Учебный план программы начального общего образования на 2014 -2015 учебный год
-
УТВЕРЖДАЮ: директор КОУ ВО "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" _______________ А.В. Шеверев
Учебный план программы начального общего образования на 2014 -2015 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
Обязательная часть
Развитие речи
3
4
4
11
Филология
Чтение и развитие речи
4
5
5
14
Письмо
2
-
-
2
Математика и информатика
Математика
5
5
5
15
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
2
6
Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики
-
-
-
-
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
3
Технология
Технология
1
1
2
4
Физическая культура
Физическая культура
3
3
3
9
Итого
21
21
22
64
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Коррекционные предметы
Предметно-практическое обучение
4
4
2
10
Социально-бытовая ориентировка
-
-
2
2
Музыкально-ритмические занятия
3
3
3
9
Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете
1
1
1
3
Дополнительные коррекционные занятия
1
1
Итого
29
29
31
89
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
9
9
15
33
Общий объём учебного плана
38
38
46
122
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, основываясь на следующих нормативных документах:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273;
3. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
10. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
11.Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48»;
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 « О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011).
Учебный план ориентирован в 1 классах на 33 учебных недели, во 2-4 классах – на 34 учебных недели. Обучение ведется по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока – 40 минут. В 1классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый); дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. В 1 классе и первом полугодии 2 класса обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.
Учебный план устанавливает предельно допустимую нагрузку для глухого школьника, поскольку в школе для глухих в отличие от общеобразовательной школы введены специфические коррекционные курсы для преодоления нарушений психофизического развития детей данной категории. Он фактически обеспечивает индивидуальный подход к учащимся с учетом уровня их слухо-речевого развития, познавательных процессов, личностных особенностей, условий воспитания вне школы.
Учебный план НОО предполагает создание благоприятных условий для компенсации проблем развития, вызванных глубоким нарушением слуха и его последствий, раскрытие и развитие способностей обучающихся, обеспечение полноценности их жизни, социальной компетенции, реабилитации и адаптации в обществе.
Обучение и воспитание неслышащих детей осуществляется на основе формирования словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии. В начальной школе у глухих учащихся закладываются основы учебной деятельности, направленной на систематическое осознанное освоение ими окружающей действительности, на приобщение их к выработанной человечеством языковой культуре, к общепринятым способам вербального общения.
Среди образовательных областей обязательной части наиболее специфической является «Филология». Эта область представлена в начальной школе учебными коррекционно-образовательными предметами: развитие речи, чтение и развитие речи, письмо. Исключается изучение иностранного языка. На фоне данной образовательной области не только развертывается усвоение всего объема школьных знаний, но и осуществляется целенаправленный процесс разностороннего психофизического развития учащихся через интенсивное коррекционно – педагогическое воздействие на них. Предмет «Родной язык и литература» в школе для указанной категории детей выступает как общеобразовательный предмет в традиционном его понимании (способствующий осознанности и произвольности речевых процессов у говорящих детей) и как специальный коррекционный курс, обеспечивающий подлинную социализацию глухих учащихся.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика», на который отводится 5 часов в неделю. Это обусловлено психофизическими особенностями глухих школьников. Отклонение в развитии словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов у глухого ребенка, обобщенное понятие может быть усвоено глухим учеником лишь в результате мыслительной работы, которая совершается под руководством учителя и др. Поэтому глухому школьнику необходимо больше часов на усвоение программного материала. Главной целью начального курса математики является изучение арифметики натуральных чисел и основных величин. В начальный курс входят также элементы геометрии и алгебраической пропедевтики. Задачи начального курса – научить производить арифметические действия в области натуральных чисел в пределах миллиона, решать элементарные уравнения на нахождение компонентов действий сложения и вычитания, умножения и деления, решать задачи в 2 – 3 действия, овладеть геометрическими понятиями.
Предметная область «Обществознание и естествознание» на ступени начального общего образования представлена учебным предметом «Окружающий мир». Глухие дети, имеющие обедненную чувственную основу познания (их представления об окружающей действительности фрагментарны, бессистемны), нуждаются не только в специальной помощи при формировании словесной речи, но и в обогащении представлений об окружающей среде. Фактически этот курс способствует адаптации глухого ребенка к окружающей действительности.
Образовательная область «Искусство» представлена учебным предметом «Изобразительное искусство». Отсутствие предмета «Музыка» в БУП для С(К)ОУ I вида компенсируется предметами коррекционного блока: «Музыкально-ритмическими занятиями» и специальными фронтальными занятиями в слуховом кабинете.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология», целью которого является развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
Область «Физическая культура» представлена на всех годах обучения. Для удовлетворения биологической потребности в движении в учебный план введено 3 урока физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Проведение третьего часа физической культуры осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Коррекционные курсы представлены учебно-коррекционными занятиями: «Социально-бытовая ориентировка», «Музыкально-ритмические занятия», которые направлены на обогащение и развитие словаря, на формирование ритмико-интонационной структуры речи, на развитие остаточного слуха, на подготовку выпускника к самостоятельной деятельности, на формирование уверенности в себе и адаптацию в обществе. «Предметно-практическое обучение» - специфический пропедевтический и интегрированный учебный предмет, который предполагает целенаправленное развитие (общее и речевое) учащихся, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей. Специальные фронтальные занятия по развитию слухового восприятия проводятся учителем-дефектологом слухового кабинета в рамках его функциональных обязанностей.
Для более полного учета и реализации образовательных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи (РРС и ФПСР), которые проводятся в течение учебного дня в урочное и во внеурочное время. Расписание индивидуальных занятий составляется по скользящему графику. Количество часов в неделю в БУП для С(К)ОУ I вида на этот предмет отводится из расчета 3 часа на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.
Уроки по всем предметам образовательных курсов, а также предметно- практического обучения, занятия музыкально-ритмические, по речи и культуре общения проводятся как групповые занятия с учащимися каждого класса. Занятия по развитию слуховой функции, формированию речевого слуха и произносительной стороны речи организуются как индивидуальные и групповые.
Специфика образовательного процесса в коррекционном учреждении 1 вида состоит в преодолении недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающая аппаратура), методов обучения и определенным образом структурированного содержания обучения. Согласно Пункту 19.8. ФГОС начального общего образования «допускается использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов»: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным программам или общеобразовательным программам, скорректированным с учетом реальных возможностей обучающихся.
С развитием дифференциации обучения психолого – медико – педагогическими комиссиями были выделены глухие дети с умственной отсталостью. Психическое развитие детей этой категории требует специфических форм организации обучения, направленных на коррекцию отклонений в развитии, что и потребовало создания специальных классов. Учебный план 4 класса составлен на основании базисного учебного плана специальных классов специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих, имеющих умственную отсталость), приказ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. Особую роль как предмет обучения выполняет родной язык. Обучение языку осуществляется на специально выделенных уроках, на индивидуальных занятиях по развитию и формированию навыков произношения, в процессе обучения всем учебным предметам, в условиях специально организованной воспитательной работы во внеклассное время. Дополнительные коррекционные занятия отведены на предмет «Математика». Один час факультативных занятий используется на ознакомление с окружающим миром, так как глухие дети с умственной отсталостью особенно нуждаются в социальной адаптации.
УТВЕРЖДАЮ: директор КОУ ВО "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" _______________ А.В. Шеверев
Учебный план специальных классов (для глухих, имеющих умственную отсталость)
№ п/п
Учебные предметы
4 кл
Всего
1
Развитие речи
4
4
2
Чтение и развитие речи
4
4
3
Грамматика
2
2
4
Предметно-практическое обучение
4
4
5
Математика
5
5
6
Изобразительное искусство
1
1
7
Физическая культура
3
3
8
Трудовое обучение
2
2
Итого
25
25
Коррекционные предметы
9
Ознакомление с окружающим миром, ОБЖ
3
3
10
Музыкально-ритмические занятия
3
3
Обязательная нагрузка
31
31
11
Факультативные занятия
1
1
12
Дополнительные коррекционные занятия
1
1
Итого
33
33
13
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
9
9
Общий объём учебного плана
42
42
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ