Социально-педагогический проект "Остров толерантности" 5-11 класс










Голактионова Лариса Викторовна,

учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 10 «а» класса,

МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1



Социально-педагогический проект
«Остро толерантности»

(5 11 классы)









































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Кыштовского района Новосибирской области







Проект

«Остров толерантности»

На ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС

«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ …»

Номинация: «Вместе мы сила»

C:\Documents and Settings\Лариса\Рабочий стол\1.png

 Автор проекта :
Голактионова Лариса Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель РМО учителей- словесников





2013 год

1. Актуальность темы.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Проблемы межкультурной коммуникации и толерантности в современной РФ являются весьма актуальными. Актуальны они и в школьной среде. Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов. Негативное влияние некоторых передач СМИ, переход страны к рыночным отношениям, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Распад СССР, войны, вынужденная миграция, смешанные браки привели к изменению национального состава наших населённых пунктов. Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Столкновение интересов этнических групп нередко порождают неприязнь к людям другой национальности. Психологические исследования в школе, анализ конфликтных ситуаций показали, что дети не знают и не умеют самостоятельно разрешать данные ситуации, и, как результат, возникает проблема толерантности. Имеет место неприязненного, унизительного отношения к детям других национальностей.
Проект «Остров толерантности» является лишь одним из способов решения этих задач, а также его реализация будет способствовать профилактике национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов.

2. Постановка проблемы

На территории Кыштовского района проживают представители более десяти национальностей: русские, татары, украинцы, белорусы, эстонцы, чуваши, немцы, армяне, узбеки, мари и другие. Школа, в которой я работаю, является базовой в районе, в ней обучаются дети всех этих национальностей. Многие приходят учиться в 10 класс для продолжения основного образования по причине закрытия или отсутствия средних школ. В современных условиях в нашем образовательном учреждении всё более заметной становится проблема несформированности этнической толерантности учащихся в результате недостаточного общения с представителями разных национальностей, межкультурной коммуникации в среде учащейся молодёжи. Прежде всего это выявляется на примере учащихся татарской и русской национальностей. Это стало особенно заметно с организацией обучения некоторым предметам (иностранный язык, химия) на базе нашей школы детей из мононациональной деревни Усманка (в связи с отсутствием там учителей этих предметов). Дети из татарских учебных групп и кыштовские школьники практически не общаются между собой, и при этом ни одна из сторон не проявляет инициативы по преодолению сложившейся ситуации. При этом, в частных беседах выясняется, что многие ребята хотели бы её исправить, но не знают, как это сделать. Таким образом, налицо необходимость педагогической поддержки детей для разрешения сложившейся ситуации. Анализ причин этого конкретного проявления сбоев в межнациональной коммуникации неизбежно заставляет обратиться к более широкой проблеме сохранения и развития культурных, в том числе национальных ценностей, созданных предшествующими поколениями кыштовчан. На мой взгляд, обязательным условием успешного разрешения этой проблемы является привлечение подрастающего поколения к сохранению и активному освоению имеющегося духовного богатства, созданного их предками. Причём, происходить это должно в современных формах, выражающих живой интерес в молодёжной среде (использование ИКТ, создание творческих групп по интересам ит.д.). И обязательным должно стать - представление результатов их деятельности в интересных, в том числе игровых формах (конкурсы, фестивали, праздники). К реализации программы, направленной на разрешение перечисленных проблем необходимо приступить уже сегодня. Так как , во-первых, это связано с повседневным общением наших школьников, причём не только в стенах образовательных учреждений, а далеко за их пределами. Ведь современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день испытывая на себе влияние музыки, фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания. Многие ребята из так называемых неблагополучных семей видят насилие наяву.

Во- вторых, сегодня ещё имеем возможность общения с представителями старших поколений, которые в той или иной степени являются подлинными носителями национальной культуры. Необходима работа по её сохранению с опорой на самые технические средства и при обязательном участии внуков и правнуков этих людей .
Через реализацию этого проекта мы хотим привлечь внимание учеников нашей школы, их родителей, работников школы и района к проблеме межнациональной толерантности. И как результат, воспитать человека, способного воспринимать себя и других людей без разрушительных эффектов, через привлечение учащихся к совместной деятельности.


3.Аннотация

Проект направлен на создание условий для формирования толерантного отношения среди участников образовательного процесса Кыштовского района, для сохранения и развития культурных традиций, межнационального сотрудничества при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Проект будет реализован на базе Кыштовской средней общеобразовательной школы №1(полиэтнический состав учащихся: русские, татары, эстонцы, чуваши, киргизы), с привлечением Дома детского творчества, Школы искусств, спортивной школы «Сокол», районного Дома культура, творческих объединений района, Кыштовского ЗАГСа, центральной районной и школьной библиотек, педагогов и учащихся школ, входящих в состав школьного округа №1(Усманская основнвя общеобразовательная школа (полиэтнический состав учащихся :татары); Ново-Майзасская средняя общеобразовательная школа (полиэтнический состав учащихся: русские, татары, украинцы, белорусы); Новоложниковская основная общеобразовательная школа( полиэтнический состав учащихся: русские.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию школьников и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами в данном направлении. Его реализация позволит содействовать формированию у учащихся знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт учащимся навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению и приобщению национальной культуры, народным обычаям и традициям народов, проживающих на территории Кыштовского района, сохранению духовных ценностей всех национальностей, населяющих район.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса.

4.. Целевая аудитория:
- учащиеся Кыштовской средней общеобразовательной школы, педагоги, родители.
Партнёры:

-Кыштовский ЗАГС;
-Районная библиотеки;
-Районный краеведческие музеи;
-Центры национальных культур района;
-общеобразовательные школы района.

5. Тема проекта: «Остров толерантности»


6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Проект «Остров толерантности» предусматривает вовлечение детей в совместную деятельность с целью ознакомления с этническими особенностями людей других национальностей, их бытом, традициями, культурой и формированием умения уживаться на единой территории.

Цель:

Формирование культуры этнической толерантности у всех участников образовательного процесса при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

  1. Исследование этнического состава населения Кыштовского района.

  2. Формирование и воспитание у учащихся толерантности как одной из базовых черт, которые сочетаются с общительностью, коммуникабельностью, способностью общаться со всеми.

  3. Создание условий для развития толерантных отношений у школьников.

  4. Разработка плана мероприятий, направленных на решение цели проекта



7. Направления работы:

- информационная обеспеченность ;

- коммуникативная обеспеченность;

- проектная деятельность.


8. Формы работы

-заочные и выездные экскурсии;

-круглые столы;

-совместные концерты,

- акции; КТД;

-создание и просмотр презентаций, видеоматериалов;

-праздники;

- походы;

- спортивные соревнования;

- конкурсы;КВН

-фестивали, уроки толерантности;

- выставки.


9.Этапы, сроки , механизмы реализации проекта

1.Подготовительный этап

Ступени

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1. «Пойми себя».


1)Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса

2)Выяснить, какими качествами должна обладать личность, толерантная к другим национальностям.

1.Анкетирование учащихся, родителей, педагогов
«Что я знаю о толерантности »

2.Составление генеалогического древа «Моя родословная» (совместно с родителями»)

3.Приобретение литературы, дидактических пособий по проблеме.

4.Проведение тренингов.

Психолог







Классный руководитель, учителя истории, биологии





2011-2012 уч. год

(сентябрь- октябрь)






2. «Прими других».


1)Создание условий для развития толерантных отношений у школьников





2)Воспитание у учащихся толерантности, как одной из базовых черт личности.

1.Мероприятия выездного характера с целью ознакомления с культурой других наций (поездки, экскурсии в центры национальных культур района: с. Колбаса, Усманка, Ивановка и др.)



2.Исследовательские проекты по изучению этнического состава и народных традиций жителей Кыштовского района.

3.Игра по станциям «Поезд дружбы»

4.Классные часы, посвященные развитию межличностных отношений.

Воспитательная служба, туристический кружок (спортивная школа)







Школьный музей «Родник», воспитательная служба, учителя истории.



Классные руководители.

В течение всего времени реализации

проекта





ноябрь 2011- январь 2012 год



декабрь 2011



2.Содержательный этап «Мы вместе»

Ступени

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

«Поймем друг друга»

1)Помочь учащимся в выявлении вопросов объединения разных людей.



2)Осознание необходимости толерантных отношений между людьми независимо от их национальности




1.Оформление выставок и информационных стендов.

3.Проведение семинаров, конференций по данной проблеме.

2.Фольклорные конкурсы «Национальный костюм».

«Национальная кукла»

(совместно с учащимися школ района и их педагогами).
3. КТД. Сбор материалов по темам:
«Игры народов мира», «Национальные традиции»

4.Проведение выставок
«Семейный альбом»,

5.Демонстрация видеофильмов и презентаций о семейных праздниках.

6.«Поход дружбы
(учащиеся школ района совместно с родителями и педагогами)



7.Неделя толерантности

8.Игра в рамках недели «Встречают по одежке, провожают по уму» (бытовая толерантность)

8.Круглый стол в рамках недели «Конфликт: за и против»

9.Акция «Мосты дружбы»(совместно с другими школами района)

10.Выставка интернациональной литературы.

11. Участие в мероприятиях различного уровня

Директор школы, воспитательная служба.

Библиотекарь, музей «Родник», соцпедагог, психолог



ДДТ, ДШИ, воспитательная служба







Школьный музей «Родник», воспитательная служба, классные руководители, учителя- предметники





Туристический кружок, учителя физкультуры, воспитательные службы



Воспитательная служба, школьный музей, классные руководители



















Воспитательная служба, классные руководители, руководители творческих объединений

С сентября 2011 год



В течение времени реализации проекта

Январь- февраль
2012 год






март

2012 год





апрель
2012 год







май
2012 год



сентябрь
2012 год









октябрь

2012 год



октябрь

2012 го














2.

«Диалог с миром»

1)Вызвать интерес и внимание учащихся, их родителей и педагогов к проблеме межнациональных отношений и межнациональной толерантности.

2)Научить убеждать других в необходимости толерантности

1.Конкурс стихов о толерантности для детей и взрослых (совместно с учащимися школ района).



2.Соревнования «Мы вместе!» (сборные команды учащихся, педагогов, родителей школ района)



4.Конкурс рисунков «Вместе дружная семья» (совместно с родителями и школами района)

5.Фотовыставка «История малой родины»



6.Акции «Рука помощи» (совместно с родителями и школами района)



7.Фестиваль «Вместе дружная семья»
(мастер-классы национальных ремёсел и рукоделия, ярмарка-продажа национальных изделий, концерт)


8.Акция «Создание аллеи Дружбы» (совместно с другими школами района)



3.«Поход дружбы» (учащиеся школ района совместно с родителями и педагогами)


Воспитательные службы, ДДТ, ДШИ, районная библиотека



Преподаватели спортивной школы «Сокол», учителя физкультуры



Туристический кружок, учителя физкультуры, воспитательные службы

ДШИ, учителя рисования



ДШИ, ДДТ-кружок «Юный фотограф»

Сцпедагог, психолог, воспитательная служба



ДДТ, ДШИ, воспитательная служба, учителя технологии, ИЗО





Зам. по ВР, классные руководители, преподаватели


ноябрь

2012 год







Декабрь 2012





Январь

2013 год





Февраль

2013 год



Март

2013 год



Апрель

2013 год









Май

2013



Май

2013 год


3.Заключительный этап.

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и школьников.

1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в учреждении и дома;

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей и педагогов

6. Проведение КВН с целью выявления уровня профессионального мастерства и реализации полученных знаний на практике;

7. Отчет ответственных по реализации проекта о проделанной работе.

Психолог, воспитатель.

















Воспитательная служба

Май 2013 год



















Май 2013 год







10. Ожидаемые результаты.

Реализация проекта «Остров толерантности» будет способствовать:

  1. Созданию условий для формирования и развития толерантных отношений у учащихся района.

  2. Вовлечению школьников района в активную исследовательскую и творческую деятельность;

  3. Организации практической общественно-значимой коллективной деятельности;

  4. Развитию национального самосознания;

  5. Развитию интереса и уважения к представителям другой национальности;

  6. Оздоровлению учащихся школ района;

  7. Выявлению активных учащихся – потенциальных лидеров в реализации проекта;

  8. Решению проблем досуга школьников;

  9. Снижению правонарушений и беспризорности подростков;

4. Оказанию профессиональной помощи педагогам, консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей школьного возраста.

11. . Оценка результатов.

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться ежегодно на педагогических советах, семинарах. Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, мероприятиях, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. В завершении проекта будет составлена сводная диаграмма профессионального уровня воспитания по развитию толерантных отношений у учащихся.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в ОУ – 100%;

- участие и помощь педагогов ОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.

12. Методическое и материальное обеспечение проекта:

- методические разработки классных часов;

-материалы фондов краеведческого музея и центров национальных культур;

- культуроведческая литература;

- аудио- и видеоматериалы;

-мультимедийная аппаратура;

- компьютер, сканер;

- фото- и видеокамера;



13. .Практическая значимость.

Считаю, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию педагогов, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ