Сценарий внеклассного мероприятия для 9 - 11 класса «Праздник русского языка»
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Сценарий внеклассного мероприятия
9 - 11 класс
«Праздник русского языка»
подготовила
классный руководитель 9 класса
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2012
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово...
А.А. Ахматова
Задачи:
• углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
• способствовать развитию интереса к родному языку;
• воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:
1) плакаты с высказываниями о русском языке;
2) школьные газеты о русском языке;
3) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой
Подготовка:
1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
2) выпуск газет о русском языке;
3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
4) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.
Ход праздника
Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.
Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке.
1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)
2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)
3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)
4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)
5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.
(М. Горький)
6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)
Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей! Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя.
На фоне музыки звучат стихи.
Ведущий 2: Мурат Паранук, адыгейский поэт
Чтец:
Лесным покоем,
Звоном речек
В моей душе запела Русь.
Горжусь ее певучей речью,
Ее поэзией горжусь.
Она к аульному подпаску
Пришла в холодное жилье,
Согрела лаской, шуткой, сказкой
Сиротство раннее мое.
Она передо мной открыла
Страницами бессмертных книг,
Щедра, легка, ширококрыла,
Неиссякаемый родник.
Открыла горцу и поэту,
Как жизнь любить,
Как мир беречь,
Благословенная вот эта,
Мне ставшая родною речь
Ведущий 1: Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:
Чтец:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык -
Я онемею.
Утратив русский -
Стану я глухой.
Ведущий 2: Ростислав Братунь, украинский поэт
Чтец:
Язык России я не в школе -
По книге Пушкина узнал.
Поэт свои мечты о воле
Еще мальцу мне завещал.
Храню я эту книгу свято:
По ней отец, простой мужик,
Учил любить родного брата -
Народ Руси, его язык.
Язык России я не в школе -
По книге Пушкина узнал,
Как правды знаменье и воли.
Порыв к тому, о чем мечтал.
Ведущий 1: А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер
Чтец:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в план не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок:
Язык до Киева доведет.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Язык говорит, а голова не ведает.
Язык голову кормит, он же и спину портит.
Язык мал: великим человеком шатает.
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивавается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.
Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Чтец
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет -
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
• Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят … (водой не разольешь).
• Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).
• Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).
1.Валится из рук (не получается);
2.Голыми руками взять (легко, без усилий);
1.Клевать носом (засыпать);
2.Идти в ногу (согласованно);
1.Вставлять палки в колёса (мешать);
2.Давать слово (обещать);
1.В двух словах (сжато);
2.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).
Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два ученика разыгрывают сценку.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.
- Как живешь? - спрашиваю.
- Нормально, - отвечает.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?
- Нормально.
Вот так поговорили!
Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».
Сценку разыгрывают три ученика.
Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
- Моя фамилия Михайлов, - отрекомендовался посетитель.
- А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.
- Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы — это слова, близкие по смыслу, значению...
- Ну и что?
- Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…
- Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...
- Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...
- Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.
- Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
- Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
- Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не пятая спица в колеснице...
- Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
- Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. - Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»
Ведущий 2: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).
Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.
Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Ведущий 1: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
Ведущий 2: Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.
Сценку разыгрывают три ученика (рассказчик, неграмотный, грамотей).
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
- Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот. - Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.
Ведущий 1: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.
• Группа «Руки вверх», песня «Студент».
Ты звонишь ей домой,
Когда меня рядом нет.
Скажи мне «да» или «нет»
И дай мне свой ответ.
• П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».
Я шоколадный заяц,
Я ласковый мерзавец
И сладкий на все сто…
• Бутусов, «Песня идущего домой».
Я шел по мостовой,
Я шел по мокрым лужам,
По скользкой мостовой
Ногами снег утюжил.
• группа «Корни»
Твои изумрудные брови
Колосятся под знаком луны...
Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
Ведущий 1: Наша встреча подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Литература
1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Виноградов В.В. История русского литературного языка. - М., 1978
3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. - 1996 - №1
4. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодёжи. // Русская речь. - 1991. - №1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ