскую рощу.
+
1ч
8
Обработка полученных материалов, чтение книг и рассказов.
+
1ч
9
Фестиваль «Заповедное».
+
1ч
10
Подготовка к участию в медиа- игре « ООПТ Томской области».
+
1ч
11
Природа живая и неживая, её взаимосвязь. Сочиняем экологические сказки для конкурса «Экологическая сказка 2012».
+
1ч
12
Времена года.
+
1ч
13
От чего бывает ветер. Л.Н.Толстой.
+
1ч
14
Непогодо, вёдро, пасмурно. Приметы погоды.
+
1ч
15
Медвежонок и дятел. Сказка.
+
1ч
16
Растения у порога моего дома. Подготовка и организация к проведению медиа- игры «Растения Томской области».
+
1ч
17
Что нужно растению для жизни.
+
1ч
18
Почему деревья не ходят. Б. Заходер.
+
1ч
19
Про берёзу и берёзовый сок.
+
1ч
20
Подготовка к участию в медиа- игре «Растения Томской области». Сбор информации.
+
1ч
21
«Что растёт?» Г.Лагздынь.
+
1ч
22
Медиа- игра « Растения Томской области»
+
1ч
22
Медвежонок и дятел. Сказка.
+
1ч
23
О птицах весной.
+
1ч
24
Лисья охота.
+
1ч
25
Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года».
+
1ч
26
Подготовка к мастер- классу, организация рабочих мест.
+
1ч
27
Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!»
+
1ч
28
Медиа-игра «Животные Томской области».
+
1ч
29
Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»
+
1ч
30
Презентация мастер – класса «Птица года 2012».
+
1ч
31
Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.
+
1ч
32
Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».
+
1ч
2 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)
33
Внеурочная деятельность «Юный эколог» во 2 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.
+
1ч
34
Осенняя экскурсия в окрестности «Соснового бора», выявление экологических проблем.
+
1ч
1ч
35
Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»
+
1ч
36
Деревья, кустарники и травы Томской.
+
1ч
37
Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»
+
1ч
38
Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)
+
1ч
39
Экскурсия в Ботанический сад.
+
1ч
40
Экскурсия в Заварзино «Большие муравейники»
+
1ч
41-42
Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»
+
2ч
43
Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)
+
1ч
44-45
Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».
+
2ч
46
Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».
+
1ч
47
Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2012»
+
1ч
48
Деревья, кустарники и травы Томской.
+
1ч
49
Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»
+
1ч
50
Медиа – игра «Растения Томской области»
+
1ч
51
Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года».
+
1ч
52
Акция «Покормите птиц зимой!»
+
1ч
53-54
Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала.
+
2ч
55
Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!»
+
1ч
56
Кто в лесу живёт?
+
1ч
57
Б.Ржевский. Приключения барсучонка Тёпы.
+
1ч
58-59
Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».
+
2ч
60
Медиа-игра «Животные Томской области».
+
1ч
61
Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»
+
1ч
62
Презентация мастер – класса «Птица года 2012».
+
1ч
63
Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.
+
1ч
64
Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»
+
1ч
65
Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».
+
1ч
66-67
Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.
+
2ч
3 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)
68
Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 3 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.
+
1ч
69
Осенняя экскурсия в берёзовую рощу, выявление экологических проблем.
+
1ч
70
Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»
+
1ч
71
Деревья, кустарники и травы Томской области.
+
1ч
72
Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»
+
1ч
73-74
Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)
+
2ч
1ч
75
Экскурсия на Синий Утёс в Аникино («Чёртов палец»)
+
1ч
76
Экскурсия на Песчаное озеро.
+
1ч
77-78
Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»
+
2ч
79
Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)
+
1ч
80-81
Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».
+
2ч
82
Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».
+
1ч
83
Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2013»
+
1ч
84
Деревья, кустарники и травы Томской.
+
1ч
85
Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»
+
1ч
86
Медиа – игра «Растения Томской области»
+
1ч
87
Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2013 года».
+
1ч
88
Акция «Покормите птиц зимой!»
+
1ч
89-90
Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала.
+
1ч
91
Мастер- класс «Птица 2013года» в рамках акции «Дети- детям!»
+
1ч
92
Это интересно. Птицы – наши помощники.
+
1ч
93
Зависимость внешнего вида и поведения животного от места их обитания.
+
1ч
94-95
Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».
+
2ч
96
Медиа-игра «Животные Томской области».
+
1ч
97
Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»
+
1ч
98
Презентация мастер – класса «Птица года 2013».
+
1ч
99
Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.
+
1ч
100
Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»
+
1ч
101
Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».
+
1ч
102
Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.
+
1ч
4класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)
103
Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 4 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.
+
1ч
104
Осенняя экскурсия на болото в окрестностях «Соснового бора», выявление экологических проблем.
+
1ч
105
Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»
+
1ч
106
Деревья, кустарники и травы Томской области.
+
1ч
107
Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»
+
1ч
108-109
Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)
+
2ч
110
Экскурсия в Ларинский заказник. Звёздный ключ.
+
1ч
111
Экскурсия «Таловские чаши».
+
1ч
112-113
Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»
+
2ч
114
Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)
+
1ч
115-116
Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».
+
2ч
117
Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».
+
1ч
118-119
Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2014»
+
2ч
120
Деревья, кустарники и травы Томской области..
+
1ч
121
Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»
+
1ч
122
Медиа – игра «Растения Томской области»
+
1ч
123
Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2014 года».
+
1ч
124
Акция «Покормите птиц зимой!»
+
1ч
125-126
Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала.
+
2ч
127
Мастер- класс «Варакушка- птица 2014года» в рамках акции «Дети- детям!»
+
1ч
128
Исчезающие растения Томской области и их охрана.
+
1ч
129
Охрана животных в Томской области.
+
1ч
130
Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».
+
1ч
131
Медиа-игра «Животные Томской области».
+
1ч
132
Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»
+
1ч
133
Презентация мастер – класса «Птица года 2014».
+
1ч
134
Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.
+
1ч
135
Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»
+
1ч
136
Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».
+
1ч
137
Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.
+
1ч

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ