Рабочая программа курса по выбору «Статус ребенка в правоотношениях Российской Федерации» 9 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»

Тальменского района Алтайского края



Утверждено на заседании Утверждаю директор

Педагогического совета Н.Л.Алексеева_____________

от __ __ 2014 г. Протокол №___ приказ от __ __ 2014 г. №___






Рабочая программа курса по выбору

«Статус ребенка в правоотношениях Российской Федерации»

9 класс

(основное общее образование)

на 2014 – 2015 учебный год

рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы «Обществознание» для основной общеобразовательной школы








составитель:

учитель истории и обществознания

Роут Наталья Петровна



Тальменка

2014

Пояснительная записка

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2003г №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», рекомендации Министерства образования РФ предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательных учреждений, разработана данная программа курса по выбору «Статус ребенка в правоотношениях Российской Федерации»

Ведущими современными тенденциями реформирования системы образования являются: гуманизация, которая предполагает большое внимание к личности ее психологии, интереса запросам, потребностям; а также профилизация. Гуманитарный профиль предполагает углубление знаний учащихся по основам правовых знаний, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в ВУЗ на соответствующие специальности. Программа курса составлена на основе программы Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов метод. Пособие / сост.: О.А.Северина, Е.Н.Сорокина, Е.Н.Сорокина.

Содержание учебного материала соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

В связи с проведенным опросом учащихся выявлен интерес к знакомству с профессиями гуманитарного направления. В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит сокращение учебных планов гуманитарных дисциплин. Однако их знания составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Они необходимы каждому человеку, определяют его отношение к прошлому, настоящему и будущему. Курс по выбору для девятиклассников призван развивать интерес к гуманитарным наукам, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору гуманитарному профилю обучения. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области обществознания.

Актуальность. Приоритетными ориентирами для личности в период ее осмысленного взросления становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и паатриота своего Отечества.

Задачи курса

  1. Повысить правовую грамотность и правовую культуру детей.

  2. Активизировать гражданскую позицию, сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников.

  3. Вовлечь детей в практическую правозащитную работу.

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Повысит мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Планируемые результаты образования

Освоение правовых аспектов содержания программы способствует формированию навыков использования в личной жизни правовых норм.

Курс рассчитан на 8 часов. Режим проведения занятий может быть традиционным (1 или 2 часа), приемлемы и другие варианты. Завершает курс защитой творческих работ по темам курса.

тематический план

занятия

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

1

Статус ребенка в уголовных правоотношениях (теория).

Теория

1


2

Статус ребенка в уголовных правоотношениях (практика).

практика

1


3

Подросток как участник административных правонарушений (теория)

Теория

1


4

Производство по делам об административных правонарушениях (практика).

практика

1


5

Гражданские правоотношения.

Теория практика

0,5

0,5

6

Правоспособность.

Теория практика

0,5

0,5

7

Дееспособность несовершеннолетних.

Теория практика

0,5

0,5

8

Защита проекта «Подросток и закон».

практика

1


Содержание программы

Занятие №1. Занятие №2. Статус ребенка в уголовных правоотношениях.

Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о преступлении.

Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягощающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.

Формы и методы проведения занятий: метод «Займи позицию», групповая работа, практикум, лекция.

Занятие № 3. Подросток как участник административных правонарушений

Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных.

Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.

Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».

Занятие №4. Производство по делам об административных правонарушениях

Цель: охарактеризовать виды административных наказаний, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.

Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест, административное право.

Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».

Занятие №5. Гражданские правоотношения.

Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права с соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.

Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.

Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа. Практикум.

Занятие №6. Правоспособность.

Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права с соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.

Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.

Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа. Практикум.

Занятие №7. Дееспособность несовершеннолетних.

Цель: охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права с соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.

Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.

Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа. Практикум.

Занятие №8. Защита проекта «Подросток и закон».

Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.

Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Формы и методы проведения занятия: защита проекта, гражданский форум, «круглый стол».


Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

  • Выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

  • Создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;

  • Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • Проводить самооценку собственных знаний и умений.


Основные понятия

Административное право – отрасль права, объединяющая правила, посвященные деятельности исполнительных (административных) органов власти. Специальный раздел административного права посвящен административным правонарушениям (проступкам) – менее опасным по сравнению с уголовными преступлениями нарушениями права.

Гражданские права – то же, что и личные права.

Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Правонарушение – поступок, вредный для общества и запрещенный законом.

Правоспособность – способность лица иметь права и нести обязанности.

Уголовный кодекс – большой закон, объединяющий самые важные запреты.

Юрист – специалист по праву.


Список литературы

1. Володина, С.И. Основы правовых знаний учебник для 8 – 9 классов в двух книгах российский фонд правовых норм / С.И.Володина, А.М.Полиевктова, Е.М.Ашмарина – М., 2003.

2. Всеобщая декларация прав человека (в сокращенном изложении).

3. Гражданский кодекс РФ (извлечения).

4. Иоффе, А.И. Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: учебное пособие / А.И.Иоффе – М., 2003.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения).

6. Конвенция о правах ребенка ( в сокращенном изложении).

7.Конституция РФ.

8. Мушинский, В.О. Азбука гражданина: учебник для основной школы / В.О.Мушинский. – М., 1998.

9.Уголовный кодекс РФ (извлечения).


Сайты, учебные материалы по юриспруденции

● allpravo.ru - сайт "Право России" Разделы сайта: Электронная библиотека, Дипломные, Тесты on-line, Юридические словари, Рекомендации (студенту, начинающему юристу), Судебная практика, Каталог ресурсов.

 ● law.pp.ru  - "Юридический факультет" Все, что нужно студенту Юридического факультета - рефераты (мало), учебники (114), статьи, шпаргалки (много), лекции (оч. мало). Раздел шпаргалок - выбрать курс (с1-го по 5-ый) - вопросы, ответы. В английском языке - топики по праву, конституции, законодательству.

● tarasei.narod.ru  - "Все о праве". Рефераты, курсовые, учебники и пр. В частности: - эксклюзивная коллекция рефератов и курсовых по 23-м темам;  - правовая библиотека (учебники, пособия, лекции);  - большая коллекция ссылок "Все юридические ресурсы русского Интернета"

 



 

● oprave.ru   Юридический портал "Правопорядок" - Статьи, Новости, Судебная практика, Курсовые, Доклады, Книги и др. 

● yurclub.ru   ЮрКлуб - виртуальный клуб юристов. В разделе "Материалы" публикации по двум десяткам тем.  

● interlaw.dax.ru - Студенту - юристу. 



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ