Самоанализ учителя математики и информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Солонешенского района Алтайского края
Самоанализ учителя математики, физики и информатики
Булгаковой Ольги Алексеевны за 2005-2006г.
Тема самообразования: «Формирование познавательного интереса на уроках математики».
подготовила
учитель математики и информатики
Булгакова Ольга Алексеевна
с.Солонешное
2013
Переход от информационного к развивающему обучению влечет изменение роли учителя. Сейчас перед школой стоит задача интеллектуального развития личности, поэтому чтобы формировать познавательный интерес у детей к учебе необходимо применять системы проблемных ситуаций. Исходя из этого, я поставила в начале года перед собой ряд целей и задач, которые необходимо выполнить, для того, чтобы, учащиеся получили глубокие, прочные, и главное, осознанные знания.
Цели и задачи:
Активизация познавательной деятельности для овладения соответствующими знаниями и умениями.
Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
Развития памяти и логического мышления
Воспитание интереса учащихся к уроку
Развитие у учащихся умения анализировать собственное восприятие пространства реального.
Включение учащихся в активную творческую деятельность, направленную на познание данного объекта.
Создание проблемных ситуаций требует от учителя овладение специальными методическими приемами.
Мною были использованы домашние задания, которые позволили выдвинуть на следующем уроке учебные проблемы, поставившие школьника дома в тупик, а при проверке домашнего задания с помощью системы вопросов-ответов эта проблема решалась.
Так при изучении формул сокращенного умножения я использовала соответствующие опорные сигналы:
Δ² - □² = (∆ - □)(∆ + □)
(∆ ± □)² = ∆² ± 2∆□ + □²…
На уроке геометрии, изучая тему «Сумма углов треугольника», учащимся были выданы по три шаблона треугольников (прямоугольного., остроугольного, тупоугольного.) и предложено измерить сумму всех углов треугольника, после этого был задан провокационный вопрос: «В каком треугольнике сумма внутренних углов больше: в остроугольном или тупоугольном?»
Когда учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, возникает познавательное затруднение.
На уроках алгебры предлагала учащимся задания логического характера, эти знания оформлялись в виде карточек, как для всех учащихся, так и для каждого в отдельности.
Такие задания можно предлагать в любом месте урока, учащиеся в них видят отдых от утомительной, иногда однообразной арифметической тренировки.
Целью обучения геометрии служит развитие у учащихся умения анализировать собственное восприятие пространства реального. В случаях расхождения жизненных и геометрических понятий необходимо организовать практическую деятельность, в которой ученик сможет создавать образы, адекватные геометрическому понятию, поэтому иногда я прелагаю при решении такого типа задач использовать несколько цветов(красный, синий,…) для закрашивания геометрических фигур, где есть оба цвета считаем пересечением и т.д.
Важную роль в геометрии играет изучение теорем. Я проводила их по следующей схеме:
Подготовительная работа----- постановка-----«открытие»----формулировка.----доказательство----закрепление.
Активизация познавательной деятельности одна из основных задач обучения математики. Я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания помогают им усвоить любой учебный материал.
В этом году по алгебре и геометрии я не проводила уроков-соревнований, путешествий, игр. Но элементы игры на некоторых уроках у меня присутствовали, так, например, на геометрии при изучении темы «Окружность», и опросе использовала загадки про хорду, диаметр, при изучении тем «Луч. Угол. Отрезок» использовала «ошибочные» определения, которые необходимо было закончить и так далее, кроссворды.
Использовала элементы игры «домино» при закреплении темы «формулы сокращенного умножения». Эта игра позволила систематизировать и обобщить полученные знания.
При закреплении темы «Многочлены» демонстрировала цветик-семицветик, на лепестках которого были записаны равносильные уравнения, их необходимо было закрасить одним цветом.
При изучении и закреплении темы «Выражения. Тождества. Уравнения» использовала карточки с пустыми квадратиками, которые необходимо было заполнить, чтобы выражения превращались в тождества.
По многим темам использовала элементы игры «верите ли вы, что…?» в основном использовала при изучении темы «Функции»
(верите ли вы, что у=х(х-5)-(х²-1)?...).
Выдача домашних заданий самое слабое звено в дидактике и чтобы активизировать внеклассную деятельность учащихся использовала следующее: на доске заранее записывала домашнее задание, а учащиеся выбирали их по интересу и по плечу, домашнее задание вчерне обговаривали, иногда выдавала задания, которые учащиеся выполняли попарно.
При обучении физике использовала кроссворды (в конце каждого раздела), а также внутри его по определенным темам, тестирование проводила после изучения нескольких тем, для закрепления материала использовала компьютер, так как лабораторного оборудования нет, то для их проведения также использовала компьютер.
В 7 классе проводила 2 урока-игры по темам «Движение и взаимодействие тел», «Сила. Работа. Мощность»
В 9 классе проводила 2 урока-игры по темам «Электрические явления» и обобщающий урок-игра за курс 9 класса.
В курсе преподавания использовала написание учащимися докладов по темам: «Громкость и высота звука», «Действие магнитного поля на рамку с током»…, проводила уроки-зачеты, на которых контролировала знания учащихся.
При преподавании информатики использовала уроки-лекции для знакомства с новым материалом, тестирование, и конечно, индивидуальную работу учащихся за компьютером для выполнения практических заданий.
Таким образом, использование на уроках элементов игры, соревнований, кроссвордов, карточек и т.д. делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, добывают знания собственными усилиями, тем самым они прочнее запечатлеваются в их памяти.
На следующий год планирую больше использовать на уроках различных элементов занимательности, т.к. это активизирует познавательный интерес учащихся.
Я думаю, что цели и задачи, которые я ставила перед собой в начале года, выполнены. Работая по теме, я добилась результатов:
Степень обучения:
По алгебре - 54%
По геометрии -54%
По физике 7, 8, 9классах соответственно-60,54,50%
По информатике 7, 8, 9классах соответственно79,78,79%.
Список использованной литературы:
1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. – М.: «Центр педагогического образования», 2007.
2. Шамова Т.И., Активизация учения школьников. – М.: «Педагогика», 1982.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ