Упражнения на развитие логического мышления
Упражнения на развитие логического мышления.
№1 Развивающая минутка чистописания.
Минутка чистописания проводится в два этапа. Первый – подготовительный: учащиеся самостоятельно определяют и формулируют тему минутки чистописания. Второй этап – исполнительный. Способы задания буквы, предназначенной для чистописания:
1) -Внимательно рассмотрите изображение и определите, какую букву мы будем прописывать. Она встречается здесь чаще других.
РЯУХРВ
О Р
Р Б
НВГОРЕ
Р
М
Ответ: «Мы будем прописывать букву Р. Она изображена 6 раз. И сами буквы изображают букву Р.
2) –Буква, которую мы будем прописывать, лишняя в этом ряду.
Т, П, К, Е, Н
3) –Букву, которую мы будем прописывать, вы определите, расшифровав данную запись: 5 3 1
Д В ? (буква а)
4) –Прочитайте слова и определите, какую букву мы будем прописывать.
борт
зубр
обоз
борщ (букву –б, т.к. она встречается в каждом слове)
5) -С помощью буквы, которую мы будем сегодня прописывать, образуются следующие слова: к…т
к…м
к…л
к…н
к…д (кот, ком, кол, кон, код)
6) -Определите тип связи слов с данными буквами и узнаете какую букву мы будем прописывать.
Зима
Б
Лето
З
Осень
?
Утро
З
День
О
Вечер
?
Москва
г
Обь
р
Татьяна
?
кукла
и
стол
м
платье
?
7) – Буква, которую мы будем прописывать сегодня на уроке, есть в каждом из данных слов (енот, сетка, ежиха, пенал) и может разделить их на две группы.
Примерный ответ: Сегодня мы будем приписывать букву е. она есть в каждом слове. Но в словах: енот и ежиха она обозначает два звука, а в словах: сетка и пенал – один звук.
-Определите букву, которую мы будем писать. Она в слове ОТРЯД обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.
–Буква, которую мы будем писать, есть в корне каждого из данных слов. Какая это буква?
Закваска, подголосок, мясистый. (-квас-, -голос-, -мяс-. Буква С)
-Прочитайте вслух слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда: тростник, лестница, вестник, местность. (Непроизносимая
согласная т)
На доске записаны слова: ст…лица, с..бака, ур…жай. –Назовите букву, которую мы будем писать.
№2 Закономерности.
-Определите закономерности и продолжите ряд слов.
А) дорога, река, минога, …
Б) арбуз, берёза, вишня, герань, …
В) араб, драже, зима, лиса, …
Г) мир, море, смола, …
№3 Грамматическая арифметика.
Вставь в скобки левой части равенства нужные слова, чтобы равенство было верным.
М + (змея) = родственник
С + (занятие) = грызун
Д + (часть окна) = театральный жанр
У + (плохая оценка) = язвительный намёк
С + (любитель мышей) = домашнее животное
Нота ФА + (участок земли, засаженный деревьями) = передняя часть здания
ГРОЗА + РОВ = речь
РАМА-МА + ДУГА =
РУЧКА – КА +ЕЙ =
(нота) + (костяной нарост на голове некоторых животных) = путь
(главная песня страны) + (часть света) = учебное учреждение
№4 Способность классифицировать понятия, предметы, явления.
А) -Найдите в ряду слов одно слово, которое по смыслу не может относится ко всей группе.
дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
тетрадь, книга, варежки, ручка, пенал
сладкий, грустный, горький, кислый, солёный
ветер, небо, снег, дождь, град
ботинки, шарф, валенки, туфли, сапоги
Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Евгений
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана
Дом, сарай, изба, хижина, здание
Берёза, сосна, дерево, дуб, ель
Гнездо, нора, муравейник, курятник берлога
Минута, секунда, час, вечер, сутки
Неудача, волнение, поражение, провал, крах
Быстро, поспешно, постепенно, скоро, торопливо
Река, озеро, мост, болото, море
Иней, пыль, дождь, роса, град
Б) –Какое слово в каждой строчке является лишним?
Свинья, овца, корова, антилопа.
Окунь, дельфин, карась, сом.
Капуста, морковь, яблоко, редис.
Виноград, груша, абрикос, картофель.
Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.
Колли, болонка, собака, такса.
Сын, друг, бабушка, папа.
Стул, кресло, стол, ковёр.
Стул, кресло, стол, диван.
Сыр, мясо, кефир, масло.
Берёза, сосна, тополь, клён.
Астра, роза, василёк, гладиолус.
Гнездо, муравейник, курятник, берлога.
№5
А) Анализ отношений между понятиями (тест «Аналогия»)
-Дострой логический ряд.
гвоздь-молоток, шуруп-…
дом-крыша, книга-…
птица-яйцо, растение-…
хорошо- лучше, медленно-…
огонь-пожар, вода-…
зерно-амбар, деньги-…
одежда- голый, обувь-…
школа- обучение, больница-…
человек –ребёнок, собака-…
птица- гнездо, человек-…
пальто- пуговица, ботинок -…
утро- ночь, зима-…
вода- жажда, пища- …
театр –зритель, библиотека-…
хлеб- пекарь, дом-…
птица- гнездо, лиса-…
лук- шелуха, яйцо-…
рука, -перчатка, нога-…
собака- шерсть, рыба-…
суп- соль, чай-…
земля – небо, человек - …
пол – ковёр, стол - …
лицо – портрет, природа - …
курица – цыплёнок, лошадь - …
небо – птица, вода - …
человек – врач, … - ветеринар
чёрное – белое, огонь - …
лампа – свет, радио -…
труд – награда, лень -…
волки – лес, люди -…
телефон – ухо, кино - …
весна – осень, рассвет -…
человек – платье, дерево -…
строитель –дом, художник -…
дерево –оверед, трава -…
автомобиль – руль, самолёт -…
конфета – фантик, тетрадь -…
лес – дерево, луг -…
река – рыба, небо - …
котлета – вилка, каша - …
альпинист – горы, пловец - …
университет – студент, школа -..
зима – снег, лето -…
солнце – день, луна -…
утро – рассвет, вечер - …
очки – футляр, ручка -…
лошадь – овёс, корова -…
шкаф – одежда, портфель -…
птица – крыло, рыба -…
опера – пение, балет -…
человек – рот, птица -…
портной – игла, парикмахер -…
завод – работа, школа -…
кофе – зерно, чай-…
рыба – чешуя, птица -…
коса – волос, ткань -…
рот – пища, печь -…
топор – железо, скамья -…
пчела – соты, муравей -…
шторм – волны, пожар - ….
б) –Проанализируй следующие смысловые ряды и впиши вместо пропусков необходимые слова.
…-вечером, а завтрак-…
…-летать, змея-…
…-жаркое, а зима-…
…писать, карандаш-…
…-коричневый, а молоко-…
доктор - шесть, а врач-…
…-золотая, а зима…
…-портной, а туфли-…
…- плакать; весело – смеяться
…- холодное, а кипяток -…
…-длинный, а февраль - …
красивый -…; …-глагол
…- вредно, а плавать -…
…Пушкин, Агния…
…забивает, а ножницы …
…не люблю, а конфеты…
…из яйца, а рыба из…
…квадратный, а кольцо…
…летает, а страус…
…молодая, а бабушка…
…сладкий, а лимон…
…летает, а корова…
…маленькая, а слон…
…стрижёт, портной…
№6 Скорость протекания мыслительных процессов.
А) Цель: исследовать скорость протекания мыслительных процессов (методом заполнения недостающих букв в словах)
П-РО З-Р-О З-О-ОК
К-СА Д-Р-ВО Т-А-А
Р-КА К-М-НЬ К-Ы-А
Г-РА Х-Л-Д К-И-А
П-ЛЕ К-В-Р П-И-А
Б) –Прочитай строки из стихотворения, вставив гласные буквы.
ИДТ БЧК, КЧТС
ВЗДХТ Н ХД-
Й, ДСК КНЧТС,
СЙЧС ПД!
№7 Способность к анализу и синтезу.
Способность к анализу и синтезу выявляется через:
А) Анализ слов по составу.
Б) Анализ предложений по членам предложения.
В) Анализ условий задачи на известные и неизвестные элементы.
№8 Анаграммы.
А) Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа и синтеза.
1) лпсю (плюс)
2) итрг (тигр)
3) утач (туча)
4) ебёраз (берёза)
5) умызак (музыка)
6) вцтеко (цветок)
Инструкция: учащиеся в результате выполнения задания разделяются на 2 группы: 1-я группа – решают каждую задачу как новую. У них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять структуру слова). 2-я группа – учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило – две соседних буквы переставлены местами.
Б) –Составьте анаграммы.
КАРЕТА - … УРОН - … АРАП - …
МОШКАРА - … ЛАПОТЬ - … СОЛЬ -…
ЛИГА - … КОЛУН - … ОСКОЛОК - …
КОРСЕТ - … ПОДВОДА - … КОБУРА - …
УШАТ - … НИША - … СОХА - …
№9 Способность обобщать
А)Даны пары слов. Определите, что между ними общее.
Дождь – град
Сказка – былина
Сумма – произведение
Нос – глаз
Русский язык – математика
Б) –Найди общее название каждой паре слов.
шкаф, стол-… дуб, берёза-…
сосна, ель-… вторник, четверг-…
суббота, воскресенье-… Франция, Италия-…
Москва, Пермь-… Волга, Дунай-…
малина, крыжовник-… огурец, тыква-…
кобра, гадюка-… река, озеро-…
Пушкин, Есенин-… Пришвин, Бианки-…
В) -Найди общее определение а каждой группе из трёх существительных.
Пример. ХЛЕБ, КЛИМАТ, ПОДУШКА – общее определение МЯГКИЙ
ДЕРЕВНЯ, ТЕТЕРЯ, СТАРУШКА – (глухая)
КЛЁН, МАЛЫШ, ПАРИК – (кудрявый)
ДОРОГА, ВОЛЯ, ДИСЦИПЛИНА – (железная)
ПИРОГ, САХАР, СОН - (сладкий)
ЁЖ, ВЗГЛЯД, КУСТ - (колючий)
ШАЛЬ, ДУША, НОЧЬ – (чёрная)
ВЗГЛЯД, ЗНАК, ХАРАКТЕР – (твёрдый)
ЗУБ, ПЕТУШОК, ПЕРСТЕНЬ – (золотой)
№10 Способность сравнивать понятия.
Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия. Каждый ученик должен назвать черты сходства и различия.
Книга – тетрадь
Лошадь – корова
Линейка – треугольник
Озеро – река
Солнце – луна
Дождь – снег
Лес – луг
№11 Способность выделять существенное.
Предлагается ряд слов. Учащиеся выделяют из слов, записанных в скобках 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
Чтение (глаза, книга, картинка, очки, иллюстрация)
Игра (шахматы, игроки, правила, призы, наказания)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Примечание: верные ответы в листочках, предназначенных для учащихся, не должны быть выделены.
№12 Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобках нижнего ряда.
слава (сапог) порог река (вера) ров конверт (балкон) булка
плешь (….) надел писк (….) сад манера (….) кирка
пенал диск карман
рис (срок) кров урон (круг) горка осока (кусок) улика
рак (….) клин нить (….) аорта нерпа (….) месса
крик тина смена
торт (тоска) скамья лакей (халат) хартия комик (миг) омега
дело (….) монстр строй (….) мелочь ребус (….) старт
демон место бур
вал (лаз) злюка шубка (тушь) тьма лечо (ночь) конь
сад (….) крыша ольха (….) снег ноги (….) литр
рак слон тигр
клад (чурка) ручей аккорд (корка) крот ажур (жаба) жбан
квас (….) рондо асбест (….) клей язва (….) семя
норка белка змея
№13 Найди общее слово для тех, которые за скобками (число точек равно числу букв).
Дерево (….) подделка (липа)
Числительное (…) глагол (три)
Код (….) приложение к замку (ключ)
Головной убор (……) страна (Панама)
Осадки (….) населённый пункт (старорусск.) (град)
Участь (….) часть целого (доля)
Судьба (…) музыкальный стиль (рок)
Выпуклость на лбу (…..) плод ели (шишка)
Оружие (…) овощ (лук)
Ветка (….) нога зверя (лапа)
Зевака (……)птица (ворона)
Игра (…..) холодное оружие (мн.ч.) (шашки)
Животное (….) безбилетник (заяц)
Занятие в школе (….) наука (урок)
№14
А) -Вставьте вместо точек слово из трёх букв, которое будет окончанием одного и началом другого.
Пример. У (…) ЕСО – УКОЛ, КОЛЕСО
-
КУ (…) АЖ мир
ПО (…) ОК ход
НА (…) НИК род
РА (…) МОЕД дар
КУ (…) ОЛ сок
ЗА (…) ЕЦ бор
ТЕ (…) РОЖ сто
СО (…) ЕСО кол
УТКО (…) ОРОГ нос
КИПА(…) УНОК рис
ЧЕЛО (…) ТОР век
АНТРЕ (…) ЁЛ кот
КАРНА (…) ЬС вал
ПОД (…) ОК нос
МОЛ (…) РОК око
СЛУ (…) КА чай
ВАМ (…) АМИДА пир
КОН (…) ГАН ура
СО (…) ЬБА суд или бор
МЕ (…) ЛИЦА сто
ПИ (…) ЕРЕЯ лот
ГОР (…) ОЛАД шок
КАР (…) УС тон
ЗА (…) УРА кон
ЗА (…) ЦЕРТ кон
БА (…) УШКА рак
НАТ (…) ВНЕНИЕ ура
НА (…) ЛО вес
ГА (…) АРОНЫ мак
СА (…) ОН рай
АМ (…) ОН бар
КУ (…) АЛ бок
КАР (…) ИНА низ
БУ (…) НА тон
НА (…) ИНА род
Б) –Вставьте в скобки слог из двух букв, на который заканчивается первое слово и с которого начинается второе.
МАЙ (..) ГАН ПАР (..) ЛУГА ПАЛ (..) ТРА
(ор) (ус) (ас)
ТОП (..) КЕСТР ОТР (..) РО ПОС (..) РАНА
(ор) (яд) (ох)
ГРАБ (..) ИК МЫШЬ (..) ОРЬ МАРИН (..) РЕС
(ёж) (як) (ад)
М (..) АС КОТ (..) КА МЕТ (..) СА
(уж) (ёл) (ро)
СОК(..) ИФА ПАР (..) БОР ШТО (..) КЕТА
(ол) (та) (ра)
ВЕС (..) РОД ПИХ (..) ЛИЯ ЩЕП (..) ТЕР
(на) (та) (ка)
МЕС (..) ВАР НАР (..) ЕЖДА ТЕ (..) КОТЬ
(то) (од) (ло)
№15
–Подбери каждой паре слов соответствующий тип логической связи из таблицы шифров.
Таблица шифров
А чашка- сервиз
Б воробей – птица
В море – океан
Г низко – высоко
Д преступление – наказание
Е удивление – изумление
Дерево – лес
Дюжина – двенадцать
Болезнь – смерть
Красный – алый
Пальто – одежда
Космос – вселенная
Звезда – созвездие
Солнце – звезда
Победа – радость
Солдат – армия
Глубокий – мелкий
Цветок – букет
Дырка – отверстие
Лист – крона
Добрый – злой
Волос – шевелюра
Торопиться – спешить
Капля - море
Б)
Болезнь – смерть
Мужчина – женщина
Жёлудь – дуб
Палец – рука
Далеко – близко
Головастик – лягушка
Детский сад – школа
Испуг бегство
Физика – наука
Правильно – верно
Грядка – огород
Пара – два
Слово – фраза
Бодрый - вялый
В)
Товарищ – приятель
Река – океан
Радоваться – веселиться
Дом – квартал
Нежный – грубый
Книга- существительное
Свобода – воля
Город – страна
Похвала – брань
Месть – поджог
Десять – число
Плакать – реветь
№16 –Назовите предмет по его признакам.
Зелёный, продолговатый, сочный - …
Маленькая, серенькая, пугливая -…
Сладкое, сливочное, холодное - …
Белое, пушистое, лёгкое - …
Большой, пустынный, двугорбый - ….
Ветвистая, зелёная, колючая - …
Большой, коричневый, косолапый - …
Новая, интересная, библиотечная - …
Белое, парное, коровье - …
Белоствольная, высокая, стройная - …
Круглое, душистое, антоновское - …
Красный, сочный, круглый - …
Холодный, белый, пушистый - …
Жёлтые, красные, осенние -…
Чистое, голубое, горное -…
Точные, ручные, настенные -…
№17 –Решите метаграмму.
С буквой Щ – лесной массив, Он дорог ребятишкам всем;
С Т – войдёт в состав полка, В нём часто Дуров выступал.
С З – цветок красивый, Но замените Р на Н
С Н – во Франции река. И превратится он в металл.
(роща, рота, роза, Рона) (цирк- цинк)
С Ц – я стоимость предмета, С буквой И – он результат,
С Л – ни Волга, ни Ока, Но на С её заменим,
С И – японская монета, Вмиг изменит слово так,
С С – во Франции река. Что в нём будет много сена.
(цена, Лена, иена, Сена) (итог, стог)
С М – красиво он цветёт, О нём вы вспомните тогда,
С Б – налита в нём вода, Когда вам нужно полечиться.
С Р – назад ползёт всегда. Но поменяйте В на Г
(мак, бак, рак) И слово в птицу превратится.
(врач, грач)
С Д – нам ночью не встречался, С буквой В – ночная птица.
С Т – при свете лишь видна, С Д – для стирки нам нужна.
С П – от дерева остался С Ф – в квартире пригодится.
С Л – вредит труду она. С Х – в музей давно сдана.
(день, тень, пень, лень) (сова, сода, софа, соха)
В жаркий день его мы ценим Без меня весне не быть,
И весьма охотно пьём. Всем известно это,
Если С на Е заменим, Если букву заменить -
Превратится в водоём. Стану я планетой.
(морс, море) (март, Марс)
При замене буквы слово С буквой С – она вид хлеба,
Может в корне измениться: С Ч – взвилась ракетой в небо,
Если с С – речная рыба, С Б – годится на халат,
С буквой Р – большая птица. С М – спортсмен ей будет рад.
(сазан, фазан) (сайка, чайка, байка, майка)
Средь планет его ищите Со звуком [С] я невкусна,
И найдёте, а теперь Но в пищу каждому нужна.
Букву слева замените- С [М] берегись меня, не то
Перед вами страшный зверь Я съем и платье, и пальто.
(Марс, барс) (соль, моль)
Конечно, метаграмма эта С твёрдым [Л] я на стене -
Совсем проста и несложна: Книги, например, на мне,
Я с У – далёкая планета, Но как только [Л,] смягчите,
А с И – я в Азии страна. Сразу в танец превратите.
(Уран, Иран) (полка, полька)
Чтоб отгадать, имей терпенье: С Л я слёзы вызываю,
С Л я – часть лица, С Ж по воздуху летаю.
А с Б – растенье. (лук, жук)
(лоб, боб)
С В нужна я для тепла, Чтоб всё сошлось,
А порой и для леченья. Сумейте проявить
Если сменишь В на Х, Отменное словесное чутьё:
То получится строенье. Одну лишь букву стоит заменить
(вата, хата) И пёсик превращается в питьё.
(мопс, морс)
Первый ответ наш на ветке растёт.
Букву заменишь – в хозяйстве сойдёт: Есть время суток.
С ветки свисает первый ответ – Время это
Он и укажет на острый предмет. Лучом рассветным не согрето.
(гроздь, гвоздь) Одной лишь буквы изменение,
И вот – природное явление.
Предмет, в котором носят что-то, (вечер, ветер)
Съедобным сделать нам охота,
Заменим букву в середине
И это купим в магазине. Сам царь зверей моя родня.
(сумка, сушка) Сумеешь отгадать меня?
Начало К смени на М -
Как время года превратить Увидишь из чего я ем.
В настольную игру? (киска, миска)
Отброшу гласную одну,
Другую подберу.
(лето, лото) С Д я к жидкости привык,
С З – огромный дикий бык.
Сумей решить задачу эту: (бидон, бизон)
Одну лишь букву измени –
И месяц превратишь в планету. Я в горах расту обычно,
(март, марс) Крепок я , боюсь огня.
И комод, и шкаф отличный
Можно сделать из меня.
Меня ты не напрасно знаешь, У на А перемените,
Тебя насытить я могу. И тогда, коль захотите,
Но если У на Е ты сменишь, Я с водой стоять могу.
Я по деревьям побегу. С Ы пасусь я на лугу.
(булка, белка) ( бук, бак, бык)
Вам известно или нет, С Б – мучительной бываю,
Есть такой на свете цвет. С М – одежду пожираю,
Если ноту уберёте, С Р – актёру я нужна,
В лес сосновый попадёте. С С – для повара важна.
(бордо, бор) (боль, моль, роль, соль)
Я – синоним к слову бык С буквой К живу в лесу.
И известен всем, С буквой Ч овец пасу.
Но прибавь мне букву К, (кабан, чабан)
И я козляток съем.
(вол, волк)
Хоть мала я , но взгляни: С К я в школе на стене,
Весь мир в себе я отражаю. Горы, реки есть на мне.
Но К на Ц перемени – С П – от вас не утаю -
Я по болоту зашагаю. Тоже в школе я стою.
(капля, цапля) (карта, парта)
С глухим согласным Я цвет одинаковый часто имею:
Наливаюсь в поле, И с Г зеленею, и с К зеленею.
Со звонким – Но с К вам со мною рискованно быть:
Сам звеню я на раздолье. Могу и до слёз довести, и убить.
(колос, голос) (луг, лук)
С Л я слёзы вызываю, С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С Ж по воздуху летаю. С У мы ноги вам промочим.
(лук, жук) (лыжи, лужи)
С М гожусь тебе я в пищу, Когда я месяц, то, легко дыша,
И могу быть я цветком, Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
С Р в реке меня разыщут, Коль вместо Т в меня поставишь Ш,
С С вдруг стану я мешком. То под меня ты бодро зашагаешь.
(мак, рак, сак) (март, марш)
Со звонким на конце он значит Задачу ты решишь свободно:
Примерно то же, что «не стар», Я – небольшая часть лица.
С глухим – по наковальне скачет, Но прочитай меня с конца -
Звенит в ушах его удар. Во мне увидишь что угодно.
(молод, молот) (нос, сон)
Мне не пройти в ветвистый лес – Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Мои рога в ветвях застрянут. Захочешь – поставь меня в вазу…
Но обменяй мне Л на С – Но с буквою К в огород я пойду
И листья леса все завянут. И если капусту на грядке найду,
(олень, осень) Капусте достанется сразу.
(роза, коза)
Коль меня напишешь через букву О,
Лягу я под дверью дома твоего. С С на дереве расту,
Коль меня напишешь через букву И, С Ж по дереву ползу.
На тарелку лягу в праздничные дни. (сук, жук)
(порог, пирог)
С Т я книга, с С я рыба, С буквой Х меня на себе носят,
С К бесформенная глыба, С буквой С в столовой просят.
С Л помог колоть я лёд, (халат, салат)
С Д народ во мне живёт.
(том, сом, ком, лом, дом)
С твёрдым [Р] – коллектив певцов. С З – пахучая, красивая,
С мягким [Р,] – с ценным мехом зверёк. С Щ – зелёная, шумливая.
(хор, хорь) (роза – роща)
С П – весною у растения. Мне не долго измениться:
С Т – в конце я предложения. С С – животное, с Р – птица.
(почка – точка) (осёл – орёл)
Я с П – кругла, желта, на вкус приятна Во мне и стены, и углы,
И прячусь под поверхностью земли, Жилищем я твоим являюсь.
А с К я – то мала, то необъятна Но если сменишь О на Ы,
И поднимаю даже корабли. То сразу вверх я устремляюсь.
(репа – река) (дом – дым)
На мне, качаясь, птичка весела, С буквой Т его все знают -
И чувствует себя прекрасно. Он с собой весну несёт.
Но только с В для птички я мила, С буквой Ш всегда шагают,
А с С я для неё опасна. Коль в строю отряд идёт.
(ветка – сетка) (март – марш)
№18 - Решите логогриф. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в нём новые слова образуются в результате прибавления или убавления буквы или слога.
Средь певчих птиц её ищите, Школьной мебели предмет
Она – не больше кулика. И две буквы по краям
А слева букву зачеркните – Превращаются в балет,
Пред вами русская река. Что создал Хачатурян
(иволга, Волга) (парта, Спартак)
Дань отдавая чистоте, Его зимой в полях найдём,
Его смещают с тротуара. Он снег метёт – не видно свету,
Но допишите букву Т, Но слева букву зачеркнём
В нём будет качество товара. И превратится он в планету.
(сор, сорт) (буран, Уран)
Я лежу всегда на дне, Несёт меня с трудом старик,
А прибавь две буквы мне – Но если Ю прибавить, вмиг
В сначала, в конце Ы – К нему придёт на помощь тот,
Мы начнём стога метать, Кто без труда меня несёт.
Ловко сено подавать. (ноша, юноша)
(ил – вилы)
В ранце я всегда лежал, И по реке и по пруду
Букву как-то потерял… Плыву я в тихую погоду.
Если руки с мылом мыли, Но вставь лишь И – я поведу
То меня с водою смыли. Стальную птицу к небосводу.
(пенал, пена) (плот, пилот)
Я смерть и разрушенье сею, Пойди-ка в сад и погляди:
Несу я гибель в дни войны. Я там цвету, благоухая.
Но О прибавь, и я повею Но Г приставишь впереди -
Покоем мирной тишины. И в небе я загромыхаю.
(пушка, опушка) (роза, гроза)
Известное я блюдо, Во мне плохая кровь струится
Когда ж прибавишь М, Но вставишь в середину С,-
Летать, жужжать я буду, И зацветёт всё, зарезвится,
Надоедая всем. Зазеленеет луг и лес.
(уха, муха) (вена – весна)
С первой буквой я трава, Без М - в лесу мне красоваться,
Но меня не косят. А с М – суда меня боятся.
Без неё меня больной (ель – мель)
Часто произносит.
(мох – ох)
Мы всех – и взрослых, и детей Древесному стволу
В часы досуга развлекаем, Защиту я даю.
Но если нам приставить Т – Прибавь мне букву Б -
Мы их, конечно, напугаем. Тебя я погублю.
(игры – тигры) (кора – кобра)
Я плыву в морях воздушных, В июльский день вы в рожь войдите -
А отменишь букву И – Вспорхнёт пред вами сразу птица.
По реке пойду послушно Но только ноту отнимите -
Хоть с товаром, хоть с людьми. И птица в золу превратится.
(пилот – плот) (перепел – пепел)
Рождаюсь на мебельной фабрике я, Без И я злак,
И в каждом жилище нельзя без меня. Полезный людям,
Отбросишь последнюю букву мою – А с И - цветком
Названье большому числу я даю. Пушистым буду.
(стол – сто) (рис – ирис)
Без О измеряют материю мною,
А с О я дорогой служу под землёю.
(метр – метро)
Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если К сочтёте лишним,
Смысл получится другой.
Стану я тогда пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.
(клён – лён)
№19 -Вставьте вместо пропусков в каждый столбик слово из трёх букв, чтобы получились новые слова.
ЛА---ЧКА ПО---ОК ПРО---ОКА СИ---А
ВО---РГ ЖАН---М НА---ОЧКА ВО---НИК
ЖЕ---КОСТЬ СУ---Ь ПО---ОКА Д---ИК
ЗА---Й У---НИК ДО---ЬСТВО Т---ИЛ
КА---РКА О---ЁННОСТЬ У---ЬНЕНИЕ ВО---А
(сто) (дар) (вол) (рот)
ТУ---ИЩЕ ПА---ЩИК ПИС---ЕТ КО---НИЦА
П---ЕЦ А---АТ А---Л Б---НА
ПО---ИНА КО---ЫСЛО ЗАС---ЬЕ Б---К
У---КА ХО---Ы ПО---ОК ПО---ЬЕ
СО---ЕЙ БАХ---А С---ИЦА ХО---ТЕРИН
(лов) (ром) (тол) (лес)
ЗА---КА ПА---РАЛЬ КА---АТИЦА ПА---ОТ
Ш---А ВО---К П---ТИКА ВИ---НА
О---ИЦА БО---Н Д---ОН МА---АРХАТ
ОС---ОК ЧИ---ТА ТА---АН НА---Й
ЦО---Ь ЛИ---ПАД Т---ТАТ ГАС---Т
(кол) (сто) (рак) (три)
№20 –Решите следующие задачи. Для этого вам надо в наборе букв найти по два слова.
Вытащите из букета садовый и лесной цветок.
РЛОАЗНДАЫШ
А здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак
ДРУОЖБЬ
Найдите дом в лесу
БИЗОБРА
Среди этих летунов – наш мучитель, другая – белогрудая красавица.
ЛКАОСМАТОЧРКА
Какую травку щиплет на лугу доброе животное?
ККЛОРЕОВВАЕР
Из чего варенье досталось кому-то на съеденье?
МВИУШХАНЯ
Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.
КАГРВОЗАДИСЬКА
Выплесни напиток, а металл не трогай.
НКИКВЕАЛЬС
Здесь герой античный спрятан в дне недели.
СГРЕРЕАДКЛА
Что над школьной дверью? Что в твоём портфеле?
ПЧЕАНАСЫЛ
№21 Игра «Буква заблудилась».
Поэт принёс дрова и свечку и растопил под вечер речку.
Вол играл с козлом в футбол, у козла в воротах вол.
-Меня не трогай, лесоруб! – шумел листвой зелёный зуб.
В толстой шубе в зной, в буран, ходит по двору варан.
Распустились на цветах батоны, заалели маки и пионы.
На деревьях бочки будут и цветочки.
Мчится лодочка вперёд, лихо наш матрас гребёт.
Машет балка нам крылом: - Выходи! Гулять пойдём!
Есть у нашей Тани скоростные бани.
У вратаря большой улов, влетело в сетку пять волов.
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
На поляне весной вырос зуб молодой.
Села в ложку и – айда! – по реке туда-сюда.
№22 Игра «Зашифрованные слова» (анализ и синтез)
Задание: из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово.
Автомобиль, тормоза
Колос, рота, ваза
Молоко, нерест, таракан
№23 Шарады.
Ягнёнка крик – мой первый слог. Всего две ноты и предлог
Второй – места, покрытые травою, Построить я на даче смог.
А если б целое поймать ты смог, (до-ми-к)
То был бы сыт с друзьями и семьёю.
(бе-луга) Две ноты, две буквы,
Всё вместе – игра. В которую любит играть детвора. (до-ми-но)
Начало – нота, Первое – предлог,
Потом оленя украшение. Второе – летний дом,
А вместе – место А целое порой
Оживлённого движения. Решается с трудом.
(до-рога) (за-дача)
Три буквы – термин при игре, Начало – голос птицы,
Другие три – победный крик, Конец – на дне пруда.
А в целом встретишь на дворе, А целое в музее
Услышав вдруг собачий рык. Найдёте без труда.
(кон-ура) (кар-тина)
Дремлют два предлога Слог первый – восклицание,
Около порога, Второй – достоин порицания,
Потому что тишь А целое – на севере бывает
И не пикнет даже мышь. И жителей тех мест и греет,
(к-от) И питает. (о-лень)
Из писка птиц мой Названье ноты напиши,
Первый слог возьмите, Прибавить имя поспеши -
Второй – с бараньей головы. И покачусь я по дороге
Откройте печь и там найдёте Или тебе обую ноги.
То, что не раз едали вы. (ре-зина)
(пи-рог)
Число и нота рядом с ним, Первая буква есть в слове сурок,
Да букву припиши согласную, Но нет этой буквы в слове урок.
А в целом – мастер есть один, А дальше подумай, и краткое слово
Он мебель делает прекрасную. У умных ребят ты найдёшь у любого.
(сто-ля-р) две буквы у мамы возьми без смущения.
И в целом получишь итог от сложения.
Первый слог метут метлой, (с-ум-ма)
Глазом назову второй,
Третий резать хлеб годится, Первое – нота, второе – тоже,
А четвёртый лишь частица. А в целом – на горох похоже.
Целое – животное. (фа-соль)
(сор-око-нож-ка)
В тропиках чудес так много, Три простеньких слова-
Что верится порой с трудом. Нота, круг, союз -
Пример: союз и три предлога Дают нам вместе овощ,
Растут на дереве одном. Приятный всем на вкус.
(а-на-на-с) (ре-диск-а)
Местоимение, предлог, Три буквы двигают машины,
Меж ним – фамилия поэта, Две – на лице найдёшь мужском,
А в целом – это вкусный плод, А целое порой белеет
Что зреет на исходе лета. В тумане моря голубом.
(я-Блок-о) (пар-ус)
Один вначале взятый слог
Есть однобуквенный предлог,
Жильё людей – все остальные
В одних мы были, а иные
Не знаем даже как зовут.
Все –встретите то там, то тут –
В нём овощи всегда растут.
(о-город)
№24 -Учимся рассуждать логически, делать выводы.
Названия городов пишутся с заглавной буквы. Салехард – это город. Значит, …
Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Марс – это планета. Следовательно, …
Все ученики 5 «Б» класса – спортсмены. Коля – не спортсмен. Следовательно, …
Все ученики 5 «Б» класса – спортсмены. Дима не ученик 5 «Б» класса. Следовательно, …
Все ученики 5 «Б» класса – спортсмены. Вася – ученик 5 «Б» класса. Следовательно, …
Все рыбы живут в воде. Карась – это рыба. Следовательно,…
Тела зверей покрыты шерстью. Тело зайца покрыто шерстью. Следовательно, заяц -…
Все птицы покрыты перьями. Синица – это птица. Значит,…
Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба. Значит,…
У всех насекомых 6 ног. У мухи 6 ног. Значит,…
У всех насекомых 6 ног. У паука 8 ног. Значит,…
Все рыбы дышат жабрами. Кит дышит лёгкими. Следовательно,…
Все ученики нашего класса катаются на лыжах. Катя – ученица нашего класса. Следовательно,…
А = В, В = С. Следовательно,…
На скамье сидели Петя, Боря и Коля. Петя справа от Бори, Боря справа от Коли. Следовательно, посередине был…
Петя умнее Миши, Коля умнее Пети. Следовательно, самый умный…
Если дрова ольховые, они не дадут много тепла. Эти дрова дали много тепла. Следовательно,…
Петя не любит ходить в школу, когда там делают прививки. Сегодня он вернулся из школы в хорошем настроении. Следовательно,…
Маша и Ира одного роста. Ира и Оля тоже одного роста. Следовательно,…
Все собаки лают. Черныш – собака. Значит,…все курейшпмйцы носят очки. Шаргано – курешпиец. Следовательно,…
Мальчики и девочки второго класса пойдут гулять. Галя ученица этого класса. Следовательно,…
Все, кто имеет пятёрки по математике, будут участвовать в городской олимпиаде. Лена имеет пятёрки по математике и по русскому языку. Значит,…
№25. Классификация.
- Разбейте эти 12 слов на 4 группы по 3 слова в каждой. Объясните, каким принципом вы руководствовались при этом.
ЗНОЙ, МОКРЫЙ, ПЕЧАЛЬ, РАДОСТЬ, ЗЛОЙ, ВЛАЖНЫЙ, ХОЛОД, СЕРДИТЫЙ, СУХОЙ, ДОБРЫЙ, ЖАРА, ГРУСТЬ
- Подумайте и скажите, во сколько смысловых групп и по какому принципу можно объединить слова каждого блока.
КРОКОДИЛ, ПАЛЬМА, АФРИКА, ЖИРАФ, БАОБАБ, АЗИЯ, АВСТРАЛИЯ, СЛОН, КАКТУС, ОБЕЗЬЯНА, ОРХИДЕЯ
ИРА, ЛЕНА, ПЕТЯ, КАТЯ, ЮРА, ВАСЯ, ИГОРЬ, ЗОЯ
ДЕНЬ, ВТОРНИК, ВЕЧЕР, ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, УТРО, НОЧЬ, ПЯТНИЦА
КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, КРАСНОТА, ЖЕЛТЕТЬ, КРАСИТЬ, ЖЕЛТИЗНА
ХОДИТЬ, БЕГ, БЕГОВОЙ, ХОЖЕНЫЙ, ПЕТЬ, ПЕСНЯ, ХОДЬБА, БЕГАТЬ, ПЕСЕННЫЙ
ЧАШКА, СТОЛ, ДИВАН, САПОГИ, КАСТРЮЛЯ, СТУЛ, БОСОНОЖКИ, ТАПОЧКИ, ВИЛКА
№26 Игра «Рассуждалка»
Продолжи предложение.
Если это цветок, то…
Если это корзина, то…
Если это машина , то…
Если это термометр , то…
Если это лебедь , то…
Если это ружьё, то…
Если это дом, то…
Если это лестница , то…
Если это арбуз, то…
Если это буква, то…
Если это солнце, то…
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ