Учебный план программы начального общего образования на 2014 -2015 учебный год

УТВЕРЖДАЮ: директор КОУ ВО "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" _______________ А.В. Шеверев


Учебный план программы начального общего образования на 2014 -2015 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего



I

II

III



Обязательная часть






Развитие речи

3

4

4

11

Филология

Чтение и развитие речи

4

5

5

14


Письмо

2

-

-

2

Математика и информатика

Математика

5

5

5

15

Обществознание и естествознание

Окружающий мир


2


2


2


6

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики


-


-


-


-

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

3

Технология

Технология

1

1

2

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

9


Итого

21

21

22

64

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Коррекционные предметы





Предметно-практическое обучение

4

4

2

10

Социально-бытовая ориентировка

-

-

2

2

Музыкально-ритмические занятия

3

3

3

9

Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете

1

1

1

3

Дополнительные коррекционные занятия



1

1

Итого

29

29

31

89


Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

9

9

15

33


Общий объём учебного плана

38

38

46

122































Пояснительная записка


Учебный план начального общего образования соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, основываясь на следующих нормативных документах:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273;

3. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. №  212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»;

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

10. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

11.Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48»;

12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 « О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);

13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011).


Учебный план ориентирован в 1 классах на 33 учебных недели, во 2-4 классах – на 34 учебных недели. Обучение ведется по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока – 40 минут. В 1классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый); дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. В 1 классе и первом полугодии 2 класса обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.

Учебный план устанавливает предельно допустимую нагрузку для глухого школьника, поскольку в школе для глухих в отличие от общеобразовательной школы введены специфические коррекционные курсы для преодоления нарушений психофизического развития детей данной категории. Он фактически обеспечивает индивидуальный подход к учащимся с учетом уровня их слухо-речевого развития, познавательных процессов, личностных особенностей, условий воспитания вне школы.

Учебный план НОО предполагает создание благоприятных условий для компенсации проблем развития, вызванных глубоким нарушением слуха и его последствий, раскрытие и развитие способностей обучающихся, обеспечение полноценности их жизни, социальной компетенции, реабилитации и адаптации в обществе.

Обучение и воспитание неслышащих детей осуществляется на основе формирования словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии. В начальной школе у глухих учащихся закладываются основы учебной деятельности, направленной на систематическое осознанное освоение ими окружающей действительности, на приобщение их к выработанной человечеством языковой культуре, к общепринятым способам вербального общения.

Среди образовательных областей обязательной части наиболее специфической является «Филология». Эта область представлена в начальной школе учебными коррекционно-образовательными предметами: развитие речи, чтение и развитие речи, письмо. Исключается изучение иностранного языка. На фоне данной образовательной области не только развертывается усвоение всего объема школьных знаний, но и осуществляется целенаправленный процесс разностороннего психофизического развития учащихся через интенсивное коррекционно – педагогическое воздействие на них. Предмет «Родной язык и литература» в школе для указанной категории детей выступает как общеобразовательный предмет в традиционном его понимании (способствующий осознанности и произвольности речевых процессов у говорящих детей) и как специальный коррекционный курс, обеспечивающий подлинную социализацию глухих учащихся.

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика», на который отводится 5 часов в неделю. Это обусловлено психофизическими особенностями глухих школьников. Отклонение в развитии словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов у глухого ребенка, обобщенное понятие может быть усвоено глухим учеником лишь в результате мыслительной работы, которая совершается под руководством учителя и др. Поэтому глухому школьнику необходимо больше часов на усвоение программного материала. Главной целью начального курса математики является изучение арифметики натуральных чисел и основных величин. В начальный курс входят также элементы геометрии и алгебраической пропедевтики. Задачи начального курса – научить производить арифметические действия в области натуральных чисел в пределах миллиона, решать элементарные уравнения на нахождение компонентов действий сложения и вычитания, умножения и деления, решать задачи в 2 – 3 действия, овладеть геометрическими понятиями.

Предметная область «Обществознание и естествознание» на ступени начального общего образования представлена учебным предметом «Окружающий мир». Глухие дети, имеющие обедненную чувственную основу познания (их представления об окружающей действительности фрагментарны, бессистемны), нуждаются не только в специальной помощи при формировании словесной речи, но и в обогащении представлений об окружающей среде. Фактически этот курс способствует адаптации глухого ребенка к окружающей действительности.

Образовательная область «Искусство» представлена учебным предметом «Изобразительное искусство». Отсутствие предмета «Музыка» в БУП для С(К)ОУ I вида компенсируется предметами коррекционного блока: «Музыкально-ритмическими занятиями» и специальными фронтальными занятиями в слуховом кабинете.

Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология», целью которого является развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

Область «Физическая культура» представлена на всех годах обучения. Для удовлетворения биологической потребности в движении в учебный план введено 3 урока физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Проведение третьего часа физической культуры осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Коррекционные курсы представлены учебно-коррекционными занятиями: «Социально-бытовая ориентировка», «Музыкально-ритмические занятия», которые направлены на обогащение и развитие словаря, на формирование ритмико-интонационной структуры речи, на развитие остаточного слуха, на подготовку выпускника к самостоятельной деятельности, на формирование уверенности в себе и адаптацию в обществе. «Предметно-практическое обучение» - специфический пропедевтический и интегрированный учебный предмет, который предполагает целенаправленное развитие (общее и речевое) учащихся, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей. Специальные фронтальные занятия по развитию слухового восприятия проводятся учителем-дефектологом слухового кабинета в рамках его функциональных обязанностей.

Для более полного учета и реализации образовательных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи (РРС и ФПСР), которые проводятся в течение учебного дня в урочное и во внеурочное время. Расписание индивидуальных занятий составляется по скользящему графику. Количество часов в неделю в БУП для С(К)ОУ I вида на этот предмет отводится из расчета 3 часа на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.

Уроки по всем предметам образовательных курсов, а также предметно- практического обучения, занятия музыкально-ритмические, по речи и культуре общения проводятся как групповые занятия с учащимися каждого класса. Занятия по развитию слуховой функции, формированию речевого слуха и произносительной стороны речи организуются как индивидуальные и групповые.

Специфика образовательного процесса в коррекционном учреждении 1 вида состоит в преодолении недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающая аппаратура), методов обучения и определенным образом структурированного содержания обучения. Согласно Пункту 19.8. ФГОС начального общего образования «допускается использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов»: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным программам или общеобразовательным программам, скорректированным с учетом реальных возможностей обучающихся.

С развитием дифференциации обучения психолого – медико – педагогическими комиссиями были выделены глухие дети с умственной отсталостью. Психическое развитие детей этой категории требует специфических форм организации обучения, направленных на коррекцию отклонений в развитии, что и потребовало создания специальных классов. Учебный план 4 класса составлен на основании базисного учебного плана специальных классов специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих, имеющих умственную отсталость), приказ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. Особую роль как предмет обучения выполняет родной язык. Обучение языку осуществляется на специально выделенных уроках, на индивидуальных занятиях по развитию и формированию навыков произношения, в процессе обучения всем учебным предметам, в условиях специально организованной воспитательной работы во внеклассное время. Дополнительные коррекционные занятия отведены на предмет «Математика». Один час факультативных занятий используется на ознакомление с окружающим миром, так как глухие дети с умственной отсталостью особенно нуждаются в социальной адаптации.



















УТВЕРЖДАЮ: директор КОУ ВО "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" _______________ А.В. Шеверев









Учебный план специальных классов (для глухих, имеющих умственную отсталость)

п/п

Учебные предметы

4 кл

Всего

1

Развитие речи

4

4

2

Чтение и развитие речи

4

4

3

Грамматика

2

2

4

Предметно-практическое обучение

4

4

5

Математика

5

5

6

Изобразительное искусство

 

 

 

1

1

7

Физическая культура

3

3

8

Трудовое обучение

2

2

 

Итого

 

 

 

25

25

 

Коррекционные предметы


9

Ознакомление с окружающим миром, ОБЖ

3

3

10

Музыкально-ритмические занятия

3

3

 

Обязательная нагрузка

31

31



11

Факультативные занятия

1

1

12

Дополнительные коррекционные занятия

1

1


Итого

33

33

13

Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

9

9


Общий объём учебного плана

42

42

на 2014 -2015 учебный год

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ