Семинар по дисциплине: образовательные программамы в начальной школе

«Красноярский государственный

педагогический университет им. В.П. Астафьева»



лого чб-2

Институт дистанционного образования

(ИДисО)

Семинар

по дисциплине:

образовательные программамы

в начальной школе

Распопова Н.И. 3 курс

Направление 050700 "Педагогика" профиль "

Психология и социальная педагогика"

срок обучения 5 лет



преподаватель:

Коваль Светлана Александровна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

начального образования

2014года

Содержание:

Задание 1.1.Основные положения нового образовательного стандарта начальной школы.с3

1.2. Реализация нового образовательного стандарта в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.с4

1.3. Особенности образовательной программы развивающего обучения (системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова с.5

Задание 2.

2.1.Особенности и содержание программы «Начальная школа XXI века» (под ред.Н.Ф.Виноградовой).с6

2.2..Ведущие целевые установки и компоненты учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте ФГОСс.7

2.3 Система мониторинга результатов образовательного процесса, разработанная в системе «Школа 2000…» «Школа 2100»с8

2.4. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России».с.9

Список литературы: с10



























Задание 1.Основные положения нового образовательного стандарта начальной школы.

Основные положения нового образовательного стандарта начальной школы.







На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».



Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки,

Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».















ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»?







По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.









Целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований: - требований к результату образования, - требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), - требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).





Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина Росси





Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Начальная школа
















Реализация нового образовательного стандарта в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.







Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.









Разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте. Итак, при доработке программ и УМК авторы учитывали:



Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и их реализации на практике.



Леонид Владимирович Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних (среда, воспитание, обучение) и внутренних (индивидуальных качеств ребенка) факторов, который следует за обучением

Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие дефиниции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО 2009 года:













Цель образования - развитие личности









базовые положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;





психолого-педагогические основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова;

.



Понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности

Понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;













научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся





Таким образом психолого-педагогическая система Л.В. Занкова может служить технологической составляющей образования, определяющей пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) развития обучающихся: духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и предметных действий







Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника.

1.3. Особенности образовательной программы развивающего обучения (системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова



Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + НИТ.




Методологический подход: развивающий, системный, исследовательский, культурно-исторический.









Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) операционно-мыслительные умения – СУД + 2) ЗУН + ….



Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные





Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, развивающая




Научная концепция освоения опыта: развивающая + ассоциативно-рефлекторная.






Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический.







Преобладающие методы: проблемные, дедуктивные.






Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: дидактоцентрический + субъект-субъектный (педагогика сотрудничества

















Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым эмпирическим.


Таким образом, я пришла к выводу, что развивающее обучение полностью противопоставлено традиционному. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка называется теоретическим. РО направлено от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. 





В технологии Эльконина-Давыдова обучение путем решения учебных задач является основным методом. Решить задачу теоретически – значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способов решения задачи в предметной, графической или знаковой форме.

















Задание 2.

2.1.Особенности и содержание программы «Начальная школа XXI века» (под ред.Н.Ф.Виноградовой).





«Начальная школа XXI века»



Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой.





Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции; производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку каждого







Основная цель обучения в системе «Начальная школа XXI века» Реальной целью образования должно стать формирование учебной деятельности. Эта реализация теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова о приоритетности развивающих целей обучения была озвучена в концепции нашего комплекта 15 лет назад.









1)дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования реализуется двумя путями:

Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого

2)организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей

. Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования 1. Планируемые результаты Формирование универсальных учебных действий. Предметные результаты обучения. 2. Учебный план образовательного учреждения. 3. Программа формирования универсальных учебных действий. 4. Программы отдельных учебных предметов, курсов. 5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания. 6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 7. Программа коррекционной работы. 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоенияСтандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника



. Система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологи

ческую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю це

лостно обеспечивать весь комплекс требований к организации современно

го образовательного процесса, который определён ФГОС как инструмент

реализации действующей





В специально разработанном

в соответствии с требованиями ФГОС научнометодическом комплексе за

вершённых предметных линий учебников «Перспектива», позволяющем со

здать в классе и школе современную информационнообразовательную сре

ду, адекватную целевым установкам концепции «Наша новая школа».



Учебнометодический комплекс «Перспектива» имеет полное про

граммнометодическое обеспечение учебного плана ФГОС (раздел III,

п. 19.3) и включает такие новые для начальной школы разделы, как основы

духовнонравственной культуры народов России, информатика, иностранные

языки. Таким образом, комплекс «Перспектива» даёт целостный ответ на

вопрос «С помощью чего учить?», в полной мере соответствующий требова

ниям ФГОС к методическому обеспечению образовательного процесса.



Учебнометодический комплекс «Перспектива» (УМК «Перспектива»)

предлагает вариант эффективных, инструментальных ответов на эти и мно

гие другие вопросы, основанных на объединении ресурсов, накопленных в

последние десятилетия, с одной стороны, в российской методологической и

педагогической научных школах (РАГС, РАО, АПК и ППРО) и реализован

ных в дидактической системе де



Прежде всего УМК «Перспектива» даёт чёткий и эффективный ответ на

вопрос «Как обучать?». На этапе перехода к новой деятельностной парадиг

ме образования новый деятельностный метод обучения, разработанный

Л.Г. Петерсон на основе достижений российской методологической школы

(Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.),

Де

ятельностный метод обучения, реализованный в УМК «Перспектива»,

синтезирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций об

разования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций

преемственности с традиционной школой, что открывает перспективу пост

роения единого образовательного пространства деятельностного типа, мето

дологизации содержания образования, непрерывно и преемственн

зованного от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной

школы, а затем и в системе среднего и высшего профессионального обра

зования. Это и определило название учебнометодического комплекса —

«ПЕРСПЕКТИВА».

.



Предложенные в УМК «Перспектива» принципиально новые дидактичес

кие основы организации образовательного процесса деятельностно

тодический потенциал завершённых предметных линий в

полном соответствии с учебным планом ФГОС обеспечивают создание здо

ровьесберегающей, развивающей и воспитывающей информационнообразо

вательной среды, соответствующей требованиям ФГОС к результатам осво

ения основной образовательной программы начального общего образования.



Главной целью учебнометодического комплекса «Перспектива» является

создание информационнообразовательной среды, инструментально обеспе

чивающей включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятель

ность, в процессе которой создаются условия для духовнонравственного

развития и воспитания личности гражданина

2.2.Ведущие целевые установки и компоненты учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте ФГОС 2.3. Система мониторинга результатов образовательного процесса, разработанная в системе «Школа 2000…» «Школа 2100»

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы.
Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.









«Школа 2000» и «Школа 2100», предлагают учителям, родителям ряд диагностических материалов, позволяющих выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка.
Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа:








по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом





по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы






по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;







по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;










Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.
Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы:









  • планирование итоговой работы;







разработка рекомендаций по оценке заданий и и работы в целом



конструирование проверочной работы;






разработка заданий;

подготовка инструкций по проведению работы.














2.4. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России».

Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью











Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. 





Современное образование, в соответствии с концептуальными основами УМК «Школа России», подразумевает не простое обозначение его временной принадлежности, а качественную характеристику личностных, метапред-метных и предметных результатов образования, отвечающих реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющую надёжный потенциал для дня завтрашнего






Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.












II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятель-ностного подхода.

I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России





Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС




Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться



Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов1 ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения. 








Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. 












Список литературы:

1.Система Л.В.Занкова/Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара:Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 ях).

2.Сборник рабочих программ «Школа России» /Сост.С.В.Анащенкова, М.А,Бантова и др. М.: «Просвещение», 2011. – 528 с.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

4.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение, 2010























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ