Тест "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Готов ли ваш ребенок к школе?

Тест, позволяющий дать ответ на этот вопрос



Тест готовности детей к школе включает в себя педагогические, психологические, функциональные аспекты. Диагностируются следующие функции:

перцептивные (умение анализировать и сравнивать зрительную информацию и обобщать ее на наглядном уровне);

мнемическая (способность к запоминанию и воспроизведению информации);

речевая (умение оперировать языковыми знаками, словами);

психомоторная (способность к произвольным, тонко координированным движениям);

регулятивная (способность к целенаправленной деятельности и самоконтролю).

При выполнении заданий учитывается способность ребенка принимать и активно использовать помощь взрослого, то есть его обучаемость.

Выясняем умение анализировать и сравнивать

В первую очередь выявляем перцептивное развитие. Так, с целью выяснить знания ребенка об основных эталонных геометрических фигурах ему предлагают назвать фигуры, которые он знает, а затем собрать из частей три круга и три квадрата. Фиксируется время выполнения как первой (три круга), так и второй (сбор квадратов) частей. Затем время обоих заданий суммируется. Учитываются способ складывания фигур (метод проб и ошибок, зрительное соотнесение) и характер помощи: организация (рабочий настрой); стимулирующая (подбадривание); обучающая.

В результате выделяются три уровня сформированности перцептивной функции.

Успешный. Ребенок после инструкции легко и быстро, всего за 1 минуту путем зрительного соотнесения выполнил задание.

Достаточный. Ребенок, ошибаясь и пробуя, при организующей помощи справляется с заданием за две минуты.

Недостаточный. Ребенок хаотично складывает фигуры, но не достигает нужного результата, хотя ему и оказывалась обучающая помощь.

Следующее задание: ребенку, предварительно выяснив умение считать, предлагают три серии карточек по четыре квадрата. Надо, внимательно рассмотрев, в каком порядке лежат карточки первого и второго ряда, в таком же порядке разложить и карточки третьего ряда.

Теперь определяем уровень.

Успешный. Ребенок без труда справился, выявив признак количества.

Достаточный. Была оказана организующая помощь, после чего ребенок справился с заданием, но пересчет проходил с помощью пальца.

Недостаточный. Задание непосильно для ребенка. Необходимо оказать обучающую помощь; предложить ребенку самостоятельно разложить карточки второго ряда. Если это не удалось, то можно объяснить и разложить совместно с ним. Можно предложить третью серию в качестве контрольного задания.

Запоминание и воспроизведение

Теперь приступаем к выявлению сформированности мнемонической функции.

Первое задание - запоминание словесного материала, предъявляемого на слух. Четыре раза зачитываются десять слов - год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын - и каждый раз ребенка просят их произнести. Затем дается другое задание, и через сорок минут ребенка снова просят вспомнить эти слова.

Критерии оценки:

Объем воспроизведения слов на каждом этапе.

Характер воспроизведения (были ли замены, привнесения).

Динамика запоминания: равномерная (объем слов с каждым разом возрастает); неравномерная (провалы), указывающая либо на органическое поражение головного мозга, способствующее возникновению охранительного торможения, либо на функциональные нарушения (после инфекционных заболеваний).

Уровни:

Успешный. На первом этапе ребенок запомнил 6-7 слов, после 4-го прочтения все слова. Слова назывались быстро, уверенно, точно. Динамика равномерная, на 5-м этапе ребенок забыл не больше одного слова.

Достаточный. После первого прочтения ребенок назвал 4-5 слов, после четвертого - 8 слов плюс привнесения или застревание на том или ином слове. Динамика относительно равномерная. На 5-м этапе забыто не больше трех слов.

Недостаточный. После первого прочтения запомнил 1-2 слова, после четвертого - 5-6. Нуждался в стимуляции и одобрении. Провалы. На пятом этапе забыто более 5 слов.

А вот задание на выявление уровня логической (опосредованной) памяти (методика А. Н Леонтьева).

Для запоминания подбирается ряд слов и карточки к ним по ассоциации.


Называется слово, и ребенок должен подобрать подходящую карточку и объяснить, почему он выбрал именно ее. Ответы записываются. Если ребенок затрудняется, то оказать обучающую помощь.

После выбора карточки к словам ребенку задаются вопросы отвлекающего характера, затем приступают к воспроизведению слов с помощью карточек.

Критерии оценки:

адекватность выбора картинки и содержательность объяснения;

точность воспроизведения;

характер оказанной помощи.

Уровни:

Успешный. Ребенок легко и непринужденно подобрал к словам картинки, содержательно объяснил свой выбор и назвал все карточки.

Достаточный. Ребенок действовал хаотично, с опорой на внешние признаки. После организующей помощи справился, пытаясь соскользнуть на внешние признаки. При воспроизведении заменял слова близкими по смыслу.

Недостаточный. Задание казалось ребенку непосильным. После обучающей помощи он в основном правильно делал выбор, за исключением последних, но свой выбор не всегда мог объяснить.

Оперируем знаками и словами

Ребенку называются слова и предлагается записать их кружочками (сколько в слове звуков, столько и кружочков). Выдается лист бумаги и карандаш. Называются слова, в которых число букв и звуков совпадает (например, ус, мак, ваза, стол и т.д.).

Критерии оценки:

количество правильно выполненных схем;

способ действия ребенка.

Уровни:

Успешный. Ребенок правильно изобразил все схемы, при этом операция проводилась во внутреннем плане.

Достаточный. Правильно изображены 3-4 схемы. При этом в случае затруднения ребенок проговаривал слова и пересчитывал звуки с помощью пальцев.

Недостаточный. Правильно выполнена лишь первая схема. Рисовал кружки наугад.

А вот задание на понимание сложных грамматических конструкций, отражающих пространственно-временные отношения. Зачитывается фраза: “Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу”. Вопрос: “Что Петя сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?”

Другая фраза: “Петя выше Ани, но ниже Коли”. Вопрос: “Как зовут самого низкорослого (высокого) мальчика?”

Учитывается число правильных ответов и способ действия ребенка.

Уровни:

Успешный. Ребенок правильно ответил на все вопросы, при этом размышлял во внутреннем плане.

Достаточный. Ребенок правильно ответил лишь на вопрос к первому предложению, при этом несколько раз повторял, осмысливал.

Недостаточный. Отвечал наугад, не задумываясь. Не было правильных ответов.

Способность к произвольным движением

Ребенку дается нелинованный лист бумаги и карандаш и предлагается срисовать узор, показанный педагогом, не отрывая руки от бумаги.

Учитывается сходство изображения с образцом и характер движения руки.

Уровни:

Успешный. Полное сходство изображения с образцом без отрыва руки от бумаги.

Достаточный. Безотрывный характер рисунка сохранен, но изображение растянуто и имеет наклон. Отмечается мышечное напряжение.

Недостаточный. Изображение имеет лишь отдаленное сходство с образцом. Трудности в установлении закономерности рисунка (нарушение зрительного анализатора). Невозможность безотрывного письма указывает на незрелость премоторной области коры.

Следующее задание - проверка умелости рук. Ребенку предлагается как можно быстрее продернуть шнурок через отверстия пластинки. Засекается время, и фиксируются ошибки, допущенные при выполнении задания.

Уровни:

Успешный. Ребенок легко и быстро за тридцать секунд справился с заданием.

Достаточный. Ребенок спешил и делал негрубые ошибки, но сам их исправлял. Справился с заданием в течение одной минуты.

Недостаточный. Ребенок испытывал ряд затруднений в определении направления движения шнурка (несформированность зрительно-пространственной ориентировки); нарушения зрительно-ручной координации; несформированность мелкой пальцевой моторики.

Целенаправленная деятельность и самоконтроль

Используются корректурные таблицы с кольцами Ландольта. Перед ребенком ставится задача - разыскать и вычеркнуть кольца с разрывом вверх, просматривая таблицу слева направо и сверху вниз по строчкам.

Засекается время. После выполнения анализируется результат по времени и точности работы: продуктивность работы; время в секундах; количество колец; вычеркнутые кольца.

Сравниваем показатели с другими детьми, учитываем продуктивность работы и количество ошибок.

Уровни:

Успешный. 0,30-0,23. Число ошибок не больше пяти. По ходу работы осуществлялась саморегуляция.

Достаточный. 0,22-00,15. Число в пределах десяти. Ребенок сам не проверял.

Недостаточный. 0,14-0,07. Число ошибок от пятнадцати и больше. При этом ребенок воспринял лишь общую цель задания, а не способ его реализации. Работал хаотично, саморегуляции не было.


* * *

В результате такого исследования отмечается три варианта готовности ребенка к школе.

Полная: ребенок выполнил все задания на успешном уровне.

Средняя: а) все школьно-значимые функции находятся на среднем уровне; б) одна из функций находится на крайне низком уровне, а остальные на успешном.

Полная неготовность: все функции находятся на недостаточном уровне; в этом случае у ребенка возникнут проблемы при принятии в общеобразовательную школу.

Несколько слов о процедуре обследования. Вначале краткая беседа, где разъясняется цель предстоящей работы. Сама процедура не должна представлять из себя строгий экзамен, но и не быть просто игрой.































Школа для дошкольников. Программа курсов по подготовке к обучению в школе



Блок №1. «Обучение начальным навыкам чтения и письма»

Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в первом классе. За время занятий необходимо развить фонематический слух, обучить первоначальному слоговому чтению, письму печатными буквами (под диктовку и списыванию с печатного текста), создать базу для формирования общеучебных навыков, а также способствовать возникновению положительного отношения к учебной деятельности.

Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом и носит развивающий характер. Дети учатся составлять предложение, делить его на слова, слова на слоги, слоги на звуки, учатся образовывать слоги из звуков, слова из слогов. В процессе обучения дети получают представление о звуках гласных и согласных, учатся их различать, знакомятся с ударением, учатся выделять звуки в словах.

Обучение чтению идет параллельно с обучением письму. При обучении письму дети учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, писать слова, написание которых не расходится с произношением, под диктовку, списывать слова с печатного текста, писать заглавную букву в начале предложения, в именах людей, в кличках животных, ставить точку в конце предложения.

Тематика уроков блока «Обучение начальным навыкам чтения и письма»

Объем часов - 32, продолжительность занятия -30 минут.

1. Предложение, слово, слог.

2. Звук. Упражнение на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

3. Гласный звук.

4. Согласный звук.

5. Ударение. Упражнение в делении слов на слоги, в постановке ударения.

6. Гласный звук [а] и буквы А, а.

7. Гласный звук [у] и буквы У, у.

8. Гласный звук [о] и буквы О, о.

9. Гласный звук [и] и буквы И, и.

10. Гласный звук [ы] и буквы Ы, ы.

11. Согласные звуки [н], [н’] и буквы Н, н.

12. Согласные звуки [с], [с’] и буквы С, с.

13. Согласные звуки [к], [к’] и буквы К, к.

14. Согласные звуки [т], [т’] и буквы Т, т.

15. Согласные звуки [л], [л’] и буквы Л, л.

16. Согласные звуки [р], [р’] и буквы Р, р.

17. Согласные звуки [в], [в’] и буквы В, в.

18. Гласная буква е и звуки [э] и [йэ].

19. Согласные звуки [п], [п’] и буквы П, п.

20. Согласные звуки [м], [м’] и буквы М, м.

21. Согласные звуки [з], [з’] и буквы З, з.

22. Согласные звуки [б], [б’] и буквы Б, б.

23. Согласные звуки [д], [д’] и буквы Д, д.

24. Гласная буква я и звуки [a] и [йа].

25. Согласные звуки [г], [г’] и буквы Г, г.

26. Согласный звук [Ч] и буквы Ч, ч.

27. Буквы мягкий знак «ь» и твердый знак «ъ». Чтение слов с мягким и твердым знаками.

28. Согласный звук [ш] и буквы Ш, ш.

29. Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж.

30. Гласная буква ё и звуки [о], [йо].

31. Согласная буква й.

32. Чтение слов с изученными буквами.


Важным этапом подготовки детей к обучению в школе является подготовка руки ребенка к письму, развитие мелкой моторики и координации движений рук, выработка умения правильно сидеть и держать ручку.

Для успешного овладения письмом использовать следующие графические упражнения:

1) «дорожки» (провести прямые линии по середине дорожки, не отрывая карандаш и не съезжая с дорожки);


а) б)





в) г)





д) е)





ж)



з)



и)



к)



л)




2) «дождик» (провести прямые линии, чтобы каждая капелька упала на землю или в лужу;





3) «парашютисты» («помоги парашютистам приземлиться»);




4) «обведи рисунок по точкам»;

5) «обведи рисунок точно по линиям, стараясь не отрывать карандаш»;

6) штриховка («заштрихуй фигуры, не выходя за контуры»);

7) «нарисуй фигуры» («нарисуй фигуры внутри большой фигуры, постепенно уменьшая фигуры, а вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся, нельзя касаться предыдущей фигуры»);




8) «клубочки» (рисование клубка);

9) «нарисуй такую же картинку»;

10) дорисуй картинку;

11) рисование орнаментов;

Блок №2. «Обучение математике»

Обучение математике осуществляется посредством игровых упражнений, направленных на развитие логического мышления, наблюдательности, сообразительности. Цель обучения: дать детям представление о числе и цифре, научить считать до 20 и обратно, знать о месте числа в натуральном ряду, научить сравнивать предметы по количеству, познакомить с понятиями «больше», «меньше», «столько же», упражняться в решении простых задач, познакомить с составом чисел от 1 до 10, научить правильно писать цифры.

Для этого есть смысл использовать такие задания, которые не только вызывают интерес своим содержанием, занимательный формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Ниже предлагаются примеры такого рода заданий, которые используются при изучении темы «Число и цифра 6».


Игра «Мышка» (знакомство с составом числа 6)

Маленькая трудолюбивая мышка запасла на зиму зернышки. Она хотела положить в каждую кладовку по 6 зернышек, но, кажется, ошиблась. Давайте проверим и дорисуем недостающие зернышки. Учитель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображены кладовки мышки, соединенные лабиринтом. В каждой из них не хватает от 1 до 5 зернышек.

Давайте цифрами запишем, сколько зернышек было у мышки и сколько вы добавили.

5 + 1 = 6

4 + 2 = 6

3 + 3 = 6

2 + 4 = 6

1 + 5 = 6


Игра «Круги» (отношения «больше», «меньше»)





Каких кругов больше?

А) Маленьких или белых? (6>3)

Б) Больших или синих? (3<6)

В) Маленьких или синих? (6=6)

Задача «Птицы»

На ветке сидело шесть птиц. Третья улетела. Сколько птиц осталось?

Тематика занятий по математике

Объем часов - 32, продолжительность занятия -30 минут.

1-2-е занятия. Счет предметов.

3-е занятие. Порядковые отношения: «стоять перед», «находиться между», «стоять за».

4-е занятие. Отношения «больше», «меньше», «столько же».

5-е занятие. Сравнение чисел. Знакомство со знаками «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

6-е занятие. Число и цифра 1.

7-8-е занятия. Число и цифра 2.

9-10-е занятия. Число и цифра 3.

11-12-е занятия. Число и цифра 4.

13-14-е занятия. Число и цифра 5.

15-е занятие. Числа 1-5 (повторение).

16-17-е занятия. Число и цифра 6.

18-19-е занятия. Число и цифра 7.

20-21-е занятия. Число и цифра 8.

22-е занятие. Числа 6-8 (повторение).

23-24-е занятия. Число и цифра 9.

25-26-е занятия. Число 10.

27-е занятие. Числа 1-10 (повторение).

28-е занятие. Число 0.

29-32-е занятия. Закрепление знаний о составе чисел от 1 до 10.



Журнал «Практика административной работы в школе», № 4, 2002



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ