Урок на тему "Как воспитать у ребёнка чувство ответственности"
Как воспитать у ребёнка чувство ответственности
Ответственность не даётся человеку с рождения. Быть ответственным - значит принимать решения и осознавать необходимость действия. Дисциплина и ответственность - разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Детей надо учить быть дисциплинированными и ответственными.
Составляющие ответственности
1. Понимание задачи - знание того, что нужно сделать.
2. Для согласия с поставленной задачей у ребёнка должен быть выбор. Чаще предлагайте ребёнку альтернативу: «Ты соберёшь игрушки или разберёшь книги на столе?». Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению.
Три уровня воспитания ответственности
1. Ребёнок в качестве помощника.
2. Ребёнок нуждается в напоминании и контроле.
3. Ребёнок выполняет задание самостоятельно.
Условия развития чувства ответственности
1. Самоуважение. Дети нуждаются в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, они легче справятся с задачей.
2. Разумные ограничения. Ограничения рождают у детей чувство защищённости.
3. Условия развития ребёнка. Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребёнок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него. Для этого:
учитывайте возрастные особенности ребёнка;
принимайте в расчёт особенности характера;
Оценивайте опыт ребёнка, не спрашивайте то, чему его не учили.
Что важно:
формирование таких черт характера, как дисциплинированность, самообладание, мужество, терпение, трудолюбие, честность;
развитие умения принимать решения;
формирование устойчивого, целостного мировоззрения;
выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового обслуживания, бережное отношение к имуществу и т. п.
выработка навыков общения: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение разрешать конфликтные ситуации.
Метод «Выбор»
Прежде чем спрашивать с ребёнка, нужно предоставлять ему возможность принимать решения самому.
Особое внимание нужно обратить на правильную формулировку предлагаемого выбора. Попробуйте мысленно встать на место ребёнка и с его точки зрения сравнить и оценить следующие высказывания: «Либо ты сделаешь так, как я сказал, либо тебе влетит!» или «После того, как комната будет убрана, мой помощник получит приз-яблоко».
Любая содержащаяся в наших высказываниях угроза или подчёркнутое отрицание («нет», «не», «ни за что») провоцирует у ребёнка подсознательную реакцию сопротивления.
Учитесь выбирать слова, против которых ребёнку не хотелось бы возражать, слова, не провоцирующие сопротивление, а позволяющие сконцентрироваться и побуждающие задуматься.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ