Методика использования тестовых заданий на уроках географии на переводных и выпускных экзаменах
Методика использования тестовых заданий на уроках географии
на переводных и выпускных экзаменах
Е. Свистельникова ,
учитель географии МОУ «Засосенская
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н. Л.Яценко»
Методика использования тестовых заданий позволяет оптимизировать использование времени на уроке, вырабатывать у учащихся навыки решения задач в тестовой форме на экзаменах, а также подготовить учебный материал к его освоению на уроке и во внеурочное время с применением компьютера. Актуальность работы продиктована переходом на тестовую форму экзаменов.
Целесообразность применения тестовых заданий в различной форме определяется также постоянным и быстрым увеличением объема информации в курсе географии. Традиционные формы обучения, тренинга и контроля знаний, при всей их безусловной надежности, эффективности зачастую оказываются недостаточно эффективными, либо требуют значительно больше времени для получения сходных результатов. Это, разумеется, не означает полной универсальности тестовых методов и их преимущества во всех случаях. Тесты являются лишь элементом в целостной системе средств и методов, применяемых для обучения. Однако, внедрение в школьную практику современных технических средств требует соответствующей коррекции этих средств и методов.
Практика работы показала полезность методики в плане установления межпредметных и внутрипредметных связей. Надлежащим образом сформулированное задание позволяет учащимся на базе имеющихся у них сведений не только решать, но и самостоятельно формулировать вопросы, что способствует осознанному восприятию и более прочному усвоению информации.
Ниже приведены возможные рабочие схемы такого рода.
1. Для установления внутрипредметных связей.
Классифицировать перечисленные термины по принадлежности к природным объектам, процессам или явлениям и установить их взаимное соответствие:
почва; атмосфера; сель; горная система; пыльная буря; эрозия; атмосферные осадки; конденсация водяного пара; таяние ледников.
Природный объект
Природный процесс
Природное явление
Атмосфера Горная система
Почва
Конденсация водяного пара
Таяние ледников
Эрозия
Атмосферные осадки
Сель
Пыльная буря
2. Для установления межпредметных связей (география — биология).
Установить соответствие указанных растительных и животных видов типам зональных природных комплексов: Тундра; степь; пустыня; тайга. Пихта; саксаул; ковыль; ягель. Соболь; лемминг; дрофа; варан.
Вариант ответа:
Тундра: ягель, лемминг. Пустыня: саксаул, варан.
Степь: ковыль, дрофа. Тайга: пихта, соболь.
Предлагаемая методика предусматривает обязательное наличие в массиве выборки необходимых для правильного ответа элементов, а также отсутствие лишних. В тех же случаях, когда массив не полон, представляется целесообразным информировать учащихся о возможности использования терминов и названий, не указанных в задании, а также о наличии лишних элементов.
Пример задания:
Крупнейшими угольными бассейнами России являются (лишнее вычеркнуть, недостающее дополнить):
Донецкий, Экибастузский, Печорский, Кузнецкий, Южно-Якутский, ,
В процессе подготовки учащихся к решению задач, представляемых в форме тестов, возможно и весьма эффективно использовать задания, требующие от них самостоятельного формулирования вопроса по заданной теме.
Общая схема подобных заданий может выглядеть так:
«Сформулируйте тест-вопрос, правильным ответом на который будет « ».
Пример задания: Сформулируйте тест-вопрос, правильным ответом на который будет «Мурманск».
Варианты ответа:
Крупнейшим портом России в бассейне Северного Ледовитого океана является: Калининград; Салехард; Тикси; Мурманск; Архангельск; Нарьян-Мар; Новороссийск (нужный ответ подчеркнуть).
Крупный незамерзающий порт на побережье Баренцева моря называется .
Крупнейший город в Российском Заполярье — это: Норильск; Мурманск; Хатанга; Анадырь; Салехард
(нужный ответ подчеркнуть).
С подобными заданиями учащиеся справляются еще более успешно, если у них есть опыт составления и решения учебных тематических кроссвордов, чайнвордов и других, аналогичных по идее заданий.
Необходимость формулирования заставляет ученика использовать знание русского языка, тем более, что ответ должен быть дан им в письменном виде.
Кроме того, составленные учащимися тест-вопросы могут быть использованы учителем для зачтения классу в качестве задания, либо зачитываться учащимися самостоятельно.
В зависимости от характера, целей и задач конкретного урока варьируется не только содержание, но и типы построения тест-вопросов. Ниже приведены типовые схемы, применимые в курсах физической и экономической географии на разных этапах обучения.
1. Альтернативный тест
Формулировка вопроса-утверждения требует однозначного ответа по принципу «да — нет». Примеры:
1.Предприятия алюминиевой промышленности размещаются по наличию источников дешевой электроэнергии (правильный ответ подчеркнуть).
Да — Нет
2.Самой низкой себестоимостью перевозок обладает железнодорожный транспорт (неправильный ответ вычеркнуть).
Да —Нет
3.Государство Таиланд является абсолютной монархией.
Да — Нет
(Учащиеся по своему усмотрению вычеркивают ошибочный ответ или выделяют верный.)
2. Опознавательный тест
Ключом к ответу является сочетание признаков, характерных для данного объекта. Примеры:
1) Определить название страны и ее столицу по перечню признаков:
Европейское государство;
Конституционная монархия;
Государственные языки — французский и голландский;
Экспортер продуктов питания.
(Нидерланды) — (Амстердам)
Название страны: .
Столица: .
Определить промышленный узел по его специализации.
Отрасли специализации: цветная металлургия; с/х машиностроение; электроэнергетика; транспортный узел (ж/д, авиа-, речной).
Массив выборки: Новосибирск; Екатеринбург; Красноярск; Петрозаводск; Норильск; Воронеж.
(Красноярск)
Название промышленного узла: .
3. Тест- классификатор
Указанные в массиве выборки объекты классифицируются при ответе по указанному критерию, либо критерий выявляется самостоятельно.
Примеры: 1) Сгруппировать территории по степени лесообеспеченности:
Лесоизбыточные: .
Лесодостаточные: .
Лесонедостаточные: .
Массив выборки: Астраханская область, Республика Коми, Таймырский автономный округ, Тверская область, Смоленская область, Тульская область, Республика Карелия, Алтайский край.
2) Сгруппировать перечисленные страны по формам правления: Франция, Таиланд, Кувейт, Польша, Норвегия, Саудовская Аравия, Хорватия, Эстония, Бразилия, Япония.
Форма правления: .
Страны: .
4. Тест-определитель
Этот тип теста интересен тем, что может быть как весьма сложным, так и предельно простым. Кроме того, он позволяет предусмотреть в задании не только однозначный ответ, но и возможные (не оптимальные) варианты ответа. Такая возможность, как показала практика проверки контрольных, экзаменационных и зачетных тестовых работ, полезна для учителя. Она позволяет выявить разделы программы, недостаточно четко доведенные до учащихся, и соответственно скорректировать учебный материал.
Примеры.
1) Самой древней из мировых религий является (правильный ответ подчеркнуть):
ислам;
буддизм;
христианство.
2) Египет является (правильный ответ подчеркнуть):
федерацией;
конфедерацией;
унитарным государством.
3) Выгодность экономгеографического положения Молдовы определяется (правильный ответ подчеркнуть):
наличием выхода к морю;
природно-климатическими условиями;
сырьевыми ресурсами территории.
Некоторые варианты тестов-определителей могут предполагать или даже требовать нескольких ответов.
Пример:
Главными отраслями промышленной специализации Уральского района являются (2 ответа):
тяжелое машиностроение;
черная металлургия; цветная металлургия;
легкая промышленность; пищевая промышленность.
В качестве тестового задания удобно использовать графический материал. Для этого пригодны ландшафтные фотографии, открытки, иллюстрации.
Очень удобно использовать в качестве графических тест-вопросов фрагменты контурных карт. Сложность задания по конкретной вырезке-фрагменту может колебаться в очень широких пределах — от определения материка (региона) до определения конкретной страны с указанием ее столицы, формы правления, государственного устройства и т.д. При использовании графического материала в качестве тестового задания необходимо учитывать, что материал должен содержать элементы, обеспечивающие возможность решения задачи. В качестве таковых могут использоваться элементы градусной сетки, характерные черты ландшафта, растения и животные, расовые признаки, особенности национальной одежды, архитектуры и многое другое. Полезной чертой графических тестов является их универсальность — одна и та же вырезка-фрагмент часто может быть использована в качестве тест-задания в разных параллелях с различной формулировкой вопроса.
В заключение хочу отметить, что предлагаемая методика не претендует на универсальность и всеохватность. Перечень типов тест-вопросов сокращен, названы лишь те, эффективность и методическое «удобство» которых проверены практикой. Кроме того, тестовая методика зачастую более трудоемка для учителя и сложна в подготовке по сравнению с классическими формами работы. Однако, использование ее заметно активизирует ребят, повышает мотивацию их к учебе и, как мне кажется, может стать полезным дополнением в методическом арсенале учителя-практика.
Использованная литература:
Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто пиемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М.:5 за знания, 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ