Урок на тему «Развитие связной речи и творческих способностей дошкольников с ОНР через театрализованную игру»

МДОУ «Детский сад №10 «Серебряное копытце»









ОПЫТ РАБОТЫ

на тему


«Развитие связной речи и творческих способностей дошкольников с ОНР через театрализованную игру»









Подготовила учитель-логопед

Крецу В.П.













г.Алушта, 2015

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………. 3 стр.

Педагогическое руководство ………………………………………………… 5 стр.

Развитие эмоциональной сферы ……………………………………………... 8 стр.

Театрализованные игры ………………………………………………………. 9 стр.

Знакомство детей с театральными куклами и театральными игрушками

(театр Бибабо) ………………………………………………………………… 13 стр.

Выводы ………………………………………………………………………….15 стр.

Литература …………………………………………………………………….. 16 стр.

Приложение …………………………………………………………………….17 стр.



























Вступление

Из всех…знаний и умений самым

важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв



Сегодня содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду строится на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


Основная цель современного педагога – разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 


Основная цель логопеда – развитие всех компонентов речи ребенка. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

Педагоги дошкольного образования работают для обеспечения идеального детства для ребенка – дошкольника. А мы под этим подразумеваем – постоянный праздник. И основную роль отводим именно театру.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях:

- как вид искусства, в процессе воспитания которого ребенок выступает в роли зрителя

- как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

Специальные исследования показали, что обе роли – зрителя и актера являются для развития ребенка очень значимыми.

Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывает игра-драматизация по предложению воспитателя и под его руководством. Поэтому необходимо с раннего возраста разыгрывать с детьми разнообразные песенки, потешки – готовя детей, тем самым, к театрализованной деятельности.

Театрализованная игра – это игра, которая строится на основе литературного произведения.

Особенностью театрализованной игры является то, что сюжет, роли, содержание определяются текстом произведения.

Основная цель для логопеда в этом случае – это развитие связной речи детей, развитие навыков общения и творческих способностей детей средствами театрализованного искусства.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческих переживаний, а не конечный результат – сам спектакль. Поэтому не стоит заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если ребенок не точно произведет реплику, выполнит движения, с точки зрения взрослого, не удачно. Главное – это понимание и атмосферы пьесы, т.е. произведение должно быть хорошо знакомо детям, понятно и доступно возрасту.

Для того, что бы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут проявления в различных видах деятельности. Расширению опыта детей способствуют и театральные занятия. В этом неоценимая помощь воспитателей, которые работают в данном направлении на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.


Педагогическое руководство


Начинать работу по ознакомлению дошкольников с театром необходимо с бесед, цель которых сформировать на эмоциональной уровне представления о театре, как виде искусства. В процессе бесед воспитатель предлагает детям обсудить такие вопросы:

  • «Что делают зрители в театре?»

  • «Кто участвует в спектакле?»

  • «Как надо вести себя в театре?»

  • «Почему надо тихо вести себя на представлениях?»

Потом можно предложить детям разыграть сценки-диалоги «В парикмахерской», «Колобок». Дети не сразу сами овладевают умением правильно вести себя на сцене: они скованы, речь не выразительна.

И поэтому на следующем этапе необходимо помочь детям овладеть средствами образной выразительности.

  1. Интонацией – необходимо предложить детям произносить отдельные слова с различной интонацией: вопрос, просьба, удивление. Цель работы – достичь выразительности и естественности речи. Например: фраза «Мы пойдем гулять» - отрабатывается с различной интонацией.

  2. Работа над позами – сначала целесообразно предложить детям поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предложить позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (паука, березу) и обязательно объяснить, почему именно эту позу они выбрали, какими средствами добились схожести с персонажем.

  3. Мимикой – научить детей по выражению лица (глазам, бровям, губам) определить настроение человека, а затем с помощью мимики изображать свое эмоциональное состояние.

  4. Жестами – начинать надо с простых заданий – как жестами показать эмоциональное состояние человека или его ощущения (я замерз, мне весело, я плачу)

  5. Пантомимикой – проигрывание ситуации без слов. В ней сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Нужно предложить детям представить ситуации и показать их (я мыл посуду и случайно разбил чашку; Мне подарили подарок в коробке. Ее нужно раскрыть, а там любимая игрушка ребенка). Затем можно предложить изобразить прыгающую лягушку, распускающийся цветок.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп.

Она заключается в следующем:

  • воспитатели побуждают детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”).

  • Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).

  • Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

  • Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра “Ворон и воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).

  • Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса («са-са – вот летит оса» с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. «Ша-ша ша-наша каша хороша» и т.д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:

  • Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр”.

  • Закрепляются умения в сочетании движения и речи (пальчиковые игры, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, “Дом и ворота” и др).

  • Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).

  • Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голосок”, “Веселые превращения”).

  • Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (Любые пальчиковые гимнастики).
    В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”).



Развитие эмоциональной сферы

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной.

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.

На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

  • у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

  • они начинают глубже понимать себя и других;

  • у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

На занятиях предусмотрено знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей. Их желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы.

В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями.

На занятиях второго раздела углубляются эти знания.

Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

(Приложение №1)

Театрализованные игры

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Целью использования театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР является создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей с нарушением речи.

Работая по данной теме, решаю следующие коррекционные задачи:

  •  Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;

  •  Закреплять правильное произношение поставленных звуков;

  • Упражнять в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения;

  •  Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в процессе театрально-игровой деятельности;

  •  Воспитывать культуру речевого общения.

  •  Развивать познавательные процессы, мелкую и общую моторику.


Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной работы. Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с воспитателями учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на более лёгкие).

Начинаю разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.

При подборе песенного и танцевального материала музыкальный руководитель подбирает небольшие по объёму и мелодичные произведения в спокойном темпе.

Игровая деятельность, используемая на занятиях, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, воображение детей.

Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Привлекаю их к работе над театрализацией. Совместно с детьми они читают произведения, просматривают видеофильмы, рекомендованные педагогами по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

На начальных этапах работы с детьми с ОНР основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Вместе с музыкальным руководителем и воспитателем стараюсь дать возможность выступить каждому ребёнку даже с самой маленькой ролью. Создавая образ, они учатся преодолевать не только речевые трудности, но и справляться с застенчивостью.

Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности проводится поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.(Приложение №2,3). Благодаря этому движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое.

Предлагаю следующие игровые упражнения: «Съешь кислый лимон…», «Рассердись на драчуна…», «Испугаться злого волка…», и др.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и речевого аппарата, правильной артикуляции, такие как: «Салют в стакане», «Волшебный телефон», «Подуй на снежинку», «Песенка шарика», «Песенка водички» и др.

Для развития интонационной выразительности, силы голоса и четкой дикции предлагаю такие игры как «Чудо-лесенка», «Громко-тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок» и проговаривание различных скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.

На третьем этапе мы переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Например, потешки «Курочка-рябушечка», «Гуси, вы, гуси!», «Тень-тень-потетень». Дети разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе мы переходим к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут сказки «Курочка Ряба», «Волк и козлята», рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку), «Маша обедает» (С.Капутикян) и др. Дети разыгрывают небольшие по объёму тексты как актеры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для разных инсценировок.

Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они начинают импровизировать, наряжаться, обыгрывать ту или иную сценку в самостоятельной деятельности.

Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа мини-спектаклей, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.



Знакомство детей с театральными куклами и театральными игрушками (театр Бибабо)

Хорошо бы начинать с 1ой младше группы, когда малышам показывают небольшие спектакли и драматизации, которые готовят не только педагоги, но и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает снять напряжение, создает радостную атмосферу. После спектакля детям дают возможность поиграть с куклами, хорошенько ее рассмотреть, так дети незаметно для себя включаются в театральную игру. В занятия необходимо включить этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции. А так же этюды, обучающие управлять театральными куклами различных систем.

Со 2ой младшей группой работу над кукольным спектаклем и театрализованными играми необходимо вести параллельно. Детей последовательно знакомят с различными видами театра, используя этюды (например, по краю ширмы идет кукла, останавливается в центре, оглядывается по сторонам, кого-то ищет, не находит, уходит). Ребенок учится управлять куклой, выполнять движения.

Так же этюды с настольным театром – 1-2 игрушки, обязательное присутствие диалога.

В этом возрасте детей нужно начинать обучать этюдам актерского мастерства. Для этой цели используют этюдный тренаж, который помогает развивать память, мышление, воображение (например, учить реагировать на зрительные сигналы – девочки танцуют, когда педагог поднимает цветок, мальчики – флажок).

В нашем Детском саду №10 «Серебряное копытце» набор детей в логопедические группы осуществляется со среднего дошкольного возраста. Поэтому требования, предъявляемые к 1ой и 2ой младшим группам – мы проходим с детьми по ускоренной программе.

После знакомства, предлагается объединять кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Дети имеют возможность самостоятельного выбора. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, т.к. кукла для них является той ширмой, за которую ребенок может спрятаться в стрессовой ситуации. Ребята, предпочитающие себя, чаще всего, выбирают роли, в которых они участвуют как актеры, т.к. они уверены в себе.

В старше и подготовительной группе, как правило, все дети освобождаются от комплексов и роль кукольного театра уменьшается. Навыки, полученные за три года, позволяют объединять в одной театральной игре несколько видов театральных кукол.

Театральные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявлять творчество в различных видах деятельности. Использование творчества в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовки. Каждый ребенок развивается в удобном для него темпе.

Неправильно назначать одних и тех же детей на главные роли (имеется в виду не утренники, а инсценировка сказок, спектаклей). Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, необходимо стремиться помочь ему раскрыть свои способности.

Таким образом, дети сознательно выбирают ту игру, которая им ближе.









Выводы

Воспитательное значение театрализованной игры состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитию коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решение задач коррекционного обучения (становление основных психические процессов, развитие речи) с другой тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

В процессе театрализованной игры:

  • Расширяются и углубляются знания об окружающем мире;

  • Развиваются психологические процессы – память, внимание, речь, стимулируются мыслительные операции;

  • Происходит развитие различных анализаторов – зрительного, слухового, речедвигательного;

  • Активируется, совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность;

  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

  • Развивается эмоционально-волевая сфера;

  • Происходит коррекция поведения;

  • Стимулируется развитие творческой поисковой активности, самостоятельности;

  • Участие доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Литература

  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 – 4 лет (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1993.

  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

  4. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.

  5. Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. – М., 1969.

  6. Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1993

  7. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

  8. Вакуленко Ю.А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». - Волгоград, 2007. 4. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи». - М., 1961.

  9. Глухов В.П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. _ М., 1985

  10. Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи._М., 1987

  11. Глухов В.П. «Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - Автореф.канд. дис. _ М., 1987.

  12. Глухов В.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 1988. - №4

  13. Доронова Т.Н. «Играем в театр».-М., 2005

Приложения

Приложения №1. Занятия по трем разделам для развития эмоциональной сферы

I раздел

Цель занятий 1 раздела:

  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

  • продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения; развивать эмпатию.

Занятие 1. Радость.

1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»

Вопросы к детям:

  • О чем вы думали, когда слушали музыку?

  • Что чувствовали?

  • Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему «Радость»

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос:

Что такое радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.

Радость – это когда праздник.

Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

Радость – когда нет войны.

У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

(М. Потоцкая «Что такое радость»)

6. Хоровод

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие 2. Горе.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вопросы к детям:

  • Каков характер этих пьес?

  • Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе.

2. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

  • Когда герои этих сказок переживали горе?

  • Как они справились с горем?

3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

4. Драматизация ситуации «Пропала собака»

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

  • Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?

  • Кто лучше всех тебя успокоил?

Занятие 3. Гнев

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

  • Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

  • Как описал автор гнев Умывальника?

  • Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились

4. Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

5. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Занятие 4. Страх

1. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение «Найди пиктограмму»

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки

Вопрос к детям: – Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха)

Вопрос к детям: – Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

  1. Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка».

  2. Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

Занятие 5. Удивление

1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона)

Вопросы:

  • Какие чудеса описывает автор?

  • Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение «Зеркало»

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Вопрос: – Что общего в том, как вы изображали удивление?

3. Игра «Фантазии»

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • К нам пришел слон...

  • Мы оказались на другой планете...

  • Внезапно исчезли все взрослые...

  • Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...

II раздел

Цель занятий II раздела:

  • продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева, страха и удивления;

  • закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

  • расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;

  • продолжать развивать эмпатию, воображение.

Занятие 1. Радость и горе

1. Знакомство с гномами

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой – грустный. Одеты гномы одинаково.

Гномы знакомятся с детьми. Вопросы к детям:

  • Чем похожи гномы?

  • Чем отличаются?

  • Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?

  • Что могло обрадовать Антошу?

2. Литературные загадки

Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую – Антоша. Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кирюшина (грустного клоуна) команда поднимает руку, когда прочитают радостный отрывок, Анто-шина (радостного клоуна) команда реагирует на грустный отрывок.

Литературные отрывки:

  • Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица... (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)

  • Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей обвенчался Елисей, И никто с начала мира не видал такого пира, Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»)

  • Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала – не нашла и говорит Ивану-царевичу: – Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

  • Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит: – Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду! Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

  • Иванушка говорит: – Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца! – Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок – и плачет, а козленочек возле нее скачет. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  • Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает руки и не ошибается.

3. Рисование гномов

Предложить детям нарисовать портреты Кирюши и Антоши. Когда дети закончат рисовать, подарить портреты гномам.

Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.

4. Хоровод

Дети вместе с гномами водят хоровод.

5. Прощание

Дети прощаются с гномами, а Кирюша обещает чаще улыбаться.

Занятие 2. Радость и гнев

1. Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» (предварительно прочитать детям эти сказки)

Вопросы:

  • Чем вызвано чувство гнева у героев сказки «Лиса и журавль»?

  • Чем вызвано чувство радости?

  • Что разозлило героев сказки «Мужик и медведь»?

  • Что их обрадовало?

  • Как выражали герои обеих сказок гнев и радость?

2. Рассматривание картины «Медвежья семья» (серия «Звучащее слово». – М., 1980г.)

Вопросы к детям:

  • Что изображено на картине?

  • Как вы думаете, какое настроение у медведей?

  • Чему они рады?

  • А какое чувство испытывают пчелы?

  • Почему?

Детям предлагается показать, как сердятся пчелы.

3. Игра «Медведи и пчелы»

Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.

4. Кукольный спектакль «Капризка», сокращенный вариант (Карманенко Т.Н., Карманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982 г.)

Занятие 3. Гнев, удивление

1. Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.

Вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,

И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

2. Рисование облаков

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом – удивленное.

3. Выставка рисунков

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга.

Найти самое гневное облако и самое удивленное.

4. Игра «Облака»

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая – удивляется, глядя на гневные облака. Затем дети меняются ролями.

5. «Произнеси фразу»

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака.

Занятие 4. Радость, горе, страх

1. Литературные отрывки

Предложить детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице.

Отрывки из произведений:

  1. Плачет серый воробей: – Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зернышка не видно.

  2. Но мохнатые боятся: – Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнца не отдаст!

  3. Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: – Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

  4. И прибежала зайчиха И закричала: «Аи-Аи! Мой зайчик попал под трамвай!.. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»

  5. Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.

  6. И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Вопросы:

  • Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?

  • Какие чувства вам было легко передать, а какие – трудно?

Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.

2. Игра «Гномики»

Детям предъявляется плакат с изображениями радостного, испуганного и грустного гномика.

Вопросы:

  • С кем из гномиков вам хочется играть?

  • Кто из гномиков испугался прививки?

  • Какой гномик разбил свою любимую чашку?

3. Рассказы детей

Предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова «Самый, самый, самый»

Вопросы после просмотра:

  • Когда львенок огорчался?

  • В каком эпизоде сказки львенок испугался?

  • Что заставило львенка радоваться?

Занятие 5. Радость, горе, удивление

1. Этюд «Хорошая погода»

Детям предлагается представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.

Вопрос: – Какое у вас сейчас настроение?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных.

2. Этюд «Плохая погода»

Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.

Вопрос: – Какое у вас настроение?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

3. Этюд «Погода изменилась»

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос: – Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

4. Рисование эмоций

Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – горе, третья – удивление.

«Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе с учителем).

Занятие 6. Радость, страх, удивление

1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Вопросы к детям:

  • Что почувствовали Вова и Владик, когда шляпа поползла?

  • Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?

  • Какое чувство пришло на смену удивлению?

  • Как ребята выражали радость?

2. Рисование эпизодов из рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору:

  • мальчики испугались;

  • мальчики удивились, увидев котенка под шляпой;

  • мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских рисунков

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.

Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

4. Рассказы детей

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

5. Упражнение «Зеркало»

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

III раздел

Цель занятий III раздела:

  • закрепить знания об эмоциях;

  • продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;

  • развивать эмпатию.

Развлечение «Страна сказок»

1. Рассказ о путешествии по стране сказок

Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.

2. Первый домик с пиктограммой гнева. Дети называют эмоцию

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.

3. Второй домик с пиктограммой страха. Дети отгадывают эмоцию

Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она выгнала его из собственного дома. Вопросы детям:

  • Кто пытался помочь зайчику, но не помог?

  • Почему звери не смогли помочь зайчику?

  • Как пугала лиса зверей?

  • Кто помог зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух выгоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха. Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается.

4. Третий домик с пиктограммой горя. Дети называют эмоцию

Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова «Аленушка». Вопросы:

  • Кто написал эту картину?

  • Как она называется?

  • Как художник показал горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика выходит Аленушка. Она рассказывает детям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо свершилось, дети должны назвать пословицы о горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благодарят детей. Дети продолжают путешествие.

5. Четвертый домик с пиктограммой удивления. Дети называют эмоцию

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспомнить эпизоды из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», в которых герои удивляются. Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанцевать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют. После танца дети продолжают путешествие.

6. Пятый домик с пиктограммой радости. Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:

  • Каким героям вы помогли?

  • Какие чувства вы при этом испытали?

  • Каких веселых героев сказок вы знаете?

Затем Буратино предлагает детям поиграть в игру «Хоровод сказочных героев».

Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино.

Развлечение «В царстве снежной королевы» (Автор Кубасова И.Л.)

1. Герда ищет Кая

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений:

  • С. Рахманинов «Полька» (радость);

  • Л. Бетховен «К Элизе» (печаль);

  • М. Глинка «Руслан и Людмила», увертюра (удивление);

  • Д. Кабалевский «Петя и волк» – отрывок (страх);

  • Л. Бетховен «Сюита до-минор» (гнев).

Принцесса показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой разбойницей

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникали у людей и животных в разных ситуациях:

  • Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.

  • Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.

  • Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.

  • Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.

  • Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной королевы

У дворца Снежной королевы кружатся снежинки и не дают Гер-де пройти, просят ее и детей поиграть с ними.

5. Игра «Снежинки»

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

6. Встреча с Каем

Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию – радость.

7. Возвращение домой

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.



Приложение №2



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ