Нетрадиционный урок как один из способов развития познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала учащихся

И.А. Кряжевская

МБОУ «СОШ № 26», г. Братск



Нетрадиционный урок как один из способов развития познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала учащихся.




«Человек не может быть свободным,

если он не самостоятелен»

( М. Монтессори)

В условиях научно-технического прогресса современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Начальная школа является именно той ступенькой, где закладывается и развивается такое качество личности, как познавательная самостоятельность. Познавательная самостоятельность рассматривается в педагогике как свойство личности, включающее в себя способность индивидуума к овладению метапредметными способами деятельности, а также к их применению без посторонней помощи при решении новых познавательных задач. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.

Младших школьников отличает огромный заряд активности, стремление к подражанию, ответственность. В то же время у детей младшего школьного возраста недостаточно развита воля, им свойственны импульсивность, склонность действовать под влиянием эмоций, что тормозит развитие самостоятельности. Одна из главных задач учителя – научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фактором развития познавательной самостоятельности является организация работы с детьми на уроке.

Как показывает практический опыт проведения уроков, одним из возможных способов решения задачи насыщения познавательной среды условиями, способствующими развитию познавательной самостоятельности учащихся, является такая организация работы учителя, в основе которой лежит формирование самостоятельных умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания через дифференциацию обучения

Как показывает опыт, для любого учителя начальных классов, всегда актуальна    проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Большинство педагогов работают над  созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремятся приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Одним из способов стимулирующих познавательную и творческую деятельность учащихся является технология развивающего обучения Л.В.Занкова. Эта система отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного   развития учащихся. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума, таким образом, является личностно-ориентированным обучением.

Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью используются различные нетрадиционные методы и нестандартные формы проведения уроков, с помощью  которых делается акцент на развитие мышления и психических процессов.

Нестандартные формы уроков становятся основой для нового подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно - оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, эвристическом, методе прямого доступа)
В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса. Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Такие формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

Нетрадиционные уроки позволяют глубже проникать в суть изучаемого материала, они могут порой: «объять необъятное», гармонично объединить фактический и теоретический материал.

Таким образом, нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно, так как этого требует от нас образовательный стандарт. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.


Список литературы.


1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Просвещение, 2003 г. – 124 с.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (в 2-х частях). – Ростов н/Д: Учитель, 2004 г. – 346 с.

3. Лакоцениена Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок, ч. 4 – Ростов н/Д: Учитель, 2007 г. – 258 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2004 г. – 223 с.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ