Занятие "Семейное хозяйство"
Внеклассное занятие «Семейное хозяйство»
Андреева Елена Александровна
воспитатель
второй квалификационной категории
КОУ «Петропавловский детский дом»
Муромцевского района Омской области
Цель: рассмотреть из чего складывается семейное хозяйство и домашний труд.
Задачи:
1) Развитие способностей мыслительной деятельности.
2) Создание условий для применения усвоенных знаний.
3) Воспитание интереса в данной области.
Сценарный план:
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
3.Обсуждение темы
4. Итог занятия
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о семейном хозяйстве, о совместном труде. Тема нашего занятия называется «Семейное хозяйство».
3. Обсуждение темы
- Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства.
Семья, дом- это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но и прежде всего для детей. А взрослые - их первые наставники.
-Ребята, как вы думаете, совместный труд, помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности? (Ответы детей.)
- Совершенно верно. Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности, среди которых есть жизненно важные - в пище, одежде, отдыхе.
Вы знаете, что семьи бывают разные по своему составу, способностям и возможностям участия в совместных делах. Поэтому дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности, трудно.
Главное – желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта.
- Как вы думаете, почему у одних членов семьи хозяйственные дела получаются лучше, чем у других? (Ответы детей.)
- Правильно. Это зависит во многом от умений, мастерства, которыми владеет человек. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь.
Дом – это огромное поле деятельности. Каждый из членов семьи выполняют те или иные обязанности. Какие обязанности выполняет каждый из вас дома? (Ответы детей.)
- Есть ли совместные дела у вас в доме? ( Ответы детей.)
- Кто принимает в них участие? ( Ответы детей.)
Задание 1.
Попытайтесь ответить на вопросы, используя свой опыт. Согласны ли вы с таким выводом: облегчить домашний труд помогают не только полезные предметы, но и сами люди? ( Ответы детей.)
- Правильно. Все члены семьи должны помогать друг другу, брать на себя обязанности другого, проявлять желание сделать что- либо для семьи, даже если об этом не просят.
- А теперь мы совершим путешествие в прошлое.
В первобытном общине труд делился между ее членами по возрасту и полу: женщины занимались преимущественно поиском съедобных растений (собирательством), мужчины - охотой. Дети до 9-11 лет большую часть времени проводили с женщинами, учились находить съедобные растения и вести хозяйство.
В Древней Руси домашняя хозяйственная работа делилась на мужскую и женскую. Мужчины занимались ремонтом, плели лапти, корзины, лепили глиняную посуду. Женщины ухаживали за скотиной, пряли, ткали, шили одежду, готовили еду для всех домочадцев.
Мальчики с 5-6 лет учились ездить верхом, гоняли скот на водопой. К 14 годам подросток не только ходил с отцом на охоту, но и умел управляться с косой, серпом, топором. Он помогал отцу на пашне и мог заменить его в любой домашней работе.
Девочки с 6 лет начинали осваивать прялку, с 10 лет учились шить. К 12 годам они могли полностью вести хозяйство, носить воду на коромысле, стирать, доить корову, стряпать, присматривать за младшими детьми.
Всех детей приучали к строгой дисциплине, порядку, подчинению старшим.
- Как вы думаете, что изменилось в содержании домашнего труда современной семьи? ( Ответы детей.)
- Верно. Каждая семья заинтересована так, организовать, совместный труд, чтобы лучше удовлетворить свои потребности. Домашние дела найдутся для всех домочадцев. Кому- то лучше дается ремонт квартиры или бытовой техники, а кому- то – работа на кухне. Главное, чтобы в семье царили трудолюбие и взаимопомощь.
Важно облегчить ведение домашнего хозяйства, чтобы сохранить силы и время для интересных и полезных дел.
Задание 2.
Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. Почему же их действия имели разный результат?
-Правильно. Старуха была жадная и жадность ее и сгубила. Матроскин был экономный.
Задание 3.
Посмотрите на картину А.А. Пластова «Ужин тракториста». Ответьте на вопросы. Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины? Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой - как помощь-обязанность?
- Ребята, скажите, как можно увеличить благосостояние семьи? (Ответы детей.)
- Верно, трудолюбие членов семьи помогают увеличить ее благосостояние, экономить ресурсы и тем самым развиваться семейному хозяйству.
Постарайтесь участвовать в этом, следуя таким советам:
- добросовестно выполняй свои обязанности по хозяйству, не перекладывай их на других;
- научись обслуживать себя самостоятельно;
- помогай младшим и пожилым людям в обслуживании себя;
-уважай труд других, будь аккуратным и бережливым;
- избегай расточительности, ищи резервы экономии.
Я надеюсь, что знания, полученные на занятии, вы будете использовать всегда.
Список использованной литературы
1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.
2. Школа юного экономиста / авт.-сост. М.М.Воронина
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ