Тематическое и поурочное планирование изучения учебного материала в 5 классе по шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»
Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры
Тематическое и поурочное планирование
изучения учебного материала в 5 классе по
шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева
(34 часа, 1 час в неделю)
подготовил
учитель шахмат
высшей категории
Змановский Леонид Владимирович
с.Болчары
2012
Тематическое и поурочное планирование изучения учебного материала в 5 классе по шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева (34 часа, 1 час в неделю)
ПРОГРАММА
(Четвертый год обучения)
Пояснительная записка
Программа «Шахматы, четвертый год» предназначена для 5 класса общеобразовательной школы.
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
Целью данной программы является развитие личности ребенка на основе знаний, умений и навыков, полученных на уроках шахмат.
Задачи:
- Систематизировать и закреплять имеющиеся знания посредством решения практических заданий;
- Развивать воображение, логику мышления, навыки ведения игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- Прививать чувство восхищения красотой и изяществом шахматных комбинаций;
- Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, за русскую школу шахмат, которая по праву считается одной из лучших в мире.
Таблица – Учебно-тематический план
№
Название темы
Кол-во
часов
Дата
1.
Повторение пройденного материала
2
1.1. Введение. Повторение правил игры.
1
1.2. Игровое занятие: «Шведки», «Шахматы».
1
2.
Реализация большого материального перевеса
9
2.1. Мат тяжелыми фигурами
1
2.2. Мат ладьей.
1
2.3. Мат ферзем.
1
2.4. Мат двумя слонами.
1
2.5. Мат слоном и конем (король уже оттеснен к краю доски).
1
2.6. Мат слоном и конем (король находится в центре доски).
1
2.7. Мат двумя конями.
1
2.8. Другие случаи большого материального перевеса.
1
2.9. Как решать шахматные задачи.
1
3.
Три стадии шахматной партии
7
3.1. Как начинать партию.
1
3.2. Быстрейшая мобилизация сил.
1
3.3. Борьба за центр.
1
3.4. Гармоничное пешечное расположение.
1
3.5. Что делать после дебюта.
1
3.6. Об эндшпиле.
1
3.7. Как играть в эндшпиле.
1
4.
Законы пешечных окончаний
5
4.1. Правило квадрата.
1
4.2. Еще о правиле квадрата.
1
4.3. Пешке помогает король.
1
4.4. Оппозиция.
1
4.5. Ключевые поля.
1
5.
Основы шахматной тактики
9
5.1. Тактические приемы.
1
5.2. Комбинация и ее составные части.
1
5.3. Двойной удар.
1
5.4. Коневые и пешечные вилки.
1
5.5. Связка.
1
5.6. Как бороться со связками.
1
5.7. Открытое нападение.
1
5.8. Открытый шах.
1
5.9. «Мельница».
1
6.
Повторение и заключение
2
6.1. Повторение программного материала.
1
6.2. Заключение. Подведение итогов.
1
ИТОГО:
34 часа
К концу учебного года дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- ставить мат тяжелыми фигурами, ферзем, ладьей, двумя слонами;
- проводить пешку на поле превращения.
Список использованной литературы
1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
3. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
4. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
5. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
7. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://chess555.narod.ru.
2. http://readr.ru.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ