Система работы классного руководителя по воспитанию гражданской активности учащихся

Пузырёва Марина Петровна,

учитель иностранных языков

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №101»

Ленинского административного округа города Омска



Система работы классного руководителя по воспитанию

гражданской активности учащихся



Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 101», в которой я работаю более тридцати лет, относится к числу тех учебных заведений, в которых вопросам воспитания уделяется большое внимание. Воспитательная система нашей школы выстраивается педагогическим коллективом на понимании воспитания как процесса взаимодействия детей и взрослых, направленного на освоение общечеловеческих, нравственных ценностей, на развитие мотивации к социальной и гражданской активности. Одной из задач воспитательной системы школы является задача развития социальной и гражданской активности учащихся.

Проблема, выбранная мною для выступления, является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна в социальном плане, так как в условиях социальной нестабильности, отсутствия идеологической доктрины в государстве налицо утрата активной гражданской позиции в обществе, а от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности. [4, с.140]

Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, проблема гражданского становления личности выходит на первый план.

Гражданственность - это системообразующее качество личности, в котором проявляется в высшей степени отношение человека к самому себе и отношение к обществу. Человек, не уважающий себя, не сможет уважать и других. Через окружающий мир приходит человек к самому себе. В том, какие граждане выходят из школы, что они утверждают своим поведением и своим трудом, за что и против чего борются, можно определить критерий нравственного развития личности и критерий педагогической работы. Активная позиция личности, умение принимать решения являются сегодня противоядием против негативных явлений общества. Человек, умеющий чётко выразить и отстоять свою позицию, обладает духовной силой, позволяющей ему быть свободным человеком. [4, с.154]

При составлении плана воспитательной работы с новым классом особое внимание обращаю на такой вид деятельности, как ценностно-ориентированный, где ведущими нравственно-этическими идеями в сообществе учащихся и взрослых являются: ориентация в истинно человеческие, нравственные ценности, гуманность, гражданственность, нравственный выбор и ответственность в жизни, жизнь достойная человека.

Начинаю свою работу с классным коллективом с малого. Во-первых, стараюсь, чтобы каждому моему воспитаннику было дело по душе. Ответственных за определённые поручения в классе меняю, чтобы каждый ребёнок в течение года мог проявить себя в разных социальных ролях. Во-вторых, продолжаю интересные дела, заложенные педагогами начальных классов: поздравление именинников, совместные праздники с родителями. В-третьих, вместе с ребятами закладываем новые традиции: дежурство по классу, по школе, шефство над младшими школьниками, с которыми мои ученики совместно участвуют в праздниках. Ежегодно в начале учебного года проводим праздник «День рождения класса», который дети готовят сами с большим удовольствием. Думаю, что первые крупицы гражданской активности моих воспитанников зарождаются уже с этих совместных дел.

С пятого-седьмого класса ребята учатся быть самостоятельными. Для этого проводим классные часы, такие, например, «Я и мои одноклассники», «Расскажи мне о себе», классные собрания по планированию коллективных дел на месяц. Многие наши мероприятия бывают открытыми, некоторые из них опубликованы в электронных периодических изданиях «Педагогический мир» и «НУМИ» и имеют положительные отклики посетителей этих сайтов. На наших собраниях дети учатся жить в коллективе, принимать совместные решения, работать в группах, высказывать своё мнение о недостатках деятельности класса, выявлять причины разногласий.

Одной из традиций класса стало оформление всех наших дел в «Летопись класса». Сначала в виде наивных простых рисунков, которые ребята выполняют по очереди, по желанию, а затем, истории класса в фотографиях. Через несколько лет мы вместе откроем его и вспомним наши школьные годы.

Проходят четверти, учебные года, дети взрослеют и участвуют в более значимых делах, таких как: обсуждение Законов школьной жизни и Конституции школы, выборов Президента школы. Очень серьёзно относятся они к этим мероприятиям, так как в них ребята не просто исполнители поручений взрослых, а активные участники, самостоятельно принимающие решения, касающиеся их школьной жизни. Девиз всех граждан нашей школьной демократической республики: «Мы в ответе за жизнь свою и своих сограждан. Я не наблюдатель жизни, а участник».

Отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок что-то или кого-то «приручает», что-то одухотворяет, во что-то вкладывает свою душу. Это можно назвать материализацией нравственных нош в человеческих отношениях. Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он чувствует желание принести радость другому человеку, и в этом найти радость для себя. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребёнка о цветах, вещах, о живом и живущих, потом - это уже забота о людях. И здесь хочется привести слова В. А. Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». [4, с.156] Каждый поступок, продиктованный заботой об окружающих, об успехе общего дела, становится школой воспитания гражданской активности.

В этом смысле школьная жизнь создаёт учащимся достаточно ситуаций, где они могут проявить заботу друг о друге, о классе, о школе, об учителях, о родителях, о ветеранах и стране в целом.

Забота о ветеранах в нашей школе есть всегда. Каждый класс закреплен за учителями, ушедшими на пенсию. С огромной благодарностью мои ученики вспоминают уроки своей первой учительницы, не забывают её, приглашают на праздники, поздравляют. Торжественно, волнительно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Учащиеся с большим волнением и трепетом относятся к этим людям и событиям военных лет. Такие встречи проходят у нас ежегодно в классе, в библиотеке, в музее Боевой славы омичей. На примерах подвигов нашего народа, героической борьбы воспитываю уважение к своей стране, веру в её могущество, готовность служения людям и Отечеству - одним словом, гражданскую активность. Классный час «Орден в твоей семье», интеллектуальная игра «Мы помним годы Великой отечественной войны», видео-урок «Детство, опалённое войной» в музее Просвещения, участие в военно-патриотических чтениях «След войны в моей семье», в конкурсе на лучшее исполнение военно-патриотической песни, на районном смотре строя и песни- эти и другие мероприятия находят глубокий отклик в сердцах ребят, не оставляют их равнодушными, тем самым развивают их гражданскую активность.

А я, в свою очередь, так организую воспитательные мероприятия, чтобы они создавали атмосферу эмоциональной отзывчивости, взаимной ответственности, что позволяет каждому ребёнку ощутить собственную значимость. Стремлюсь к тому, чтобы каждый мой ученик- гражданин нашей школьной демократической республики - стремился сформировать положительное отношение к таким гражданским ценностям, как: ответственность, самодисциплина, сострадание, терпимость, уважение чести и достоинства других граждан, готовность к участию в общественных делах, готовность ориентироваться на общее благо.

Делая очередной выпуск своих учеников, говорю им как напутственные мудрые слова академика Д.С. Лихачёва: «Оставить после себя добрый след, принести людям и себе пользу, как можно лучше распорядиться своей единственной жизнью - только такая позиция служит основанием счастья и даёт человеку мужество необходимое для борьбы с трудностями и невзгодами. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной». [2, с. 153]






Список литературы


  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва, Просвещение, 2009.

  2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – Москва, Детская литература, 1989.

  3. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности». Москва, Вербум-М, 2001.

  4. Административное управление воспитательным процессом / сост. Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006. – 250с.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ