Внеклассное мероприятие «Денежку наживай, да честь не продавай»6 Класс
«Денежку наживай, да честь не продавай»
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов
Шилильо Светлана Анатольевна
-зав. школьной библиотекой МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3 города Няндома»
Цель: Формирование нравственных представлений учащихся о деньгах.
Задачи:
1. Выявить отношение школьников к деньгам.
2. Расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с ними.
3. Раскрыть сущность денег как нравственной категории.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: назначить учащихся для подготовки информации. Текст на листах бумаги.
Оформление: на доске несколько заповедей русских купцов.
План мероприятия:
1. Интерактивная беседа по теме «Золотой телец».
2. Информационный блок.
3. Деньги – благо, деньги – зло.
4. Чего нельзя купить за деньги.
5. Потребности людей и деньги.
6. Итог.
Ход мероприятия
(Звучит музыка из оперы Ш. Гуно «Фауст»)
Библиотекарь:
На земле весь род людской чтит один кумир священный,
Он царит над всей Вселенной, тот кумир – телец златой!
В умилении сердечном прославляя истукан,
Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном,
Окружая пьедестал, окружая пьедестал!
Сатана там правит бал, там правит бал!
Этот идол золотой волю неба презирает,
Насмехаясь, изменяет он небес закон святой!
В угожденье богу злата край на край встает войной:
И людская кровь рекой по клинку течет булата!
Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл!
Сатана ликует там, ликует там!
Всем известна эта музыка – это куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Мефистофель поет о том, что весь род людской на земле поклоняется только одному кумиру – золотому тельцу, который не признает законов. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. О каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди?
Ответы детей: - это деньги, золото.
Библиотекарь:
Ну что ж смысл этих куплетов вам понятен. Согласно библейскому преданию золотой телец – это сделанный из золота идол быка, которому поклонялись как Богу. В переносном смысле золотой телец – это символ богатства, денег.
Согласны ли вы с тем, что этому идолу поклоняется все человечество?
Ответы детей: - Конечно, нет, есть много людей, для которых деньги безразличны, многие люди спокойно относятся к деньгам: есть-есть, нет-нет и т.п.
Библиотекарь:
Мефистофель поет, что от золота – все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось?
Ответы детей: - Из-за денег совершается много преступлений, деньги рождают зависть, жадность, ненависть, порождают коррупцию.
Библиотекарь:
Слова этих куплетов были написаны более двух веков назад. Но мы пришли к выводу, что эти слова, очень современно звучат и сегодня.
Библиотекарь:
Каждый день мы имеем дело с деньгами. Деньги определяют достаток в семье, самостоятельность фирм, благополучие государства. О чем сегодня наши сограждане говорят также активно, как англичане о погоде? Любимый предмет - денежные дела, трудности семейного быта, возможности заработков.
Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, хотя и соблазнительные методы. Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются деньги. Именно такая мысль заложена в «Заповедях русских купцов», которые и сегодня не утратили своей нравственной ценности. Вот некоторые из них:
Денежку наживай, да честь не продавай.
Не надо барыша, была бы слава хороша.
Лишнего не бери, души не губи.
В ком правды нет, тому и добра нет.
Барыш наживай, да совесть не потеряй.
Хоть не корыстно, да людям не обидно.
Библиотекарь:
А сейчас, путешествие в историю денег. Приглашаю выйти участников творческой группы, которые подготовили экскурс в историю.
(Учащиеся рассказывают подготовленные истории о происхождении денег).
Библиотекарь:
Давайте с вами попробуем решить дилемму: деньги – зло или благо? Какие у вас будут соображения?
Ответы детей:
- Для кого-то благо, для кого-то зло, все зависит от человека.
- Скорее, зло – деньги разделяют людей.
-Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни образования.
Библиотекарь:
Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут нет. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от самого человека.
А сейчас, пришло время для небольшого конкурса пословиц и поговорок на эту тему. Победителем станет тот, кто назовет нам наибольшее их количество.
Варианты пословиц:
Деньги любят счет. Копейка рубль бережет. Денег куры не клюют. Через золото слезы льются. Деньги, что каменья - тяжело на душу ложатся.
Не хвались серебром, хвались добром и т.д.
Библиотекарь:
Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они смогут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как избежать этого? Какие правила можно выработать для правильного обращения с деньгами?
Я, назову вам несколько примеров. Вы добавите свои.
1. Не делай из денег кумира.
2. Зарабатывать честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «надо».
4. Не хвастайся заработанными деньгами.
(Ребята предлагают свои правила).
Я советую всем не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».
Библиотекарь:
Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте себе, что мы попали на распродажу, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить лекарство», а вы отвечаете: «Но не здоровье». Продолжим.
За деньги можно купить книгу… но не мудрость.
За деньги можно купить положение в обществе…- но не уважение людей.
За деньги можно купить икону…- но не веру.
За деньги можно купить орден…- но не честь и отвагу.
За деньги можно купить дом - но не семью.
За деньги можно купить телохранителя – но не друга.
Библиотекарь:
Получается, что не все на свете продается и покупается. А богатству миллионеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
И сейчас я предлагаю вам перечень основных потребностей людей, и прошу ответить: какие из них можно удовлетворить только с использованием денег?
Самоуважение.
Любовь.
Спокойная и безопасная жизнь.
Пища.
Модные вещи.
Саморазвитие.
Хорошее здоровье.
Дружба.
Одежда.
Общение с людьми.
Образование.
Хорошо устроенный быт.
Библиотекарь:
Итак, мы пришли к выводу, что самые дорогие вещи в жизни не имеют цены. Как вы уже ответили это – любовь, дружба, уважение, здоровье и т.д.
Не обедняйте себя, одержимо стремясь в дальнейшем к обогащению как к цели жизни. Поймите, что не все на свете можно купить.
Помните, что культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться.
Итак, мы завершаем наш сегодняшний разговор. Думаю, что он был полезен.
Список литературы:
Гете И. Фауст /И. Гете.- М.: Правда,1975.- 479 с.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение,1990.-335 с.:ил.
Сайкова Н. Нужны ли школьнику карманные деньги /Н. Сайкова //Справочник классного руководителя.-2009.-№2.-С.9-18.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /Л.И. Саляхова.-М.: Глобус, 2008.-383с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ