Статья «Воспитательная система класса как одна из форм воспитательного процесса классного коллектива» (из опыта работы) 10 класс


М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»











Статья

«Воспитательная система класса как одна из форм воспитательного процесса классного коллектива»

(из опыта работы)






подготовила Морозова Алла Станиславовна,

классный руководитель 10 класса














с. Погромец

2012

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания является формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические сотрудники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Класс – это группа учащихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

По моему глубокому убеждению, деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед классным руководителем.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Организация психолого-педагогической помощи обучающимся в процессе включения их в активную социальную жизнь, формирование социальной ответственности требует создания воспитательной системы класса, способствующей созданию комфортных условий для максимально всестороннего развития личности каждого ребенка. Воспитательная система является одной из главных форм воспитательного процесса классного коллектива. Воспитательную систему следует отличать от системы воспитания. Последняя представляет собой совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных планов, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом, либо в рамках какого-то учреждения, либо в пределах целого государства на определённом этапе его развития. Понятие «система воспитания» подчёркивает специфику организации воспитательного процесса в работе отдельного педагога, учреждения или государства в целом. Оно не является тождественным понятию «воспитательная система».

Воспитательную систему следует отличать и от системы воспитательной работы (плана классного руководителя) - системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, индивидуальных бесед со школьниками, адекватных поставленной цели. В работе классного руководителя они идут параллельно.

Считаю, что моя воспитательная система «Юный гражданин», основанная на концепции Н.Е.Щурковой, способствует росту эффективности воспитательного процесса. Данная система действует в нашем классном коллективе в течение четырёх лет. Сущностью созданной мной воспитательной системы являются понятия: «добро и доброта», «коллектив», «доверие», «уважение», «творчество», «индивидуальность», «самостоятельность». Поэтому я стремлюсь, чтобы эти ценности составляли основу нашей деятельности, проявлялись в общении, постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.

Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса, - мониторинг и диагностика. Они помогают изучению эффективности созданной мной воспитательной системы.

Я нахожусь в постоянном поиске путей, форм и методов индивидуализации и дифференциации процесса обучения и воспитания учащихся. Использую в своей работе такие формы, как интерактивные беседы, практикумы, составления проектов, лекции-рассуждения, интеллектуальные игры, викторины, исследования. Особая роль в моей системе отводится самоанализу, самооценке, самокоррекции.

Стремлюсь понять каждого ученика. Для получения необходимой информации об учащихся и их развитии использую методы психодиагностики личности. Объектом изучения для меня являются деловые отношения в классе, особенности познавательной сферы подростков, самооценка, социометрический статус, нравственная направленность личности школьника, его здоровье и работоспособность. В настоящее время именно это помогает судить об эффективности воспитательного процесса и показывает результативность воспитательной системы. Поэтому данная тема была выбрана мной темой по самообразованию. Развитие личности ребенка считаю целью, субъектом и результатом воспитательной работы классного руководителя, показателем которого является системная диагностика.

Эта работа нашла отражение в направлении воспитательной системы «Я и моя школа».

Познавательные беседы, игры, викторины, анкетирование способствуют формированию у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов.

Лекция-рассуждение «Познай самого себя» помогла акцентировать внимание на собственные человеческие качества, необходимые для самоуважения и самоутверждения.

Час общения «Эти вредные конфликты» способствовал формированию позитивного отношения к людям.

Проводила социометрические исследования эмоционально- психологических отношений в детском коллективе, выявление лидера в классе и деление класса на статусные группы. Оно показало, что в классе поменялся лидер. В 2010-2011 учебном году им являлся ________. В прошлом учебном году лидерство перешло к ______. В соответствии с данными матрицы учащихся можно отнести к следующим группам:

«Звезды» - ___________

«Предпочитаемые» - _________

«Принятые» - ____________.

В прошлом учебном году наблюдалось смещение учащихся внутри статусных групп. Видно, дети взрослеют, и у них меняются симпатии и приоритеты. Я составила сводную таблицу за все годы учёбы, из которой заметно, как изменились предпочтения в классном коллективе. Также имеется таблица с показателями социометрического статуса детей за несколько лет.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детском коллективе. В 2009 - 2010 учебном году он составлял 40,6%, в 2010 - 2011 учебном году – 60,7%, а в прошлом учебном году – 64,5%. Это вызывает у меня большую радость, ведь на лицо моя работа. Коллектив из года в год становится дружней и сплочённей.

Продолжаю изучать нравственную воспитанность класса. Адаптированный тест «Размышляем о жизненном опыте» показал, что у 65,8% учащихся класса нравственная направленность личности, в 2010-2011 учебном году она составляла 60%. К сожалению, тест выявил 2 человека с эгоистической направленностью личности, что составляет 11,7% от общего числа учащихся, в прошлом учебном году – 13%.

При исследовании умения учащихся правильно себя оценивать (тест «Самооценка») выявила, что 7 человек (47,7%) имеют правильную оценку своих качеств, 6 человек (40%) имеют завышенную самооценку, а у 2 человек (13,3%) – самооценка занижена. Большое поле деятельности для классного руководителя!

Изучение взаимоотношений в классе проводились при помощи методики «Психологическая атмосфера в коллективе» в начале учебного года и в конце. В начале года 72,7% учащихся указали на высокую психологическую оценку климата в классе, 27,2% - на низкую. Средняя для коллектива оценка атмосферы составляет 47,2 балла, что указывает на высокую оценку психологического климата. В 2010-2011 учебном году она составляла только 30 баллов.

Используя методику диагностики уровня творческой активности учащихся М.И.Рожкова, определила изменения в сформированности у учащихся творческой активности:


2009-2010 2010-2011 2011-2012

Высокий - 3 человека- 18,7% 6 человек - 35,2%

Средний 9 человек- 56,2% 8 человек- 50% 7 человек - 41,1%

низкий 7 человек- 43,7% 5 человек- 31,3% 4 человека – 23,5%


Данные исследования показали, что растет число учащихся, проявляющих в классе инициативу, придумывающих какие-то интересные дела, болеющих душой за положение коллектива на уровне школы и района. Конечно, есть дети безынициативные, несмелые. На это приходится обращать внимание и работать с такими детьми.

Ведущей линией воспитательной системы  «Юный гражданин» является формирование общекультурных ценностей на основе гражданского, личностного и интеллектуального развития, патриотического воспитания. Педагогическое управление развитием ребенка осуществляется в формах педагогической поддержки, социально-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

Уровень сформированности нравственных качеств учащихся класса достаточно высокий. Интегративный показатель отношения школьников ко всем основным ценностям общества: устойчиво-позитивное – 50%, ситуативно-позитивное – 40%, ситуативно-негативное – 10%, устойчиво-негативное – нет.

Определены устойчивые механизмы формирования классного коллектива учащихся через традиции и организацию социально-значимой деятельности:

  • еженедельная работа с дневниками;

  • устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю;

  • экскурсии весной и осенью в берёзовую рощу;

  • коллективный день рождения;

  • поздравление ребят с праздником 23 Февраля и девочек – с 8 Марта;

  • интерактивные беседы, практикумы, составления проектов, лекции-рассуждения, интеллектуальные игры, викторины на нравственную, гражданскую и патриотическую тематику;

  • благоустройство и озеленение классной комнаты;

  • активное участие во всех общешкольных и районных мероприятиях.

Значительное место в воспитательной системе уделяется формированию ученического самоуправления, которое организовано через создание и функционирование актива класса и распределение детей в группы по интересам, что позволяет каждому учащемуся включаться в общественную деятельность. Работа органов самоуправления строится на основе коллективного принятия целей. Развитию ученического самоуправления, активному вовлечению каждого школьника в разнообразную деятельность способствуют организованные  внеклассные мероприятия: час общения «Мы активные, креативные», интеллектуальная беседа «Суд совести», интерактивная беседа «К чему стремятся люди». И также общешкольные конкурсы: конкурс классных уголков и стенгазет, «Праздник урожая», смотр строя и песни, конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни». К каждому мероприятию учащиеся подходят творчески, никто не остаётся в стороне.

По итогам анализа состояния воспитательной среды, определен её средний уровень.  Для большинства детей школьная среда является  значимой, что доказывают результаты анкетирования. В 9 классе проведено анкетирование по методике М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в коллективе». Получены коэффициенты 0, 57; 0,7; 0,8, по следующим показателям: включенность подростков в самоуправленческую деятельность, организованность классного коллектива, ответственность членов первичного коллектива за его дела, что является средним показателем уровня развития самоуправления.

Значительное внимание в деятельности воспитательной системы «Юный гражданин» уделяется вопросам взаимодействия с семьей. Показателем результативности может служить высокая посещаемость родителями классных собраний. Многие мероприятия направлены на формирование положительной нравственной оценки семейных ценностей.

Управление воспитательной системой является регулирующим. Утвержден годовой план мероприятий для учащихся класса. Выполнение основных направлений работы достигается через соблюдение принципа единства требований для каждого учащегося. В результате, показатели сознательной включенности  в воспитательную среду (осознанность) и ее интенсивности (насыщенность  влиянием и возможностями) имеют в нашем классном коллективе высокую степень.

Воспитательная система «Юный гражданин» не преследует одно направление, так как понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Гражданин – это личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Таким образом, анализ состояния воспитательной системы показывает, что в нашем классе создается комплекс условий, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие воспитательной системы,  работа по всем направлениям воспитательной системы («Я – есть Я!», «Я и моё Отечество», «Я и мой досуг», «Я и моя семья», «Я и моя школа») имеет положительные результаты. В 2012-2013 учебном году будет осуществляться переход к новому (четвёртому) этапу реализации воспитательной системы «Юный гражданин», цель которого - обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Я считаю, что третий этап, который осуществляли учащиеся в 2011-2012 учебном году – формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле успешно преодолён. Поэтому можно сделать вывод, что воспитательная система класса является одной из главных форм воспитательного процесса классного коллектива.






Используемая литература


1. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе №5, 2006 год, стр. 95 – 114

2. Новикова Н.Л. Теория и практика воспитательных систем. - Москва, 1993

3. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

4. Материалы из опыта работы









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ