Сценарий мероприятия «ПОЧТИ ПО ГОГОЛЮ»

«ПОЧТИ ПО ГОГОЛЮ»

(Водевиль)



Действующие лица:

  1. Ученик – любитель химии – 15 лет

  2. Солоха (длинная юбка, платок, цветная рубаха)

  3. Чёрт (хвост, рога, маска)

  4. Дьяк (ряса, борода, крест)

  5. Вакула (шаравары, рубашка, кушак, сапоги)



Пролог

На сцене комната, просто обставленная. Посередине стол, накрытый скатертью, на столе стопка книг, подсвечник , будильник. Оборудован для опытов. У стола 2 стула, у стены шкаф с посудой. В углу ширма, справа – входная дверь. На стуле за столом сидит ученик, читает «занимательную химию» и одновременно проделывает опыты.

Ученик: К аммиачному раствору оксида серебра, взятому в чистую пробирку, прильём половинное количество раствора муравьиного альдегида. Нагреем осторожно смесь на спиртовке, обнося пробирку вокруг пламени, чтобы нагрев был равномерным. Наблюдайте образование на стенках пробирки осадка блестящего серебра.

Ученик: «К аммиачному раствору оксида серебра, взятому в чистую пробирку, прильём….»

Опыт 1. В большую чистую пробирку налить ¼ часть раствора… и нагреть до кипения. К полученному аммиачному раствору прилить ½ раствора муравьиного альдегида и осторожно нагреть.

Ученик: ( продолжает читать) «Эта реакция называется «реакция серебряного зеркала. С помощью этой реакции в старину изготавливали зеркала…» Красота! Теперь я знаю, как бабушкино старое зеркало обновить, а то глядит в него бедная старушка и видит всего половину физиономии, да и ту кривую (любуется результатом опыта). Все таки интересно, здорово! До чего же интересная наука химия! Я бы целые дни, кажется готов делать всякие опыты.

Ученик: «Я бы целые дни кажется готов делать всякие опыты…(глядит на часы). А только когда же я буду к сочинению готовится? Поздно уже (потягивается) спать хочется. Не иначе, как завтра пару схвачу. Вот бы завтра на уроке литературы какой-нибудь взрыв устроить или дыму напустить… Девчонки, конечно, визг поднимут, начнут расспрашивать кто да что? А тут глядишь и звонок, может сочинение отложат. Однако дубина я – размечтался. Все равно химия мне завтра не поможет. Лучше, надо поднатужится и Гоголя почитать (берет книгу). Интересно какая тема мне завтра попадется? Хорошо бы «Мертвые души», мы их на уроке жевали – пережевали, а только Ольга Алексеевна что-нибудь внеклассное ввернет, тогда уже обязательно «Диканьку» подсунет. Почитаю, пожалуй, «Ночь перед рождеством» (читает вслух) «Между тем черт подкрался к месяцу тихонько и уже потянулся было схватить его рукой, но вдруг одернул её назад, пососал пальцы, заболтал ногой и забежал с другой стороны и снова отскочил»

« О.О.О.!До чего спать хочется!» (зевает, откидывает голову на спинку стула, выпячивает ноги и засыпает).

За сценой играет ритмичная музыка. Под музыку на сцену из двери выезжает на метле солоха, слезает с метлы, ставит её в угол, подходит на цыпочках к ученику, прислушивается, потом тянет осторожно стул с учеником за ширму.

Солоха: «Растоплю-ка я печку… Опять чертовы проказы! Не иначе как он огниво уволок. Ох и морозна рождественская ночь (ёжась от холода) совсем выстудило хату. Растоплю-ка я печку, надо побольше зелья наварить, да гостей споить, чтоб потешить над ними» (ищет огниво, не находит, сердится)» опять чертовы проказы! Не иначе, как он огниво уволок. Хитер ты голубчик, да я ведь тоже не проста! Пошепчу-ка я над лучиной, небось она и разгорится» (достает из шкафа все заранее приготовленное для опытов 2,3,4). Слышна танцевальная музыка. Солоха делает опыты пританцовывает, подпрыгивает.

Опыт 2. На большую асбестовую сетку положена куча стружек или лучинок, смоченных бензином. За лучинками стоит чашка с ____________ немного. В руке солоха держит кусочек ваты, обильно смоченный спиртом. Продолжает шептать и махать руками. Незаметно нажимает на ватный шарик в руке так, чтобы спирт на блюдечко со смесью. Появляется пламя, от которого загораются стружки.

Опыт 3. Над пламенем костра поставить на треноге колбу со смесью растворов гидрооксида меди и глюкозы. При нагревании цвет смеси изменяется с синего на морковно-красный.

Солоха: Варись, варись, моё зельюшко! Шипи, шипи, чертова перечница!

Опыт 4. Берет стакан с раствором кислоты бросает туда щепотку соды, происходит шипение, вскипание, выделяется _______.

Солоха: (Прячет все в шкаф со стола, берет зеркало, смотрится, прихорашивается) «Бедная я, бедная, всегда в хате одна, никто меня не любит, никто не приголубит… хоть бы черт какой в хату забрался… ( в это время появляется дым, раздается взрыв и под звуки музыки выскакивает черт).

Опыт 5. (за ширмой) на блюдце налить немного концентрата _______ и столько же 25% _______. Поднимается облако густого белого дыма.

Опыт 6. (за ширмой) в крошечный бумажный пакетик кладется смесь (щепотку бертолетовой соли с несколькими крупинками красного фосфора. Смесь предварительно перемешать лучинкой на бумаге). Затем помещают в пакетик. Пакет не заклеивают. Положить его на чугунную плиту и молотком ударить по нему. Происходит взрыв.

Чёрт: «Моё почтение, любезнейшая Солоха»!

Солоха: (с притворством) «И чем же я буду потчевать вас любезнейший гость? В хате только и есть съедобного, что вода в кадке».

Черт: (все время в движении) «Ох, Солоха, видно врут люди, что ты ведьма, коль тебе трудно из воды горилку состряпать. Не скупись, поднеси чарочку».

(солоха смеется, кивает согласна, машет рукой и делает опыт превращения воды в вино. Минута и черт закружился в вихре танца. Солоха хочет поднести вино черту, тот морщится, отрицательно мотает головой, показывает горло. Тогда Солоха превращает вино в горилку. (опыт 7,8). Чёрт умиленно потирает руки и тянется к стакану. В то время начинает играть музыка и черт с Солохой поют дуэтом.

Чёрт: «Прочь тоску «(тянется к рюмке)

Солоха: «Прочь вино» (отстраняет руку черта)

Чёрт: «На уме лишь одно».

Солоха: «Скоро ты будешь чёртик мой.

Ходить на цыпочках за мной».

Чёрт: «Я красив, я хорош».

Солоха: «Но сознательность – на грош.

Но подожди – ты чертик мой

Будешь иметь дело со мной».

Чёрт: «Ой, Солоха, прошу ведь я мало грешу».

Солоха: « Скоро ты будешь, чертик мой,

Ходить на цыпочках за мной».

Начинает играть музыка черт и Солоха танцуют. В это время раздается стук в дверь. Черт, испугавшись бегает, мечется.

Чёрт: «Прячь меня Солоха, скорей! Не дай бог это Вакула»!(Солоха прячет черта за ширму и бежит открывать дверь)

Солоха: «Это ты Вакулушка?»

Дьяк: (за дверью робким голосом) «Откройте достойнейшая Солоха! Это я Осип Никифорович».

Солоха: «Ну входите, коли пришли».

Дьяк входит навеселе, пошатываясь. Играет музыка, мелодия песни «Весна на Заречной улице».

Дьяк: (поет)

В Диканьке много вдов есть славных.

Но не забыл ваш адрес я

В моей душе вы стали главной,

Солоха милая моя

Когда я в церкви со свечою

Молюсь, с иконы вдруг встает

Лицо мне ваше дорогое

Боюсь меня попутал черт.

Мое ты горе, боль моя ты

Моя любовь, моя тоска

Хоть я косой и чуть горбатый

Примите верного дьячка.

(становится на колени, целует воздух).

Солоха: «Что вы только не придумаете Осип Никифорович! Вам бы только разжалобить бедную вдовушку… Шли бы лучше спать домой, а то как бы вам не попало от дьячихи.»

Дьяк: (ползет к Солохе на коленях) « О наипрекраснейшая поднесите прекрасная Солоха «( в это время черт пугает Дьячка страшными картинками). «Одну, только одну.»

Опыт 9. (за ширмой) На фильтровальную бумагу заранее наносится рисунок из смеси раствора_________ и крахмала. Черт высовывает из-за ширмы руку с рисунком и смачивает его ватой, пропитанный раствором хлорной воды. Возникает темно-синий контур. Второй лист заранее разрисован ____________, его проявляют сильно разбавленным раствором ____________, возникает темно-бардовый рисунок.

Дьяк: (крестится) «Ой, чур меня, чур господи помилуй, что это мне привиделось спьяну. Надо отхмелиться» . (протягивает руку за рюмкой, а там молоко).

Опыт 10. В тот же стакан с раствором _________, оставшийся после опыта 8, приливается _______,

получается белая смесь.

Дьяк: (протирает глаза, трясет головой, крестится) «Господи помилуй, какой черт меня путает. Ведь это молоко! «(достает носовой платок, смоченный раствором ___________, вытирает нос, размазывает по нему раствор).

Чёрт: (выскакивает из-за ширмы, бросается к дьяку) «Старый козел. Нализался как свинья, да еще явился в чужой дом. Я тебе покажу, как ухаживать за чужими невестами. Вот подожди прознает дьячиха, где ты ночью пропадаешь, береги тогда свою козлиную бороду, а пока я сам тебя проучу, на, получай!» (набрасывается на дьячка, колотит его, хватает за нос, течет кровь). «Я тебе покажу как ухаживать за чужими невестами.

Опыт 11. Черт держит в руке вату, обильно смоченную __________, схватив за нос выжимает раствор на нос.

Стук в дверь. Черт прячется под стол, а дьяк в мешок.

Вакула: « Откройте, мамо.»

Солоха: «Сейчас Вакула»

Вакула: (входит, оглядывается, замечает мешок) «Зачем тут мешок?»

Солоха: «Это девчата оставили у меня то, что наколядовали.»

Вакула: «Давно пора убрать отсюда, завтра праздник, а в хате лежит всякая дрянь. Отнесу-ка я его в курницу». (Дьяк чихает, Вакула открывает мешок) «Это что за наваждение?»

Дьяк: «Это я» (вылезая).

Вакула: «Осип Никифорович! А еще духовная особа! Как же вы в мешок залезли? Видно много нагрешили, что прячетесь на праздник от православных людей. Уходите лучше по добру, по здоровому.» (дьяк уходит).

Вакула: «Осип Никифорович! А еще духовная особа.»

Солоха: «И откуда от взялся, не знаю.»

(Вакула подходит к столу и нечаенно наступает на хвост черту, он взвывает).

Чёрт: «Смилуйся, Вакула! Все что хочешь для тебя сделаю, только не отрывай мне хвост. Вся сила моя в нем.»

(Вакула вытаскивает черта, держит за хвост).

Черт: «О.О.! Смилуйся Вакула! Только не отрывай мне хвост!»

Солоха: « О! Господи! Да откуда же явилась эта нечистая! Тьфу, тьфу.»

Вакула: (удерживая черта) «Постой голубчик. Будешь у меня знать, как подбивать на грехи добрых людей» (хочет перекрестить его).

Чёрт: (изворачиваясь) «Помилуй Вакула! Не клади на меня крестное знамение.»

Солоха: «Да, не морай руки об нечистого, Вакула! Прогони его скорей.»

Вакула: «Не уйдешь, голубчик «(крестит его, черт корчится).

Чёрт: «Пришла моя погибель, скрой меня гиена огненная» (из-за ширмы появляется столб огня и дыма, черт исчезает)

Опыт 12. На асбестовую сетку положена куча сухих кристаллов двухромовокислого аммония. Подогрев сетку со смесью начинает извергаться вулкан.

Опыт 13. Поджечь за ширмой смесь черного пороха ( 3г растертой в ступке сухой калиевой селитры, 1ч мелкого порошка серы и 1ч мелко натертого сухого порошка С, смешать все в ступке роговой ложкой, насыпать на кусок жести и поместить на асбестовую сетку жесть. Поджечь при помощи длинной горящей личины (облако дыма и вспышка).

Ученик: «Неужели это был сон ?»(просыпается).












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ