Текст как основа изучения языка

Текст как основа изучения языка

(Автор программы Т.М. Пахнова)



Пояснительная записка

Одним из средств совершенствования речи учащихся является овладение умениями анализа текста на уроках русского языка.

Работа с текстом на уроках русского языка создает условия:


- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;

- для реализации внутрипредметных (межуровневых) и метапредметных связей;

- для воспитания у старшеклассников интереса к русскому языку как национальному достоянию;

- для формирования языковой личности;

- для осуществления коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка;

- для реализации органической взаимосвязи обучения, воспитания и развития каждого ученика средствами изучаемого материала, для личностно ориентированного преподавания русского языка.


Текст в качестве категории, которая показывает «язык в действии», может использоваться как на уроках развития речи (в процессе подготовки к сочинениям и изложениям), так и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, и также на занятиях элективных курсов.

Программа состоит из нескольких тематических блоков (последовательность изучения тем может быть изменена учителем по своему смотрения с учетом подготовленности класса).

Обновление системы гуманитарного образования связано с решением проблемы формирования языковой личности, что предполагает совершенствование методики работы с текстом на уроках русского языка.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса – создает условия для интеграции курсов русского языка и литературы, для совершенствования работы по духовно-нравственному развитию способностей, для формирования языковой личности.

Комплексная работа с текстом служит эффективным средством реализации межуровневых (внутрипредметных), а также межпредметных связей (интеграции) курсов русского языка и литературы.

Программа носит теоретико-практический характер и предполагает рассмотрение следующих проблем:

- текст – конкретное проявление речевой деятельности, речевого общения;

- текст как единица, интегрирующая значение всех языковых единиц;

- художественный текст как вершина речевой культуры;

- текст как категория, показывающая «язык в действии»;

- взаимосвязь в изучении слова и текста;

- формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с текстом;

- развитие творческих, исследовательских способностей учащихся при анализе текста.

Особая роль принадлежит тексту на уроках обобщения и систематизации изученного по всем разделам школьного курса русского языка. В связи с этим программа предполагает включение таких разделов, как «Работа с текстом на уроках русского языка в старших классах», «Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля» (предполагается использование текста на уроках-зачетах, а также при проведении устных экзаменов при подготовке к ЕГЭ).

Основные разделы программы ориентированы на учет особенностей работы учителя в условиях существования вариантов программ и параллельных учебников в процессе проведения занятий элективных курсов.

Для совершенствования подготовки учителя-словесника, который собирается вести данный элективный курс, важно осуществлять преемственность в системе занятий как на уроках русского языка, так и при изучении элективного курса.

Программа рассчитана на 2 года изучения в 10- 11 классах (34ч или 68 ч).

Примечание: форма контроля «Зачет» вне сетки часов.



Содержание программы

  1. Некоторые вопросы лингвистики текста в школьных программах и учебниках.

Анализ разных вариантов программ и параллельных учебников с точки зрения отражения в них теории текста (текст как речеведческое понятие, основные признаки текста; тема и основная мысль текста; лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте; роль первого предложения (зачина) в тексте; повествование, описание, рассуждение как основные типы речи, стили речи).

Знания о тексте как основа формирования речевых умений и навыков.

  1. Комплексная работа с текстом при изучении русского языка.

Анализ текста как речеведческого понятия.

Филологический анализ (лингвистический, литературоведческий) как составная часть комплексного разбора.

Реализация внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных связей в процессе комплексного анализа текста.

Основные виды разбора (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический, орфографический, пунктуационный) как часть комплексной работы с текстом.

Особенности выразительного чтения текстов разных жанров.

Комплексная работа с текстом на уроках обобщения и систематизации изученного (на уроках-семинарах, практикумах, зачетах, на уроках словесности).

Творческий, исследовательский характер деятельности учащихся в процессе комплексной работы с текстом.

Критерии отбора текстов и заданий к ни в зависимости от этапа обучения, типа, темы урока, уровня подготовки учащихся.

  1. Работа с текстом при изучении и повторении лексики.

Взаимосвязь в изучении слова и текста как необходимое условие осуществления функционального подхода при рассмотрении синонимов, антонимов, слов, употребляемых в переносном значении и др.

Лексический разбор слова и текста как средство обобщения и систематизации изученного по лексике.

Выразительные средства лексики и фразеологии в художественном тексте. Слово и контекст.

Лексический повтор, его роль в текстах художественного, публицистического стилей.

Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных стилей и жанров.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, фразеологическим., словарями синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, словарями паронимов и др.) в процессе комплексного разбора текста.

  1. Работа с текстом при изучении и повторении морфологии.

Текстообразующая роль слов разных частей речи в повествовании, описании, рассуждении.

Грамматический повтор в тексте (видовременная соотнесенность в использовании глагольных форм).

Работа с текстом как средство осуществления функционального подхода при изучении морфологии.

Реализация идеи изучения морфологии на основе взаимосвязи с лексикой и синтаксисом в процессе анализа текста.

  1. Работа с текстом при изучении и повторении синтаксиса.

Осуществление функционального подхода при изучении простого и сложного предложения в процесс работы с текстом.

Синтаксические средства связи между предложениями в тексте.

Роль порядка слов в тексте.

Односоставные предложения и их роль в тексте.

Выразительные средства синтаксиса в художественном тексте.

Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с лексикой, морфологией в процессе работы с текстом.

  1. Работа с текстом в процессе развития речи.

Работа с текстом при подготовке к сочинениям и изложениям.

Роль текста-образца.

Воспитание чувства языка («чувства соразмерности и сообразности») в процессе работы с текстом.

Совершенствование умений и навыков чтения как вида речевой деятельности на основе знаний о тексте.

Особенности работы с поэтическим текстом.

Выразительное чтение как искусство звучащего слова.

Некоторые приемы редактирования текста.

Взаимосвязанное обучение основным видам речевой деятельности в процессе работы с текстом.

Критерии отбора дидактических материалов (текстов) для уроков развития речи.

  1. Реализация взаимосвязи курсов русского языка и литературы в процессе работы с текстом.

Работа с текстом как одно из средств интеграции курсов русского языка и литературы.

10-11 классы как особый, завершающий этап изучения русского языка. Работа с текстом как средство обобщения и систематизации изученного, как средство осуществления функционального подхода при изучении языковых единиц разных уровней.

Художественный текст на уроках русского языка в старших классах.

Выразительные средства фонетики, интонации, лексики, морфологии, синтаксиса, воплощенные в художественном тексте.

«Тексты о текстах» на уроках русского языка в старших классах.

Работа с текстом в системе изучения стилистики и культуры речи.

  1. Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля.

Работа с текстом на уроках-зачетах, при подготовке к экзамену по русскому языку – ЕГЭ.

Осуществление коммуникативно-деятельностного подхода в процессе работы с текстом.

Организация творческой деятельности учащихся в процессе комплексной работы с текстом на устном экзамене по русскому языку.

  1. Воспитание интереса к изучению русского языка в процессе работы с текстом.

Разнообразие заданий, возможность их выбора в зависимости от уровня подготовки, характера интересов, органическая связь нового материала с повторением изученного – создают условия для воспитания интереса к урокам русского языка, потребности совершенствования речевой подготовки, бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию.

  1. Развитие языковой личности в процессе работы с текстом.

Роль речевой среды в процессе становления языковой личности («Человек живет в мире текстов»). Создание обучающей, развивающей речевой среды на уроках русского языка. Критерии отбора текстов и заданий к ним. Осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе работы с текстом. Языковая интуиция, чувство языка и процесс развития языковой личности.

Тематическое планирование

10 класс (34 часа)


п/п

Тема занятия

Количество часов

I

Текст как основа формирования речевых умений и

Навыков:

- текст как речеведческое понятие, основные признаки текста;

- тема и основная мысль текста;

- лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте;

- роль первого предложения (зачина) в тексте;

- повествование, описание, рассуждение как основные типы речи, стили речи.

2

II

Анализ текста как речеведческого понятия.

Филологический анализ: лингвистический,

литературоведческий -

как составная часть комплексного разбора.


2

Основные виды разбора (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический, орфографический,

пунктуационный) как часть комплексной работы с текстом.

3

Комплексная работа с текстом на уроках обобщения и систематизации изученного (урок-зачет)



2 (1- теория; 2 – урок-зачет)

III

Работа с текстом при изучении и повторении лексики.

Взаимосвязь в изучении слова и текста: синонимы, антонимы, слова, употребляемые в переносном значении и др.

Лексический разбор слова и текста

1

Выразительные средства лексики и фразеологии

в художественном тексте.

Слово и контекст.

Лексический повтор, его роль в текстах художественного, публицистического стилей.


1

1


Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных стилей и жанров


1

Работа с лингвистическими словарями: толковым, фразеологическим,

словарями синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, словарями паронимов и др.


1

IV

Работа с текстом при изучении и повторении морфологии.

Текстообразующая роль слов разных частей речи в повествовании, описании, рассуждении.

Взаимосвязь морфологии с лексикой и синтаксисом.


1

V

Работа с текстом при изучении и повторении синтаксиса.

Синтаксические средства связи между предложениями в тексте.


1

Роль порядка слов в тексте.


1

Односоставные предложения и их роль в тексте.


1

Выразительные средства синтаксиса в художественном тексте.


1

Взаимосвязь синтаксиса с лексикой, морфологией.


1

VI

Работа с текстом в процессе развития речи.

Работа с текстом при подготовке к сочинениям и изложениям.


1

Роль текста-образца.

«Чувство соразмерности и сообразности» в процессе работы с текстом.

1

Совершенствование умений и навыков чтения как вида речевой деятельности на основе знаний о тексте.

Особенности работы с поэтическим текстом.


1

Творческая работа по отбору дидактических

материалов (текстов) для написания сочинения (часть С).


2

VII

Реализация взаимосвязи курсов русского языка и литературы в процессе работы с текстом.

Выразительные средства фонетики, интонации, лексики, морфологии, синтаксиса, воплощенные в художественном тексте.


2

«Тексты о текстах» на уроках русского языка в старших классах.


1

Работа с текстом в системе изучения стилистики и культуры речи.


1

VIII

Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля.

Работа с текстом (подготовка к экзамену по русскому

языку – ЕГЭ): зачетная работа.


3

IX

Выразительное чтение текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

Логическое ударение, паузы.

1

X

Урок-семинар. Поэтический текст на уроках

русского языка как средство

воспитания интереса к слову.


1


ИТОГО:

34ч











Тематическое планирование

11 класс (34 часа)


п/п

Тема занятия

Количество часов

I

Вопросы лингвистики текста в школьных программах и учебниках:

- тема и основная мысль текста;

- смысл названия, ключевые слова в тексте;

- языковые средства;

- стиль текста и тип речи;


1

II

Комплексная работа с текстом.

Филологический анализ: лингвистический,

литературоведческий -

как составная часть комплексного разбора.

2

Реализация внутрипредметных и метапредметных связей в процессе комплексного анализа текста.



1

Основные виды разбора (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический, орфографический,

пунктуационный) как часть комплексной работы с текстом.

2

Комплексная работа с текстом: обобщение и систематизация изученного (урок-зачет)



1

III

Работа с текстом при изучении и повторении лексики.

Взаимосвязь в изучении слова и текста: синонимы, антонимы, слова, употребляемые в переносном значении и др.

Лексический разбор слова и текста

1

Выразительные средства лексики и фразеологии

в художественном тексте.

2



Слово и контекст.

Лексический повтор, его роль в текстах художественного, публицистического стилей.


1

Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных стилей и жанров.


1

Работа с лингвистическими словарями: толковым, фразеологическим,

словарями синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, словарями паронимов и др.


1

IV

Работа с текстом при изучении и повторении морфологии.

Текстообразующая роль слов разных частей речи в повествовании, описании, рассуждении.

Взаимосвязь морфологии с лексикой и синтаксисом.


1


Грамматический повтор в тексте

(видовременная соотнесенность в использовании глагольных форм).

1


Работа с текстом как

средство осуществления функционального похода при изучении морфологии: практическая работа.

1

V

Работа с текстом при изучении и повторении синтаксиса.

Простые и сложные предложения.

Односоставные предложения и их роль в тексте.


1

Синтаксические средства связи между предложениями в тексте.



1

Выразительные средства синтаксиса в художественном тексте.


2

Взаимосвязь синтаксиса с лексикой, морфологией.


1

VI

Работа с текстом в процессе развития речи.

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Роль текста-образца (виды клише).


1

Основные виды речевой деятельности,

используемые в процессе работы с текстом.

1

Некоторые приемы редактирования текста:

практическая работа.


1

Творческая работа: подбор дидактических

материалов (текстов) разных стилей

для написания сочинения (часть С).


2

VII

Реализация взаимосвязи курсов русского языка и литературы в процессе работы с текстом.

Художественный текст на

уроках русского языка. Речеведческий анализ текста.


1

Выразительные средства фонетики, интонации, лексики, морфологии, синтаксиса, воплощенные в художественном тексте.


2

«Тексты о текстах» на уроках русского языка в старших классах.

Работа с текстом в системе изучения стилистики и культуры речи.


1


VIII

Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля.

Анализ текста (подготовка к экзамену

по русскому языку – ЕГЭ):

зачетная работа.

3

IX

Урок-семинар: «Человек живет в мире текстов».


1


ИТОГО:

34ч


Основные умения и навыки


Анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста; тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.); производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснять орфограммы и знаки препинания.


Выразительное чтение. Умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные.



Примерные, ориентировочные темы для зачета, для обсуждения на заседаниях круглого стола, при проведении занятий-семинаров


  1. Работа с текстом на уроках обобщения и систематизации изученного.

  2. Роль дидактического материала (текстов) как средства воспитания чувства языка.

  3. Использование текстов публицистического стиля при подготовке к сочинению.

  4. Работа с текстом на уроках интегрированного типа (на уроках русского языка и литературы).

  5. Работа с текстом на уроках-зачетах при подготовке к ЕГЭ.

  6. Роль текстов-образцов на уроках развития речи.

  7. Некоторые вопросы лингвистики текста в школьных программах и учебниках.

  8. Работа по совершенствованию написанного (редактированию) на основе знаний о тексте.

  9. Комплексная работа с текстом как одна из форм устного экзамена.

  10. Осуществление функционального подхода при изучении языковых явлений на основе работы с текстом.

Бесспорно, учитель может сам дополнить приведенный перечень тем, учитывая особенность класса, его подготовку, интересы учащихся и т.п.


Литература

Для учителя

Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка.- М., 1983 год.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971год.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981 год.

Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М., 1992 год.

Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980 год.

Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1980 год.

Одинцова В.В. Стилистика текста. – М., 1980 год.

Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. – М.,1997 год.

Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь. - М., 2004 год.

Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом: Профильное обучение. – М., 2006 год.

Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1976 год.

Синтаксис текста/под ред. Г.А. Золотовой. – М., 1979 год.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1973 год.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993 год.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997 год.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987 год.

Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957 год.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание)/ сост. М.В. Панов. – М., 1984 год. (Все последующие переиздания).





13


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ