Самооценка педагогической деятельности

Общие сведения.

Образование - высшее. МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1996 г.

Квалификация – учитель русского языка и литературы.

Общий стаж работы – 27 лет.

Стаж педагогической работы – 27 лет.

В данной должности – 17 лет.

Наличие квалификационной категории – первая.

Дата предыдущей аттестации – 15.03.2010г.


Повышение квалификации:


  1. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Мордовский республиканский институт образования» по дополнительной профессиональной программе «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» в объеме 72часов (с 28.10 по 08. 11. 2013 г.);

  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ по программе повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений разных видов « Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды и внедрения ФГОС ОО» в объеме 72часов (с 03.02 по 22. 02. 2014 г.).


Награды и поощрения:


1. Почетная Грамота Республики Мордовия за многолетний добросовестный труд и большой вклад в социально-экономическое развитие республики (Указ Главы Республики Мордовия от 11 июля 2008 г.);

2. Почетная Грамота Государственного Собрания Республики Мордовия за многолетний добросовестный труд и успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения (Указ Совета Государственного Собрания Республики Мордовия от 21. 08.2006 г.).


Цель педагогической деятельности.


Моё учительское кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь». (В.Ключевский)

Цель деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую, в свою очередь, определяет социальный заказ общества. Основной целью МБОУ «Семилейская СОШ» является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно-творческих способностей учащихся.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

  • Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

  • Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

  • Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения русского языка;

  • Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

  • Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.


В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разных уровней подготовленности. В 2014-2015 учебном году преподаю русский язык и литературу в 5, 8 и 10 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

С 2011 по 2014 гг. мною разработаны рабочие программы:

  1. «Рабочая программа по русскому языку для 5 (6,7,8,9,10,11) классов»;

  2. «Рабочая программа по литературе для 5(6,7,8,9,10,11) классов»;

  3. Программа элективного курса «Введение в ЕГЭ».

Чтобы максимально приблизиться к переходу на ФГОС, рабочие программы составлены на основе примерных программ, соответствующих ФГОС. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Я понимаю, что процесс обучения должен происходить по-иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает у школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:

  • проблемное обучение;

  • технология уровневой дифференциации;

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;

  • групповые технологии;

  • игровые технологии;

  • тестовые технологии;

  • современные компьютерные технологии;

  • проектная технология

Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.

На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому для самообразования я взяла тему: « Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся». Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения.

Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки , во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе или стихи, учащиеся сами составляют вопросы к тестам для одноклассников. На уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

1.    Определение и уточнение целей обучения.

2.    Изучение исходного уровня мотивации.

3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.

6.    Формирование положительных мотивов обучения.

7.  Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

Анализируя результаты исследования, стараюсь развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, инсценировки эпизодов, выполнение проектов.

После прохождения курсов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ, я сделала приоритетным в своей работе метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы. При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:

- что уже знают и умеют учащиеся; - что нового должны узнать и чему научиться; - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.

Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

Во время знакомства с замечательным рассказом Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос: - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину? - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Почему? - Как вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще? Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.

После изучения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Так от одной темы к другой, по крохам, по кусочкам, уроки литературы дают возможность воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.

Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно–ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, качество знаний представлено в следующей таблице:

Учебный год

Качество знаний

Литература

Русский язык

2011-2012

67%

50%

2012-2013

69%

52%

2013-2014

71%

54%


Результаты промежуточной аттестации, ГИА и ЕГЭ подтверждают текущую и итоговую успеваемость.

Результаты ЕГЭ (2011г.) – успеваемость 100%, средний балл – 65 (1 ученик награжден серебряной медалью), (2014 г.) - успеваемость 100%, средний балл – 63 (1 ученица награждена серебряной медалью);

ГИА (2012г.) – успеваемость 100%, средний балл – 69, (2014) – успеваемость 100%, средний балл 61.

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами выступлений на заседаниях педагогических советов, ШМО, РМО были:

  • Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся. (ШМО, 2011г.)

  • Профессиональные компетенции учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования. (РМО).

Также, совершенствуясь в своей профессиональной деятельности, изучаю и применяю новые технологии обучения, читаю методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии, педагогике. Для совершенствования процесса обучения и воспитания мне помогают ИКТ. Имею свою страницу на портале ПроШколу.ru.

При подготовке к урокам использую диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки литературы и русского языка в 5 – 11 классах»), составляю собственные презентации в программе Power Point, а также использую интерактивную доску. Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся, которые помогают в подборке материалов и компьютерном оформлении.

Так в 2011-2012 учебном году с использованием ИКТ провела открытый урок по русскому языку в 5 классе «Имя существительное как часть речи», в 2012-2013 учебном году - урок по теме «В гостях у Имени прилагательного», в 2013-2014 учебном году - урок литературы «Адресаты любовной лирики С. А. Есенина».

Учебный и воспитательный процесс рассматриваю как целостную дидактическую систему, направленную на организацию, передачу знаний, позволяющую мне не столько учить, сколько помогать школьнику учиться.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в вузы.

Я являюсь заведующей кабинетом русского языка и литературы. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников. В кабинете создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий. Кабинет оснащен интерактивной доской, но, к сожалению, отсутствует компьютер и проектор.

С 2009 года являюсь членом предметной комиссии по проверке работ выпускников 9-ых классов в форме ГИА и членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ