Урок на тему "Как воспитать у ребёнка чувство ответственности"



Как воспитать у ребёнка чувство ответственности

Ответственность не даётся человеку с рождения. Быть ответственным - значит принимать решения и осознавать необходимость действия. Дисциплина и ответственность - разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Детей надо учить быть дисциплинированными и ответственными.

Составляющие ответственности

1. Понимание задачи - знание того, что нужно сделать.

2. Для согласия с поставленной задачей у ребёнка должен быть выбор. Чаще предлагайте ребёнку альтернативу: «Ты соберёшь игрушки или разберёшь книги на столе?». Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению.

Три уровня воспитания ответственности

1. Ребёнок в качестве помощника.

2. Ребёнок нуждается в напоминании и контроле.

3. Ребёнок выполняет задание самостоятельно.

Условия развития чувства ответственности

1. Самоуважение. Дети нуждаются в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, они легче справятся с задачей.

2. Разумные ограничения. Ограничения рождают у детей чувство защищённости.

3. Условия развития ребёнка. Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребёнок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него. Для этого:

  • учитывайте возрастные особенности ребёнка;

  • принимайте в расчёт особенности характера;

  • Оценивайте опыт ребёнка, не спрашивайте то, чему его не учили.

Что важно:

  • формирование таких черт характера, как дисциплинированность, самообладание, мужество, терпение, трудолюбие, честность;

  • развитие умения принимать решения;

  • формирование устойчивого, целостного мировоззрения;





  • выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового обслуживания, бережное отношение к имуществу и т. п.

  • выработка навыков общения: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение разрешать конфликтные ситуации.

Метод «Выбор»

  • Прежде чем спрашивать с ребёнка, нужно предоставлять ему возможность принимать решения самому.

  • Особое внимание нужно обратить на правильную формулировку предлагаемого выбора. Попробуйте мысленно встать на место ребёнка и с его точки зрения сравнить и оценить следующие высказывания: «Либо ты сделаешь так, как я сказал, либо тебе влетит!» или «После того, как комната будет убрана, мой помощник получит приз-яблоко».

  • Любая содержащаяся в наших высказываниях угроза или подчёркнутое отрицание («нет», «не», «ни за что») провоцирует у ребёнка подсознательную реакцию сопротивления.

  • Учитесь выбирать слова, против которых ребёнку не хотелось бы возражать, слова, не провоцирующие сопротивление, а позволяющие сконцентрироваться и побуждающие задуматься.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ