Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир»

МБОУ Куропатинская СОШ







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я познаю мир».





Составила: Титенко Светлана Васильевна







2014г.







Пояснительная записка.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Я познаю мир» предназначена для работы с детьми 4 класса, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке, в окрестностях села Куропатино. Данная деятельность предполагает сбор информации, источником информации могут быть взрослые люди (учитель, родители), СМИ, интернет, экскурсии.

Цель программы:

  • Создание условий для формирования у младших школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.

  • Формирование знаний о Родном крае, любви к своей малой Родине.

Задачи программы:

  • Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

  • формирование позитивной самооценки

  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)

  • К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свой город, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

  • При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Тематический план.

раздела

Название раздела

Кол-во часов

1

Растения Амурской области

10

2

Звери Амурской области

8

3

Птицы Амурской области

8

4

Рыбы Амурской области

8


Итого

34







Содержание курса

Работа над этим курсом предполагает получение детьми различной информации о растениях и животных Амурской области, ее обработка, систематизация, обобщение. Источниками информации могут быть: книги, сказки, рассказы взрослых людей (опрос людей старшего поколения, фиксация их воспоминаний, отзывов), экскурсии, походы.



Планируемые результаты

Обучающие должны научиться:

Видеть проблемы, решать вопросы, наблюдать и делать выводы, структурировать материал, чувствовать и сопереживать окружающему миру.

Сформированные действия: рефлексировать (понимать, почему не получилось, почему получилось, видеть допущенные ошибки.), проявлять инициативу при поиске информации, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении экологических задач, принимать или аргументировано отклонять позицию других, отстаивать свою точку зрения )

Методическое обеспечение курса:

А.А.Плешаков. Атлас- определитель « От земли до неба», М. «Просвещение», 2012.

А.А.Плешаков. «Зелёные страницы». М. «Просвещение», 2010.





















































Календарно-тематическое планирование курса.

1 класс (1 час в неделю, 32 часа в год.)

Номер

Тема занятий

Количество часов



В школе (классе)

Вне школы (класса)

теория

практика

1

Введение в курс внеурочной деятельности «Юный эколог».

+



1ч.

2

Осенняя экскурсия «Фенологические наблюдения.


+


3

Осень в лесу. Городской экологический слёт школьников «Экологическая тропа».


+


4

Листопад.


+


5

Подготовка и организация к проведению экскурсий по ООПТ ( по графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска).


+


6

Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Лагерный сад.





7

Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Университетскую рощу.


+


8

Обработка полученных материалов, чтение книг и рассказов.

+



9

Фестиваль «Заповедное».


+


10

Подготовка к участию в медиа- игре « ООПТ Томской области».

+



11

Природа живая и неживая, её взаимосвязь. Сочиняем экологические сказки для конкурса «Экологическая сказка 2012».

+



12

Времена года.

+



13

От чего бывает ветер. Л.Н.Толстой.

+



14

Непогодо, вёдро, пасмурно. Приметы погоды.

+



15

Медвежонок и дятел. Сказка.

+



16

Растения у порога моего дома. Подготовка и организация к проведению медиа- игры «Растения Томской области».

+



17

Что нужно растению для жизни.

+



18

Почему деревья не ходят. Б. Заходер.

+



19

Про берёзу и берёзовый сок.

+



20

Подготовка к участию в медиа- игре «Растения Томской области». Сбор информации.

+



21

«Что растёт?» Г.Лагздынь.

+



22

Медиа- игра « Растения Томской области»


+


22

Медвежонок и дятел. Сказка.

+



23

О птицах весной.

+



24

Лисья охота.

+



25

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года».

+



26

Подготовка к мастер- классу, организация рабочих мест.

+



27

Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!»

+



28

Медиа-игра «Животные Томской области».


+


29

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+



30

Презентация мастер – класса «Птица года 2012».


+


31

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.


+


32

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».


+


2 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)

33

Внеурочная деятельность «Юный эколог» во 2 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.

+



34

Осенняя экскурсия в окрестности «Соснового бора», выявление экологических проблем.


+

35

Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»


+


36

Деревья, кустарники и травы Томской.

+



37

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+



38

Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)

+



39

Экскурсия в Ботанический сад.


+


40

Экскурсия в Заварзино «Большие муравейники»

+



41-42

Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»

+



43

Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)


+


44-45

Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+



46

Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+



47

Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2012»

+



48

Деревья, кустарники и травы Томской.

+



49

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+



50

Медиа – игра «Растения Томской области»


+


51

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года».

+



52

Акция «Покормите птиц зимой!»

+



53-54

Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала.

+



55

Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!»

+



56

Кто в лесу живёт?

+



57

Б.Ржевский. Приключения барсучонка Тёпы.

+



58-59

Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».

+



60

Медиа-игра «Животные Томской области».


+


61

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+



62

Презентация мастер – класса «Птица года 2012».

+



63

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.

+



64

Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»

+



65

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».


+


66-67

Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.

+





3 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)

68

Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 3 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.

+



69

Осенняя экскурсия в берёзовую рощу, выявление экологических проблем.


+


70

Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»


+


71

Деревья, кустарники и травы Томской области.

+



72

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+



73-74

Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)

+


75

Экскурсия на Синий Утёс в Аникино («Чёртов палец»)


+


76

Экскурсия на Песчаное озеро.


+


77-78

Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»

+



79

Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)


+


80-81

Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+



82

Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».


+


83

Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2013»

+



84

Деревья, кустарники и травы Томской.

+



85

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+



86

Медиа – игра «Растения Томской области»


+


87

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2013 года».

+



88

Акция «Покормите птиц зимой!»


+


89-90

Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала.

+



91

Мастер- класс «Птица 2013года» в рамках акции «Дети- детям!»

+



92

Это интересно. Птицы – наши помощники.

+



93

Зависимость внешнего вида и поведения животного от места их обитания.

+



94-95

Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».

+



96

Медиа-игра «Животные Томской области».


+


97

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+



98

Презентация мастер – класса «Птица года 2013».


+


99

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.


+


100

Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»

+



101

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».


+


102

Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.

+





4класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)

103

Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 4 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.

+



104

Осенняя экскурсия на болото в окрестностях «Соснового бора», выявление экологических проблем.


+


105

Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»


+


106

Деревья, кустарники и травы Томской области.

+



107

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+



108-109

Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)

+



110

Экскурсия в Ларинский заказник. Звёздный ключ.


+


111

Экскурсия «Таловские чаши».


+


112-113

Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»

+



114

Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)

+



115-116

Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+



117

Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».


+


118-119

Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2014»

+



120

Деревья, кустарники и травы Томской области..

+



121

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+



122

Медиа – игра «Растения Томской области»

+



123

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2014 года».

+



124

Акция «Покормите птиц зимой!»


+


125-126

Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала.

+



127

Мастер- класс «Варакушка- птица 2014года» в рамках акции «Дети- детям!»

+



128

Исчезающие растения Томской области и их охрана.

+



129

Охрана животных в Томской области.

+



130

Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».

+



131

Медиа-игра «Животные Томской области».


+


132

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+



133

Презентация мастер – класса «Птица года 2014».


+


134

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.


+


135

Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»

+



136

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».


+


137

Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.

+





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ