Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Смена дня и ночи на Земле.
Погода, её составляющие.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Осенние изменения в жизни природы.
Зимниеизменения в жизни природы.
Весенние изменения в жизни природы.
Природа летом.
Взаимосвязи в природе.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
В курс окружающего мира включены экскурсии, практические работы. Их тематика:
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Весенние изменения в природе.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Запланированы уроки проектной деятельности.
Темы проектов:
« Часы», « Грибы» , « Первоцветы»
Весь материал объединен в разделы:
Вселенная, время, календарь. Осень. Зима. Весна и лето.
Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы, и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Тамбова, Тамбовской области.
Развернутое календарно-тематическое планирование
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
КУ – комбинированный урок К – урок контроля, оценки и коррекции знании ПР – практическая Э – -экскурсия
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контро
ля
УУД
Кол-во часов
Дата
1
Мы – союз народов России
КУ
ПР
Основные при
емы чте
ния карты.
Познакомить детей с учебником, рабочей тетрадью. Формировать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;
глублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;
Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети;
находить и показывать субъект на политической карте России; называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;
определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.
Ф, И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
1
2
Мы — жители
Вселенной
ОНЗ
Формировать представление о строение Вселенной; о планетах и порядоке их расположения в Солнечной системе;
Знать в общем виде строение Вселенной;
называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;
перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;
узнавать небесные тела по описанию.
определять взаимосвязь Земли и Вселенной;
рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны;
анализировать схему в учебнике;
рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;
сравнивать размеры планет;
Ф, И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения;
-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.
1
3
Наш космический корабль — Земля
КУ
ПР
Опре
Деле
ние сто
рон гори
зонта по компасу.
Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;
изучить устройство компаса; научить определить стороны горизонта (действуя по инструкции);
по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; формировать умение
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
иметь представление о форме Земли, глобусе;
знать устройство глобуса и условные обозначения на нем.
находить на глобусе океаны и материки;
определять их названия и число;
находить на глобусе нашу страну;
определять материк, на котором она расположена;
изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички
Уметь определять стороны горизонта;
находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;
знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь
зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.;
применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;
осуществлять самопроверку; уметь
работать в паре предлагать маршрут кругосветного путешествия.
находить на глобусе океаны и материки;
определять их названия и число;
находить на глобусе нашу страну;
определять материк, на котором она расположена;
Ф, И
-планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
1
4
Экскурсия Что нас окружает?
Э
Наблюдение за природой
родного города.
Деревья, кустарники, травянистые растения.
Учить наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему.
Ф
-наблюдать
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-высказывать свою точку зрения на события
- участвовать в диалоге
-слушать и понимать других
1
5
Время
Проект
« ЧАСЫ»
КУ
Определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее;
изучать устройство часов, определять время по часам. Выделять приметы времени.
Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;
иметь представление о понятии «единицы измерения времени»;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;
рассказывать о старинных и современных часах;
объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы;
предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее;
обосновывать своё решение;
определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий;
моделировать время на часах;
сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.
оценка работы группы,
И
- освоение личностного смысла учения;
осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.
- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде
— взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;
1
6
Сутки и неделя
КУ
Формировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;.
.
Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;
определять количество дней в неделе;
называть дни недели, выстраивать их последовательность.
Выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи);
моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;
участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»;
находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи;
составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;
писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего
1
7
Месяц и год
КУ
Формировать представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;
Уметь давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему;
выстраивать правильную последовательность месяцев года;
осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце.
устанавливать связь между названиями естественногспутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;
проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества;
прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления;
моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;
отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами;
наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения;
-осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в
течение года.
1
8
Времена года
КУ
Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;
объяснять причины смены времён года.
Уметь объяснять причину смены времен года с помощью схемы;
называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;
перечислять времена года в правильной последовательности;
называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;
понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.
придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;
инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года;
наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;
выявлять среди них специфические сезонные явления;
подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.
1
9
Экскурсия Живая и неживая природа
Э
Наблюдение за живой, неживой природой
Уметь наблюдать за живой и неживой природой, рассказывать о наблюдениях, объяснять изменения в жизни природы с приходом осени;
записывать наблюдения в дневник.
Ф
-наблюдать за природой;
-формулировать информацию о наблюдаемых объектах,
-заполнять дневник наблюдений.
1
10
Погода
ОНЗ
ПР
Термометр
Измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Формировать умение конструировать определение понятия «погода»;
различать виды термометров и пользоваться каждым из них;
Уметь
измерять температуру;
записывать показания термометра;
узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради.
сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;
рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды;
сравнить различные виды термометров;
объяснять назначение метеорологических приборов;
осуществлять самопроверку.
Уметь работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги); определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.
1
11
Календарь — хранитель времени, страж памяти.
ОНЗ
Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;
Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.
Сравнивать календари разных типов;
обсуждать правила пользования ими;
сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.
понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры;
понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;
Ф , И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-осознавать необходимость уважать чужие традиции
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
1
12
Праздники для всех.
КУ
Формировать умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.
Уметь описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе);
иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией);
определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками
Ф , И
- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения
- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».
1
13
Народный календарь.
ОНЗ
Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.
Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;
определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;
наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.
Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;
проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;
сравнивать результат с прогнозом метеорологов;
отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;
сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.
Ф , И
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
1
15
Экологичес
кий календарь.
Тест
«Вселенная, время, календарь»
КУ
К
Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы;
Познакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.
Иметь представление об экологии; высказывать предположения о том, что такое экология;
находить в тексте учебника определение экологии как науки;
рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;
выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;
вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;
в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);
подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.
Ф
И
-понимать задачи экологии как науки иэкологическогодвижения в России и в мире, необходимость охраны природы;
воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.
- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
1
15
Осенние месяцы
КУ
Формировать представление о народных названиях осенних месяцев. Познакомить со старинными осенними праздниками народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.
Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности
жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений
искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге
в совместном сезонном посильном труде; называть те черты
в судьбе и произведениях художников, которые вызвали
эмоциональное переживание у каждого из учащихся.Сочинять устный рассказ по картине.
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
1
16
Экскурсия
Осенние изменения в природе
Э
Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней и поздней осени.
Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки,
моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться
к наблюдениям за изменениями погоды.
Ф
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- самостоятельно делать выводы
-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.
1
17
Народные праздники в пору осеннего равноденствия
ОНЗ
Познакомить детей с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздники земледельцев, охотников и оленеводов.
Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.
Соотносить текст и иллюстрации учебника.Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников
осеннего равноденствия у разных народов, определять их
главный нравственный смысл — благодарность природе;
творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-уметь работать в паре
- освоение личностного смысла учения
1
18
Звездное небо осенью
ОНЗ
Познакомиться с созвездиями Большая
Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба.
Понимать что звезды, как и
Солнце, — сгустки раскаленных газов; Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездииями современные ученые;
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
1
19
Трава у нашего дома
КУ
Познакомить детей с наиболее распространёнными травами: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, с их особенностями и значением для человека.
Уметь понимать причины пожелтения
травы осенью; научиться распознавать травы с помощью
атласа-определителя. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- самостоятельно делать выводы
1
20
Старинная женская работа
ОНЗ
Познакомить с важнейшим старинным женским трудом –работа со льном и его значением в жизни народов России.
Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. дети стараются
определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучить лоскуты ткани на ощупь и уметь назвать известные
ткани и описать словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая.
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-уметь работать в группе
1
21
Деревья и кустарники осенью
КУ
ПР
Распознава
ние деревьев, кустарников и трав.
Понимать причины листопада;
познакомились с вечнозелеными хвойными растениями
средней полосы России; продолжают развивать навыки
работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.
Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
1
22
Чудесные цветники осенью
КУ
Познакомить с растениями цветника , клумб, цветущих осенью.
Знать цветы в цветниках города и в собственном саду
осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.
Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе.
Ф , И
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-уметь работать в паре
1
23
Грибы
ПРОЕКТ
« Грибы»
ОНЗ
Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со
строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.
оценка работы группы,
И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
— взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания
1
24
Шестиногие и восьминогие
ОНЗ
Познакомить с насекомыми и пауками и с осенними изменениями в их жизни. Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.
Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть.
Ф , И
Познавательные
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
1
25
Птичьи секреты
ОНЗ
Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться
различать перелетных и зимующих птиц
Узнавать на рисунке изученных птиц, Классифицировать их (перелётные, зимующие). Приводить примеры:перелётные, зимующие.
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
1
26
Как разные животные готовятся к зиме
ОНЗ
Понять как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.
Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни жи
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .
1
27
Невидимые нити в осеннем лесу
КУ
Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.
Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Моделировать связи восеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем.
Ф , И
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
1
28
Осенний труд
КУ
Продолжить знакомство с многообразием осенних работ в городах и в сёлах в старину и в настоящее время.
Знать некоторые виды работ,
выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
1
29
Будь здоров!
Р
Повторить и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период. Познакомить с особенностями ЗОЖ в культуре народов своего края.
Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить
товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих
для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры
народов своего края); уметь контролировать во время игры
свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- освоение личностного смысла учения
1
30
Охрана природы осенью
Тест
« Осень»
КУ
К
Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.
Знать правила охраны природы осенью. Защищать и охранять природу.
Ф
И
- освоение личностного смысла учения
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
1
31
Зимние месяцы
КУ
Учить различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;
учить описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя
выразительные средства родного языка;
называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые
вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Уметь находить признаки зимних явлений природы в названиях зимних месяцев;
.
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
1
32
Зима — время науки и сказок
ОНЗ
Познакомить с некоторыми зимними народныыми приметами на погоду;
Формировать умение объяснить, чему учат народные сказки, рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.
Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат сказки, как в них оцени-
ваются такие ка-
чества, как ску-
пость, жадность, хитрость;
Ф , И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения;
- ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»
1
33
Зима в неживой природе
КУ
Пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);
запомнить дату зимнего солнцестояния
(22 декабря) и день
Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями;
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
1
34
Экскурсия
Зимняя
природа
Звездное небо зимой
Э
Учить ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион.
Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и
Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде.
Ф
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
- освоение личностного смысла учения
1
35
Зима в мире растений
ОНЗ
Познакомить со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам, формировать пред-
ставление о жизни
растений в зимнее время
Уметь опреде-
лять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам,
уметь соотносить зимние погодные явления и состяние природы зимой.
Ф , И
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде
1
36
Зимние праздники
Р
Познакомить с особенностями народных обычаев рождественского праздника в странах, обычаем украшать ель
Знать особенности народных обычаев рождественского праздника Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождес-
твенского празд-
ника, а затем закрепился как новогодний обычай
Ф , И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, фак
ты,узнавать о старинных традициях зимних празд
ников и посиделок,
сочетающих труд и развлечения,изучать страницы Красной книги
1
37
Растения в домашней аптечке
КУ
Учить определять
Лекарственные растения
По описанию и определять, какие части их используют для лечения;
познакомить с лекарственными растениями в домашней аптечке,
привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях
Уметь называть несколько
лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.
Знать,какие лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения;
- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
1
38
Зимняя жизнь птиц и зверей.
ОНЗ
Познакомить с образом
жизни и питания зимующих птиц;
формировать знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.
Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром
Знать животных и птиц ,занесённых в Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц;
Ф , И
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
- освоение личностного смысла учения
1
39
Невидимые нити в зимнем лесу
О.Б.Ж. Какими бывают чрезвычайные ситуации.
Р
знакомить с взаимосвязями между растениями и животными в зимнем лесу;
учить приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.
Оформлять невидимые связи животного и растительного мира
Уметь определять по внешнему виду
охраняемых животных
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
1
40
В феврале зима с весной встречается впервой
О.Б.Ж.Если случилась беда.Потерялся.
КУ
Познакомить со старинным календарём народов мира,с тем, что февраль был не вторым,
а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;
показать, как можно приготовить подарок старшим родственникам наМасленицу
(или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.
Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,
а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;
знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;
уметь приготовить подарок старшим родственникам на
местный праздник февраля
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
1
41
Зимний труд
Р
Познакомить с особенностями ухода зимой за растениями и животными;
Учить понимать необходимость поддержания порядка на улице;
Учить выращивать в домашних условиях витаминные растения для поддержания здоровья в зимнее время
Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи
разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- освоение личностного смысла учения
1
42
Будь здоров!
О.Б.Ж
Как вести себя на реке зимой.
Р
Познакомить с правилами здорового образа жизни в зимний период;
товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);
учить контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой
Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить
товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);
уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
Выполнять учебные действия в соответствии с планом
1
43
Охрана природы зимой
Тест
« Зима»
Р
К
Познакомить с правила ми охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор.
Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц;
знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. .
Ф
И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
1
44
Весенние месяцы
КУ
Учить находить признаки весенних явлений природы Познакомить с особенностями
жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
провести наблюдения за погодой 14 марта
для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности
жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
- освоение личностного смысла учения
1
45
Экскурсия
Весна в неживой природе
Э
Наблюдение за природой
весной.
Понять причины потепления весной;
усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.
Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления;
Ф
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
1
46
Весна — утро года
КУ
Познакомить с тем, почему
многие народы России и мира символически представляют
весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования
нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;
учить изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).
Уметь объяснить, почему
многие народы России и мира символически представляют
весну в образе птицы;
Знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования
нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;
уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).
Ф , И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
1
47
Звездное небо весной.
КУ
Познакомить с положением весной
созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;
научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Знать положение весной
созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;
уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
1
48
Весеннее пробужде
ние растений
ОНЗ
Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.
Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
уметь любоваться первоцветами и стремиться беречь их
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
1
49
ПРОЕКТ
«Перво
цветы»
Обсуждение вопросов: «Когда зацветают первые цветы? Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)? Требуется ли раннецветущим
растениям много тепла? А что же им требуется для начала цветения?» «Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла?»
Презентации о первоцветах.
Защита проекта.
Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.
оценка работы группы,
И
—взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания
1
50
Чудесные цветники весной
КУ
Познакомить с названия ми культурных растений весенних цветников,
учить находить их в атласе-определителе; учить любоваться весенними цветниками,
учить стремлению самому участвовать в создании таких цветников
Знать названия культурных растений весенних цветников,
уметь находить их в атласе-определителе;
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
1
51
Весна в мире насекомых
ОНЗ
Учить любоваться красотой бабочек, а не ловить их;
Учить понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; Учить понимать взаимосвязь насекомых и птиц.
. Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; Знать,в чём полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;
Знать,в чём состоит взаимосвязь насекомых и
птиц.
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
1
52-54
Весна в мире птиц и зверей
ОНЗ
Познакомить с весенними изменениями в жизни птиц и зверей.
Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
3
55
Невидимые нити в весеннем лесу.
О.Б.Ж. Уроки Айболита.
ОНЗ
Познакомить со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу;
Учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
1
56
Весенний труд
Р
Учить различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,
«Кто спит весною, плачет зимою»;
учить проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде , ориентируясь на народные приметы .
Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;
уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,
«Кто спит весною, плачет зимою»; Знать,как проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.
Ф, И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
1
57, 58
Старинные весенние праздники
Р
Учить выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; познакомить с тем, как
оформлять рамочки для фотографий.
Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе;
Знать,как
оформлять рамочки для фотографий своей и друга.
Ф, И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
1
59
Будь здоров!
О.Б.Ж. Какие бывают наводнения.
Р
Познакомить с правилами здорового
образа жизни в весенний период;
учить объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,
подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой
культуры народов своего края);
учить контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.
. Знать правила здорового
образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,
подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой
культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
Проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни;
1
6 1
Охрана природы весной
Тест
« Весна и лето»
О.Б.Ж. Безопасность на улицах и дорогах.
КУ
К
Раскрыть роль природы , учить детей замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его.
Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу, учить оценивать поступки человека по отношению к природе.
Стимулировать бережное отношение к природе.
Знать, что природа — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.
Понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе. Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор
и т. д.
Ф
И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
1
62
Лето красное.
О.Б.Ж. Встреча с животными.
КУ
Учить находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать
красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
называть те черты в судьбе и произведениях
художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметьописывать
красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
знать называния
тех черт в судьбе и произведениях
художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся
Ф , И
- освоение личностного смысла учения
- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг», «сп
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы раведливость»
1
63
Летние праздники и труд.
О.Б.Ж. Опасные встречи в волшебном лесу.
Р
Учить выразительно читать стихотворение
Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;
перечислять летние дары природы своего
края.
Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека;
знать как разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;
знать летние дары природы
своего края.
Ф
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
1
64-70
Резерв
Повторение, закрепление изученного за год.
Р
Обобщение и систематизация полученных знаний по изученным темам
Ф, И
5
Материально-техническое обеспечение программы:
1.Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.
2.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.
3.Окружающий мир. Тесты (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.
4.Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ