Урок на тему "Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя начальных классов"
Новые подходы в организации педагогической деятельности
учителя начальных классов
Подготовила:
Тупикина Людмила Александровна
учитель начальных классов
МОУ «Пятницкая средняя
общеобразовательная школа
Волоконовского района
Белгородской области»
Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя начальных классов.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Свою задачу мы видим в том, чтобы сделать годы учебы радостными, не отталкивать от себя детей, а стать им другом и товарищем, жить с ними одной жизнью. Для этого педагог не должен идеализировать, упрощать природу ребенка. Ему следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития детей. Однако необходимо понимать, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения встающих перед ним проблем.
Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности уч-ся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, т.е. использование диалоговых форм в организации урока. Этот приём позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания.
Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов уроков продумать не только содержание учебного материала по теме, но и модели взаимодействия при его усвоении: «учитель - ученики» (при изучении нового материала), «ученик-ученик» (парная работа при закреплении), «ученик - микрогруппа учеников» ( групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик - большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания методом беседы), «ученик - учебный материал» (индивидуальная работа уч-ся с учебником, задачником). Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения.
На какие же потенциальные возможности школьников может опираться учитель начальной школы, чтобы воспитывать своих питомцев успехом, пробуждать у них старание к достижениям в учебной деятельности?
К ним относятся тип высшей нервной деятельности и основные свойства нервной системы, связанные со скоростью протекания психических процессов (активная и инертная динамика).
Дети с активной динамикой основных психических процессов быстро включаются в работу, быстро переключаются с одного задания на другое, любят устные ответы, обсуждения, с удовольствием работают в парах и микрогруппах, не боятся высказываться. Как правило, они быстро заканчивают работу. Однако эти дети не любят долго слушать учителя, планировать свою работу, работать по предписанию (алгоритму), осуществлять самоконтроль. Они устают от однотипных заданий со сложными преобразованиями и длительными вычислениями. Эти дети не всегда прилежны.
Дети с инертной динамикой психических процессов медленно включаются в работу, медленно переключаются с одного задания на другое, боятся внезапных ответов, лучше выполняют письменные задания. Они не могут работать в шумной обстановке, затрудняются при выполнении одновременно сложных и разнообразных по содержанию и способам выполнения заданий. Нужно давать им сначала серию заданий с постепенным усложнением, а затем серию заданий разнообразных по форме и содержанию.
Эти учащиеся могут долго слушать учителя, работать с одним
материалом, вникать в суть, в детали. Они любят читать, расширять кругозор, умеют рассчитывать свои силы. У них склонность к самостоятельной работе. Эти дети хорошо запоминают, достаточно прилежны, но работают медленно.
Наблюдая за детьми и выявляя их различия, учитель должен четко осознавать, что дети одного и другого генотипа имеют много положительных особенностей, значит, могут быть успешными. В то же время и те и другие испытывают затруднения, но эти затруднения разные.
Поэтому нужен индивидуальный и дифференцированный подход. При этом в пары и микрогруппы желательно объединять детей с одинаковой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выполнить задание своим темпом. Те дети, которые справятся раньше, могут осуществить взаимопроверку. За это время более медлительные дети закончат выполнять задание и можно переходить к обсуждению результатов.
Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть, что и позволяет сделать социоигровая педагогика, включающая в себя разные формы обучения: групповую, игровую, гостевую, а также метод конструктивного диалога.
Групповое обучение включает в себя работу в парах, тройках и пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.
Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.
Девизом гостевой формы обучения являются слова: «Умеешь сам — научи другого». Правила гостеприимства знает каждый ребенок. Главное из них — уважение. На основе делового общения дети могут организовать работу в группе, классе или между классами.
Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.
Развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка, отказе от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.
Подведем итог. Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия требуется иной подход. Необходимо воспитывать умения: думать раньше, чем действовать, действовать безо всякого принуждения; уважать выбор личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование.
Использованная литература:
Станкин М.И. Профессинальные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. - 368 с.
Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.- Уфа, 1997.- 131 с.
Воробьев Н.В., В.К.Суханцева, Т.В. Иванова О педагогической культуре будущего учителя //Педагогика.- 1997.- N 10.
Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности.- Оренбург., 1995.- 120 с.
Соколова Л.Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса //Credo.-1997.- N 4.- С. 34 - 42.
Педагогическая компетентность преподавателя. - С-Пб., 1995. - с.8-17, 87-91, 94-97.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ