Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Чернова Г.В., учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №17» г. Берёзовский

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Основным объектом, содержательной и критериальной базы итоговой оценки выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (критерии оценки).

Нулевой уровень - не достигнут даже необходимый уровень.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Система оценки достижения планируемых результатов:

  • обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;

  • ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и формирование УУД;

  • позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;

  • обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую осуществлять управление образовательным процессом;

  • предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения: за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.


Я остановлюсь на оценке предметных результатов, т.е. результатов, планируемых по отдельным предметам.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с предметным содержанием на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, отражающих опорную систему знаний данного учебного курса.

В системе оценивания используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, на итоговую отметку детей не влияет.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

  • стартовая диагностика,

  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,

  • итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. В ходе мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе отслеживаются уровень развития осведомленности, кратковременной памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики руки, сформированность школьной мотивации. Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки первоклассников. Предметная стартовая диагностика проводится с целью:

  • выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;

  • выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов заношу в таблицы требований.

Примерный перечень умений и навыков по отдельным предметам.



Математика

1

Счет объектов до 10

2

Положение объекта в последовательности в пределах 5

3

Счет в прямом и в обратном порядке от 1 до 10

4

Знание цифр и соотнесение их с количеством предметов

5

Сравнение реальных объектов по признакам: цвет, размер, форма, количество

6

Знание геометрических фигур

7

Ориентация в пространстве: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п.

8

Чтение пиктограммы и сравнение данных (в пределах 5)

Русский язык и чтение

1

Причинно-следственные связи и составление рассказа

2

Правильное произношение звуков

3

Построение предложений: простые, сложные; распространенные, нераспространенные

4

Отличать звуки в начале и в конце слов

5

Различать гласные и согласные звуки

6

Знание букв

7

Умение читать: по слогам, целыми словами, беглое чтение

Окружающий мир

1

Уровень осведомленности об окружающем мире

*Стимульные материалы в приложении 1

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Это

  • устный опрос,

  • письменная самостоятельная работа,

  • диктанты,

  • контрольное списывание,

  • тестовые задания,

  • графическая работа,

  • сообщение,

  • изложение,

  • творческая работа,

  • контроль техники чтения.

Тематический контроль по четырём основным предметам авторы учебного комплекта предлагают проводить в специальных тетрадях на печатной основе, в которых даны рекомендации по оцениванию. Для оценки результатов применяю принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов всем участникам образовательного процесса. Оценку «5» получит ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем. Результаты отмечаю в таблицах требований (Приложение 2).

Кроме этого практикую ведение листов индивидуальных достижений по математике, русскому языку, литературному чтению, (Приложение 3), которые заполняются после выполнения проверочных и контрольных работ и имеют следующую структуру:


Лист индивидуальных достижений

ФИ ___________________ Предмет________________________

Класс________________________ Учитель________________________

Формируемые навыки и умения

Лента времени































+ сформированы

+ формируются

- не сформированы

Особое внимание уделяю отслеживанию навыков, связанных с читательской деятельностью. «Чтение» - это тот предмет, посредством которого ученик будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам. Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения способов чтения и понимания прочитанного, то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением. После окончания начальной школы ученик должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Для оценки результатов читательской деятельности предъявляю пять критериев оценки:

  • темп чтения,

  • безошибочность чтения,

  • выразительность чтения,

  • определение темы, главной мысли текста,

  • понимание смысла прочитанного: в 1 – 2 классах – ответы на вопросы, в 3 – 4 классах – умение задавать вопросы по тексту.

Для тренировки темпа чтения использую компьютерную программу Зубрина Сергея Викторовича, которая позволяет определить не скорость чтения за минуту, а среднюю скорость прочтения текста.

На уроках окружающего мира для проверки знаний и сформированности тех или иных умений часто использую устную презентацию с использованием ИКТ. Критерии оценки представлены в листе наблюдений:


Лист наблюдений


Оценка устной презентации








  • наглядно передает содержание и структуру сообщения








  • выбирает доступное содержание








  • выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения








  • привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона








  • использует специальные слова и выражения








  • использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь







Важно помнить, что оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки ученика. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции (Приложение 4). Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ученику сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

С этой целью, например, в тетрадях по русскому языку постепенно, начиная с 1 класса, ввожу условные знаки для обозначения орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Условное обозначение

Вид ошибки

/

орфографическая ошибка

пунктуационная ошибка

w

логопедическая ошибка

Г

нарушение границы предложения (Ёж фыркнул.И убежал.)

Z

красная строка (нет отступа)

H

речевой недочет (неудачный выбор слова)

П

Повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)

1,2,3 …

Нарушение порядка слов в предложении


Такая работа приучает ученика к самоанализу, отрабатывает алгоритм работы над ошибками (по памятке), что повышает её результативность.

Для отработки и оценивания умений, развития самооценки ученика использую тренажеры Т.Л.Мишакиной. Особенно нравится тренажер по формированию УУД, т.к. интегральный характер тестирования позволяет определить, по какому предмету можно выставить оценку за наиболее успешное выполнение отдельного задания. Таблица, данная в начале тетради, позволяет фиксировать уровень сформированности УУД, а совместное оценивание работы способствует становлению навыка самоконтроля и самооценки, организации последующей работы над ошибками.

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. Итоговая аттестация проводится в форме

  • диагностическая контрольная работа,

  • диктанты, изложение,

  • контроль техники чтения.

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика:

  • участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,

  • активность в проектах и в исследовательской работе,

  • творческий отчёт.

Сведения по внеурочной деятельности ученика также заношу в таблицы.

В ходе итоговой аттестации использую новые формы и методы оценки - метапредметные диагностические работы (Приложение 5). Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе не сплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Она состоит из двух частей – основной и дополнительной. В основной части работы задания направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Отдельно хочу остановиться на оценке достижений учеников в первый год обучения при безотметочном оценивании. В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи. Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

Результаты детей можно оценивать с помощью:

  • волшебных линеечек,

  • оценочной лесенки,

  • словесной оценки,

  • светофора.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

Оценочная лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

При безозотмечном оценивании необходимо помнить о правилах оценочной безопасности.

  1. Не скупимся на похвалу.

  2. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

  3. «На ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

  4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

  5. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

  6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

  7. Не высмеиваем, а шутим по-доброму.

  8. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

И в заключение, что дает мне как педагогу новая система оценки. Она позволяет вовлечь в оценочную деятельность как обучающихся, так и родителей. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Всё это позволяет снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; выявить какой предмет ребенку интереснее других.

В ходе анализа результатов можно определить:

  • Какой предмет ребёнку интереснее других;

  • Каково качество усвоения отдельных тем;

  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника реализует и важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Эта работа очень трудоемкая и кропотливая, но она даёт учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения; позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём, гораздо более информативную, чем традиционные отметки.

Приложение 1

Стимульные материалы стартовой диагностики.

Математика

  1. Посчитай от 1 до 10 и обратно.

  2. Посчитай, сколько бабочек:

бабочка4 бабочка4 бабочка4бабочка4бабочка4бабочка4бабочка4

  1. Назови предмет, который стоит по счету 3:

бабочка4pear_greentomatoCL-71_1original

  1. Какая это цифра - 5? Отсчитай мне столько бабочек (задание 1)

  2. Чем похожи, чем отличаются?

F:\Мои рисунки\Коллекция картинок (Microsoft)\j0433911.pngF:\Мои рисунки\Коллекция картинок (Microsoft)\j0433911.png F:\Мои рисунки\фрукты овощи ягоды\перец1.gif F:\Мои рисунки\фрукты овощи ягоды\перец.gif

  1. Чего больше и на сколько?

F:\Мои рисунки\Детские\круж жел.gifF:\Мои рисунки\Детские\круж жел.gifF:\Мои рисунки\Детские\круж жел.gifF:\Мои рисунки\Детские\круж жел.gifF:\Мои рисунки\Детские\кружка син.gifF:\Мои рисунки\Детские\кружка син.gifF:\Мои рисунки\Детские\кружка син.gif

  1. Назови фигуры

  1. Что стоит перед треугольником? между треугольником и квадратом?, после треугольника?

  2. Рассмотри рисунок и ответь:

- У кого больше всех грибов?

- У кого меньше всех?

- У кого поровну?

- У кого больше – у Пети или Маши?

- На сколько больше?




Картинка 7 из 189


Картинка 7 из 189


Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

МАМА

ПЕТЯ

МАША

ПАПА



Русский язык и чтение

Текст для проверки читательских умений

Одуванчики.

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)

1. Из каких цветов сплела Танюша венок?

2. Почему венок назван золотым?

3. С чем сравнивается цветок одуванчика?

4. Когда одуванчик становится белым?

5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?

(По К. Соколову-Микитову.)



Речь. Причинно-следственные связи. «Последовательные картинки»

Цель: оценка возможностей составления связного рассказа по серии картинок, установления связи событий, отраженных на этих картинках.

Инструкция: перемешанные картинки (5 штук) положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)».

Оценка результатов:

  • Сам разложил – высокий уровень – 4 балла

  • Сам разложил, но ошибся и сам исправил – хороший уровень - 3

  • Если исправил с помощью педагога – средний уровень - 2

  • Не справился с заданием – низкий уровень – 1 балл

  • Разложил и содержательно рассказал – высокий уровень - 4

  • Разложил и рассказал, использовав 2-3 сложные предложения – хороший уровень - 3 балла

  • Есть нарушения причинно-следственные связи (описывает все картинки отдельно) – средний уровень - 2 балла

  • Только отвечает на вопросы педагога – низкий уровень - 1 балл

C:\Users\227\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\дом, который 001.bmp

Фонетика.

Цель: оценить особенности фонематического слуха (звуко-буквенного анализа), умение различать гласные и согласные звуки.

Задание 1. Ребенку предъявляется 3 ряда картинок. Каждый ряд содержит 4 картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови предмет, который на ней изображен. Если есть звук «с», то хлопни в ладоши».

3 ряда картинок:

1) собака, зонт, самолет, ромашка («с» в начале)

2) лиса, капуста, роза, окно («с» в середине)

3) автобус, бочка, кактус, заяц («с» в конце).

Оценка результатов:

10-12 – высокий

7-9 - хороший

4-6 – средний

3 и менее – низкий

Задание 2. Ребёнку предъявляется 8 предметных картинок: аист, улитка, иголка, осы, домик, мяч, барабан, кукла.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови предмет. Разложи их на две кучки: предметы, которые начинаются с гласного звука, и на предметы, которые начинаются с согласного звука.

Оценка результатов:

без ошибок – высокий

1 - 2 - хороший

3 - 4 – средний

менее 4 – низкий

Окружающий мир

Беседа, отражающая уровень осведомленности об окружающем мире

Цель: выявление общей осведомленности ребенка, установление эмоционального контакта.

Вопросы:

    1. Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла)

    2. Когда ты родился? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год? (дата или месяц – 1 балл), число, месяц, год – 2 балла

    3. Как зовут твоих родителей? (ФИО – 2б, ФИ – 1б)

    4. В каком городе ты живешь?

    5. Сейчас утро или вечер?

    6. Какое сейчас время года?

    7. Назови четыре времени года (в любом порядке).

    8. Назови дни недели, начиная с понедельника.

    9. Каких ты знаешь диких животных? Назови.

10) Каких ты знаешь домашних животных? Назови.

Оценка результатов:

12 – 14 баллов – высокий уровень

10 - 11 баллов – хороший уровень

8 – 9 баллов – средний уровень

7 и менее баллов – низкий уровень





















Приложение 2

Таблица требований. Русский язык . 1 класс. Обучение грамоте

+ сформированы

+ формируются

- не сформированы

ФИ

Знание письменных букв

Списывание печатного текста

Письмо под диктовку

Итог


1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.











































































































Приложение 3

Лист индивидуальных достижений

Чтение 1- 2 класс

Ученик___________ Класс_____ Учитель_____________

Формируемые навыки и умения

Даты оценивания



старт

Χ

ΧII

II

III

V

Способ чтения

1

Знание отдельных букв







2

По слогам







3

Целыми словами







4

Беглое чтение








Скорость чтения








Выразительность чтения







Правильность чтения

1

Искажение слов







2

Постановка ударения







3

Повторы







Понимание прочитанного

1

Формулирование темы текста (о чем читал)







2

Ответ на вопрос по прочитанному







3

Пересказ текста








Чтение наизусть

















Лист индивидуальных достижений

Чтение 3 - 4 класс

Ученик___________ Класс_____ Учитель_____________

Формируемые навыки и умения

Даты оценивания



старт

Χ

ΧII

II

III

V


Скорость чтения








Выразительность чтения







Правильность чтения

1

Искажение слов







2

Постановка ударения







3

Повторы







Понимание прочитанного

1

Формулирование темы текста (о чем читал)







2

Формулирование главной мысли текста







3

Ответы на вопросы по прочитанному







4

Составление вопросов по прочитанному







5

Пересказ текста







6

Построение плана текста








Чтение наизусть








Составление собственного рассказа





















Лист наблюдений



Оценка работы в группе



Дата ________________



Имя, фамилия

___________________________________________










  • чередует говорение и слушание;










  • задает уместные вопросы;










  • говорит по теме;










  • пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе;











































Приложение 4

Примеры вопросов для самооценивания

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________



Я думаю, это потому, что ________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Самым интересным было _______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________






Приложение 5

Итоговая комплексная работа 1 класс

Сова

7

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала

13

сова старику, но перестала у него

Картинка 7 из 138

18

на лугу мышей ловить. Старик

24

это поначалу не заметил, а мыши

28

обнаглели. Стали они гнезда

31

шмелей разорять. Улетели

39

шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего

48

не понял старик. А клевер перестал расти на лугу.

56

Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.

62

Картинка 67 из 165



Вот как все в природе связано

67

между собой! Теперь понял это

73

старик и пошел скорее к сове

75


прощение просить.



Задание 1.

Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.

Картинка 7 из 138


Картинка 54 из 535


http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/009/001/230768172.jpg


http://www.sibpush.ru/images/zhiv_kr_412.gif

http://barbarka.narod.ru/Image1.jpg

Картинка 5 из 1526

http://www.rosfoto.ru/photos/big/0053000/054410_101.jpg

Картинка 43 из 1094




Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой

Картинка 7 из 138 Картинка 43 из 1094



Ответ:

________________________________

Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.

Вопрос 1.

Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число.

Ответ: ________

Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.

Ответ: Больше всего ног у ________

Вопрос 3. У кого ног меньше – у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.

Ответ: У человека ног ________ на ________.

Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

___ букв

___ звуков

___ букв

___ звуков

Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.

________________

________________



___ букв

___ звуков

________________



2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.

3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.

4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 7. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.

Картинка 7 из 138


Картинка 43 из 1094


Неживая природа


http://www.rosfoto.ru/photos/big/0053000/054410_101.jpg


http://barbarka.narod.ru/Image1.jpg


Растение


Картинка 5 из 1526


Картинка 3 из 208


Животное


Картинка 46 из 1223


Картинка 5 из 948


Дерево


http://media.svetlyak.ru/gallery/070823/070822-093729.jpg


Картинка 96 из 203


Травянистое растение


Картинка 4 из 1167


Картинка 7 из 728

Задание 8. Сколько в сказке живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.

Ответ: ________



Задание 9.

1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ: Незнакомых слов ________

2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово


Значение незнакомого слова

1. ____________

____________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________

4. ____________

____________________________

5. ____________

____________________________

6. ____________

____________________________

7. ____________

____________________________

8. ____________

____________________________

9. ____________

____________________________

10. ___________

____________________________



Задание 10. Как ты думаешь, чем обидел старик сову? Напиши одним предложением.

______________________________________________

______________________________________________



Задание 11. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на месте старика? Напиши в двух предложениях.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________



Рекомендации по проведению и оцениванию

Задание 1. ЧТЕНИЕ (читательская компетенция).

Раздел: Техника и навыки чтения

Оценивается скорость чтения текста «про себя».

Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью песочных часов отмечает временной интервал в 1 мин.

По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки.

Если отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время «вчитаться»), то дети ставят палочку и по первому сигналу учителя. В этом случае фиксация результатов и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются: необходимо фиксировать два значения – порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. Скорость чтения определится как разность между этими двумя значениями.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 4 балла – темп чтения составляет более 41 слова в минуту;

  • 3 балла – темп чтения составляет от 31 до 40 слов в минуту;

  • 2 балла – темп чтения составляет от 21 до 30 слов в минуту;

  • 1 балл – темп чтения составляет от 15 до 20 слов в минуту;

  • 0 баллов – темп чтения ниже 15 слов в минуту.



Интерпретация результатов

  • 4 или 3 балла – ученик достиг базового и высоких уровней подготовки;

  • 2 балла – ученик достиг высоких уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Внимание!

Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

Задание 2. ЧТЕНИЕ (читательская компетенция).

Раздел: Техника и культура чтения. Понимание прочитанного

Оценивается умение проследить «в уме» и схематически восстановить логику сказки.

Полный правильный ответ предполагает указание следующих связей:

1) старик – сова, 2) сова – мышь, 3) мышь – гнездо шмелей, 4) гнездо шмелей – шмель, 5) шмель – клевер, 6) клевер – корова, 7) корова – молоко, 8) молоко – старик, 9) старик – сова, т.е. наличия 9 стрелочек на рисунке.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балла – на рисунке изображены все 9 стрелочек;

  • 2 балла – на рисунке изображены 7 или 8 стрелочек: может быть опущена одна из стрелок от старика к сове, а стрелка от мыши идет сразу к шмелю (или проведена в промежуток между гнездом и шмелем);

  • 1 балл – на рисунке изображено 5 или 6 стрелок;

  • 0 баллов – на рисунке изображено 4 и менее стрелок, или при большем количестве стрелок допущены грубые несоответствия с логикой изложения.

Интерпретация результатов

  • 3 или 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Задание 3. ЧТЕНИЕ (читательская компетенция)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа).

Раздел: работа с информацией, природные объекты

Оценивается умение проследить «в уме» и схематически изобразить представленную в сказке информацию о взаимосвязях в природных сообществах.

Полный правильный ответ предполагает указание следующей цепочки связей: сова → мышь → шмель → клевер → корова, т.е. цепочку из пяти звеньев, два из которых заданы рисунком.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 4 балла – составлена цепочка из 5 или 4 слов;

  • 3 балла – составлена цепочка из 3 слов;

  • 2 балла – составлена цепочка из 2 слов, хотя бы одно из которых задано рисунком;

  • 1 балл – составлена цепочка из 2 слов, заданных рисунком;

  • 0 баллов –записано менее 2 слов.

Интерпретация результатов

  • 4 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по обоим предметам;

  • 3 или 2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки по обоим предметам;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по чтению и не достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.



Задание 4.

Вопрос 1. МАТЕМАТИКА (арифметика)

Раздел: арифметические действия

Оценивается умение формализовать условие, представленное в текстовой форме, и выполнить действие умножения.

Правильный ответ 12 мышей.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 1 балл – дан ответ 12;

  • 0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Вопрос 2. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)

Раздел: природные объекты

Оценивается знание детьми характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека.

Правильный ответ – у шмеля.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – дан ответ: у шмеля;

  • 1 балл – дан один из ответов: у коровы или у мыши;

  • 0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Вопрос 3. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)

МАТЕМАТИКА (арифметика)

Разделы: природные объекты, отношение между величинами

Оценивается знание детьми сравнительных особенностей строения человека и некоторых знакомых зверей (мыши).

Правильный ответ – У человека на 2 ноги меньше.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – дан ответ: меньше на 2;

  • 1 балл – дан частичный верный ответ: (меньше) и/или только 2;

  • 0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру, но не достиг уровня базовой подготовки по математике;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Задание 5. РУССКИЙ ЯЗЫК

Разделы: правописание, техника и навыки письма

Оценивается умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать текст.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – списанный текст не содержит ошибок, или допущенные при списывании ошибки были обнаружены и исправлены;

  • 1 балл – в списанном тексте допущено не более 2 ошибок, пропусков или искажений букв;

  • 0 баллов – в списанном тексте допущено более 2 ошибок, пропусков или искажений букв.

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Задание 6.

Вопрос 1. РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ

Раздел: правописание, техника и навыки письма, работа с текстом

Оценивается умение найти в тексте выделенные слова, списать их правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв.

Правильный ответ: правильно выписаны все 3 слова – понял, старик, просить.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 1 балл – найдены и списаны верно, без ошибок, пропусков, искажения букв, без исправлений все три слова;

  • 0 баллов – найдено меньше трех слов или в списанном тексте допущены ошибки, пропуски, искажения букв или исправления.

Интерпретация результатов

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Вопрос 2. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается знание способов обозначение мягкости согласных при письме.

Правильный ответ: в словах подчеркнуты 4 буквы – понял, старик, просить.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 1 балл – подчеркнуты 3 или 4 буквы;

  • 0 баллов – подчеркнуто меньше 3 букв.

Интерпретация результатов

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Вопрос 3. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается умение делить слова на слоги.

Правильный ответ: понял, старик, просить.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 1 балл – все три слова разделены на слоги верно;

  • 0 баллов – разделены на слоги меньше 2 слов, или допущена хотя бы одна ошибка.

Интерпретация результатов

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Вопрос 4. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается умение устанавливать звукобуквенные связи, соотносить количество букв и звуков в слове.

Правильный ответ: понял – 6 звуков, 5 букв; старик – 6 звуков, 6 букв; просить – 6 звуков, 7 букв.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 1 балл – допущено не более 1 ошибки;

  • 0 баллов –допущено более 1 ошибки.

Интерпретация результатов

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

Эти задания выполняются детьми только на добровольной основе.

Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно

Задание 7. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Раздел: природные объекты

Оценивается умение классифицировать природные объекты, используя родо-видовые понятия.

Правильный ответ: стрелками с родовым понятием

  • «Неживая природа» соединено 5 объектов: молоко, гнездо, плетень, солнце, берлога (яма);

  • «Растение» – 3 объекта: ель, клевер, трава;

  • «Животное» – 4 объекта: сова, корова, шмель, мышь;

  • «Дерево» – 1 объект: ель;

  • «Травянистое растение» – 2 объекта: клевер, трава;

т.е. от трех объектов (ель, клевер, трава) должно быть протянуто по две стрелки – к понятию «растения», и понятиям «дерево» (ель), либо «травянистое растение» (клевер, трава).

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балла – на рисунке верно изображены все 15 стрелок;

  • 2 балла – на рисунке верно изображены от 10 до 14 стрелок и при этом отсутствуют ошибки в классификации;

  • 1 балл – на рисунке изображены 7 и более стрелок, при этом может быть допущена 1 ошибка в классификации;

  • 0 баллов – на рисунке верно изображено менее 7 стрелок, или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

  • 3 или 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – результат не подлежит интерпретации.



Задание 8. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)

ЧТЕНИЕ (Читательская компетенция)

Разделы: природные объекты, работа с текстом

Оценивается знание детьми отличительных особенностей объектов живой и неживой природы, характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека, а также умение внимательно читать текст задания.

Правильный ответ – человек, корова, мышь, клевер, т.е. 4.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – дан ответ 4;

  • 1 балл – дан ответ: 2 или 3;

  • 0 баллов – дан иной ответ, или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки и развития;

  • 1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по окружающему миру;

  • 0 баллов – результат не подлежит интерпретации.



Задание 9.

Вопрос 1. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: лексика

Оценивается словарный запас ребенка.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балла – незнакомых слов нет;

  • 2 балла – незнакомых слов не более двух;

  • 1 балл – незнакомых слов от 3 до 4;

  • 0 баллов – 5 и более незнакомых слов или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

  • 3 балла – ученик достиг высоких уровней развития;

  • 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Вопрос 2. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: лексика

Оценивается умение выбрать и использовать какую-либо стратегию для выяснения значений незнакомых слов, и отразить результат ее использования, а также степень самостоятельности ребенка в выяснении значений незнакомых слов.

Допускается использование любых способов пояснения лексического значения слова:

  • описание смысла слова своими словами,

  • запись краткого толкования, взятого из толкового словаря,

  • передача смыла с помощью составления словосочетаний и/или фразы (например, связано между собойэто как нитки связываем),

  • с помощью подбора синонимов и антонимов, однокоренных слов.

Не подлежит оценке только тавтология.

Ребенок может пытаться угадать значение слова по контексту, вести самостоятельный поиск с помощью учебной и/или справочной литературы, попросить учителя дать ему словарь или иную книгу, попросить совета в том, какую книгу лучше взять, или попросить учителя объяснить ему значение слова.

Не разрешается только обращаться за помощью к одноклассникам.

ВНИМАНИЕ!

Учитель вправе оказать ребенку любую помощь, о которой тот его попросит, вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать, даже через наводящие вопросы типа: «Может быть, дать тебе какой-нибудь словарь?». Однако, если ребенок пытается отвлечь соседей, можно у него спросить: «Ты что-то хотел узнать? Спроси лучше у меня».

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком самостоятельно;

  • 1 балл – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком с существенной помощью учителя (его прямым объяснением, или показом слова в словаре);

  • 0 баллов – задание не выполнялось (в том числе и потому, что незнакомых слов нет), или смысл незнакомого слова не разъяснен (передан неверно, передан тавтологически и т.п.).

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг высоких уровней развития;

  • 1 балл – ученик достиг уровней базовой подготовки;

  • 0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Задание 10. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: высказывания, тесты

Оценивается умение строить небольшое самостоятельное высказывание как ответ на заданный вопрос.

Правильность выполнения данного задания проверяется с помощью дифференцированной оценки. Оцениваются следующие аспекты.



  • КРИТЕРИЙ 1 (К1). Соответствие содержания высказывания заданному вопросу и наличие эмоционального отклика на слово «обидел» (максимальная оценка – 2 балла).

Код «2 балл» ставится, если в высказывании содержится ответ на поставленный вопрос и при этом использована эмоционально окрашенная лексика или читается указание на грубость, угрозу, жестокость и т.д. старика (например, «Он на нее кричал», «Он на нее ругался», «Он ее прогонял», «Он хотел ее застрелить.» «Он на нее махал.»).

Код «1 балл» ставится, если в ответе не выражен один из критериев (связь высказывания с поставленным вопросом или эмоциональный отклик на слово «обидел»), «Сова зря обиделась.», «Он боялся за свою корову.», «Они просто не поняли друг друга» и т.п.

Код «0 баллов» ставится, если высказывание никак – ни эмоционально, ни содержательно – не связано с поставленным вопросом (например, «Сова была плохая» или «Старик был старый») или в нем содержится тавтология («Он ее обидел»).



  • КРИТЕРИЙ 2 (К2). Соответствие структуры высказывания заданию (максимальная оценка – 1 балл).

Код «1 балл» ставится, если ответ дан в виде предложения.

Код «0 баллов» ставится, если ответ дан одним словом или словосочетанием (например, «пугалом» и т.п.).



  • КРИТЕРИЙ 3 (К3). Сформированность технических навыков письма – оформление начала и конца предложения, соблюдение условностей письменного текста, разборчивость почерка. Максимальная оценка по этому аспекту – 2 балла.

Код «2 балла» ставится, если предложение оформлено правильно и почерк разборчив.

Код «1 балл» ставится, если не выполнен один из критериев.

Код «0 баллов» ставится, если не выполнены оба критерия.



ВНИМАНИЕ!

Наличие/отсутствие иных пунктуационных или орфографических ошибок в свободном высказывании ребенка на этом этапе не оценивается.

Если задание ребенком не выполнялось, оно не подлежит оцениванию.

Интерпретация суммарных результатов

  • 5 баллов – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 4 или 3 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 2 и менее баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Задание 11. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: высказывания, тесты

Оценивается умение строить небольшое самостоятельное высказывание как ответ на заданный вопрос.

Правильность выполнения данного задания проверяется с помощью дифференцированной оценки. Оцениваются следующие аспекты.



  • КРИТЕРИЙ 1 (К1). Соответствие содержания высказывания заданному вопросу и наличие эмоционального отклика на свой поступок (максимальная оценка – 2 балла).

Код оценки «2 балл» ставится, если в высказывании содержится ответ на поставленный вопрос и при этом использована эмоционально окрашенная лексика или читается указание на раскаяние, переживание и т.п. (например, «Мне очень стыдно. Прости меня, пожалуйста»).

Код оценки «1 балл» ставится, если в ответе не выражен один из критериев (связь высказывания с поставленным вопросом или осознание вины), «Сова, не сердись! Я больше не буду.», «Давай лучше мириться.», и т.п.

Код оценки «0 баллов» ставится, если высказывание никак – ни эмоционально, ни содержательно – не связано с поставленным вопросом (например, «Хватит уже обижаться.»).



  • КРИТЕРИЙ 2 (К2). Соответствие структуры высказывания заданию (максимальная оценка – 1 балл).

Код оценки «1 балл» ставится, если ответ дан в виде двух предложений общим объемом не менее 4 слов.

Код оценки «0 баллов» ставится, если общий объем высказывания не превышает 3 слов (например, «Дорогая сова! Прости!».

  • КРИТЕРИЙ 3 (К3). Сформированность технических навыков письма – оформление начала и конца предложения, соблюдение условностей письменного текста, разборчивость почерка. Максимальная оценка по этому аспекту – 2 балла.

Код оценки «2 балла» ставится, если оба предложения оформлены правильно и почерк разборчив.

Код оценки «1 балл» ставится, если не выполнен один из критериев хотя бы для одного предложения.

Код оценки «0 баллов» ставится, если не выполнены оба критерия.

ВНИМАНИЕ!

Наличие/отсутствие иных пунктуационных или орфографических ошибок в свободном высказывании ребенка на этом этапе не оценивается.

Если задание ребенком не выполнялось, оно не подлежит оцениванию.

Интерпретация суммарных результатов

  • 5 баллов – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 4 или 3 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 2 и менее баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года):

фиксация результатов выполнения проверочной работы,

их анализ и интерпретация, использование результатов



Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем (или старшеклассником) в базу данных или в таблицу Excel. Затем ответы кодируются и интерпретируются так, как это подробно описано выше. (Примеры соответствующих таблиц см. далее).

По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.

Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной контрольной работы составляют:

  • Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 10 баллов из 41 возможного.

  • Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от 11-12 баллов до 20-21 балла (из 41 возможного).

  • Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более 22-24 баллов (из 41 возможного).

С помощью данной работы возможно оценить и отдельные важнейшие аспекты обучения по отдельным предметам.

Так в приводимом нами примере особое беспокойство вызывают два ребенка, дополнительного внимания со стороны учителя требуют еще трое детей.

Некоторое общее затруднение вызвало третье задание, что скорее всего связано с недостаточной сформированностью логических отношений «больше – меньше». Целесообразно вернуться к этому аспекту обучения.



Итоговая комплексная контрольная работа

для 2 класса

Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.

Мир рыб.

Мир рыб удивительно разнообразен. Это касается и их внешнего облика, и образа жизни. Среди рыб есть гиганты и лилипуты. Население водоемов очень многочисленно. Здесь есть окунь, карась, щука, сом и многие другие.

Щука - хищная рыба. Она очень прожорлива. Хищница питается любыми рыбешками. Растет она очень быстро. Самки крупнее самцов. За год самка достигает девяносто пять сантиметров в длину, а самец только – восемьдесят сантиметров.

Сом и окунь тоже растут довольно быстро, особенно на первом году жизни. К концу года длина сома может превышать тридцать сантиметров, а размер тела окуня десять сантиметров. В последующие годы темп роста этих рыб несколько замедляется.

А вот караси растут медленно. Речной карась за всю свою жизнь может достигать длины тела не более девятнадцати сантиметров. Ежегодный прирост у них составляет два сантиметра.

Эти виды рыб встречаются в водоемах почти на всей территории России. Но загрязнение воды, перегорождение и высыхание рек способно ставить их под угрозу исчезновения. Поэтому одной из важнейших задач человечества является охрана водоёмов. (158 слов)

1 вариант.

Фамилия, имя_________________________________________________


Школа________________________ Класс__________________


Основная часть

Постарайся выполнить задания этой части.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится во втором абзаце текста?

Ответ: В нём говорится о___________________________________

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Чем питается щука?» Спиши это предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверь свою запись, если надо, исправь.


Задание 3.

1.Нади в выписанном тобой предложении слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное). Надпиши над ними: пр.

2. Найди в выписанном предложении слово, обозначающее действие предмета (глагол). Надпиши над ним гл.


Задание 4.

  1. Найди и выпиши из текста названия животных.


Рыбы:__________________________________________________________


  1. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.


Задание 5.

За год длина сома может превышать 30 см, а размер тела окуня 10 см.

  1. Запиши вопрос задачи, если она решается так:

30 – 10 =…

______________________________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:________________________________________

  1. Во сколько раз сом длиннее, чем окунь? Запиши

выражение и вычисли его значение.

_________________________________________________________



Задание 6.


Отметь значком V, какая рыба вырастает за год меньше, чем у щука, но больше, чем у окунь.

А Б В Г

карась



30 см 10 см 95 см 19 см


Дополнительная часть


Задания 7 - 11 можно выполнить в любом порядке.

Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7.

Реши задачу, используя данные текста.

Про какую рыбу говорится, что длина её тела на 65 см больше, чем у сома?

Запиши название рыбы. Ответ поясни вычислением.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные текста.


рыба

Длина тела

Какая рыба стоит на первом месте по длине тела?

Какие места у остальных?

сом



окунь



щука



карась




Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.


У какой рыбы увеличение длины тела за год меньше, чем у других?

Отметь значком V



Меньше длина тела у сома

Меньше длина тела у карася

Меньше длина тела у окуня

Меньше длина тела у щуки

Объяснение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 10.

Одной из важнейших задач человечества является охрана водоёмов. Что ты можешь делать для охраны водоёмов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Напиши, что означает слово «водоём».

_________________________________________________________________________________________________________________________________



Рекомендации по проведению и оцениванию

предметных результатов

Задание 1.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК (система языка)

ЧТЕНИЕ (читательская компетенция)

Разделы: высказывания, текст; работа с текстом

Оценивается

  • умение извлечь информацию и обобщить ее, найти в тексте абзаца ключевое слово,

  • умение правильно прочитать и откликнуться на текст задания,

  • понимание необходимости согласовывать слова в предложении,

  • умение записать слово, поставив его в нужном падеже.



Правильный полный ответ: о щуке.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 1 балл – дан ответ «о щуке»;

  • 0 баллов – дан иной ответ.

Интерпретация результатов

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Задание 3. РУССКИЙ ЯЗЫК (система языка)

Раздел: части речи

Оценивается

  • умение правильно ставить вопросы к словам,

  • умение находить слова обозначающие признаки и действия предметов

Полный правильный ответ:

Питается – гл, любыми – пр.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – дан полный правильный ответ: Питается – гл, любыми – пр;

  • 1 балл – дан частично правильный ответ, свидетельствующий о знании имени прилагательного или глагола;

  • 0 баллов – даны любые иные ответы, отличающиеся от описанных.

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки по обоим предметам;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки только по одной из областей русского языка;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.



Задание 4. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)

РУССКИЙ ЯЗЫК ( фонетика)

Разделы: природные объекты; звуки и буквы.

Оценивается

  • умение вычленить в тексте нужную информацию о названных природных объектах;

  • умение определять мягкость согласных звуков

Полный правильный ответ:

Карась, окунь, сом, щука.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – дан полный правильный ответ: Карась, окунь, сом, щука.

  • 1 балл – дан частично правильный ответ;

  • 0 баллов – даны любые иные ответы, отличающиеся от описанных.

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки по обоим предметам;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки только по одной из областей русского языка;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Задание 5.

Вопрос 1. МАТЕМАТИКА (арифметика, язык математики)

Раздел: арифметические действия, текстовые задачи

Оценивается

  • умение составить и записать вопрос задачи по приводимой записи решения;

  • сформированность применять математические способы рассуждений («действовать как математик»),

  • умение формализовать условие, представленное в текстовой форме,

  • выполнить действие вычитания,

  • проверить и пояснить полученный ответ;

  • насколько естественен и привычен для ребенка такой способ действий.

Полностью правильный ответ:

«На сколько сантиметров длина сома больше, чем длина окуня?» « 20», «30:10 = 3( р.)»



Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балла – дан ответ: «На сколько сантиметров длина сома больше, чем длина окуня?» « 20», «30:10 = 3( р.)»

  • 2 балла – дан ответ: «На сколько сантиметров длина сома больше, чем длина окуня?» « 20» или «На сколько сантиметров длина сома больше, чем длина окуня?», «30:10 = 3( р.)» или « 20», «30:10 = 3( р.)»

  • 1 балл – дан один вариант ответа

  • 0 баллов – даны любые иные ответы, отличающиеся от описанных.

Интерпретация результатов

  • 3 балла – ученик достиг базового и повышенных уровней подготовки по математике, сформирована привычка к рефлексии;

  • 2 балла – ученик достиг базового уровня подготовки по математике, сформирована привычка к рефлексии;

  • 1 балл – ученик достиг базового уровня подготовки по математике, привычка к рефлексии не сформирована;

  • 0 баллов – ученик не достиг базового уровня подготовки по математике, привычка к рефлексии не сформирована

Задание 6. МАТЕМАТИКА (арифметика, язык математики)

Раздел: величины

Оценивается

  • умение сравнивать величины: единицы длины;

  • умение находить величину, отвечающую требованию «меньше чем …, но больше чем…)

Правильный ответ: сом – 30 см

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 1 балла – дан ответ «сом – 30 см»

  • 0 баллов – даны любые иные ответы, отличающиеся от описанных.

Интерпретация результатов

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Дополнительная часть

Эти задания выполняются детьми только на добровольной основе.

Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно



Задание 7. МАТЕМАТИКА (арифметика)

Раздел: текстовые задачи, арифметические действия

Оценивается

  • понимание смысла арифметических действий (вычитание);

  • сформированность технических навыков письма (правописание, почерк, оформление предложения),

  • проверить и пояснить полученный ответ;

  • насколько естественен и привычен для ребенка такой способ действий.

Правильный ответ:

«Щука. 95 – 30 = 65»

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – дан ответ: «Щука. 95 – 30 = 65»

  • 1 балл – дан один вариант ответа

  • 0 баллов – даны любые иные ответы, отличающиеся от описанных.

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг базового и повышенных уровней подготовки по математике, сформирована привычка к рефлексии;

  • 1 балла – ученик достиг базового уровня подготовки по математике, сформирована привычка к рефлексии;

  • 0 баллов – ученик не достиг базового уровня подготовки по математике, привычка к рефлексии не сформирована



Задание 8. МАТЕМАТИКА (арифметика)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (человек и природа)

Раздел: текстовые задачи, арифметические действия

Оценивается

  • умение вычленить в тексте нужную информацию о названных природных объектах и схематически представить ее в виде несплошного текста (таблицы);

  • умение прочитать маркировку таблицы

  • умение записывать числа в пределах сотни с помощью цифр;

  • понимание отношения между величинами «больше – меньше»;

  • умение сравнить числа в пределах 100;

  • умение упорядочить и проранжировать данные (в порядке убывания численных значений величин).



Правильный ответ предполагает следующее заполнение таблицы:

рыба

Длина тела

Какая рыба стоит на первом месте по длине тела?

Какие места у остальных?

сом

30 см

2

окунь

10 см

4

щука

80-95 см

1

карась

19 см

3



Правильность выполнения данного задания проверяется с помощью дифференцированной оценки и оценивается как три самостоятельных задания. Оцениваются следующие аспекты.



  • КРИТЕРИЙ 1 (К1). Правильность заполнения столбца 2 «длина тела рыбы» – соответствие записи числа информации, приводимой в тексте (максимальная оценка – 3 балла).

Код «3 балл» ставится, если в столбце 2 заполнены все 4 ячейки и при этом не допущено ни одной ошибки в размещении чисел,

Код «2 балл» ставится, если в столбце 2 заполнены все 4 ячейки и при этом допущено не более одной ошибки.

Код «1 балл» ставится, если в столбце 2 заполнено 2 и более ячеек и при этом допущено не более двух ошибок.

Код «0 баллов» ставится, если в столбце 2 заполнено менее 2 ячеек и/или при любом количестве заполненных ячеек допущено две и более ошибок.

Интерпретация результатов

  • 3 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки по обоим предметам – математике и чтению;

  • 2 балла – ученик достиг базового и повышенных уровней подготовки по обоим предметам – математике и чтению;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по обоим предметам – математике и чтению;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

КРИТЕРИЙ 2 (К2). Правильность заполнения столбца 3 «Какая рыба стоит на первом месте по длине тела? Какие места у остальных?» – соответствие между рангом и значением числа (максимальная оценка – 3 балла).

Код «3 балл» ставится, если при записи в столбце 3 соответствуют в представленной выше таблице ответов.

Код «2 балл» ставится, если при любом результате заполнения столбца 2 записи в столбце 3 отражают в целом правильную попытку проранжировать все последовательные числа в пределах 100,

Код «1 балл» ставится, если в столбце 3 проранжировано в порядке убывания любые (причем не обязательно последовательные!) не менее двух чисел из записанных в третьем столбце.

Код «0 баллов» ставится, если в столбце 3 проранжировано в порядке убывания меньше двух чисел из записанных во втором столбце, или если ранги чисел расположены не в порядке их убывания.

Интерпретация результатов

  • 3 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки по математике;

  • 2 балла – ученик достиг базового и повышенных уровней подготовки по математике;

  • 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по математике;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки по математике.



Задание 9. ЧТЕНИЕ (интерпретация, аргументация)

РУССКИЙ ЯЗЫК ( высказывания)

Раздел: высказывание, текст

Оценивается

  • Умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте на прямую;

  • Умение выбирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных;

  • Умение пояснять выбранное суждение;

  • умение составить законченное и связное предложение;



Правильный ответ: вопросы типа:

V «Меньше длина тела у карася»

«Ежегодный прирост у карася составляет два сантиметра»



Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балл – дан правильный ответ; предложение оформлено правильно;

  • 2 балла – дан правильный ответ; предложение оформлено с недочётами;

  • 1 балл – соблюдены не все требованиям,

  • 0 баллов – запись не соответствует требованиям



Интерпретация результатов

  • 3 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

  • 2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки по математике и не достиг уровня базовой подготовки по русскому языку;

  • 1 балл – ученик не достиг уровня базовой подготовки по математике и достиг уровня базовой подготовки по русскому языку;

  • 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному предмету;

Интерпретация суммарных результатов

  • 5 баллов – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

  • 4 или 3 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки;

  • 2 и менее баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.



Задание 10. РУССКИЙ ЯЗЫК

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)

Раздел: высказывания

Оценивается умение строить небольшое самостоятельное высказывание как ответ на поставленную проблему.

Правильность выполнения данного задания проверяется с помощью дифференцированной оценки. Оцениваются следующие аспекты.



КРИТЕРИЙ 1 (К1). Соответствие содержания высказывания заданному вопросу и наличие эмоционального отклика на поставленную проблему (максимальная оценка – 2 балла).

  • Код оценки «2 балл» ставится, если в высказывании содержится ответ на поставленный вопрос и при этом использована эмоционально окрашенная лексика

  • Код оценки «1 балл» ставится, если в ответе не выражен один из критериев (связь высказывания с поставленным вопросом или эмоциональный отклик).

  • Код оценки «0 баллов» ставится, если высказывание никак – ни эмоционально, ни содержательно – не связано с поставленным вопросом.

КРИТЕРИЙ 2 (К2). Соответствие структуры высказывания заданию (максимальная оценка – 1 балл).

Код оценки «1 балл» ставится, если ответ дан в виде двух или более предложений общим объемом не менее 10 – 12 слов.

Код оценки «0 баллов» ставится, если общий объем высказывания не превышает 5 слов.

  • КРИТЕРИЙ 3 (К3). Сформированность технических навыков письма – оформление начала и конца предложения, соблюдение условностей письменного текста, разборчивость почерка. Максимальная оценка по этому аспекту – 2 балла.

Код оценки «2 балла» ставится, если оба предложения оформлены правильно и почерк разборчив.

Код оценки «1 балл» ставится, если не выполнен один из критериев хотя бы для одного предложения.

Код оценки «0 баллов» ставится, если не выполнены оба критерия.

ВНИМАНИЕ!

Наличие/отсутствие иных пунктуационных или орфографических ошибок в свободном высказывании ребенка на этом этапе не оценивается.

Если задание ребенком не выполнялось, оно не подлежит оцениванию.

Задание 11. РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: лексика

Оценивается умение выбрать и использовать какую-либо стратегию для выяснения значений незнакомых слов, и отразить результат ее использования, а также степень самостоятельности ребенка в выяснении значений незнакомых слов.

Допускается использование любых способов пояснения лексического значения слова:

  • описание смысла слова своими словами,

  • запись краткого толкования, взятого из толкового словаря,

  • передача смыла с помощью составления словосочетаний и/или фразы (например, связано между собойэто как нитки связываем),

  • с помощью подбора синонимов и антонимов, однокоренных слов.

Не подлежит оценке только тавтология.

Ребенок может пытаться угадать значение слова по контексту, вести самостоятельный поиск с помощью учебной и/или справочной литературы, попросить учителя дать ему словарь или иную книгу, попросить совета в том, какую книгу лучше взять, или попросить учителя объяснить ему значение слова.

Не разрешается только обращаться за помощью к одноклассникам.



ВНИМАНИЕ!

Учитель вправе оказать ребенку любую помощь, о которой тот его попросит, вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать, даже через наводящие вопросы типа: «Может быть, дать тебе какой-нибудь словарь?». Однако, если ребенок пытается отвлечь соседей, можно у него спросить: «Ты что-то хотел узнать? Спроси лучше у меня».



Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком самостоятельно;

  • 1 балл – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком с существенной помощью учителя (его прямым объяснением, или показом слова в словаре);

  • 0 баллов – задание не выполнялось (в том числе и потому, что незнакомых слов нет), или смысл незнакомого слова не разъяснен (передан неверно, передан тавтологически и т.п.).

Интерпретация результатов

  • 2 балла – ученик достиг высоких уровней развития;

  • 1 балл – ученик достиг уровней базовой подготовки;

  • 0 баллов – результат не подлежит интерпретации.



Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года):

фиксация результатов выполнения проверочной работы,

их анализ и интерпретация, использование результатов



Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем (или старшеклассником) в базу данных или в таблицу Excel. Затем ответы кодируются и интерпретируются так, как это подробно описано выше.

По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.

Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной контрольной работы составляют:

  • Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 9 баллов из 20 возможных.

  • Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от 10-12 баллов до 17-18 балла (из 20 возможных).

  • Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более 25 баллов (из 27 возможных).

С помощью данной работы возможно оценить и отдельные, описанные выше, важнейшие аспекты обучения по отдельным предметам, включая сформированность умственных действий.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ