Урок на тему "Основные направления работы с родителями дошкольников"
В.Н. Шипицина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 19», г. Нижневартовск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
Основные направления работы
с родителями школьников
Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Шипицина Вероника Николаевна
2014 год
Оглавление
Формы и методы работы с родителями ………………… стр.2-3
Рекомендации по проведению родительских собраний ..…стр.3-5
Правила подготовки классного родительского собрания…………………………………………………………………….стр. 5-6
Примерная тематика родительских собраний………………………………………………………………… стр. 6-9
Педагогическое просвещение родителей ………………..стр. 9-17
Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.
На первом собрании я провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования, я активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали участие во всех школьных делах.
Мне нужно, с одной стороны привлечь родителя к обсуждению и решению проблем развития ребенка в школе, а с другой стороны, выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив. Тогда, проще сплачивать детский, но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитывать свое дитя так, как она считает нужным, занять в отношении «своих» родителей партнерскую, сотрудничающую и в то же самое время педагогическую позицию – т. е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.
Дети немало времени проводят дома, общаясь с одноклассниками. Поэтому родителей интересует мнение учителей о тех, с кем дружат их дети. А это лучше всего познается в совместных делах. Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в школе, классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. Особенно сейчас, когда «родительская масса» стала заметно поляризоваться. Появился и закрепился на своих позициях контингент родителей, проявляющих серьезный, деятельный интерес к задачам воспитания и обучения своих чад в школе. Таким мало быть просто «в курсе» – им хочется влиять на то, что конкретно происходит в школе. И их влияние, если его правильно организовать, может быть чрезвычайно полезным. В то же время значительная часть родителей в силу разных, но очень часто вполне убедительных причин практически устраняется от участия в процессах образования и развития своего ребенка, ставя его тем самым в очень сложную, очень болезненную ситуацию.
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Многообразие современных программ и методик начального образования может дезориентировать даже самых образованных родителей, сделать работу с ребенком непростой.
Формы участия родителей в жизни школы разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служит средством обратной связи, дает объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала
Формы работы с родителями
Традиционные
Нетрадиционные
Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации педагога
Посещения на дому
Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, главное в лекции – анализ явлений, ситуаций)
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя, такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог принимает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Правила подготовки классного родительского собрания.
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило пятое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Примерная тематика родительских собраний
5-й класс
1. Синдром «понедельника» у пятиклассников и как его избежать.
2. Физкультура и спорт в жизни школьника.
3. Что я могу сказать о характере моего ребенка?
4. Творчество в жизни ребенка.
6-й класс
1. Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?
2. Как развить у ребенка работоспособность?
3. Компьютер в жизни школьника. «За» И «против»?
4. Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?
7-й класс
1.Подростковый возраст. На пути взросления
2. Роль отца и матери в семье.
3. Плохие отметки и их причины.
4. Увлечения и интересы 7-классников.
5. Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?
8-й класс
1. Ваш ребенок влюбился...
2. Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника.
3. Круг чтения ваших детей.
4. Ваш ребенок в школе и после школы.
9-й класс
1. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
2. Эмоции и чувства в разговоре с подростком.
3. Как научить дочь или сына говорить «нет».
4. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
10-й класс
1. Профессиональная направленность и профессиональные интересы.
2. Компания в жизни старшеклассника.
3. как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием?
4. Учебные итоги 10 класса – ступенька в будущее.
11-й класс
1. Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии.
2. Как избежать конфликта в общении с взрослым сыном или дочерью?
3.Хорошие родители. Какие они?
4. Правила поведения родителей 11-классников.
5. Дороги, которые мы выбираем
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
2. Друзья моего ребенка.
3. Праздники нашей семьи.
4. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
5. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
6. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
ребенка хвалят, он учится быть благородным;
ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мир
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
(методические материалы для занятий с родителями)
тема
Основные вопросы
Используемая литература
Средний возраст
1.
Физиологические и психологические особенности подростка
Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и её отражение в его психике. Акселерация: причины и учёт её последствий в воспитании. Причины возможной дисгармонии между половой зрелостью и уровнем психической и социальной зрелости. Взаимоотношения подростка и взрослого. Общение подростка с товарищами. Усиление влияния сверстников на формирование личности подростка. Особенности взаимоотношений
мальчиков и девочек.
Беличева С.А.
Этот "опасный" возраст. М, 1982 г.
Боцманова М.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М, 1976г.
В мире подростка. По ред. Бозалёва, 1980.
Возрастная и пед-кая психология. Под ред. Петровского А.В.
Мир детства: Подросток. М, 1982 г.
Драгунова Т.В. Подросток. М, 1976.
Крутецкий В. А.Психология обучения и воспитания школьников.М,1976.
Хрипкова А.Г.Долесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. МД981г.
Хрипкова А.Г.,Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М, 1982г.
2
Домашняя работа школьника.
Особенности школьных программ. Новые предметы в учебном плане. Отношение подростков к учению, учителю и учебным предметам. Источники познавательной активности подростков. Учёт родителями возрастных особенностей детей. Занятия в кружках - важное условие развития детей
Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. М, 1980г.
Шабалина З.П. Домашняя учебная работа. М, 1982 г.
3
Нравственное воспитание школьников подросткового возраста в семье.
Учёт в процессе нравственного воспитания школьников-подростков анатомо-физиологического и психологического развития подростков.
Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейной жизни и участие в разнообразной деятельности. Забота семьи о целенаправленном формировании у школьников основных нравственных качеств. Формы и методы нравственного воспитания в семье.
Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека".Киев,1975г.
Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание 2-е изд. М., 1972г.
4
Формирование правосознания у подростков
Сущность и задачи правового воспитания подростков. Особенности ознакомления подростков в семье с основными правами и обязанностями граждан России. Соблюдение родителями правовых норм - важнейшее условие формирования правосознания у подростков
Давыдов Т.П. Правовое воспитание в системе работы школы.М,76
Правовое воспитание учащихся. М., 1976 г.
5
Эстетическое воспитание подростков в семье
Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Эстетическая культура и её составные компоненты. Роль родителей в эстетическом воспитании подростков. Воспитание у подростка понимания прекрасного в жизни, в природе, в труде, учении, во взаимоотношениях людей. Формы и средства эстетического воспитания в семье.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для подростков. Ковалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1994 г.
Эстетическое воспитание в семье. М., 1973 г.
6
Половое воспитание и просвещение в семье.
Учёт особенностей физиологического развития мальчиков и девочек. Воспитание чувства уважения друг к другу у мальчиков и девочек. Особенности их дружбы. Роль нравственного микроклимата семьи в половом воспитании подростков. Воспитание у подростков уважения к родителям, сыновнего долга, качеств семьянина. Отношение родителей к дружбе, увлечениям подростков. Борьба с нескромностью в их поведении.
Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М., 1980 г.
Кленицкая Е.М. Матери о девочке. М., 1973.
Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка.М,1981.
Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М.,1981.
Петрунек В.П. Таран Л.Н. Нелёгкий шаг к юности. М., 1984 г.
7
Гигиена питания подростков.
Значение питания для подростка и развития детского организма. Влияние на организм избыточного и недостаточного питания. Питание, энергозатраты и работоспособность человека. Особенности питания в зависимости от погодных и климатических условий, при различном характере деятельности. Режим питания. Правила приёма пищи.
Каневская Л.Я. Питание школьника. М.,Медицина, 1989 г.
8
Предупреждение наркомании и токсикомании.
Рост наркомании и токсикомании в стране. Профилактическая работа с подростками. Внешние признаки наркомана.
Магоров А.Н. Антиалкогольное воспитание. М, 1987 г.
Колесов Д.В. Не допустить беды. М, 1988 г.
9
Роль общения в формировании личности подростка.
Общение с взрослыми, неравноправность отношений. Необходимость совместной деятельности со взрослыми. Единство требований к подростку в семье. Уважение личности подростка. Забота взрослых о гармоничном развитии подростка. Подросток и сверстники. Качества, которые ценят подростки. Дружба в подростковом возрасте.
"В мире подростка", М, 1980 г.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М, 1971 г.
10
Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
Единство требований к подростку в семье. Режим дня. Контроль за поведением
"В мире подростка". М, 1980 г.
11
Первые проблемы подросткового возраста.
Статистика проблемы. Отношения к ней родителей. Пути возможной помощи учащимся в период полового созревания. Значение семейных отношений в период полового созревания ребёнка.
Клее М. Психосексуальное развитие подростка. М,1991.
Макдауэлл Дж. Как стать героем в глазах ребёнка. М, 1997.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.2002.
Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодёжи. Минск, 2001.
12
О родительском авторитете.
Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса. Методы воспитания детей в семье.
Система работы классного руководителя с семьями учащихся. Справочное пособие. Минск, 2000.
Рожков М.Н. Классному руководителю. М, 2001.
Щуркова Н.Е. работа педагога с группой. Новое воспитание. М.2001.
13
Жизненные цели подростков.
Жизненные предпочтения подростков. Что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков? Помощь в преодолении неудачи и разочарования.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург, 1998.
Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М.2000.
Радионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль, 2003.
14
О трудностях учения.
Анализ учебных результатов школьников. Зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов. Возможные пути улучшения учебных результатов школьников.
Букатов В.М. Я иду на урок.
М,2000. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб, 2001.
Юношеский возраст
1
Юношеский возраст и его особенности.
Особенности юношеского возраста и специфика формирования личности старшего школьника.
Особенности психического развития учащихся старшего школьного возраста. Формирование характера и эмоционально-волевых качеств личности. Интересы, склонности и способности старшеклассников.
Возрастная и педагогическая психология. М, 1979 г.
Кон И. С. Психология старшеклассника. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.
2
Культура умственного труда и руководство самообразование старшеклассников.
Особенности учебной деятельности старшеклассников. Краткая характеристика содержания обучения в старших классах. Дифференциация обучения. Организация умственного труда старшеклассников. Характерные особенности мышления, развитие научного, технического и художественного воображения. Подготовка и проведение выпускных экзаменов. Роль родителей в подготовке к экзаменам.
Воспитание в семье привычки к самоконтролю.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания. М, 1976 г.
3
Духовные традиции семьи.
Знание своих корней. Уважение и почитание предков. Почтение к старшим, забота о маленьких. Взаимопомощь. Семейные праздники, обычаи, традиции. Знаменитые русские семьи.
В.Белов "Лад".
М. Громыко "Мир русской деревни".
4
Музыка в жизни старшеклассника.
Влияние музыки на развитие личности. Музыка - постоянный фон жизни юного человека. Музыка реализует потребность в общении и, в то же время, потребность в уединении. Воспитание вкуса.
Серия "Мир детства. Юность", М, 1988 г.
5
Что такое образованный, интеллигентный человек.
Образованный человек не тот, кто окончил вуз. Суть образования втой силе, которую оно даёт человеку. Важны в человеке отзывчивость, сила чувства, энергия, воля. Суть истинной интеллигентности. Признаки образованного, интеллигентного человека.
Рубахин Н.А. Письма к читателям о самообразовании. М, 1975г.
6
Эстетическое воспитание старшеклассников.
Роль эстетического воспитания в формировании личности школьника. Художественный вкус и его место в эстетическом воспитании. Роль искусства, приобщение к искусству. Выявление и развитие художественных способностей и склонностей учащихся. Роль телевидения.
Общая и эстетическая культура молодёжи.
Кобалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973.
Йеменский Б.М. Распахни окно. М., 1974.
Эстетическое воспитание школьников. М., 1974.
7
Нравственное воспитание старшеклассников.
Понятие о нравственности и этике. Формирование нравственных убеждений. Эмоции положительные и отрицательные. Скромность и развязность. Душевная чистота, целомудрие. Девичья гордость.
Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания.
Богданова А.С. Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М. 1988.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников.
8
Индивидуальность школьника и компьютеры.
Компьютерные способности, их характеристика. Компьютеры и развитие школьника. Компьютерные фанаты-хакеры. Компьютерные игры - вред или польза для школьников?
Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987 г.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988 г.
С. Пейперт Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М., 1989 г.
Б.Хайер Мои ученики работают на компьютерах. М., 1989 г.
9
Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.
Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
Коломинский Я.Л. Мы живём среди людей. М.1989.
Большой психологический словарь. М.2001.
Беседы о нравственности. Сборник статей. М.1996.
10
Курение и статистика.
Статистика и факты проблемы курения. Болезни, связанные с курением. Пути помощи ребёнку, который курит.
Коляда М.Г. шпаргалка для родителей. Донецк,1998.
Школа здоровья. М.1999, №1.
11
Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Анализ отношения к выбору профессии. Значение склонностей и способностей в выборе профессии. Влияние семьи на будущий выбор профессии.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М. 1991.
Степанов А.Н. Бендюков М.А. Азбука профориентации. Спб, 1995.
Поляков В. Технология карьеры. М. 1995.
12
Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
Что такое конфликт? Умение разрешать проблемы и конфликты. Конфликты «трудного» возраста. Тактика поведения в конфликте.
.
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
Смид Р. групповая работа с детьми и подростками. М.1999.
Сонин В.А. Психологический практикум. М. 1998.
Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М. 2002
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ