Творческая разработка "Проблемное обучение в начальной школе"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Заводского района Кемеровской области






Творческая разработка

«Проблемное обучение в начальной школе»







Подготовила:

учитель начальных классов

Кривоноженко Юлия Анатольевна










Новокузнецк, 2012

Содержание

Введение............................................................................................................стр.

Основная часть..................................................................................................стр.

Заключение........................................................................................................стр.

Литература.........................................................................................................стр.



































Введение

Современная школа призвана решать задачи создания наиболее благоприятных условий для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса.

Одним из важнейших направлений решения этих задач в современном учебном процессе является проблемное обучение. Обучение в начальных классах должно быть по возможности проблемным, исходя из признания процесса обучения как «искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира». такая характеристика процесса обучения соотносит его с процессом познания, предполагает высокий уровень самостоятельности в процессе овладения ценностями материальной и духовной культуры: знаниями, умениями, навыками – обеспечивает развитие способностей и формирование мировоззрения учащихся.

Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработки навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснование.

При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития.






















Основная часть

В основе структуры современного проблемного урока лежат следующие компоненты: актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя); усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»); формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).

Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, которые представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока. Ее составляющими является:

возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

доказательство гипотезы;

проверка правильности решения проблемы.

Рассмотрим проблемную ситуацию на уроке математики во 2 классе в образовательной системе «Школа 2100» по теме « Деление с нулём и единицей»

Цель: отработка вычислительных навыков.

Задачи:

  1. Сформировать умение делить числа с нулём и единицей на основе знания обратных операций.

  2. Закрепить вычислительные навыки по таблице умножения и деления на 2,3,4,5.

  3. Развивать познавательную активность, формировать учебную самостоятельность, логическое мышление, прививать интерес к предмету.

  4. Воспитывать взаимопомощь, взаимодействие в паре и группе, личностные качества.

Оборудование:

  1. Карточки с табличными случаями умножения.

  2. Формулы.

  3. Карточки для групповой работы.

  4. Карточки для индивидуальной работы.

  5. Карточки для релаксации.


Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

А) Организационный момент.

  • Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на наших гостей – улыбнитесь им. И с таким хорошим настроением давайте отправимся в гости к царице наук – математике.

Б) Включение в работу.

  • Карточки с табличными случаями + с особыми случаями умножения

с 0 и 1

  • Таблица умножения

Достойна уважения,

Зачем она нам нужна?

  • Что такое умножение?

  • Что такое деление?

а х 0 = 0

а х 1 = а

1 х а = а

0 х а = 0

В) Цепочка вычислений на геометрических фигурах.

  • Что перед вами? Какие фигуры? Какая лишняя? Как их назовем, одним словом?

  • Что заметили интересного? Какая лишняя?

  • Если продолжим закономерность, какая фигура будет следующей? Цвет? (схема на доске).

  • Что еще задано? (программа действий).

  • Чтобы найти неизвестное число, что нужно сделать? (выполнить обратные операции).

  • Если найдете неизвестное число, узнаете, герои какого автора придут к нам в гости (17 – Чарушин, 0 – Успенский, 5 – Цыферов).

  • Число 0 получили не случайно, это вы поймете чуть позже.

  • Какие же действия являются обратными друг для друга?

  • Зная взаимосвязь умножения и деления, составьте всевозможные равенства с числами:


1 вариант

2 вариант

32, 8, 4

21, 7, 3

8 х 4 = 32

4 х 8 = 32

32 : 4 = 8

32 : 8 = 4

7 х 3 = 21

3 х 7 = 21

21 : 7 = 3

21 : 3 = 7


Г) Взаимопроверка (самооценка).

  • Кто может записать взаимосвязь между умножением и делением в общем виде?

    а х в= с


    с : а = в

  • Сегодня эта формула будет нашей помощницей.

  1. Открытие нового знания.

Арифметический диктант:

    • Делимое 18, делитель 2 - найди частное.

    • Первый множитель 7, второй множитель 4- найди произведение.

    • Найди частное чисел 0 и 4.

    • Делимое 16, делитель 1- найди частное.

    • 5 раздели на столько же.

    • Найди частное чисел 7 и 0.

    • Почему ответы разные? Проблема! Мы не умеем выполнять деление с 0 и 1.

    • Хотите это узнать?

    • Попробуйте сделать вывод.

Групповая работа


  • Помните о правилах совместной работы.

1 гр.


4 гр.

5 х 1 = 5

5 : 1 = 5

7 х 1 = 7

7 : 1 = 7

0 х 1 = 0

0 : 1 = 0

Вывод!

2 гр.


5 гр.

5 х 0 = 0

0 : 5 = 0

7 х 0 = 0

0 : 7 = 0

9 х 0 = 0

0 : 9 = 0

3 гр.


6 гр.

12 х 1 = 12

12 : 12 = 1

9 х 1 = 9

9 : 9 = 1

5 х 1 = 5

5 : 5 = 1


  • Сравним свои выводы с выводами авторов учебника (стр. 10-11).

  • Что интересного прочитали в правилах?

  • Почему число не должно быть равно нулю?

  • Найдите такое число, при котором мы бы его уменьшили на 0 и его же получили.

  • Есть такое число? 7 х 0 = 7, 9 х 0 = 0, 7: 0 ; 9 : 0

  • Сделайте вывод.

  1. Формирование темы и цели урока.

  • Какова же тема нашего урока?

  • Для чего нам могут пригодиться эти знания? Чем будем заниматься?

  • Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

  1. Первичное закрепление.

А) Выполните задание № 5 на стр. 11

  • Какая формула работает? Выберите нужную из записанных на доске.

  • Придумайте похожие выражения, покажите нам.

  • Дома, по желанию, вы также можете придумать свои выражения.

V Тренировочные упражнения по теме «Повторения».

  • Случайно ли ноль был результатом вычислений цепочки?

  • Героев какого автора ждем в гости?

  • На каких уроках мы встречались с автором и его произведениями?

  • Из какого произведения герои Э. Успенского?

  • Они пришли не с пустыми руками. Догадайтесь, что они принесли:

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы

Проживем все лето,

А целое от нас

Давно уж ждет ответа. (За – дача).

  • Задачи-ловушки

От Матроскина.

Мурка надоила 16 л молока. За обедом часть молока выпил Шарик, а из остального молока сварили кашу? (Недостающие данные).

Преобразуем ловушку в задачу.

От Шарика.

Матроскин фотографировал Гаврюшу из моего ружья, он сделал 7 фотокадров по 2 раза каждый. (Нет вопроса).

От почтальона Печкина.

Поехал я в город на велосипеде. Зашел на почту и взял 20 писем, потом купил 1 литр сока и выпил его. Сколько килограмм покупок я повез домой? (Несоответствие условия и вопроса, нереальные события)

От дяди Федора.

Шарик, Матроскин и Печкин соревновались в рыбной ловле. Матроскин был не первым в соревнованиях, Шарик был не первым и не вторым. Кто наловил рыбы больше всех? (Печкин) А меньше всех? (Шарик).

  • Какими становятся задачи, когда мы их преобразуем? (Простыми).

  • Сейчас простые задачи будут вам помощниками в решении задачи, предложенной авторами № 7 (а), стр. 11

  1. 9 х 5 = 45 (м) – связали в пучки.

  2. 72 – 45 = 27 (м) израсходовали.

Ответ: 27 морковок израсходовали.

VI Домашнее задание

6, стр. 11 Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

По желанию придумайте выражения, пользуясь новыми правилами.

8 выполняется по желанию.

VII Подведение итогов. Релаксация

  • За что можно поблагодарить наш урок?

  • Покажите, какое у вас было настроение?

  • Теперь я знаю, что...?

  • Я понял, что...?














Заключение

Таким образом, реализация проблемного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Поэтому можно утверждать, что использование проблемного обучения на уроках математики в начальной школе повысит результативность работы по формированию у младших школьников понятий, если систематически создавать и разрешать проблемные ситуации на уроках математики, проводить проблемные уроки различных структур и сочетать систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.









Список литературы

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.


  1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М. : УМЦ «Школа 2100», 2002. – с.55-75.


  1. Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7


  1. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения «Школа 2100». Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93

  2. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П., Математика. Учебник для 2-го класса в 3 – х частях (Моя математика). Часть 3. - М. : Баласс, 2008. - 96 с., ил.(Образовательная система «Школа «2100»)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ