Сценарии профилактических занятий по ЗОЖ
Занятия по ОБЖ
В е д у щ и й. Мы начинаем наши занятия по ОБЖ.
Входят дети-«буквы»: О Б Ж.
В е д у щ и й. Что же прячется за этими буквами?
Б у к в а О. ОСНОВЫ – это основные, главные правила поведения.
Б у к в а Б. БЕЗОПАСНОСТИ – каким образом избежать опасных ситуаций и как действовать, если все-таки попал в такую ситуацию.
Б у к в а Ж. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – как сохранить свою жизнь, потому что:
Б у к в ы (хором): ЖИЗНЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА – ЦЕННОСТЬ. (Показывают плакат.)
В е д у щ и й. А лучший способ сохранить свою жизнь – это…
Б у к в ы (хором). … Изучать основы безопасности жизнедеятельности – ОБЖ.
В е д у щ и й. Сегодня мы будем говорить О БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕ.
Выбегают сказочные герои: лиса Алиса, Буратино, Незнайка.
А л и с а. О безопасности говорят.
Б у р а т и н о. Да еще в доме.
Н е з н а й ка. Что же опасного может быть в доме?
А л и с а. Отец с ремнем!
Б у р а т и н о. Придут детишки домой с двоечкой, а дома – опасность!
В е д у щ и й. А вот вы и неправы. В доме много полезных предметов, но каждый, если с ним обращаться неправильно, может быть опасным. Если хотите об этом узнать, оставайтесь, послушайте.
Б у р а т и н о. Ну что, останемся?
А л и с а. Давай, так и быть, послушаем.
Н е з н а й к а. Может, что интересненького узнаем.
В е д у щ и й. Порой наибольшая опасность исходит от тех предметов, которыми мы чаще всего пользуемся. Как, например, в этой истории.
Инсценирование стихотворения «К нам пришел сегодня гость».
К нам пришел сегодня гость
И случайно сел на гвоздь.
Гость смертельно побледнел,
Встал со стула робко
И на кресло пересел
(Где лежала кнопка).
Бедный гость из-за стола
Вылетел, как птица…
А внизу его ждала бабушкина спица.
С полки вдруг упал топор,
Нож, пила и гвозди…
Гость несчастный с этих пор
К нам не ходит в гости!
Для инсценирования понадобятся вырезанные из бумаги, картона и раскрашенные кнопка, гвозди, спица, топор, нож, пила.
В е д у щ и й. Почему гость не ходит больше в этот дом? Какие правила безопасного поведения не соблюдали хозяева? А теперь посмотрите на рисунки. (Демонстрация рисунков 1,а; 2,а; 3,а – см. Приложение.) Что в них неправильно? Как правильно обращаться с этими предметами?
После того как дети ответят, вывешивают рисунки с правильным изображением. (Демонстрация рисунков 1,б; 2,б; 3,б.)
1-й р е б е н о к. Чтобы не было беды,
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!
В е д у щ и й. Об опасных предметах в доме предупреждали еще старые-старые сказки. В одной из них принцесса укололась веретеном. Вспомните другие сказки.
Дети называют сказки.
В е д у щ и й. Большой друг человека – ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Но неосторожное и неумелое обращение с ним приводит к беде. Какие ошибки вы видите на рисунках? (Демонстрация рисунков 3,а; 4,а – см. Приложение.) Как правильно? (Демонстрация рисунков 3,б; 4,б.)
От неправильного обращения с электроприборами может случиться и другая беда – ПОЖАР. А порой возникновению пожара «помогаете» и вы, дети.
Инсценирование стихотворения.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
– Спички, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь.
Мама уходит. Леночка берет большую коробку со спичками и будто бы зажигает спичку.
В е д у щ и й. Не послушалась Леночка маму. Что произошло потом?
Ответы детей.
В е д у щ и й. Кто же может спасти Леночку и ее дом?
Д е т и. Пожарные!
В е д у щ и й. Как позвонить пожарным? (Демонстрация рисунков 5, 6, 7, 8 – см. Приложение.)
Д е т и. 01!
Выходит ребенок, изображающий телефон 01.
Т е л е ф о н 01. Если ж вдруг пожар случится,
Нужно вам поторопиться,
К телефону ты беги
И по 01 – звони.
В е д у щ и й. А следующая опасность невидимая и неслышимая. Что это, вы узнаете, отгадав загадку.
2 -й р е б е н о к. Четыре синих солнца,
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне
Горели и потухли…
(Газовая плита, газ.)
В е д у щ и й. Чем опасен газ?
Ответы детей.
В е д у щ и й. Что делать, если в квартире пахнет газом?
Д е т и. Сообщить взрослым, проветрить квартиру, перекрыть газовые краны, не включать свет, не зажигать спички. И позвонить по телефону 04.
Выходит ребенок, изображающий телефон 04.
Т е л е ф о н 04. Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз!
Запах чувствуя в квартире,
Позвоните – 04.
В е д у щ и й. Другая опасность прячется вот в таких красивых пузырьках с красочными обертками.
А л и с а. А что в них?
Б у р а т и н о. Наверное, конфетки, просто с нами делиться не хотят, вот и придумывают разные сказочки.
В е д у щ и й. Нет, здесь не конфетки.
Н е з н а й к а. А что же?
Д е т и. Лекарства.
Н е з н а й к а. А почему же лекарства опасные?
А л и с а. Очень даже полезные.
Б у р а т и н о. Заболел. Выпил пузыречек, съел 2–3 упаковки и – красота! Здоров!
Хватает лекарства, ведущий у него забирает.
Б у р а т и н о (ноющим голосом). Ну почему нельзя?
Ответы детей, как правильно должны храниться лекарства.
В е д у щ и й. Ну что же делать, если сильно заболел?
Ответы детей.
Выходит ребенок, изображающий телефон 03.
Т е л е ф о н 03. Всем понятно, что лекарство
Без врача давать опасно.
Если ж сильно болен ты,
Набери быстрей 03.
В е д у щ и й. Но в жизни, к сожалению, встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка, а иногда и убить человека. Как же обезопасить себя, если ты дома один, а в дверь позвонили?
Ответы детей.
В е д у щ и й. Бывает и так, что преступники переодеваются во врача, почтальона, слесаря или говорят, что работают с твоими мамой, папой. Но вы должны твердо помнить, что незнакомым нельзя открывать дверь.
Инсценирование стихотворения.
Не пускайте дядю в дом, Или даже скажет он,
Если дядя незнаком! Что пришел к вам почтальон.
И не открывайте тете, Чтоб тебя не обокрали,
Если мама на работе. Не схватили, не украли,
Ведь преступник, он хитер, Незнакомцам ты не верь,
Притворится, что монтер. Закрывай покрепче дверь!
В е д у щ и й. Если же незнакомец долго не уходит от вашей двери или пытается открыть ее ключом, надо срочно…
Д е т и. Позвонить в милицию.
Выходит ребенок, изображающий телефон 02.
Т е л е ф о н 02. Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом,
Двери держатся едва,
Поскорей звони – 02!
В е д у щ и й. А что делать, если в доме нет телефона?
Д е т и. Звать на помощь с балкона, из окна.
Проводится тест.
В е д у щ и й. Посмотрите на этих людей. Кому бы вы открыли дверь? А кому из посторонних можно открыть? (Демонстрация картинок с изображением людей в профессиональной одежде.)
Д е т и. Никому.
В е д у щ и й. Об опасности открывания дверей чужим людям предупреждают и сказки. Вспомним их. («Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка».)
Затем дети рисуют свою квартиру и крестиками помечают опасные места.
В е д у щ и й. Хоть наше занятие и заканчивается, я надеюсь, что вы всегда и везде будете помнить и соблюдать правила ОБЖ.
Приложение
Иллюстрации к занятиям по ОБЖ
Экологическая литературно-музыкальная композиция
«Красная книга»
1-й чтец (держит в руках Красную книгу):
Красная книга!
Почему она красная?
Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!
Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.
Под фонограмму «Беловежской пущи».
2-й чтец: На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
3-й чтец: Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.
Детям показывают изображения растений. Лучше, если это слайды, но можно использовать и рисунки.
4-й чтец: Купавка. Василёк. Дрок. Ятрышник. Пион узколистный. Тюльпан двуцветный.
5-й чтец: Тюльпан Биберштейна – этот цветок появляется одним из первых, сразу из-под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов уже так мало.
6-й чтец: Цветок весны, идущий к нам по снегу, –
Простой цветок,
Но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку.
7-й чтец: Ветреница. Гвоздика. Купена. Ландыш.
8-й чтец: (Под фонограмму песни «Ландыши»)
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
9-й чтец: Кувшинка. Лилия. Купальница. Ирис низкий. Колокольчик.
10-й чтец: (Под фонограмму песни «Колокольчики»)
Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, тёмно-голубые?
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая.
11-й чтец: А может быть, говорят цветы о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится все меньше и меньше.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Под фонограмму песни «Раненая птица».
12-й чтец: Не только цветы, но и насекомые, птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля.
Исполняется песня «Раненая птица».
13-й чтец: Многие такие известные нам птицы, животные, рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час.
14-й чтец: Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под зимний вой,
Спит в берлоге под сосной.
(Медведь)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
15-й чтец: Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Олень)
16-й чтец: На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучих крыла
У хозяина... (орла).
У меня ходули –
Не страшит болото:
Лягушат найду я,
Вот моя забота.
(Цапля)
17-й чтец: Из травы, с зелёной кочки,
Раздаётся странный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Ловкий человечек,
То в траве застрекотал
Маленький... (кузнечик).
Звучит фонограмма песни «Беловежская пуща».
Детям показывают рисунки или слайды с изображением зверей, птиц, насекомых.
18-й чтец: Тигр. Волк. Олень. Гепард. Медведь бурый. Морж. Леопард. Джейран.
19-й чтец: Орел. Журавль. Дрофа. Чайка. Пеликан. Журавль-красавка.
20-й чтец: Кузнечик. Жук-олень. Шмель. Бабочки. Грибы.
21-й чтец: Этот список можно продолжать и продолжать.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
22-й чтец: И чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Дети исполняют песню Е. Птичкина на cл. М. Пляцковского «Не дразните собак».
КАРНАВАЛ ЗДОРОВЬЯ
(«Ускоренная помощь» – в лагере)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Ведущий.
Доктор Бронкевич.
Медсестра Рая.
Главврач Эдуард Валентинович.
Врачи, супруги Людмила и Анатолий.
Участники сценок.
Звучит сигнал начала карнавала здоровья. Ведущий объявляет об открытии праздника, а затем обращается к собравшимся отрядам.
Ведущий. Друзей здоровья вам покажем.
У них что спросят, они расскажут
Ребятам всем о деле важном,
Как сильным вырасти, отважным!
Давайте поприветствуем гостей нашего карнавала – докторов одной из московских больниц, лауреатов Нобелевской премии в области медицины, героев телесериала «Ускоренная помощь»!
Именно в этой больнице отказались от уколов, от порошков и таблеток, от горьких микстур. Одни только рецепты. Но рецепты волшебные! Стоит лишь их строго соблюдать, и человек растет крепким, сильным и здоровым!
Сегодня «Ускоренная помощь» поделится с нами своими волшебными рецептами здоровья!
На машине «Скорой помощи» въезжают гости праздника.
Эдуард Валентинович.
Меня вы, ребята, узнали?
Ребята отвечают: «Узнали».
Сайт нашей больницы листали?
Ответ: «Листали».
Так я тот самый «Айболит»,
Что всех излечит, исцелит!
Но к вам пришел я не затем,
Чтоб ставить градусники всем:
Здесь все здоровы?
Ребята отвечают: «Здоровы».
Очень рад приветствовать таких ребят.
Сегодня вы на карнавале,
Чтоб все рецепты наши узнали
И организм свой закаляли.
Так, отдыхай же, детвора!
Физкульт-ура! Физкульт-ура!
Вдруг в разговор вступает медсестра Рая, докладывая главврачу...
Рая. Очень рада встретиться с вами. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас! Прошла я тут по лагерю, посмотрела. Хорошие здесь отдыхают ребята. За чистотой следят, за порядком! В столовой дежурные в красных повязках. Попробуй пройди мимо них с грязными руками! Мигом к порядку призовут! В корпусах и комнатах чисто, аккуратно! Ребята следят за чистотой, сами убирают в комнатах. Словом, молодцы! Порадовали вы меня.
Доктор Бронкевич.
У вас сегодня карнавал здоровья,
Быть здоровыми хотят
И взрослые, и дети.
Как здоровье сохранить?
Кто может мне ответить?
Ребята высказывают свои мнения по вопросу.
Супруги Людмила и Анатолий.
Возьми ты в руки карандаш
Да запиши рецептик наш.
Большой рецепт о деле важном:
Как сильным вырасти, отважным!
Рая. Ребята! Стойте! Есть у нас
«Рецепты здоровья»,
И сейчас
Мы с ними познакомим вас!
Эдуард Валентинович.
Рецепт 1. ЗАПОМНИТЬ НУЖНО НАВСЕГДА:
ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ – ЧИСТОТА!
Сценка о чистоте.
Входит Гигиена.
Гигиена. Добрый день! Я – чистота!
С вами быть хочу всегда!
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтобы стали мы друзьями.
Ведущий. Вот Наташа, Коля, Валя,
Вот Сережа, Света, Галя,
Костя, Вова, рядом Гена.
А как Вас звать?
Гигиена. Гигиена!
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесет нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный,
Мой совет совсем не сложный –
С грязью будьте осторожны!
В дверь заглядывает Грязь.
Грязь. Вы про грязь?
И я у вас!
Грязь все время чешется, идет к Гигиене.
Гигиена. Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!
Грязь. Ах-ах-ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня – другое дело!
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженое ела,
Это – в луже посидела.
Это клей, а здесь – чернила.
Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю,
На другой не променяю.
Я открою вам секрет –
Лучше платья просто нет...
Грязь идет к ребятам, пачкает их, Гигиена оттаскивает Грязь от детей.
Грязь. Вы не вымыли посуду?
Значит, скоро я прибуду.
Если пол вы не помыли, –
Меня в гости пригласили.
Перестаньте убираться,
Окна мыть, пол подметать.
Ненавижу тряпки, щетки,
Я, друзья, боюсь щекотки.
Забираюсь в уголки,
Там, где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю,
Тараканов, мух люблю.
Пауки и паучата,
Где вы, славные ребята?
Изо всех углов ползите,
Паутины наплетите!
Исполняется танец пауков.
Гигиена. Быстро веники возьмите,
Пауков всех прогоните!
Исполняется танец с вениками. Пауки уползают.
Грязь. Плохи совсем мои дела,
И здесь друзей я не нашла!
Машет обреченно рукой и уходит.
Гигиена и доктор Бронкевич. Запомнить нужно навсегда…
Дети (хором). Залог здоровья – чистота!
Доктор Бронкевич.
Рецепт 2. МЫ ПОРЯДКОМ ДОРОЖИМ –
СОБЛЮДАЕМ СВОЙ РЕЖИМ!
Людмила и Анатолий.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать!
Эдуард Валентинович. А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и часы, и бывают похожи на тех ребят, о которых вы сейчас услышите.
Читают две девочки.
– Наташенька, вставай!
– Сейчас.
– Уж день, взгляни в окно!
Ведь ты задерживаешь нас.
Ведь ты не спишь давно!
– Ну, маменька, ну, чуточку,
Еще одну минуточку.
– Наташа, сядь к столу!
– Сейчас!
– Ну, сколько можно ждать?
Твой чай уже четвертый раз
Пришлось подогревать!
– Ну, мамочка, ну, чуточку,
Еще одну минуточку!
– Наташа, спать пора!
– Сейчас!
– Ну, сколько раз просить?
Ведь завтра утром снова
Не сможешь глаз открыть.
– Ну, мамочка, ну, чуточку,
Еще одну минуточку!
Затем ребята начинают исполнять частушки.
Встает Николай по утрам еле-еле.
И если его тормошить не начнут,
Он может свободно валяться в постели
17 часов 18 минут.
Ребята все вместе вопрос обсуждают,
Как в лес на прогулку отрядом пойдут.
И в комнате душной они заседают
17 часов 18 минут.
Андрюша с ребятами в речке ныряет.
Всем выйти на берег команду дают!
Все вышли давно, а его ожидают
17 часов 18 минут!
Всегда аппетит превосходный у Саши.
Как только покушать его позовут,
Сидит над тарелкой он с манною кашей
17 часов 18 минут.
Эдуард Валентинович. Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
Рая.
Рецепт 3. ВЫ ПОЕЛИ ОЧЕНЬ ВКУСНО?
ЗУБЫ ВАМ ПОЧИСТИТЬ НУЖНО!
Выходят Зубная щетка, Зубная паста с большой моделью зубов и дают советы ребятам.
Вы покушали так вкусно?
Сразу зубы чистить нужно.
В руку щеточку возьмем,
Зубной пасты нанесем.
И за дело взялись смело,
Зубы чистим мы умело:
Сверху-вниз и справа-влево,
Снизу-вверх и снова влево.
Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щетку водим мы кругами.
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить десны можно...
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.
Нам понадобится кружка...
Улыбнитесь-ка друг дружке,
Поработали умело,
Наши зубки стали белы!
Рая. Итак, ребята, наш очередной рецепт совсем прост – по утрам и вечерам, а также после принятия пищи нужно чистить зубы!
Эдуард Валентинович.
Рецепт 4. НАДО ВСЕМ НАМ ТВЕРДО ЗНАТЬ –
ДЕНЬ С ЗАРЯДКИ НАЧИНАТЬ!
Ребята младшего отряда исполняют песню «Про зарядку» (муз. Л. Компанейца, сл. Викторова).
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
П р и п е в:
Раз, два, шире шаг,
Делай с нами так! (Показывают движение.)
Широко раскинул ветки
Возле дома старый клен,
Выгнул спину кот соседки –
Физкультуру любит он!
Птица крылья расправляет,
Просыпаясь на заре,
Мишка лапы разминает
У берлоги на ковре.
Эдуард Валентинович. Утром после зарядки нужно обтереться мокрой рукавичкой, сделанной из грубой ткани. Сначала оботри шею, руки, грудь, а затем ноги. Потом лохматым полотенцем досуха разотрись. Итак, каждое утро начинайте с зарядки, закаливания и в течение всего дня не забывайте о подвижных упражнениях.
Доктор Бронкевич.
Рецепт 5. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.
Доктор Бронкевич.
Ребята! Послушайте!
Среди нас «Продукты здоровья»,
И сейчас
Я с ними познакомлю вас.
Выбегает Морковка.
Морковка. Я вам знакома? (Ребята отвечают: «Да!»)
Громче – «Да!»
Богата витамином А.
Он нужен для того, чтоб выше
Вы выросли вот этой крыши.
И для того, чтоб в темноте
Не быть куриной слепоте!
Доктор Бронкевич.
Постойте, дети, вот беда!
Забыл названия продуктов,
Богатых витамином А!
Ребята отвечают на вопрос доктора.
Детишки! Стойте! Прошу послушать:
Кто черный хлеб не любит кушать?
Черный хлеб есть – каждому важно,
Чтоб сильным вырасти, отважным.
Выходит Черный хлеб.
Ну, расскажи ты нам, дружок,
Какой в тебе ты видишь прок?
Хлеб. Я хлеб ржаной, и все во мне
Богато витамином В.
Хорош я с супом и со щами,
И с постным маслом, с огурцами.
Доктор Бронкевич.
Какой ты вкусный, мой дружок,
И от тебя такой душок!
Скажите мне, в какой еде
Мы встретим витамины В?
В каких продуктах?
Кто нам скажет и знания свои покажет?
Кто даст нам лучшие ответы,
Получит у меня конфеты.
Ответы ребят.
Входит Картофель.
А ты, Картошка, чем богата?
Тебя ведь любят все ребята?
Картофелина.
Знают дети все,
Что много витамина С
В картошке, луке, сладком перце,
В шиповнике и чесноке,
В смородине и фруктах,
В любых растительных продуктах.
Скажите, как меня варить,
Чтоб витамины сохранить?
Ответы ребят.
Доктор Бронкевич.
Еще припомните, ребята,
Какая польза в молоке,
Что кличут витамином Д?
Ответы ребят.
Еще у нас продукты есть?
Ребята. Есть!
Да, нам их всех не перечесть!
Всю азбуку здоровья знать
И знания с практикой связать
Полезно нашей детворе.
Подумайте об этом те,
Кто не любит молока,
Где много витамина А.
Кто любит много есть конфет,
Где вовсе витаминов нет?
Те, кто мотает головой,
Едва завидя хлеб ржаной.
Прочь усталость и мигрень –
Здоровое питание – каждый день!!!
Доктор Бронкевич. Здоровое питание означает разумное питание. Рацион питания должен быть максимально разнообразным, содержать определенный набор мясных, рыбных, овощеплодовых продуктов, круп, молока и молочных изделий, хлеба и других продуктов.
Эдуард Валентинович.
Ребята! Нет богатства краше,
Чем крепкое здоровье наше.
На радость всем, и папе с мамой,
Растите, дети, крепышами!!!
Доктор Бронкевич.
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад!
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке,
А летом загорелый
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом,
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом!
С. Островский. Будьте здоровы!
По окончании карнавала проводится «ЭСТАФЕТА ПО КАБИНЕТАМ ЗДОРОВЬЯ».
Формируются команды из ребят по 5–10 человек. Каждой в регистратуре выдается направление – маршрутный лист по кабинетам (у каждой команды – свой маршрут, чтобы не было пересечений). Только в этих кабинетах не будет никаких лечений и процедур, здесь ребята будут выполнять задания по ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Кабинет 1: ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ.
Задание 1: советы.
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовил я частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? Нет!
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
– Нет, нет, нет, нет!
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
– Нет, нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет!
Задание 2: Покажите, как правильно чистить зубы (демонстрация чистки зубов).
Кабинет 2: НОСОВОЙ ПЛАТОК.
Задание – показать наличие носового платка, как необходимого гигиенического предмета. У какого отряда большее количество, тот и выигрывает на этом этапе.
Кабинет 3: СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ.
В этом кабинете ведущий читает загадки о средствах гигиены. Задача команд – отгадать больше.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа.)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало.)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежке пробежит –
Она станет чище.
(Щетка платяная.)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят...
(Душ.)
Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос.
(Носовой платок.)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло.)
А о ком я расскажу?
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!
(Полотенце.)
Кабинет 4: ВИТАМИННАЯ АЗБУКА.
Задание: к буквам «А», «В», «С», означающим соответственно витамины А, В, С, разложить карточки с наименованиями продуктов, содержащих такие витамины.
Кабинет 5: НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ – О ЗДОРОВЬЕ.
Задание: вспомнить пословицы и поговорки о здоровье, здоровом образе жизни.
Кабинет 6: ЖИТЬ БЕЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Задание: составить советы для детей, чтобы у них не формировались вредные привычки.
Кабинет 7: СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ.
Задание: по указанию руководителя выполнить аэробические упражнения.
Экологическая викторина
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)
4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)
5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)
6. Птица-гадалка. (Кукушка.)
7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)
8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
9. Из нее выводятся головастики… (Икра.)
10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.)
12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)
13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)
14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)
16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)
19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
23. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)
24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)
25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)
27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)
28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)
29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)
30. Наука о животных. (Зоология.)
31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)
33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)
34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)
35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)
36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?
(Рысь.)
37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?
(Заяц.)
38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)
40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?
(Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)
41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса?
(Крокодил.)
42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)
43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?
(Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?
(Стрекозу.)
45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)
46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?
(Зайчата.)
47. Сколько ног у паука? (Восемь.)
48. А сколько ног у жука? (Шесть.)
49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?
(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)
50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
51. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)
52. Какой зверь считается самым маленьким?
(Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)
53. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)
54. Какая лесная птица считается долгожительницей?
(Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)
55. Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)
Маленькие тайны большой природы
На данных занятиях юные любители природы могут, значительно расширив свой кругозор, пополнить знания о ее больших и маленьких тайнах.
Задумывались ли вы:
Почему иву в народе называют плакучей?
У реки, у речки девицы плясали,
У крутого бережка песни распевали.
Над рекою, реченькой ивушка стояла,
Ивушка плакучая, слушая, рыдала.
– Что же ты, подруженька,
Слезы проливаешь?
Что же, ненаглядная,
Песни петь мешаешь?
– Ох, девицы милые, девушки пригожие,
Песни ваши нежные душу растревожили…
Мне бы ваши ноженьки, я бы поплясала,
Хоровод водила бы, песни распевала…
(Е. Арсенина)
У ивы длинные гибкие ветви, которые опускаются до самой земли. Поэтому она имеет такой грустный, «плакучий» вид. Но существует и другое, научное объяснение «плакучести» дерева. Оказывается, что «плачем» ива предсказывает перемену погоды. Порой с ее листьев капли падают так часто, что под деревьями земля становится мокрой.
Оказывается, за несколько часов до дождя «плачут» и осокори, избавляясь от лишней влаги. Дело в том, что в растениях много воды, которая все время испаряется. При большой влажности воздуха, перед дождем, испарение слабее. Поступающая из земли влага начинает капать с листьев. Быть может, по этой самой причине дерево и прозвали в народе «ивушка плакучая».
Откуда у снегиря его снежное имя?
Снегирь – птица снежная. Она прилетает к нам с первым снегом. С таянием снега, ранней весной, эта птица улетает в родные леса, на север.
Для чего птицам перья?
Перья для птицы все равно что одежда для человека – они согревают в холода, спасают от жары. Защищают от врагов: цвет оперения некоторых птиц помогает избежать опасности, является своего рода камуфляжем. Кроме того, перья помогают птице летать, спасают ее от ушибов и царапин.
Почему насекомого, меряющего воду, называют водомеркой?
За его удивительную способность скользить по воде, будто на коньках. Неутомимо снует насекомое на своих длинных ножках взад-вперед, будто прикидывая в уме, а сколько будет метров от во-о-н той кувшинки и до этого камыша? А если от этого камыша и до берега?.. Вот и прозвали его водомеркой, то есть меряющий воду. Так в чем же секрет этого удивительного насекомого, что позволяет ему не только держаться на поверхности воды, но и скользить?
А секрет весь в ножках водомерки. Они обуты у нее в маленькие специальные ботиночки. То есть ножки маленького конькобежца окружены густыми волосками и смазаны жиром, поэтому он может не торопясь, толчками двигаться по поверхности воды, будь то лужа, пруд или заливчик речушки.
Водомерки очень тонко чувствуют малейшие колебания воды и даже могут определить, что упало на ее поверхность – съедобное или несъедобное. Если последнее, они даже и не подумают приблизиться поближе. Если же в воду угораздило свалиться бедным комарику или какой-нибудь неосторожной мушке, водомерка тотчас во весь дух мчится к своему лакомству.
Почему растение валерианы называют в народе растением здоровья?
Благодаря ее целебным свойствам, которые уже известны людям не одно тысячелетие. Валериана использовалась веками в народной медицине. Ее уважали и ценили за чудодейственные свойства, помогающие излечивать многие недуги. Валерианы много видов, но лечебными свойствами обладает лишь валериана лекарственная.
Есть ли взаимосвязь между голосом и названием птицы?
Безусловно! Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались многие названия птиц. Вот давайте вспомним, кто как поет:
Синичка посвистывает: «Синь-синь!»
Чайки кричат: «Чай-чай!»
Гагары им поддакивают: «Га-га! Га-га!»
Галка представляется: «Гал-ка! Гал-ка!»
Грач вторит ей: «Гра-гра!»
Чиж, откликаясь: «Чи-чи! Чи-чи!»
Тетерев скромно называет себя: «Тер-тер! Тер-тер!»
Кречет же подает о себе таким образом: «Кре-кре!»
Ну а скворцы поют: «Сквор-сквор!»
Другие же птицы получают свое название за свой наряд, как, например, самец черниголовки. Благодаря черному беретику его и прозвали черниголовкой. А вот пеликан получил свое имя за свой удивительный клюв, похожий на мешок. Его так называют «птица с пеликой», «пелика» в переводе с греческого означает «мешок». Птичка с ярко-рыжим хвостом, постоянная жительница парка или леса, прозвана горихвосткой. С нагрудничком цвета зари и поющая на заре птица названа зарянкой. Название канарейки связано с названием ее родины. Примерно в 16 веке эту птицу привезли в Европу с Канарских островов. Название павлина произошло от родственного слова «павильон», которое во французском языке имеет значение «палатка, шатер». Распущенное павлинье надхвостье действительно похоже на красочный сказочный шатер.
Как летают птицы?
Каждому из нас, наверное, приходилось наблюдать за полетом птиц, например, перелетных или любоваться полетом голубей, другой какой пичуги. Но не все догадываются о том, что у каждой птицы есть свой «спидометр» – то есть прибор, фиксирующий и отражающий скорость продвижения. Например:
Щегол летает со скоростью 28 км/ч;
Ворон – 38 км/ч;
Ястреб – 40 км/ч;
Чайка – 49 км/ч;
Сорока – 56 км/ч;
Голубь – 62 км/ч;
Грач – 72 км/ч;
Утка – 96 км/ч;
Стриж – 108 км/ч;
Орел – 160 км/ч.
Возможность набирать высоту полета у каждой птицы различная. Мелкие птицы летают на высоте 50–100 метров (скворцы, голуби, грачи, стрижи и др.)
Птицы-хищники могут летать от 100 метров над землей и до 4000 метров.
Журавль до 4500 метров. Всем хорошо известная ворона – до 2500 метров.
Сколько лет живут птицы?
Долгожительницей считается ворона, ее максимальный возраст может достигнуть 120 лет; орел-беркут живет около 104 лет; филин – 71; лебедь – 70; аист и сова – 60; чайка серебристая – 45 лет; соловей и чайка озерная – около 25 лет; жаворонок – приблизительно 24 года, щегол – 23 года.
Почему в русских народных сказках рыжую лису называют по имени-отчеству?
Оказывается, если верить преданиям, дошедшим из далекого прошлого до нас, примерно 600 лет назад жил на Руси князь Патрикей Наримунтович. Он прославился своей невероятной изворотливостью и хитростью. Быть может, благодаря отрицательным качествам характера князя имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец».
Почему аиста в народе считают птицей, приносящей счастье в семейный очаг?
Считается, что аисты не только приносят в дом счастье, но и новорожденных детей. Маленьким несмышленым детям, пристающим к родителям с вопросами о своем появлении на свет, некоторые родители, дабы не ломать голову над естественным вопросом ребенка, отвечают просто и лаконично: аист в клювике принес.
Издавна аисты пользовались особым уважением у людей, и птицы отвечали им тем же: селясь неподалеку от сел и деревень, мастеря гнезда на деревьях, а иногда устраивая и обживая их на крышах домов. Гнездо аиста – большое и добротное, настоящее жилище, которое с любовью из года в год подновляется и ремонтируется.
Аисты – верные супруги и заботливые родители. По очереди они насиживают яйца. Вместе кормят и выращивают свое потомство: приносят в клювах еду и вываливают ее перед малышами, мол, выбирай себе на вкус! Поят их припасенной водой из своего клюва и даже устраивают банные дни, поливая на птенцов сверху. В особо знойные и жаркие дни папа-аист, пристроившись рядом с гнездом, застывает на месте, широко раскрыв крылья, закрывая своих чад от палящих солнечных лучей.
Примерно через два месяца птенцы пробуют свои силы, но еще под неусыпным руководством родителей: вылетают из гнезда, ищут себе прокорм. Аисты продолжают опекать своих подросших отпрысков до тех пор, пока они окончательно не подрастут и не окрепнут: приносят моллюсков, небольших рыбок, ящериц, лягушек, грызунов, насекомых.
О благоразумии аиста можно судить по такому факту: больных и слабых, не способных к выживанию птенцов, родители выкидывают из гнезда. Оправдывает жестокость родителей их желание иметь здоровое потомство. Ведь больной птенец может заразить и остальных, к тому же более сильные птенцы не дадут ему расти и развиваться, вовремя получать свою пищу.
Быть может, за заботливое и добросовестное, ответственное отношение к содержанию своей семьи аисты олицетворяют собой счастье. Поэтому-то этих птиц народ наделил почетной обязанностью – приносить в каждый дом и семью большое счастье – ребенка.
Почему муравья в народе считают хранителем леса?
Потому что муравьи приносят огромную пользу лесу – уничтожают вредных и губительных для растений насекомых. Между прочим, муравей никогда не забредет в чужой муравейник, знаете почему? Оказывается, муравьи великолепно различают запахи и по ним находят дорогу в свой дом-муравейник.
Почему росомаху прозвали северным санитаром?
Почему северным, понятно. Из-за среды ее обитания. Росомаха живет в глухих северных лесах, в сибирской тайге и даже встречается в заснеженной тундре. А вот санитаром ее прозвали за то, что она, истребляя больных животных, мешает распространению заразы. Хотя росомаха и считается хищным животным, однако от нее природе есть своя польза, к тому же она является естественным регулятором численности животных.
Почему богомол получил такое прозвище?
Это можно понять, внимательно присмотревшись к насекомому в родной среде его обитания. Когда он сидит на ветке, поджав передние ножки к груди, создается такое впечатление, будто он молится. Поэтому-то его и прозвали богомолом. Однако при более близком и внимательном рассмотрении этого насекомого можно увидеть на передних ножках огромные крючья и зубья. Оказывается, богомол не такое уж и безобидное насекомое.
Сидит себе на веточке, притаившись, в выжидании очередной жертвы. Сам он весь зеленый, и вокруг него сплошная зелень – здорово замаскировался. Сам «молится», сложив лапки, а глаза между тем осматривают окрестность. Увидит что, опустит голову, приглядится повнимательнее, изловчится и… опять, теперь уже в послеобеденную молитву погружается.
Почему у стрекозы такие большие глаза?
Вспомните сказку про Красную Шапочку. Она спрашивает самозванца волка, одевшего бабушкины очки: почему у тебя большие глаза, бабушка? Помните, что ответил волк бабушкиным голосом? А для того, дитя мое, чтобы лучше видеть…
Вот поэтому и у стрекозы такие большие глаза. Почти у всех насекомых глаз состоит из мелких глазков. Чем больше у них этих глазков, тем лучше и четче они видят. По праву самой «глазастой» среди насекомых можно назвать стрекозу. У нее в каждом глазу может быть до 28 тысяч глазков!
А знаете ли вы о том, что для лягушки добыча только то, что движется?
Неподвижную муху она просто не видит. А в движении они тут же будут пришлепнуты длинным языком лягушки.
Оказывается, очень многие охотники – ящерицы, насекомые, другие мелкие животные – замечают добычу, только когда она движется.
Оказание первой помощи
1. Почему при ранении мелких кровеносных сосудов кровотечение прекращается само, а при крупных – нужно останавливать кровотечение? (Потому что находящийся в крови растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин. Этот процесс называется свертыванием. В результате чего образуется сгусток крови – тромб, который закупоривает ранку. При ранении крупных сосудов скорость истечения крови очень большая, и тромб не может образоваться.)
2. Как остановить кровотечение из большого кровеносного сосуда конечности? (Наложить специальный резиновый жгут. При его отсутствии можно пользоваться обычным носовым платком, который завязывают вокруг конечности выше раны. Под платок просовывают палочку, которую поворачивают до тех пор, пока в стянутой конечности не остановится кровотечение.)
3. Почему пострадавшего с наложенным жгутом следует не позднее чем через полтора часа доставить к врачу, а если это невозможно, то до прихода врача каждые полчаса, на некоторое время ослаблять жгут? (Потому что в той части конечности, которая расположена ниже жгута, приостанавливается кровообращение, вследствие чего может произойти омертвение тканей.)
4. Во время обморока лицо у больного делается бледным. В каком положении надо уложить больного? (Когда у больного бледнеет лицо, его следует положить так, чтобы голова была несколько ниже туловища.)
5. Какую первую помощь оказывают при солнечном ударе? (Уложить пострадавшего в тени, поднять повыше голову. Смочить голову водой, дать напиться. При необходимости сделать искусственное дыхание.)
6. Когда может возникнуть тепловой удар? (В жарко натопленной бане; в жаркую несолнечную влажную погоду, когда происходит перегрев организма.)
7. Что делать при кровотечении из носа? (Больного следует усадить или уложить. При этом не стоит голову сильно запрокидывать. На нос и переносицу необходимо положить холод. Больному нельзя говорить, кашлять и сморкаться. Иногда кровотечение останавливается, если в течении 2–3 минут зажать ноздри пальцами.)
8. Как извлечь соринку из глаза? (Прежде всего необходимо тщательно вымыть руки. Попытаться промыть глаз чистой водой. Если попытка не удалась, необходимо оттянуть нижнее веко большим пальцем левой руки вниз и удалить соринку влажным чистым кусочком марли или чистым носовым платком. Такие же манипуляции довольно трудно провести с нижним веком, поэтому нужно срочно обратиться к медицинскому работнику.)
9. Если на пострадавшем внезапно вспыхнула одежда, твои действия? (Сразу же накинуть на пострадавшего то, что находится под рукой одеяло, ватник, ковер и т. п.)
10. Действия самого пострадавшего в этот момент? (Чтобы прекратить доступ свежего воздуха к пламени и погасить его, пострадавший должен кататься по земле или по полу.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ