Статья." Демократизация взаимоотношений учитель - ученик"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа № 13»
Мурманской области г. Оленегорск
Статья на тему:
«Демократизация взаимоотношений учитель-ученик »
подготовила
учитель биологии
Кондакова Елена Сергеевна
г. Оленегорск
2013г
Демократизация взаимоотношений учитель - ученик.
Сейчас Россия находится в кризисе. Идет социальный, духовный распад распад, особенно дурно влияющий на подрастающие поколение. Школа сейчас словно зеркало отражает окружающий мир на детей, они ведут себя, подражая родителям, окружающим людям, но в первую очередь учителям. В данной ситуации отчетливо проступает необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками как носителями национального достоинства и национальной гордости, символом интелегенции.
Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям. Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.
Необходимо изменить ситуацию в стране в целом, но сначала необходимо воспитать людей, которые смогут это сделать.
Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому, мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо – и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таком случае говорим – нет контакта с классом. Проблема: возможность и необходимость исследования принципов выбора методов общения с учениками. В настоящее время нет необходимости убеждать учителей в том, что каждый ученик обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Каждый ученик нуждается в понимании и полноценном общении. Проблема выбора стиля педагогического общения всегда стояла перед педагогом. В современных условиях жизни важным для школы является проблема демократизация взаимоотношений как важного аспекта для оздоровления общей атмосферы в школе, для улучшения психологической обстановки и достижения наилучших результатов во всем процессе обучения.
В настоящее время в современной школе все больше и больше появляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения. Сегодня на вопрос: «Что бы вы изменили в школе?» - многие из поступающих в ВУЗы отвечают без колебаний: «Отношение учителей, особенно к старшеклассникам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинство, пусть избавятся от предвзятости». С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета «Человеческого фактора», который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры.
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Как мне кажется, в школе мы часто встречаемся с фактами авторитетного подхода в воспитании. Иногда в школах можно столкнуться со следующей: ситуацией учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь- путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат – два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. Еще одно следствие – ученики отвергают требования учителей и школы. Отношение между учеником и учителем – фундамент учебно-воспитательного процесса. На учителе лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников и следить за поведением детей. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении многие из них полагают, что осложнения «исходят от ученика», является следствием их невоспитанности. Приходится сожалеть, что наставник не осознает своего «вклада»? При чем часто значительного, в создании конфликтной ситуации. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения , основанные на уважении и требовательности.
Педагогическое общение – это профессиональное общение, педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение учителя с учениками должно вызывать только положительные эмоции. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складываются определенное мнение о каждом учителе. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников – отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действия педагога в чем–то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается авторитет педагога. Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как участника общения, то, в какой степени он ориентирован на учащихся.
Задача педагога при осуществлении информационной функции общения – обеспечить процесс обмена духовными и материальными ценностями, создать условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога – способствовать осознанию своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки. Я думаю, нужно сопереживать ученикам, понимать чувства другого человека, тем более ребенка. На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовать диалог между учителем и учащимися. И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средства и результата.
Мне кажется, учителю нужно обратить внимание на развитие контакта, формирование основы демократизации, чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрация собственной расположенности к классу. Нужно демонстрировать учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать контакт с классом. Я думаю, что такое поведение учителя помогает преодолевать барьеры, возникающие у учителя, особенно в начале педагогической деятельности. Снятию любых барьеров помогает, прежде всего выбор правильного стиля педагогического общения. В общении можно выделить две стороны: отношения и взаимодействие. Как показывают исследования, у педагога со стабильно эмоционально-положительным отношением к детям , деловой реакции на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общение школьники раскованны, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям ( «Как мне надоел ваш класс», «Умничать научились, а писать грамотно – нет» и др.).
Общение – важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности общении – это не только обыденная функция, взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.
Добрые взаимоотношения – единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят умные мысли и добрые чувства. Если мы хотим научить человека общению, то и учить этому надо в условиях общения. И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании: «Система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей. 2 Жизни и здоровья ребенка.3. Создавать условия приспособления системы образования к особенностям воспитанников. 4. Носить демократический характер управления образованием».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ