Сценарий игры для 6-9 классов «Наши права»

МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Чикачева»













Сценарий игры «Наши права»























Составила: Никифорова Елизавета Гаврильевна,

Зам. Директора по ВР МОУ «ЧСОШ им. А.Г. Чикачева»









Январь 2014 г.



Сценарий игры «Наши права»

Давным-давно тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют права и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций.

Вед. Добрый вечер, дорогие ребята!

Сегодняшняя наша игра посвящена нашим правам. Давным-давно тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют права и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций.

А также принят ООН такой главный документ Конвенция о правах ребенка и с 1994 года существует закон РС (Я) о правах ребенка. Ребята, вы должны познакомиться со статьями этих законов. Что мы и сделаем на нашей сегодняшней встрече с помощью примеров из разных книг. Потому что нет ни одного литературного произведения на свете, в котором, так или иначе, не затрагивалась бы права человека. И в этом мы с вами сегодня убедимся.

Условие игры. После каждого эпизода из произведения или случая из жизни великих людей вам необходимо дать правильный обоснованный на законах ответ. Для этого необходимо организовать команду из 3 человек с каждого класса. Побеждает та, команда кто больше заработает за правильный ответ открыток.

  • Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Объясните свою точку зрения. Для ответа к микрофону приглашается по одному представителю от каждой команды.

Ответ: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Статья 7 в законе о правах ребенка 1. ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

  • Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. Каким правом воспользовался Александр Суворов.

Ответ: Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья (физического, психического, нравственного,духовного).

  • А теперь из какой сказки отрывок и кто его автор. Чем закончилось сказка.? Какие права человека были нарушены в этой сказке?

Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась.. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала. Не кручинься, Бог с тобой. Ну а я пошла домой. Вспомнили название сказки? Какие права нарушены.

Ответ: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Право на жизнь, каждый ребенок имеет право на уважительное и бережное воспитание в семье. Свобода ребенка, его личная неприкосновенность охраняются законом статья 9.В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.

Право на жизнь записано в международной Конвенции о правах ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

  • Встречаются два разбойника. Между ними происходит диалог. Ребята слушайте внимательно. 1 разбойник «Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках! Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!» Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Они хитрые – могут и силой похитить детей, могут уговаривать, сладости предлагать. Попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?

Ответ: Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть.Если вас пытаются увести, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека».В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.

  • Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу 24 часа сутки, как Золушка?

Ответ: Статья 14 (Закон о правах ребенка) Ребенок имеет право на труд. Продолжительность труда ребенка, не достигшего 16 лет, ограничивается 20 часами в неделю. Если 5 дней по 4 часа.

  • Нарушается ли чье-нибудь право в сказке «Аладдин и волшебная лампа»? Я сейчас прочитаю вам маленький отрывок из этой сказки: «Аладдин поднял лампу, и вдруг раздался громовой голос: «О, владыка лампы, я к твоим услугам. Я Джин, сын Шахмхураша. Я раб лампы и раб того, кто ею владеет. Требуй от меня чего хочешь!»

Ответ на этот вопрос мы найдем с вами в статье 4 Декларации прав человека. Звучит она так: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещены во всех видах».

  • Вспомним теперь сказку Всеволода Гаршина «Лягушка- путешественница». Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения?

В пределах болота

В пределах страны

Без ограничений.

Ответ: Одна из статей Декларации (13)звучит следующим образом: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину».

  • Помните, как начинается сказка Корнея Чуковского «Доктор Айболит»?

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

В этой сказке нарушены чьи-либо права?

Ответ: «Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом», гласит статья 6 Всеобщей декларации.

  • Вот русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Помните, что говорил заяц животным, которые спрашивали, почему он плачет? – «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки –то и выгнала». Сейчас перечислю разные права, а вы выберете, какое из них нарушила лиса в этой сказке:

    • Право на жизнь

    • Право на труд

    • Право на неприкосновенность жилища

    • Право на свободу передвижения.

Ответ Статья 19 закон о правах ребенка «Ребенок имеет право на жилище, соответствующее по меру и качеству нормам, установленным законодательством РС (Я) и РФ.

  • Вспомните сказку Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев» и выберите правильное окончание следующей фразы. «Отправив падчерицу зимой ночью в лес за подснежниками, мачеха….»

    • Отправила падчерицу в изгнание;

    • Заставила покинуть родительский кров за совершение преступления;

    • Подвергла ее жестокому, бесчеловечному обращению.

Ответ: 3 ответ, статья 26 каждый ребенок имеет право на уважительное и бережное отношение в семье.

  • Помните, что сделали с Буратино лиса Алиса и кот Базилио, когда он не согласился отдать им свои золотые?

«Кот Базилио и лиса Алиса нагнали Буратино и решили повесить его вниз головой, привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке… Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые…»

Я перечислю несколько прав, а вы выберите одно (или несколько), которое нарушили райбойники в отношении Буратино:

  • Право на свободу передвижения;

  • Право не быть подвергнутым пыткам;

  • Право на владение имуществом.

Ответ: 2,3.Статья 9 Свобода ребенка, его личная неприкосновенность.

  • Вспомните сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.

Ответы:»Гуси –Лебеды», «Маша и медведь», «Снежная королева»

Вот и вы познакомились со Всеобщей декларацией прав человека и с Конвенцией о правах ребенка и закон о правах ребенка РС(Я) и теперь знаете, какими правами вы обладаете.

Но не забудьте о том, что кроме прав каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором он живет.

Подводим итог, какая команда больше всех получила открыток. Поздравляем команду-победителя.

Список используемой литературы:

  1. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. М.: «ВАК», 2005 256 с.

  2. Копылов Е. А. Гражданская позиция школьника. М., 1996


Интернет - ресурсы

  1. http://do.gendocs.ru

  2. http://www.school09.ru

  3. http://belsoc.narod.ru


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ