Методика использования тестовых заданий на уроках географии на переводных и выпускных экзаменах

Методика использования тестовых заданий на уроках географии

на переводных и выпускных экзаменах


Е. Свистельникова ,

учитель географии МОУ «Засосенская

средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н. Л.Яценко»


Методика использования тестовых заданий позволяет оптимизировать использование времени на уроке, вырабатывать у учащихся навыки решения задач в тестовой форме на экзаменах, а также подготовить учебный материал к его освоению на уроке и во внеурочное время с применением компьютера. Актуальность работы продиктована переходом на тестовую форму экзаменов.

Целесообразность применения тестовых заданий в различной форме определяется также постоянным и быстрым увеличением объема информации в курсе географии. Традиционные формы обучения, тренинга и контроля знаний, при всей их безусловной надежности, эффективности зачастую оказываются недостаточно эффективными, либо требуют значительно больше времени для получения сходных результатов. Это, разумеется, не означает полной универсальности тестовых методов и их преимущества во всех случаях. Тесты являются лишь элементом в целостной системе средств и методов, применяемых для обучения. Однако, внедрение в школьную практику современных технических средств требует соответствующей коррекции этих средств и методов.

Практика работы показала полезность методики в плане установления межпредметных и внутрипредметных связей. Надлежащим образом сформулированное задание позволяет учащимся на базе имеющихся у них сведений не только решать, но и самостоятельно формулировать вопросы, что способствует осознанному восприятию и более прочному усвоению информации.

Ниже приведены возможные рабочие схемы такого рода.

1. Для установления внутрипредметных связей.

Классифицировать перечисленные термины по принадлежнос­ти к природным объектам, процессам или явлениям и установить их взаимное соответствие:

почва; атмосфера; сель; горная система; пыльная буря; эро­зия; атмосферные осадки; конденсация водяного пара; таяние ледников.


Природный объект

Природный процесс

Природное явление

Атмосфера Горная система

Почва

Конденсация водяного пара

Таяние ледников

Эрозия

Атмосферные осадки

Сель

Пыльная буря

2. Для установления межпредметных связей (география — биология).

Установить соответствие указанных растительных и живот­ных видов типам зональных природных комплексов: Тундра; степь; пустыня; тайга. Пихта; саксаул; ковыль; ягель. Соболь; лемминг; дрофа; варан.

Вариант ответа:

Тундра: ягель, лемминг. Пустыня: саксаул, варан.

Степь: ковыль, дрофа. Тайга: пихта, соболь.

Предлагаемая методика предусматривает обязательное нали­чие в массиве выборки необходимых для правильного ответа элементов, а также отсутствие лишних. В тех же случаях, когда массив не полон, представляется целесообразным информиро­вать учащихся о возможности использования терминов и на­званий, не указанных в задании, а также о наличии лишних элементов.

Пример задания:

Крупнейшими угольными бассейнами России являются (лишнее вычеркнуть, недостающее дополнить):

Донецкий, Экибастузский, Печорский, Кузнецкий, Южно-Якутский, ,

В процессе подготовки учащихся к решению задач, представ­ляемых в форме тестов, возможно и весьма эффективно исполь­зовать задания, требующие от них самостоятельного формулиро­вания вопроса по заданной теме.

Общая схема подобных заданий может выглядеть так:

«Сфор­мулируйте тест-вопрос, правильным ответом на который будет « ».

Пример задания: Сформулируйте тест-вопрос, правильным ответом на который будет «Мурманск».

Варианты ответа:

  1. Крупнейшим портом России в бассейне Северного Ледо­витого океана является: Калининград; Салехард; Тикси; Мур­манск; Архангельск; Нарьян-Мар; Новороссийск (нужный ответ подчеркнуть).

  2. Крупный незамерзающий порт на побережье Баренцева моря называется .

  3. Крупнейший город в Российском Заполярье — это: Но­рильск; Мурманск; Хатанга; Анадырь; Салехард

(нужный ответ подчеркнуть).

С подобными заданиями учащиеся справляются еще более успешно, если у них есть опыт составления и решения учебных тематических кроссвордов, чайнвордов и других, аналогичных по идее заданий.

Необходимость формулирования заставляет ученика исполь­зовать знание русского языка, тем более, что ответ должен быть дан им в письменном виде.

Кроме того, составленные учащимися тест-вопросы могут быть использованы учителем для зачтения классу в качестве задания, либо зачитываться учащимися самостоятельно.

В зависимости от характера, целей и задач конкретного урока варьируется не только содержание, но и типы построения тест-вопросов. Ниже приведены типовые схемы, применимые в кур­сах физической и экономической географии на разных этапах обучения.

1. Альтернативный тест

Формулировка вопроса-утверждения требует однозначного ответа по принципу «да — нет». Примеры:

1.Предприятия алюминиевой промышленности размещают­ся по наличию источников дешевой электроэнергии (правиль­ный ответ подчеркнуть).

Да — Нет

2.Самой низкой себестоимостью перевозок обладает желез­нодорожный транспорт (неправильный ответ вычеркнуть).

Да —Нет

3.Государство Таиланд является абсолютной монархией.

Да — Нет

(Учащиеся по своему усмотрению вычеркивают ошибочный ответ или выделяют верный.)

2. Опознавательный тест

Ключом к ответу является сочетание признаков, характерных для данного объекта. Примеры:

1) Определить название страны и ее столицу по перечню признаков:

Европейское государство;

Конституционная монархия;

Государственные языки — французский и голландский;

Экспортер продуктов питания.

(Нидерланды) — (Амстердам)

Название страны: .

Столица: .

  1. Определить промышленный узел по его специализации.

Отрасли специализации: цветная металлургия; с/х машинострое­ние; электроэнергетика; транспортный узел (ж/д, авиа-, речной).

Массив выборки: Новосибирск; Екатеринбург; Красноярск; Петрозаводск; Норильск; Воронеж.

(Красноярск)

Название промышленного узла: .

3. Тест- классификатор

Указанные в массиве выборки объекты классифицируются при ответе по указанному критерию, либо критерий выявляется самостоятельно.

Примеры: 1) Сгруппировать территории по степени лесообеспеченности:

Лесоизбыточные: .

Лесодостаточные: .

Лесонедостаточные: .

Массив выборки: Астраханская область, Республика Коми, Таймырский автономный округ, Тверская область, Смоленская область, Тульская область, Республика Карелия, Алтайский край.

2) Сгруппировать перечисленные страны по формам правления: Франция, Таиланд, Кувейт, Польша, Норвегия, Саудовская Аравия, Хорватия, Эстония, Бразилия, Япония.

Форма правления: .

Страны: .

4. Тест-определитель

Этот тип теста интересен тем, что может быть как весьма сложным, так и предельно простым. Кроме того, он позволяет предусмотреть в задании не только однозначный ответ, но и воз­можные (не оптимальные) варианты ответа. Такая возможность, как показала практика проверки контрольных, экзаменационных и зачетных тестовых работ, полезна для учителя. Она позволяет выявить разделы программы, недостаточно четко доведенные до учащихся, и соответственно скорректировать учебный материал.

Примеры.

1) Самой древней из мировых религий является (правильный ответ подчеркнуть):

ислам;

буддизм;

христианство.

2) Египет является (правильный ответ подчеркнуть):
федерацией;

конфедерацией;

унитарным государством.

3) Выгодность экономгеографического положения Молдовы определяется (правильный ответ подчеркнуть):

наличием выхода к морю;

природно-климатическими условиями;

сырьевыми ресурсами территории.

Некоторые варианты тестов-определителей могут предпола­гать или даже требовать нескольких ответов.

Пример:

Главными отраслями промышленной специализации Ураль­ского района являются (2 ответа):

тяжелое машиностроение;

черная металлургия; цветная металлургия;

легкая промышленность; пищевая промышленность.

В качестве тестового задания удобно использовать графичес­кий материал. Для этого пригодны ландшафтные фотографии, открытки, иллюстрации.

Очень удобно использовать в качестве графических тест-во­просов фрагменты контурных карт. Сложность задания по кон­кретной вырезке-фрагменту может колебаться в очень широких пределах — от определения материка (региона) до определения конкретной страны с указанием ее столицы, формы правления, государственного устройства и т.д. При использовании графи­ческого материала в качестве тестового задания необходимо учи­тывать, что материал должен содержать элементы, обеспечиваю­щие возможность решения задачи. В качестве таковых могут использоваться элементы градусной сетки, характерные черты ландшафта, растения и животные, расовые признаки, особеннос­ти национальной одежды, архитектуры и многое другое. Полез­ной чертой графических тестов является их универсальность — одна и та же вырезка-фрагмент часто может быть использована в качестве тест-задания в разных параллелях с различной фор­мулировкой вопроса.

В заключение хочу отметить, что предлагаемая методика не претендует на универсальность и всеохватность. Перечень типов тест-вопросов сокращен, названы лишь те, эффективность и методическое «удобство» которых проверены практикой. Кроме того, тестовая методика зачастую более трудоемка для учителя и сложна в подготовке по сравнению с классическими формами работы. Однако, использование ее заметно активизирует ребят, повышает мотивацию их к учебе и, как мне кажется, может стать полезным дополнением в методическом арсенале учителя-практика.

Использованная литература:

Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто пиемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М.:5 за знания, 2007.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ